Содержание
-
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №19 «Сказка»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Психолого-педагогическое аспекты работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью» Подготовила: Воспитатель Борисова Ю.Н.
-
"Норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту”. (Мэри Ш. Курчинка)
-
Что такое гиперактивность?
Гиперактивность– чрезмерная активность, слабый контроль побуждений (из краткого словаря терминов). Детская гиперактивность- гипердинамический синдром (синдром гиперактивности с дефицитом внимания). Основные признаки - невнимательность, отвлекаемость внимания, импульсивность и двигательная расторможенность при нормальном уровне интеллекта. Гиперактивность-медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе специальной диагностики, заключений специалистов. Гиперактивность(синдром дефицита внимания с гиперактивностью) - это отклонения в поведении, выражающиеся преимущественно в нарушениях регуляции деятельности и различных компонентов внимания.
-
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – одно из наиболее распространенных психоневрологических расстройств.
В последнее время специалистами показано, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей. Основной дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируются как «синдромы дефицита внимания».
-
Синдром нарушения (или дефицита) внимания с гиперактивностью (СНВГ) обусловлен нарушением функций центральной нервной системы (ЦНС) ребенка и проявляется в том, что ребёнку трудно концентрировать и удерживать внимание, у него возникают проблемы с обучением и памятью. Вызвано это в первую очередь тем, что мозгу такого ребенка сложно обрабатывать внешнюю и внутреннюю информацию и стимулы. Внешне на первый план выходит избыточная подвижность, но основным дефектом является дефицит внимания: ребёнок не может ни на чем сосредоточиться надолго. Дети, страдающие синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, отличаются неусидчивостью, невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью. СНВГ является серьезной социальной проблемой, так как встречается у большого количества детей (по данным разных исследований, им страдают от 2,2 до 18% малышей) и очень мешает их социальной адаптации. Так, известно, что дети, страдающие СНВГ, входят в группу риска по развитию в дальнейшем алкоголизма и наркомании.
-
У кого чаще наблюдается гиперактивное поведение: мальчиков или девочек?
По данным психологов, гиперактивность среди детей от 7 до 11 лет в среднем составляет 16,5%. Среди мальчиков — 22%, среди девочек — около 10%. Почему гиперактивных мальчиков гораздо больше, чем девочек? Причины могут быть такими: большая ранимость мозга плодов мужского пола по отношению к различным видам патологии беременности и родов, при которых страдает развивающийся мозг. Возможно, свою роль играют функциональные и генетические факторы. Кроме того, считается, что меньшая степень функциональной асимметрии у девочек создает больший резерв для компенсации нарушений тех или иных высших психических функций. Возможно, над девочками больше довлеют нормы социального поведения, с детства, внушающие им послушание. В качестве разрядки девочка может просто пореветь, тогда, как мальчик в аналогичной ситуации скорее станет "бегать по потолку”.
-
Классификация синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
Выделяют три варианта течения в зависимости от преобладающих признаков: синдром гиперактивности без дефицита внимания; 2. синдром дефицита внимания без гиперактивности (чаще наблюдается у девочек - они достаточно спокойные, тихие, "витающие в облаках"); 3. синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность (наиболее распространенный вариант).
-
Специалисты выделяют следующие психические проявления синдромов дефицита внимания у детей. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается. Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы. Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе. Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца. Сложности при выполнении предложенных заданий. С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр. Частые переходы от одного незавершенного действия к другому. Неумение играть тихо, спокойно. Болтливость. Мешает другим, пристает к окружающим. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь. Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома. Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет приключений или острых ощущений.
-
Причины гиперактивности у детей
Существует много теорий относительно того, что вызывает у ребенка синдром дефицита внимания с гиперактивностью, проверены и проанализированы сотни тысяч больных, однако сказать, что картина очевидна до конца, пока нельзя. Белые пятна еще остаются. Но врачи и в Европе, и в Америке работают над решением проблемы, работают успешно, и многие причины уже можно назвать. По данным некоторых специалистов, у 57% родителей, чьи дети страдают этим заболеванием, в детстве отмечались такие же симптомы. Многие на приеме у врача рассказывают про свое трудное детство: как непросто было им в школе, сколько приходилось лечиться, и вот теперь те же проблемы возникают у собственных детей (наследственность).
-
-Общее ухудшение экологической ситуации. -Инфекции матери во время беременности и действие лекарств в этот период. -Пищевые отравления будущей матери. Принятие ею алкоголя, наркотиков, -курение, травмы, ушибы в области живота. -Иммунологическая несовместимость (по резус-фактору). -Угрозы выкидыша. -Хронические заболевания матери. -Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение. -Родовые осложнения (неправильное предлежание плода, обвитие его пуповиной) ведут к травмам позвоночника плода, асфиксиям, внутренним мозговым кровоизлияниям. -Травмы позвоночника при современных технологиях кесарева сечения. Если их не убрать, то явления, осложняющие рост и развитие ребенка, сохраняются сколь угодно долго. -Позвоночник младенца может быть травмирован, когда его приучают сидеть до того, как он сам начинает садиться, когда ребенок еще мало ползал, и мышцы спины еще не окрепли. Также к этим травмам приводит ношение в «рюкзачке». -Любые заболевания младенцев с высокой температурой и приемом сильнодействующих лекарств. -Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать, как факторы, нарушающие нормальную работу мозга
-
В коррекционно-развивающую работу с гиперактивными детьми необходимо включать следующие направления: 1. Кинезиологические упражнения - комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарного взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями), как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий) на развитие межполушарного взаимодействия. 2. Психогимнастические упражнения, подвижные игры и упражнения на развитие эмпатии, элиминации гнева и агрессивности, коммуникативные игры на развитие навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками. 3. Игры и упражнения на развитие произвольной сферы, волевой регуляции.
-
Приёмы:
Упражнения с выразительными движениями; Упражнения с выразительными техниками; Телесно-ориентированные упражнения; Игры и упражнения для развития и укрепления мышц кистей рук; Упражнения с элементами расслабления; Музыкально-ритмические движения; Упражнения, направленные на формирование произвольной регуляции; Двигательное творчество.
-
Методические подходы к организации педагогической работы с гиперактивными детьми (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина)
1. Рациональная организация режима рабочего дня и деятельности 2. Тренировка одной функции 3. Разделение занятия на короткие периоды 4. Необычность поведения педагога 5. Ситуация успеха (повышение самооценки) 6. Работа под контролем взрослого 7. Тактильный контакт 8. Подготовка ребенка к смене рода деятельности на уроке 9. Введение правил, инструкций 10. Поощрения и наказания 11. Моментальное поощрение ребенка 12. Учебная нагрузка и переключение внимания на разные виды деятельности с возможностью предоставления ребенку права выбора 13. Хладнокровие педагога
-
Развитие концентрации внимания. Корректурные задания. Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит «быть внимательным» и развивать состояние внутреннего сосредоточения. Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ. Для их проведения потребуются любые печатные тексты, карандаши и ручки. Для детей младшего школьного возраста желательно использовать тексты с крупным шрифтом. Корректурные упражнения должны проводиться ежедневно по 5 минут (минимум 5 раз в неделю) в течение 2-4 месяцев. Упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца Детям предлагается какой-либо графический образец (последовательность нескольких букв, цифр, выполненный по клеточкам геометрический узор и т.д.) и дается задание точно воспроизвести его (например, до конца тетрадной строки или на нескольких строчках). Развитию концентрации внимания служит также игра «Зеркало», в которой детям предлагается вслед за ведущим повторить его движения (как отдельные движения, так и их последовательность). Полезные игры и упражнения для гиперактивных детей
-
Распределение цифр в определенном порядке В левой таблице расположены 25 цифр от 1 до 40. Нужно переписать их в порядке возрастания в пустую таблицу справа, начиная ее заполнение с верхнего левого квадрата. «Найди слова» На доске или на отдельных листочках написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово. Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.
-
Методика Мюнстерберга (и ее модификации) В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще – существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок. А. Ребенку дают бланк с напечатанными на нем 5-ю строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв ребенок должен отыскать 10 слов (3-х, 4-х, 5-х сложных) и подчеркнуть их. На выполнение всего задания отводится 5 минут, показателем успешности может служить число правильно найденных слов и скорость выполнения задания. Пример задания: Б. В этой таблице спрятаны 10 названий животных.
-
Увеличение объема внимания и кратковременной памяти Игра «Ищи безостановочно» В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). Тренировка распределения внимания Основной принцип упражнений: ребенку предлагают одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий. По окончании упражнения (через 10-15 минут) определяется эффективность выполнения каждого задания. «Каждой руке – свое дело». Ребенка просят левой рукой медленно перелистовать в течение 1 минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры.Игра может быть предложена на уроке математике. Счет с помехой. Ребенок называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Подсчитывают время выполнения задания и число ошибок. Чтение с помехой. Дети читают текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. При чтении дети ищут ответы на вопросы.
-
Упражнение на тренировку распределения внимания. Ребенку предлагают следующее задание – вычеркнуть в тексте 1 или 2 буквы и в то же время ставят детскую пластинку с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании, и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки. Первые неудачи при выполнении этого достаточно трудного задания могут вызвать у ребенка протест и отказ, но в то же время первые успехи радуют его. Упражнения на развитие навыков концентрации внимания "Хамелеон" Учитель рассказывает, что хамелеон - это ящерица, умеющая менять свою окраску в зависимости от того места, где она находится. Таким образом она маскируется, прячется, чтобы ее не обнаружили враги. Учитель спрашивает детей, какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть на красно-кирпичной крыше, желтой соломе, черном камне, шахматной доске, спине жирафа? Дети должны отвечать быстро. Побеждает тот, кто быстрее ответит (допустит меньше ошибок). "Волшебное слово" Дети выбирают водящего (произносят считалочку), который просит остальных детей выполнить разные движения. Выполняют они их только в том случае, если водящий произносит слово "пожалуйста".
-
Игры на расслабление: Упражнение «Снеговик» (для детей до 8 лет) Это упражнение можно превратить в небольшую игру, где ребенку предстоит сыграть роль снеговика: Наступила зима. Слепили ребята во дворе снеговика. Красивый получился снеговик (нужно попросить ребенка изобразить снеговика). Есть у него голова, туловище, две руки, которые торчат в стороны, стоит он на двух крепеньких ножках… Ночью подул холодный-холодный ветер, и стал наш снеговичок замерзать. Сначала у него замерзла голова (попросите ребенка напрячь голову и шею), потом – плечи (ребенок напрягает плечи), потом – туловище (ребенок напрягает туловище). А ветер дует все сильнее, хочет разрушить снеговика. Уперся снеговик своими ножками (ребенок сильно напрягает ноги), и не удалось ветру ее разрушить. Улетел ветер, наступило утро, выглянуло солнышко, увидело снеговика и решило его отогреть. Стало солнышко припекать, начал снеговик таять. Первой начала таять голова (ребенок свободно опускает голову), потом – плечи (ребенок расслабляет и опускает плечи). Затем растаяли руки (мягко опускаются руки), туловище (ребенок, как бы оседая, склоняется вперед), ноги(ноги мягко сгибаются в коленях). Солнышко греет, снеговик – тает и превращается в лужицу, растекающуюся по земле… Затем, если у ребенка есть такое желание, снеговичка можно «слепить» заново.
-
"Солнышко" Цель: общая релаксация. И. п.: стоя. Учитель: Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Опустим руки, теперь они у нас отдохнут. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова. Упражнения на развитие произвольной регуляции деятельности "Послушай тишину" Сесть на пол. Закрыть глаза и послушать звуки на улице за окном, в комнате, свое дыхание, биение сердца. "Костер" Сесть в круг, представить, что в центре круга - костер. Выполнить команды учителя: "жарко" - отодвинуться от воображаемого костра; "руки замерзли" - протянуть руки к костру; "ой, какой большой костер" - встать и помахать руками; "искры полетели" - похлопать в ладоши; "костер принес дружбу и веселье" - взяться за руки и ходить вокруг костра.
-
Упражнения на снятие эмоционального напряжения "Рубка дров" Цель: сглаживание агрессии и импульсивности. Каждый участник должен представить, что он рубит дрова, пантомимически поставить полено на пень, высоко над головой поднять топор и с силой опустить на полено. При этом громко выкрикнуть: "Ха". Повторить действия несколько раз. Выполнять упражнение в течение 2-х мин. "Танцы-противоположности" Цель: сглаживание агрессии и импульсивности. Разбиться на пары. Под ритмичную музыку одному из партнеров исполнять грустный танец, другому - веселый. Через минуту поменяться ролями. "Давай поздороваемся!" Цель: снятие эмоционального напряжения, воспитание самодисциплины. По сигналу учителя хаотично двигаться по классу и молча здороваться со всеми. Один хлопок учителя - здороваться за руку; два хлопка - дотрагиваться плечами; три хлопка - прижиматься спинами.
-
Коррекция в семье
Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности – значит, изменить взаимоотношения его с близким взрослым, и, прежде всего с мамой. Этому будут способствовать любое действие, любая ситуация, событие, направленные на углубление контактов, их эмоциональное обогащение. При воспитании гиперактивного ребенка близкие должна избегать двух крайностей: – с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности; – с другой – постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями).
-
Первоначальная постановка врачом-невропатологом или врачом-психиатром диагноза и медикаментозная терапия дополняется психологической и педагогической коррекцией, что определяет комплексный подход к проблемам гиперактивного ребенка и может гарантировать успех в преодолении негативных проявлений данного синдрома. Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Это комплексная проблема требует внимания, как родителей, так и врачей, педагогов и психологов. Причем медицинские, психологические и педагогические задачи подчас так перекликаются, что невозможно провести разграничительную черту между ними. Таким образом, гиперактивные дети, как никакие другие требуют со стороны взрослых терпения и участия. Работа с ними должна быть кропотливой и комплексной, т.к. только выработка единой системы требований в образовательном учреждении и семье может помочь адаптироваться таким детям и быть успешными.
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.