Содержание
-
Психологическая травма и стресс
-
Психологическая травма- это реакция человека на какое-либо событие в жизни, которое меняет его психическое и физическое самочувствие, то есть причиняет ему эмоциональные страдания, а иногда и физические недуги. Травматизация происходит в том случае, когда нагрузка значительно превышает все ресурсы человека Стресс - это нормальная реакция организма на ненормальные обстоятельства и стрессы в целом полезны для человека, так как тренируют его устойчивость к повышенной нагрузке и учат справляться с разного рода ситуациями. Стресс мобилизует, а травма парализует.
-
НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ • расторможенность из-за отсутствия баланса «возбуждение-торможение», хорошего бондинга в детстве, плохого здоровья матерей и родительской депривации; • проблемы с концентрацией внимания из-за СДВГ, неустойчивости ЦНС; • нарушения памяти из-за диспропорционального развития, органического недоразвития, посттравматического стресса, отсутствия стабильности и по-стоянства в жизни таких детей; • интеллектуальное отставание из-за социально-педагогической запущен¬ности, ЗПР на органической основе или, как следствие, эмоциональной депривации; • агрессивное поведение из-за гнева на родительскую депривацию, отреаги¬рования травм утраты или жестокого обращения, протеста против переме¬щения из семьи, негативных примеров поведения, импульсивности; • отсутствие бытовых и социально-поведенческих навыков, свойственных возрасту, из-за социальной, эмоциональной депривации нужд ребенка; • сексуализированное поведение из-за жестокого обращения, насилия, научения со стороны старших; • нарушение чувствительности из-за нечувствительности к боли и холоду, недо- и переедания, неумения идентифицировать собственные нужды и адекватно их удовлетворять вследствие социальной, эмоциональной де¬привации нужд ребенка;
-
• низкая устойчивость к фрустрации - непереносимость даже незначительной неудачи - из-за отсутствия родительской любви, формирующей базовое доверие к миру и уверенность в себе, чувства «я хуже других», отверженности; • моральная незрелость и задержки в развитии совести зависят от степе¬ни привязанности ребенка к заботящимся взрослым и от их поведенческих примеров; • проблемы с сочувствием, некритичность, эгоцентризм (нарушение балан¬са «давать-получать») из-за «недокормленности» позитивным отношением и заботой, вследствие чего они настроены только «брать» любовь, причем «отдавать» ее они не готовы и не умеют; • гиперчувствительность проявляется, когда на сделанное спокойным тоном замечание могут последовать слезы или протест «не кричите на меня!», ре¬акцией на двойку в школе становится мнение «я тупой, у меня все плохо», после мальчишеской драки ребенок заявляет «я их убью!»; • некритичность по отношению к себе связана с уже существующей травмой и проявляется в нечувствительности к чужим переживаниям и черствости «мне так плохо, что до других дела нет» и следовании модели «делай, как я», то есть демонстрации того, что видели в семье; • проблемы в общении (замкнутость, излишняя самоуверенность, социальная неграмотность) становятся следствием недоверия к взрослым, ощущения своей негативной инаковости («я хуже всех)», дезориентированности и не¬достаточного опыта нормальных социальных отношений, поэтому приводят к внутреннему напряжению и отсутствию полутонов в поведении: угрюмая пассивность либо чрезмерная наступательная активность, легко переходя¬щая в агрессию.
-
«терапевтическая среда» - Во-первых, информация. Каждому специалисту важно знать историю ребенка, чтобы оценить те события, которые с ним произошли. Это поможет понять поступки и слова воспитанника и при необходимости составить план поддержки. Во-вторых, определенность. При поступлении в учреждение важно проговаривать ребенку, где он находится и почему, как долго он будет здесь, что может быть потом. Показать комнату, в которой он будет жить и где он может разложить свои вещи, важно объяснить, что это его пространство. Расскажите о других детях группы. Спросите, хочет ли он теперь побыть один или с вами. Старайтесь все время кратко, но внятно рассказывать ему о том, что будет дальше происходить. В-третьих, утешение. Если ребенок подавлен и проявляет признаки горя, постарайтесь мягко обнять его, скажите о том, что вы понимаете его, например, как грустно расстаться с теми, кого любишь, как бывает тоскливо в новом, незнакомом месте, но так грустно ему будет не всегда. Подумайте вместе, что могло бы ему помочь. Важно помнить: если ребенок расплакался, не стоит останавливать его, побудьте с ним вместе и через некоторое время успокойте. В-четвертых, физическая забота. Узнайте, что любит ваш подопечный из еды, обсуждайте с ним меню и по возможности учитывайте его пожелания. Для безопасности и ориентации важно ночью оставлять свет в коридоре. В случае если ребенок боится темноты, позаботьтесь о том, чтобы горел ночник в его комнате. Укладывая его спать, посидите с ним подольше, поговорите, подержите за руку или погладьте по голове, если возможно, подождите, пока он уснет. Если ночью вам кажется, что ребенок, даже немаленький, плачет, обязательно зайдите к нему, но не включайте свет, чтобы не смутить. Тихонько посидите рядом, попробуйте поговорить и утешить. ребенка можно просто обнять и даже остаться с ним на ночь в первое время. Однако важно учитывать, что, если ребенка напрягает физический контакт, следует выразить ему свое сочувствие и заботу просто словами. В-пятых, положительное взаимодействие. Инициируйте заинтересованность его делами и чувствами, задавайте вопросы, выражайте тепло и участие, даже если ребенок кажется равнодушным или угрюмым. Важно понимать особенности развития детей и те обстоятельства, которые ребенку пришлось пережить, поэтому не стоит сразу ждать от него ответного тепла. Возможно, ваш подопечный захочет поговорить о том, что с ним было, о своей семье. Вывод: Терапевтическая среда создается совместно всеми специалистами, работающими в учреждении. Она необходима, для того чтобы восстановить доверие воспитанника к миру. В совокупности с работой психолога это дает нужный терапевтический эффект.
-
навыки, необходимые воспитателю для сопровождения ребенка с травмой ПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ можно обеспечить посредством того, что воспитатель проявляет последовательность в своих действиях и поступках, предупредителен. БЕЗОЦЕННОЧНОСТЬ - это способность воспринимать ребенка таким, какой он есть. «Когда взрослый не дает оценок, можно быть любым. Если меня не осуждают, если слушают все, что я говорю, значит, меня принимают и я хорош». Любые оценки могут вызвать сильные негативные чувства со стороны ребенка. ГРАНИЦЫ - способность удерживать свои и соблюдать границы ребенка: умение говорить нет воспитаннику, реагировать спокойно на отказ ребенка. Границы: позволяют ребенку чувствовать себя в безопасности, оттого что он понимает, что можно делать по отношению к воспитателю, а что нет; помогают чувствовать защиту и безопасность самому воспитателю. Удерживать границы помогают осознание своих потребностей и умение отделять собственные желания и чувства от желаний и чувств других людей; позволяют устанавливать нормальные отношения. ПОДДЕРЖКА. Уметь оказывать все виды поддержки: действием: непосредственное деятельное включение в ситуацию человека, реальная конкретная помощь. Цель поддержки - решить проблему как можно быстрее; эмоциональная: поддерживающий располагает к задушевной беседе и дает возможность человеку выговориться, прожить свои чувства. Цель эмоциональной поддержки - помочь человеку успокоиться; интеллектуальная: поиск вариантов решения проблемы, построение плана, анализ, приглашение к мозговому штурму. Цель интеллектуальной поддержки - помочь найти оптимальный способ решения проблемы. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ развивается и удерживается за счет того, что воспитатель знает и использует техники самоподдержки и устойчивости.
-
контейнирование и активное слушание При сильных переживаниях ребенка наша задача - помочь ему справиться, то есть принять, переработать и отпустить негативные эмоции. Образно это называют «контейнирование». Это процесс, в ходе которого взрослый становится «контейнером», принимающим эмоции подопечного, он их перерабатывает (обозначает, называет, смягчает) и возвращает ему в приемлемой форме. Если ребенок копит в себе негативные эмоции, подавляет их, отрицает или запрещает себе их чувствовать («мальчики не плачут»), в итоге он теряет контакт с собой, не понимает, что с ним происходит, испытывает постоянную тревожность. Задача этой техники - развить через взрослого у ребенка способность справляться со своими насыщенными эмоциями (гнев, страх, обида и прочие). Также это поможет справляться с агрессивным и избегающим поведением. ЭТАПЫ: Устойчивость. При агрессивном или импульсивном поведении ребенка взрослый сможет повлиять на его поведение, только если он сам находится в спокойном состоянии. Поэтому любым способом приведите себя в спокойное состояние и постарайтесь его сохранить. Создайте внутреннюю установку: «Сейчас я хочу помочь подростку справиться с его эмоциями. Я «контейнер». Я не буду оценивать, что он говорит, и пытаться чему-то его научить. Даже если мне сейчас плохо, я понимаю, как это важно для ребенка, а значит, и для меня». Прояснение. Разговор с аффективно заряженным ребенком возможен только спокойным тоном, например: «Расскажи, что случилось?». Важнее сконцентрироваться на том, какое чувство скрывается за его вспышкой, и назвать это чувство: «Ты, правда, сильно разозлился», «Ты сильно обижен», «Ты испугался», «Ты сильно раздражен», «Ты рассержен», «Я понимаю, ты просто в ярости». Понимание. После того как названо чувство, ребенок почувствует некоторое облегчение, оттого что его поняли (не успокоится совсем, но напряженность спадет). На этом этапе постарайтесь понять, что именно произошло, либо выдвигайте свои предположения. После этого свяжите чувство и ситуацию, с которой оно связано: «Ты разозлился, потому что он взял твой дневник?», «Ты обиделась, потому что тебе не разрешили пойти в клуб?». Планирование. Возможно только после того, как ребенок успокоился и вы понимаете, что он в контакте с вами. Здесь можно выбрать два аспекта: планирование того, что можно сделать сейчас, чтобы успокоиться и разрешить ситуацию; планирование того, как можно поступить в такой ситуации в следующий раз: «Давай подумаем, что можно сделать сейчас», «Давай придумаем, что ты (мы) можешь попробовать сделать в следующий раз». ВАЖНО: в случае если поведение ребенка неприемлемо, обязательно обозначить границу дозволенного. Например: «Ты сильно разозлился (пауза!), но, знаешь, дело в том, что здесь нельзя ломать мебель».
-
ИГРА «ПОДДЕРЖКА»
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.