Содержание
-
«Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»
-
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
-
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.
-
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
-
Основные требования (критерии) педагогической технологии: 1. Концептуальность 2. Системность 3. Управляемость 4. Эффективность 5. Воспроизводимость
-
Структура образовательной технологии Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент. Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала. Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
-
Использование инноваций в образовательном процессе ДОУ
Цель:создание условий для инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности. Задачи: внедрение инновационных технологий для повышения профессиональной культуры педагогов; создание творческой атмосферы и объединение усилий всего педагогического коллектива по построению образовательного процесса; выработка стремлений у педагогов к рационализации и эффективной организации инновационных технологий в педагогической деятельности. Этапы реализации: 1. Анализ и сбор информации о нововведениях. 2. Выбор и реализация новшеств. 3. Обобщение опыта и диагностика внедряемой инновации.
-
Современные информационные технологии в ДОУ Личностно-ориентированные технологии
-
ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ
-
Согласно ФГОС ДО, образовательный процесс в ДОУ должен строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми, создавать условия для развития личности ребенка, способствовать развитию любознательности как основы познавательной активности, обеспечивать развитие его творческих способностей и заботу о его эмоциональном благополучии.
-
Личностно-ориентированная технология
Личностно-ориентированная технология – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
-
Суть личностно – ориентированной модели
Личностно-ориентированная технология (ЛОТ) образования основана на гуманистических принципах, подчеркивающих право ребенка на собственный путь развития. Так называемые три «П»: «Понять» – увидеть ребенка «изнутри», посмотреть на мир его глазами, увидеть побудительные мотивы его поведения. «Признать» – позитивное отношение к индивидуальности ребенка, независимо от того радует ли он вас в данный момент или нет. Признать его индивидуальность. «Принять» - всегда учитывать право ребенка на решение тех или иных проблем.
-
Что же нужно сделать, прежде всего?
Самое главное, чтобы педагог -ЛЮБИЛ ДЕТЕЙ -ЗАБОТИТИЛСЯ О РАЗВИТИИ РЕБЕНКА . -УВАЖАЛ РЕБЕНКА -ВЕРИЛ В РЕБЕНКА -ЗНАЛ РЕБЕНКА -ПОНИМАЛ РЕБЕНКА («Педагогическая мудрость» А.Сухомлинский) -БЕРЕЖНО ОТНОСИЛСЯ К ДУХОВНОМУ МИРУ И ПРИРОДЕ РЕБЕНКА - все дети разные -БЕРЕГ И РАЗВИВАЛ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА РЕБЕНКА -ВОСПРИНИМАЛ РЕБЕНКА– как субъекта образования
-
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются: гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью, психолого-терапевтической направленностью на поддержку личности, в помощь ей в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
-
Технология сотрудничества реализует партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
-
Гуманно – личностные технологии реализуются в ДОУ, где имеются:
1.Комнаты психологической разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий. 2.Музыкальный и физкультурный залы 3.Кабинеты долечивания (после болезни) 4. Экологическая комната или зимний сад. 4.Изостудия 5.Сенсорная комнаты 6. Центры поддержки ребенка (игровые комнаты по интересам)
-
Технология сотрудничества предполагает:
1.Создание РППС совместно с детьми (пособия, игрушки, подарки к праздникам); 2.Совместная творческая деятельность: игры, труд, концерты, праздники, развлечения, утренние сборы
-
примеры совместной деятельности
-
-
-
-
Технология «Выбор»
Проводится с детьми старшего дошкольного возраста. Суть идеи: Один раз в неделею в определенное время каждый ребенок группы самостоятельно выбирает вид деятельности, которым он будет заниматься: петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, рисовать, лепить, мастерить, играть в интеллектуальные и спортивные игры и т.д.
-
Ребенок сообщает об этом воспитателю, прикрепляя фотографию на цветок на специально созданного стенда «Я выбираю». Цветок обозначает вид детской деятельности По мере заполнения стенда фотографиями определяются группы детей, объединенные в разные виды деятельности. В назначенное время они идут в музыкальный, спортивный зал, изостудию, творческую мастерскую, в комнату ИКТ, сенсорную комнату, комнату Монтессори и т.д. и занимаются с педагогами. Через 25-30 мин. они возвращаются в свои группы
-
Условия реализации ЛОТ
Эффективная организация развивающей среды ДОУ : Уголок настроения; «Здравствуй, я пришел» Ладошка успеха; Стул именинника; Панорама добрых дел; Звезда недели (дня); Персональная выставка; Остров сокровищ или сундук сокровищ; Полянка драгоценностей; Книга рекордов (о спортивных достижениях) и т.д. Карта - путеводитель (выбор ребенком вида деятельности) Специфика заключается в том, что созданная в группах развивающая среда - обеспечивает ребенку чувства защищенности, доверия к миру, радости существования ; - формирует предпосылки личностной культуры; - развивает индивидуальность каждого воспитанника. Эффективная организация развивающей среды ДОУ : Уголок настроения; «Здравствуй, я пришел» Ладошка успеха; Стул именинника; Панорама добрых дел; Звезда недели (дня); Персональная выставка; Остров сокровищ или сундук сокровищ; Полянка драгоценностей; Книга рекордов (о спортивных достижениях) и т.д. Карта - путеводитель (выбор ребенком вида деятельности) Специфика заключается в том, что созданная в группах развивающая среда - обеспечивает ребенку чувства защищенности, доверия к миру, радости существования ; - формирует предпосылки личностной культуры; - развивает индивидуальность каждого воспитанника.
-
«Уголок настроения» или «Азбука настроения»
-
-
-
-
-
Ладошка успеха
На ладошках из бумаги записывают достижение и прикрепляют рядом с фотографией. Заполнение «ладошки» можно поручить и самому ребенку. Родители, придя в детский сад, спешат узнать, чего добился их ребенок в течение дня (недели). Просят рассказать, как он добился успеха. В группе ребенок рассказывает сверстникам о том, чему он научился вне детского сада.
-
Копилка достижений
-
"Звезда дня"
На самом видном месте вывешивается плакат с фотографией дошкольника, избранного "Звездой дня". Каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной "я-концепции", развитие самосознания и самооценки.
-
"Панорама добрых дел"
Накопленные в течение месяца достижения дошкольника служат стимулом к его развитию. В вагончиках вклеивается фотография ребенка, под ней можно приклеивать или звездочки или цветочки
-
«Цветок настроения»
-
"Островок сокровищ"
Детское коллекционирование (разнообразные предметы-накопители: коробки, сундучки, сокровищницы с разными мелкими предметами), систематизация и изучение собираемого. Ребенок – коллекционер; воспитатель – помощник; родитель – активный соучастник.
-
«Карта – путеводитель»
Предлагается с игровым кубиком и набором разнообразных карточек по всем видам детской деятельности. С помощью путеводителя дети могут путешествовать по зонам («островкам деятельностей») Коробочка с бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: "эколог", «почтальон", "бармен", "гардеробщик", «банкир», "главный строитель", "директор гаража« и т.д.) «Деловые хлопоты»
-
Таким образом, при формировании предметно-развивающей среды группы не будет жесткого стандарта, педагоги будут учитывать особенности образовательного учреждения и детей, их темперамент, подвижность, наличие лидерских качеств, познавательные интересы, показатели развития, социальные условия жизни. Инновационный подход выражается в постановке целей образовательного процесса: развитие личности, общих и специальных способностей, компетентности детей и педагогов (традиционный подход – формирование ЗУН)
-
Технологии сотрудничества на образовательной деятельности
-
Технология сотрудничества на ОД
Структура образовательной деятельности по технологии сотрудничества 1. На первом этапе детям предлагается проблемная ситуация, которая побуждает детей к поиску решения не только поставленной проблемы, но и способов организации для успешного решения, например: «Как мы будем работать? Как легче и быстрее выполнить это задание?» Для поиска решения задачи педагог организует дискуссию, в процессе которой каждый ребенок хочет высказаться Обобщив несколько точек зрения детей, воспитатель объединяет и предлагает проверить кто прав, через реальные действия: «вот попробуем выполнить, и увидим, кто из нас был прав»
-
2. Второй структурный элемент ОД – определение формы организации детей и воспитателя с детьми для решения задачи. Технология сотрудничества предполагает два вида взаимодействия детей друг с другом: – работа в парах, в которой дошкольники осваивают один из видов сотрудничества: действия по правилу (т.е. разделение материала по какому либо признаку) или по роли (т.е. разделение функций). - деятельность в микрогруппах совместно действующих детей. Дети должны понять, что успешность выполнения задания зависят от планирования совместных действий, коллективного замысла будущего продукта, от работы каждого члена группы. Групповая поддержка, возможность действовать заодно с другими, вызывают у детей, чувство защищённости, которое облегчает любой шаг в неизведанное, даже в такие напряжённые ситуации, как выход к доске (мольберту) или ответ с места.
-
3. Третий структурный элемент – непосредственное выполнение задания, воспитатель может включиться в деятельность детей в паре с ребенком, в группе, или самостоятельно у доски, на отдельном материале. 4. Четвертый структурный элемент – взаимопроверка и взаимооценка Взаимопроверка и взаимооценка осуществляется при работе детей группами, парами, самостоятельно. Анализу подвергается каждая операция и способ её выполнения. Важным шагом в этом становится обучение детей самооценке.
-
Приемы личностно – ориентированного взаимодействия
прием «Расклад» - воспитатель должен знать положительные и отрицательные качества ребенка, но ставку делать только на развитие положительных; прием «Научи меня, пожалуйста» - может использоваться для реализации такой формы сотрудничества, как наставничество: ребенок учит взрослого делать то, что сам уже умеет делать. Взрослый прилежно учится, если ребенок согласился стать его наставником;
-
прием «Помоги» - потребность в своей значимости ребенок может реализовать, помогая игрушкам решать их проблемы; прием «Заражение» - передача эмоционального состояния от одного индивида к другому; прием «Все вместе» построен на желании ребенка чувствовать свою необходимость и значимость в коллективной работе; прием «Отвлечение», направленный на отвлечение ребенка от горестных переживаний игрой, наблюдением за чем-либо и др.
-
прием «Гордость» основан на желании ребенка чувствовать себя умеющим, компетентным; Прием «Утренние сборы» по постановке целей на предстоящий день; прием «День прошел», - мысленное возвращение к прошедшему дню и рассказывание обо всем хорошем, что за него случилось у каждого ребенка; прием «Эмоциональное обволакивание» - общение с ребенком ласковым, добрым тоном, подчеркивание положительных результатов работы, помощь в выполнении поручений и т.д.
-
ЛОТ ставит в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и в детском саду, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации имеющихся природных потенциалов.
-
ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДО
-
«Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя. Что же я такое, если я не принимаю участие? Чтобы быть я должен участвовать» Антуан де Сент-Экзюпери.
-
ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва)
Глава 4. п 4.6 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
-
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙисследовательской деятельности
1шаг Выявление проблемы 2 шаг Выбор темы исследования 3 шаг Определение цели исследования 4 шаг определение задач исследования 5 шаг Выдвижение гипотезы 6 шаг Составление предварительного плана исследования 7 шаг Проведение эксперимента 8 шаг Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы
-
Развитие умений детей
1.Видеть проблемы 2. Выдвигать гипотезы, строить предложения 3. Задавать вопросы 4. Оперировать понятиями: явления, причина, следствие, зависимость, сходство.. 5. Классифицировать 6. Наблюдать 7. Делать выводы и умозаключения.
-
Пути создания проблемных ситуаций
Преднамеренное сталкивание жизненных представлений детей с научными фактами Преднамеренное пробуждение детей к решению новых задач старыми способами Побуждение детей выдвигать гипотезы, делать выводы и обобщения.
-
Методы и приемы создания проблемных ситуаций
Подведение детей к противоречию Изложение разных т. з. на один и тот же вопрос Рассматривание проблемы с разных позиций Побуждать детей к сравнению, обобщению. Постановка конкретных вопросов. Постановка проблемных задач
-
ТИПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОПЫТЫ (ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ) Состояние и превращение вещества. Движение воздуха, воды. Свойства почвы и минералов. Условия жизни растений.
-
2. Коллекционирование (классификационная работа) Виды растений. Виды животных. Виды строительных сооружений. Виды транспорта. Виды профессий.
-
3. Путешествие по карте Стороны света. Рельефы местности. Природные ландшафты и их обитатели. Части света, их природные и культурные «метки» - символы.
-
4. Путешествие по «реке времени» Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды). История жилища и благоустройства.
-
БЛОКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организованная Образовательная Деятельность Совместная деятельность с детьми Самостоятельная деятельность Совместная работа с родителями
-
Расскажи - и я забуду,покажи – и я запомню, дай попробовать – и я поймуКитайская пословица.
-
СТРУКТУРА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
1. Выделение и постановка проблемы 2. Выдвижение гипотезы 3. Поиск возможных вариантов решения 4. Сбор материала 5. Обобщение полученных данных
-
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
- эвристические беседы; - постановка и решение вопросов проблемного характера;- наблюдения;- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);- опыты;- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;- подражание голосам и звукам природы;- использование художественного слова;- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;- трудовые поручения, действия.
-
В зоне экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены: 1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.); 2) место для приборов; 3) место для хранения материалов (природного, "бросового"); 3) место для проведения опытов; 4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.). Содержание уголков экспериментальной деятельности.
-
Содержание уголков экспериментальной деятельностив младшей группе
-
Содержание уголков экспериментальной деятельностив средней группе
-
Содержание уголков экспериментальной деятельностивстарших дошкольных группах
-
Анализируя все выше сказанное, можно сделать вывод, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность детей, развивая их познавательную активность
-
Работа с родителями
Собрания, консультации Анкетирование Буклеты, памятки, ширмы-передвижки Рубрика в родительском уголке Картотека элементарных опытов и экспериментов Коллекции открыток о природе Мультимедийные обучающие презентации Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды Выставки
-
-
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.К.Е.Тимирязев
-
Игровые технологии в детском саду
-
Играпредставляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов. В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путем спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания
-
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма в образовательно-воспитательном процессе создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения стимулирования к деятельности.
-
-
Методы и приемы, используемые в игровых технологиях Игровые Словесные Наглядные Практичес- кие
-
-
Структура игры
-
Виды игр
-
Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым. Сначала они используются как отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с 2-3 лет их основная задача – формирование эмоционального контакта, доверия детей воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека, интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
-
5 блоков игр
-
Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными, по своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений.
-
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами. Таким образом, игровая технология играет основную роль в развитии ребёнка.
-
«Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» Фридрих Фребель
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.