Презентация на тему "Психологическая травма и стресс в жизни ребенка"

Презентация: Психологическая травма и стресс в жизни ребенка
Включить эффекты
1 из 9
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Психологическая травма и стресс в жизни ребенка" по педагогике. Презентация состоит из 9 слайдов. Материал добавлен в 2021 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.22 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    9
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Психологическая травма и стресс в жизни ребенка
    Слайд 1

    Психологическая травма и стресс

  • Слайд 2

    Психологическая травма- это реакция человека на какое-либо событие в жизни, которое меняет его психическое и физическое самочувствие, то есть причиняет ему эмоциональные страдания, а иногда и физические недуги. Травматизация происходит в том случае, когда нагрузка значительно превышает все ресурсы человека Стресс - это нормальная реакция организма на ненормальные обстоятельства и стрессы в целом полезны для человека, так как тренируют его устойчивость к повышенной нагрузке и учат справляться с разного рода ситуациями. Стресс мобилизует, а травма парализует.

  • Слайд 3

    НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ • расторможенность из-за отсутствия баланса «возбуждение-торможение», хорошего бондинга в детстве, плохого здоровья матерей и родительской депривации; • проблемы с концентрацией внимания из-за СДВГ, неустойчивости ЦНС; • нарушения памяти из-за диспропорционального развития, органического недоразвития, посттравматического стресса, отсутствия стабильности и по-стоянства в жизни таких детей; • интеллектуальное отставание из-за социально-педагогической запущен¬ности, ЗПР на органической основе или, как следствие, эмоциональной депривации; • агрессивное поведение из-за гнева на родительскую депривацию, отреаги¬рования травм утраты или жестокого обращения, протеста против переме¬щения из семьи, негативных примеров поведения, импульсивности; • отсутствие бытовых и социально-поведенческих навыков, свойственных возрасту, из-за социальной, эмоциональной депривации нужд ребенка; • сексуализированное поведение из-за жестокого обращения, насилия, научения со стороны старших; • нарушение чувствительности из-за нечувствительности к боли и холоду, недо- и переедания, неумения идентифицировать собственные нужды и адекватно их удовлетворять вследствие социальной, эмоциональной де¬привации нужд ребенка;

  • Слайд 4

    • низкая устойчивость к фрустрации - непереносимость даже незначительной неудачи - из-за отсутствия родительской любви, формирующей базовое доверие к миру и уверенность в себе, чувства «я хуже других», отверженности; • моральная незрелость и задержки в развитии совести зависят от степе¬ни привязанности ребенка к заботящимся взрослым и от их поведенческих примеров; • проблемы с сочувствием, некритичность, эгоцентризм (нарушение балан¬са «давать-получать») из-за «недокормленности» позитивным отношением и заботой, вследствие чего они настроены только «брать» любовь, причем «отдавать» ее они не готовы и не умеют; • гиперчувствительность проявляется, когда на сделанное спокойным тоном замечание могут последовать слезы или протест «не кричите на меня!», ре¬акцией на двойку в школе становится мнение «я тупой, у меня все плохо», после мальчишеской драки ребенок заявляет «я их убью!»; • некритичность по отношению к себе связана с уже существующей травмой и проявляется в нечувствительности к чужим переживаниям и черствости «мне так плохо, что до других дела нет» и следовании модели «делай, как я», то есть демонстрации того, что видели в семье; • проблемы в общении (замкнутость, излишняя самоуверенность, социальная неграмотность) становятся следствием недоверия к взрослым, ощущения своей негативной инаковости («я хуже всех)», дезориентированности и не¬достаточного опыта нормальных социальных отношений, поэтому приводят к внутреннему напряжению и отсутствию полутонов в поведении: угрюмая пассивность либо чрезмерная наступательная активность, легко переходя¬щая в агрессию.

  • Слайд 5

    «терапевтическая среда» - Во-первых, информация. Каждому специалисту важно знать историю ре­бенка, чтобы оценить те события, которые с ним произошли. Это поможет понять поступки и слова воспитанника и при необходимости составить план поддержки. Во-вторых, определенность. При поступлении в учреждение важно проговари­вать ребенку, где он находится и почему, как долго он будет здесь, что может быть потом. Показать комнату, в которой он будет жить и где он может раз­ложить свои вещи, важно объяснить, что это его пространство. Расскажите о других детях группы. Спросите, хочет ли он теперь побыть один или с вами. Старайтесь все время кратко, но внятно рассказывать ему о том, что будет дальше происходить. В-третьих, утешение. Если ребенок подавлен и проявляет признаки горя, по­старайтесь мягко обнять его, скажите о том, что вы понимаете его, например, как грустно расстаться с теми, кого любишь, как бывает тоскливо в новом, незнакомом месте, но так грустно ему будет не всегда. Подумайте вместе, что могло бы ему помочь. Важно помнить: если ребенок расплакался, не стоит останавливать его, побудьте с ним вместе и через некоторое время успокойте. В-четвертых, физическая забота. Узнайте, что любит ваш подопечный из еды, обсуждайте с ним меню и по возможности учитывайте его пожелания. Для безопасности и ориентации важно ночью оставлять свет в коридоре. В случае если ребенок боится темноты, позаботьтесь о том, чтобы горел ночник в его комнате. Укладывая его спать, посидите с ним подольше, поговорите, поде­ржите за руку или погладьте по голове, если возможно, подождите, пока он уснет. Если ночью вам кажется, что ребенок, даже немаленький, плачет, обя­зательно зайдите к нему, но не включайте свет, чтобы не смутить. Тихонько посидите рядом, попробуйте поговорить и утешить. ребенка можно просто об­нять и даже остаться с ним на ночь в первое время. Однако важно учитывать, что, если ребенка напрягает физический контакт, следует выразить ему свое сочувствие и заботу просто словами. В-пятых, положительное взаимодействие. Инициируйте заинтересованность его делами и чувствами, задавайте вопросы, выражайте тепло и участие, даже если ребенок кажется равнодушным или угрюмым. Важно понимать особенности развития детей и те обстоятельства, которые ребенку пришлось пережить, поэтому не стоит сразу ждать от него ответного тепла. Возможно, ваш подопечный захочет поговорить о том, что с ним было, о своей семье. Вывод: Терапевтическая среда создается совместно всеми специалистами, работа­ющими в учреждении. Она необходима, для того чтобы восстановить доверие воспитанника к миру. В совокупности с работой психолога это дает нужный терапевтический эффект.

  • Слайд 6

    навыки, необходимые воспитателю для сопровождения ребенка с травмой ПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ можно обеспечить посредством того, что вос­питатель проявляет последовательность в своих действиях и поступках, предупредителен. БЕЗОЦЕННОЧНОСТЬ - это способность воспринимать ребенка таким, какой он есть. «Когда взрослый не дает оценок, можно быть любым. Если меня не осуждают, если слушают все, что я говорю, значит, меня принимают и я хо­рош». Любые оценки могут вызвать сильные негативные чувства со стороны ребенка. ГРАНИЦЫ - способность удерживать свои и соблюдать границы ребенка: умение говорить нет воспитаннику, реагировать спокойно на отказ ребенка. Границы: позволяют ребенку чувствовать себя в безопасности, оттого что он понима­ет, что можно делать по отношению к воспитателю, а что нет; помогают чувствовать защиту и безопасность самому воспитателю. Удержи­вать границы помогают осознание своих потребностей и умение отделять собственные желания и чувства от желаний и чувств других людей; позволяют устанавливать нормальные отношения. ПОДДЕРЖКА. Уметь оказывать все виды поддержки: действием: непосредственное деятельное включение в ситуацию человека, реальная конкретная помощь. Цель поддержки - решить проблему как мож­но быстрее; эмоциональная: поддерживающий располагает к задушевной беседе и дает возможность человеку выговориться, прожить свои чувства. Цель эмоцио­нальной поддержки - помочь человеку успокоиться; интеллектуальная: поиск вариантов решения проблемы, построение плана, анализ, приглашение к мозговому штурму. Цель интеллектуальной поддерж­ки - помочь найти оптимальный способ решения проблемы. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ развивается и удерживается за счет того, что воспитатель знает и использует техники самоподдержки и устойчивости.

  • Слайд 7

    контейнирование и активное слушание При сильных переживаниях ребенка наша задача - помочь ему справиться, то есть принять, переработать и отпустить негативные эмоции. Образно это на­зывают «контейнирование». Это процесс, в ходе которого взрослый становит­ся «контейнером», принимающим эмоции подопечного, он их перерабатывает (обозначает, называет, смягчает) и возвращает ему в приемлемой форме. Если ребенок копит в себе негативные эмоции, подавляет их, отрицает или за­прещает себе их чувствовать («мальчики не плачут»), в итоге он теряет контакт с собой, не понимает, что с ним происходит, испытывает постоянную тревож­ность. Задача этой техники - развить через взрослого у ребенка способность справляться со своими насыщенными эмоциями (гнев, страх, обида и прочие). Также это поможет справляться с агрессивным и избегающим поведением. ЭТАПЫ: Устойчивость. При агрессивном или импульсивном поведении ребенка взрослый сможет повлиять на его поведение, только если он сам находится в спокойном состоянии. Поэтому любым способом приведите себя в спокойное состояние и постарайтесь его сохранить. Создайте внутреннюю установку: «Сейчас я хочу помочь подростку справиться с его эмоциями. Я «контейнер». Я не буду оценивать, что он говорит, и пытаться чему-то его научить. Даже если мне сейчас плохо, я понимаю, как это важно для ребенка, а значит, и для меня». Прояснение. Разговор с аффективно заряженным ребенком возможен только спокойным тоном, например: «Расскажи, что случилось?». Важнее сконцентрироваться на том, какое чувство скрывается за его вспышкой, и на­звать это чувство: «Ты, правда, сильно разозлился», «Ты сильно обижен», «Ты испугался», «Ты сильно раздражен», «Ты рассержен», «Я понимаю, ты просто в ярости». Понимание. После того как названо чувство, ребенок почувствует некото­рое облегчение, оттого что его поняли (не успокоится совсем, но напряжен­ность спадет). На этом этапе постарайтесь понять, что именно произошло, либо выдвигайте свои предположения. После этого свяжите чувство и ситу­ацию, с которой оно связано: «Ты разозлился, потому что он взял твой днев­ник?», «Ты обиделась, потому что тебе не разрешили пойти в клуб?». Планирование. Возможно только после того, как ребенок успокоился и вы понимаете, что он в контакте с вами. Здесь можно выбрать два аспекта: планирование того, что можно сделать сейчас, чтобы успокоиться и разре­шить ситуацию; планирование того, как можно поступить в такой ситуации в следующий раз: «Давай подумаем, что можно сделать сейчас», «Давай придумаем, что ты (мы) можешь попробовать сделать в следующий раз». ВАЖНО: в случае если поведение ребенка неприемлемо, обязательно обо­значить границу дозволенного. Например: «Ты сильно разозлился (пауза!), но, знаешь, дело в том, что здесь нельзя ломать мебель».

  • Слайд 8

    ИГРА «ПОДДЕРЖКА»

  • Слайд 9

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке