Содержание
-
Развитие мышления и речи в урочной деятельности
МАОУ гимназия № 1 (корпус № 2) 2017 год
-
Слово так же относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет собой живую клеточку, содержащую в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом. Слово — это не ярлык, наклеенный в качестве индивидуального названия на отдельный предмет. Оно всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им обобщенно и, следовательно, выступает как акт мышления. Л.С. Выготский
-
Актуальность темы:
В соответствии с тенденциями общественного развития, обусловившими возникновение современной образовательной ситуации, когда в массовую школу приходит всё больше детей с проблемами развития, в том числе с речевыми нарушениями, успешная деятельность образовательных учреждений становится немыслимой без квалифицированной всесторонней помощи детям на основе развития психических процессов, в том числе мышления и речи.
-
Сущность интеллекта, содержание и понятие интеллектуального развития, его уровни, показатели и условия анализировались в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Я.А. Пономарёва и др. Взаимосвязь умственного развития и обучаемости детей изучались такими авторами, как Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Н.А. Менчинская, З.И. Калмыкова, А.К. Маркова и др. Аномалии в умственном развитии детей и их отражение на учебной деятельности школьников и их обучаемости исследовались Л.С. Выготским, А.Р. Лурия, Т.А. Власовой, Р.Е. Левиной, В.И. Лубовским, Т.В. Розановой и др. Вопросы критериев и диагностики умственного развития рассматривались в трудах Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, А.А. Смирнова, К.М. Гуревича, И.В. Дубровиной и др.
-
ЦЕЛЬ:
создание условий для развития мышления и речи в урочной деятельности.
-
ЗАДАЧИ:
Изучить теоретические основы развития мышления и речи у школьников. Выявить специфику развития мышления и речи в урочной деятельности. Определить и учитывать в повседневной педагогической практике психолого-педагогические условия, способствующие развитию мышления и речи.
-
Мышление и речь
Мышление - высшая ступень человеческого познания; процесс познания окружающего реального мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений; включает в себя вывод новых суждений (осуществление умозаключений). (Википедия) Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание. (Википедия)
-
Взаимосвязь мышления и речи
Мы редко задумываемся о том, как связаны речь, мышление и деятельность. А ведь мы думаем на определённом языке. При изучении иностранного языка это становится особенно заметно. Ведь обычно для внутреннего монолога мы предпочитаем родной. Чем лучше мысль выражена словами, тем отчётливее и понятнее она воспринимается. И наоборот: чем лучше продумана определённая мысль, тем лучшее словесное выражение она получает в результате. В любом случае мышление представляет собой осознаваемый процесс.
-
МЫШЛЕНИЕ Высшая форма познавательной деятельности человека, позволяющая отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями Установление всеобщих взаимосвязей Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений Обобщение свойств однородной группы явлений и др. Основные функции
-
Интуитивное Дискурсивное Классификация мышления По форме По степени развернутости По степени новизны и оригинальности По характеру решаемыхзадач Наглядно-образное Наглядно-действенное Продуктивное (творческое) Репродуктивное (воспроизводящее) Практическое Теоретическое Абстрактно-логическое Виды мышления
-
Взаимосвязь форм мышления Умозаключение мыслительный процесс, в ходе которого из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением или следствием Суждение мысль, выражаемая повествовательным предложением и являющаяся истинной или ложной Понятие мысль, фиксирующая признаки отображаемых в ней предметов и явлений, позволяющая отличать эти предметы и явления от смежных с ними
-
Сравнение Основные мыслительные операции мысленное соотнесение и выделение общего в двух или нескольких различных явлениях или ситуациях мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного отвлечение существенных свойств предмета от несущественных мысленное соотнесение, сопоставление, установление связи между различными элементами мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих элементов, частей, моментов, сторон Анализ Мыслительные операции Обобщение Абстракция Синтез
-
Творчество Глубина Гибкость Широта Инициативность Критичность Быстрота Составляющие продуктивности ума Продуктивность ума Сообразительность
-
Качества мышления Выражается в умении увидеть новую проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами. Творческий характер мышления наиболее ярко выражается в его самостоятельности Проявляется в степени проникновения в сущность явления, процесса Проявляется в умении изменять намеченный план действий, если этот план не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задач Отражается способность человека правильно оценить как объективные условия, так и собственную активность и при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности Проявляется в способности находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени Глубина мышления Самостоятельность мышления Гибкость мышления Критичность мышления Быстрота мышления
-
Условия развития творческого мышления Условия, стимулирующие развитие творческого мышления Это один из видов мышления, характерный Созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов Творческое мышление Условия, препятствующие развитию творческого мышления Разрешение и поощрение множества вопросов Стимулирование ответственности и независимости Ситуации незавершенности или открытости в отличие от жестко заданных и строго контролируемых Внимание к интересам детей со стороны взрослых и сверстников и др. Акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях Конформность Неодобрительные оценки воображения, фантазии, исследования Жесткие стереотипы в мышлении и поведении Стремление к успеху во что бы то ни стало Избегание риска Преклонение перед авторитетами и др.
-
Индивидуально-типологические особенности мышления Тип высшей нервной деятельности (мыслительный, художественный или смешанный) Сочетание различных видов мышления Развитость отдельных мыслительных операций Сформированность умственных действий при решении задач определенного класса Способность подчинять поисковые действия цели Способность предвосхищать возможные решения проблем, актуализировать знания Импульсивность, уравновешенность или осторожность в принятии решений Способность (неспособность) выйти за пределы ситуативных ограничений и принимать нестандартные решения Адекватная оценка условий решения задачи и правильности собственных действий Глубина мышления Широта мышления Гибкость или ригидность ума Критичность мышления
-
Мышление По типу сознания По форме По средствам действия Теоретическое Эмпирическое Наглядно действенное Наглядно образное Словесно логическое Интуитивное Рациональное Вербальное Наглядное Творческое Критическое Практическое Теоретическое По функциям По типу проблем По степени рефлексии
-
Осознание проблемной ситуации Ограничение зоны поиска Построение гипотезы Проверка гипотезы Постановка задачи Рефлексия действий и результатов Этапы решения мыслительной задачи
-
-
Систематичность в развитии речи обеспечивается четырьмя условиями:
1) последовательностью упражнений; 2) перспективностью упражнений; 3) разнообразием упражнений; 4) взаимосвязью упражнений.
-
Умения, связанные с пониманием речевого сообщения:
отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой или основной мыслью; понимать тему текста и определять её границы; понимать основную мысль текста и выражать ее в собственном речевом высказывании; понимать заголовок текста и прогнозировать на его основе содержание, а также озаглавливать текст в соответствии с темой или основной мыслью речевого высказывания; выделять в данной теме микротемы; выделять в тексте ключевые слова, словосочетания и предложения и с их помощью определять основное содержание текста; догадываться по контексту о значении незнакомых слов; формировать вопросы по созданию текста и в связи с ним.
-
Умения, связанные с построением текста, осознанием его структуры:
делить текст на логически законченные части; составлять план готового текста, то есть определять главною мысль каждой части и выражать ее одним предложением, а также планировать собственные речевые высказывания; составлять вступительные и заключительные части своего речевого высказывания и выделять их в готовом тексте; определять и устанавливать основные средства связи в данном тексте; перестраивать текст в соответствии с другими речевыми задачами.
-
Умения, связанные с текстом в целом, со всеми его сторонами:
совершенствовать собственный текст; прогнозировать возможные трудности при решении речевой задачи и намечать пути и способы их преодоления (осуществлять прогностический контроль); организовать индивидуальную (самостоятельную) работу в соответствии с предложенным образцом (моделью, алгоритмом); организовать парную и групповую работу по решению речевых задач.
-
Умения, связанные с языковыми средствами:
пользоваться фонетическим, лексическим, синтаксическим богатством языка: отбирать языковые средства в соответствии с определенным типом текста (повествованием, описанием, рассуждением); отбирать языковые средства в соответствии с определенным стилем речи.
-
Мастер-класс «Читать – это модно,читать надо быстро!»
Глебова О.А., учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии № 1 г. Тюмени (корпус № 2)
-
Увхжххмыедрхзья! В двхдцхтомвхкеРхссхясчхтхласьсхмойчхтххщейстрхной в мхре. Чхтхли – вхзде: в пхрке, элхктрхчке, автхбхсе, на остхноъхвке,у кхмина, на кххнеи на мхгкомдхвхне. Вхпхсхвалигхзхты и жхрнхлы, пхкхпалипхрххдику и кнхги в кххсках «Сххзпхчати» и кнхжныхмхгхзхнах, счхтхликнхгулхчшимпхдхрком. Двхдцатьпхрвыйвхк – врхмясхврхмхнныхгхджхтов. Знхчит ли это, что чтхниекхкпрхцессумхрхет?Что нхжносдхлать, чтхбыдхтьчтхниюнхвыйимпхльсрхзвхтия?
-
- 97% читателей откладывают раз начатую книгу; - 30% людей теряют интерес к книге и больше не возвращаются к ней; - 84% специалистов не успевают прочитать специализированные журналы.
-
В л е с у о с л а с о с н а . а м б ы л д у п л о . В д у п л е и л а б е л к а . б е л к и б ы л и д е и . н и м а л ы
-
-
Я *** вдыхаю, в которомБеспечная *** поет,И облако *** просторомВо мне *** полет.
-
Я воздух вдыхаю, в которомБеспечная птица поет,И облако белым просторомВо мне начинает полет.
-
1.Психологические упражнения
Начало работе с книгой кладут упражнения«Поза», «Расслабиться». Упражнением «Поза» прививается умение правильно сидеть во время чтения, держать книгу, при усталости подпирать голову одной рукой и наоборот. Фаза расслабления обеспечивает максимальный отдых путём снятия напряжения всей мускулатуры. По команде «Расслабиться!» глаза читающих отрываются от текста и закрываются, руки с разжатыми пальцами опускаются на колени, корпус откидывается назад, голова опускается, устанавливается полная тишина, расслабление длится 20-30 сек. На протяжении фазы расслабления нужно несколько раз тихо повторить: «Вы чувствуете себя хорошо, всё тело расслабилось, вы отдыхаете». Затем фаза расслабления прерывается командой «Поза», после чего ученики принимают правильную позицию и вновь приступают к чтению.
-
Упражнения на развитие зоркости
Материалом для этих упражнений служат изучаемые буквы, слоги, слова. 1. Какая буква, слог, слово лишние? 2. Что общего в словах и чем они различаются? 3. Звуковая разминка. А-о-у-ы-и-э, а-у, а-о, ы-и, э-а, и-э; аоуиэ, аиуоэ. С-з-ж, ш-ж-с, жа-ча-ща, жба-жбэ. 4. Работа с предложением. Предложение можно разделить на синтагмы и записать стихотворным набором: Дал агроном черенки И научил, Как их в землю вкопать, Как поливать, Как с крапивой бороться.
-
Артикуляционная гимнастика
Упражнения на правильное произношение звуков, отработку дикции. Артикуляционная гимнастика проводится в начале урока в течение 2-3 минут. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания. 1. Чтение чистоговорок шепотом и медленно. 2. Чтение тихо и умеренно. 3. Чтение громко и уверенно. 4. Игры на звукоподражание. 5. Скороговорки на проговаривание согласных звуков. Задания: прочитай скороговорку с интонацией удивления, весело, грустно и др. прочитать скороговорки, каждый раз увеличивая темп.
-
Метод динамического чтения
Динамическое чтение – это когда читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, то есть блоки. Это чтение только глазами про себя.
-
Упражнения для развития «поля зрения» по таблицам
Прочитать про себя, указывая буквы карандашом
-
Прочитай слоги про себя по порядку (сверху вниз, слева направо). Постарайся запомнить слоги. Составь из данных слогов слова.
-
Таблицы Шульте(развивают боковое зрение учащихся)
-
-
Упражнения на развитие антиципации (смысловой догадки)
1. Закончи пословицы: Дома стены ___________________ . Век живи, _______ ____________ . 2. Восстанови слово. МА . . НА (Машина, Марина, малина) ТРА . . АЙ (трамвай) 3.Чтение предложений текста с пропущенными словами.
-
Упражнения на развитие чтения без повторов
Чтение с закладкой Закладка движется не под строкой, а по строке, закрывая уже прочитанный слог слева от ученика. На закладке нарисована стрелка, указывающая вправо . Закладка закрывает прочитанный слог, который также закрывается передвижением закладки левой рукой вправо. Это исключает повторы уже прочитанного слога и ускоряет чтение. Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом ПыЛесос СнЕгиРи МЕвеДь КАниКУЛы ПОсуДА АВТобуС ДЕКАбрь СНегоВИк ВоРоБьИ ЛаСтОЧКа
-
Деление слов на слоги вертикальными и горизонтальными линиями: СНЕ/ГО/ПА/ДЫ СНЕ – ГО – ПА – ДЫ Постоянное наращивание слова: ЛЕС ДОМ ЛЕСОК ДОМИК ПЕРЕЛЕСОК ДОМИШКО КОТ РЫБА КОТИК РЫБКА КОТЁНОК РЫБНЫЙ РЕКА СНЕГ РЕЧКА СНЕЖОК РЕЧУШКА СНЕГОВИК
-
-
Упражнения на развитие осознанности чтения
Назови одним словом: Чиж, грач, синица, сова, ласточка - …………… Ножницы, молоток, пила, грабли - …………….. Шарф, варежки, пальто, шапка - ………………. Стакан, кастрюля, тарелка, кружка - ………….. Роза, фиалка, ромашка, тюльпан - ……………… Медведь, лиса, бобёр, лось - ……………………. Раздели слова на группы: А) Заяц, горох, ёжик, медведь, капуста, волк, огурец. Б) Корова, шкаф, стул, коза, диван, овца, стол. В) Апельсин, автобус, абрикос, яблоки, автомобиль, трамвай.
-
Игра «Фотоглаз»: сфотографировать (запомнить) несколько слов, написанных учителем, и ответить на вопрос, есть ли слово, которое произносит учитель, в перечне или нет? Игра «Эхо»: По одному слову из предложения начинает читать хорошо читающий ученик, а слабо читающий прочитывает это же слово следом. Это упражнение хорошо использовать на первом этапе обучения. Сильный ученик чувствует себя ответственным, а слабый уверен в себе, он уже услышал это слово, ему легче его узнать. Сильный ученик отдает все силы выразительному чтению, а у слабого остается время на прочтение следующего слова.
-
Ежеурочныепятиминутки чтения
У каждого ребенка своя книга и любой урок начинается с того, что дети открывают книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения. Затем дети закрывают книгу и продолжается урок. Задания к тексту, которые вызывают интерес к чтению: Прочитать по ролям. Придумать свое окончание к рассказу, сравнить с окончанием автора. Составить вопросы к тексту. Учитель читает текст и заканчивает на самом интересном месте, предлагая ребенку закончить чтение. Учитель предлагает проблемный вопрос, для ответа на который у ребенка нет необходимых знаний, предлагает найти ответ на поставленный вопрос в тексте.
-
Чтение «Канон». Один человек начинает читать абзац текста, другой читает этот же абзац вместе с первым, но опаздывая от него на 3-4 слова (как при пении канона). Чтение «Спринт». Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав губы и зубы, а после прочтения отвечают на сформулированные перед чтением вопросы. проводится такое упражнение перед чтением вслух каждого текста. Упражнение «Чтение-разведка». Оно используется с целью обучения детей вертикальному чтению. Дети на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы. Так дети учатся находить в тексте главное. На уроках русского языка можно предложить поиграть в разведчиков, т.е. найти в тексте словарные слова или слова на какое-то правило.
-
Профессор И.Г. Пальченкодля развития навыков чтения предлагает такие упражнения:
Многократное чтение. Чтение в темпе скороговорки. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Все упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, т.е. читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), но вполголоса, чтобы не мешать товарищам.
-
«Жужжащее» чтение
Оно было одним из основных элементов развития навыков чтения в Павлышской школе, школе В.А. Сухомлинского. Это чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее.
-
Чтение с простукиванием ритма. Простукивая по столу карандашом заранее выученный ритм, ученик должен читать глазами незнакомый текст, а после прочтения ответить на вопросы по содержанию. Чтение со звуковыми помехами. Например, при звучании музыки. Сравнение скорости чтения известного текста и незнакомого. Нахождение в тексте за одну минуту слов на какую-либо букву. Чтение за учителем (упражнение вырабатывает скорость произношения слов).
-
Зрительные диктанты(по И.Т. Федоренко)
В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова – 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной-две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребенок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т.е. из 8–9 слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее. Как проводить зрительные диктанты? На доске пишут 6 предложений одного из наборов и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ребята в течение определенного времени (оно указано в таблице) читают про себя, стараясь запомнить это предложение. По истечении времени учитель стирает предложение и предлагает записать его в тетрадях. Если кто-то из учеников не запомнил предложение, можно посмотреть у соседа. Затем пишут второе предложение, третье и так все шесть. На это уходит примерно от пяти до восьми минут времени. Если учитель видит, что дети часто заглядывают в тетрадь соседа, т.е. не успевают запомнить предложение, на следующий день работу с данным набором повторяют. И так до тех пор, пока все дети не будут писать предложения самостоятельно. Только после этого можно переходить к другому набору предложений. В среднем, на каждый набор уходит по три дня. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно.
-
-
Читать – это модно,читать надо быстро!
-
Задачи, стоящие перед педагогическим коллективом:
организация речевой деятельности на уроке с соблюдением ее полной психологической структуры (понимание целей и задач (постановка); выполнение действий, приемов, способов; самоконтроль и самооценка); расширение диапазона способов организации речевой деятельности; соблюдение единых требований к речевому высказыванию; использование текста как урокообразующей системы; качественное логопедическое сопровождение учащихся на основе взаимодействия педагогов и узких специалистов; взаимодействие с родителями (законными представителями) по развитию мышления и речи учащихся.
-
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ананьев Б.Г. К теории внутренней речи в психологии. // Психология речи. – М.,1946. 2. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1988. 3. Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи. // Вопросы языкознания,1964. - № 6. 4. Исследование речевого мышления в психолингвистике. – М.,1985. 5. Кучинский Г.М. Психология внутреннего диалога. – Минск, 1988. 6. Леонтьев А.А. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания. // Вопросы порождения речи и обучения языку (под ред. А.А. Леонтьева, Т.В. Рябовой). – М.,1967. 7. Найссер У. Познание и реальность. – М.,1981. 8. Немов Р.С. Психология. – М.,1995. – Том 1. 9. Подольский Л.И. О взаимовлиянии внутренней и внешней речи. // Психология речи. – М.,1946. 10. Психолингвистика (сб. статей). – М.,1984. 11. Соколов А.Н. Внутренняя речь и понимание. // Ученые записки ГНИИ психологии,1941. – том 2. 12. Соколов А.Н. Динамика и функции внутренней речи (скрытой артикуляции) в процессе мышления. // Известия Академии педагогических наук РСФСР,1960. - № 113. 13. Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении. – М.,1989.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.