Содержание
-
Развитие ребенка с ДЦП на занятиях по трудотерапии.
-
Детский церебральный паралич (ДЦП) - это сложная патология развития, обусловленная органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы. Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям психологической, педагогической, логопедической помощи, обеспечение максимально полной социальной адаптации. Коррекционная работа строится не только с учетом возраста, но и с учетом того, на каком этапе физического, психического и речевого развития находится ребенок.
-
Развитие интеллекта ребенка с ограниченными возможностями заставляет нас, как педагогов постоянно искать и пробовать новые, нестандартные подходы к решению данной проблемы. Известно, что познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку с рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. У детей больных ДЦП такие возможности ограничены неразвитыми двигательными навыками, а зачастую недоразвитием интеллектуальной сферы, которая нуждается в серьезной коррекции. Педагогу , который работает с детьми с ДЦП важно не только развить эту потребность, но и научить ребенка способам и средствам познания окружающего мира и самовыражения в нем. Особое значение в развитии ориентировочно-исследовательской деятельности имеют различные виды детской продуктивной деятельности.
-
Первой продуктивной деятельностью ребенка, как известно, является изобразительная и конструктивная деятельность . Когда ребенок только начинает учиться рисовать, лепить, очень важно, чтобы он с самого начала усваивал правильные приёмы работы с карандашами, красками, пластилином. . Часто у ребенка при держании карандаша, кисточки наблюдается вялость пальцев и наоборот, чрезмерное напряжение и малая подвижность, у многих детей не сформирован захват. Очень важно правильно сформировать захват , корректировать его в разных видах деятельности.
-
Формирование захвата проходит следующие стадии: сначала формируется ладонный захват (ладонно-пальцевый), затем щепоть, в последнюю очередь формируется пинцетный захват и его промежуточные формы.Развитие ладонного захвата, когда ребенок берет предмет, подгребая его пальцами к ладони, при развитии навыков рисования происходит в два этапа: сначала ребенок держит мелок, фломастер или толстый карандаш в кулачке, наискосок ладони. Рабочий конец направлен к мизинцу. Большой палец направлен вверх. Ребенок рисует, двигая всей рукой от плеча.На второй ступени формирования ладонного захвата ребенок захватывает маркер, противопоставляя большой палец («грабельки»). Рабочий конец направлен вверх. Этот прием используется при рисовании на горизонтальной поверхности.Ладонно -пальцевый захват, когда предмет лежит в ладони наискосок,а рабочий конец зажат между средним, указательным и большим пальцами. Этот прием используется при рисовании на вертикальной поверхности.
-
Захват щепотью подразумевает способность брать и удерживать предмет большим, средним и указательным пальцами. Для облегчения перехода от ладонно-пальцевого захвата к захвату щепотью можно использовать короткие мелки, которые нельзя захватить ладонью. В это время ребенок начинает рисовать кисточкой способом примакивания и касания.Захват пинцетом, при котором ребенок берет и удерживает предмет, зажимая его большим и указательным пальцами, формируется двухступенчато. На первой ступени формирования этого захвата ребенок берет предмет подушечками большого и указательного пальцев. Этот захват используется при работе с пластилином, при создании аппликации из бумаги, мелких бытовых предметов и природного материала. На второй ступени формирования захвата ребенок берет предмет кончиками большого и указательного пальцев. В быту этот захват применяется редко, но необходим при работе с бусинами, бисером.Трехточечный карандашный захват формируется при непосредственном овладении карандашом. Приучение пальцев к карандашному захвату требует довольно длительного времени. Но в наиболее тяжелых случаях достаточно научить ребенка захватывать карандаш способом, который он сам выбрал как способ приспособления в связи со своим двигательным дефектом.
-
Работа с пластическими материалами для ребенка с нарушенной манипулятивной деятельностью предъявляет свои сложности. Тем не менее, она весьма полезна и с точки зрения активной деятельности кистей рук, так как заставляет ребенка с ДЦП искать способы приспособления в связи с двигательным дефектом. Размять пластилин одной рукой трудно, тем более, если движения этой руки далеко не совершенны. Но желание достичь результата - сильная мотивация для поисков способов, как это сделать. Аппликацией можно заниматься только тогда, когда у детей сформирован захват тремя и двумя пальцами, а также умение достаточно точно помещать предмет в определенное место.
-
Главная задача этих занятий - обучение ребенка с двигательной патологией и нарушением пространственного восприятия способам изготовления различных форм, умению соразмерить количество материала и размеры деталей изображения, способам создания деталей . На занятиях следует отдавать предпочтения таким видам работ, которые соответствуют возможностям детей и эффективны для формирования ладонного, пинцетного и захвата щепотью. С учетом уровня изобразительных навыков и умений детей и имеющихся отклонений в развитии двигательной, зрительной, эмоционально-волевой, познавательной сферах были отобраны наиболее доступные нетрадиционные техники изобразительной деятельности:- рисование пальчиками, ладошкой -оттиск пробкой;бутылкой, печатками из картофеля, пенопласта; мятой бумагой; -тычок жесткой полусухой кистью, восковыми мелками + гуашь, свеча + акварель- рисование песком, манкой, мыльными пузырями;- кляксография;- пластилинография ,-рисование по трафаретам, шаблонам, рельефным доскам.
-
Данные техники наиболее доступны детям с ДЦП, развивают творчество, мелкую моторику; способствуют развитию эмоционально - волевой сферы, снятию напряжения, гармонизации эмоционального состояния, дарят чувство успешности. Работа с выбранными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию изобразительной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, способствует повышению уровня развития зрительно-моторной координации. Особенности изо - деятельности заключаются в том, что для ее осуществления важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Техника рисования включает и движения, и восприятие их, то есть движения под контролем зрения и двигательных ощущений. При восприятии движения при рисовании, лепке, аппликации у ребенка образуется представление о нем, и на этой основе строятся исполнительные действия, образуется, условно говоря, мышечная память движения, накапливается двигательный опыт. Постепенно, по мере формирования способов действия, роль зрительного контроля несколько снижается: рука «приобретает представление» о движении, ощущение как бы входит в руку и ребенок может произвести движение почти не глядя.
-
Каждое занятие с ребенком с ДЦП должно начинаться с нормализации тонуса рук. Для этой цели используется массаж, термальное воздействие, гимнастика и т.д. Для снижения тонуса мышц могут используются приемы Фелпса, согласно этой методике нужно производить максимальное сгибание и вращение кисти , пальцев перед тем, как проводить работу по становлению кисти и разгибанию пальцев, а также отведением плеча. Дети с достаточно развитыми движениями и саморегуляцией могут проводить упражнения на расслабление самостоятельно, по инструкции педагога.Также полезно делать ребенку массаж рук. Массаж улучшает крово - и лимфообращение, ускоряет обмен веществ в тканях, нормализует мышечный тонус, рефлекторно воздействует на нервную систему и внутренние органы. Детям с легкой формой ДЦП, с достаточно развитыми движениями и самоконтролем можно предложить сделать самомассаж кистей и пальцев рук.
-
Особенно важна пальчиковая гимнастика. Помимо основного эффекта она способствует также развитию речи, т. к. проекция кисти руки в двигательной зоне головного мозга расположена очень близко от речевой моторной зоны . Сначала рекомендуется выполнять упражнения более сохранной рукой, потом пораженной, а затем двумя руками вместе. При тяжелом поражении функции рук упражнения выполняются вначале пассивно.Таким образом, подводя итог и оценивая свой практический опыт, можно сделать вывод о том, что развитие мелкой моторики рук играет огромную роль в физическом развитии ребёнка, она неразрывно связана с высшими психическими процессами, которые можно и нужно развивать через продуктивную деятельность. Систематическая работа даёт положительный результат и благотворно влияет на интеллектуальные способности детей, их речевую деятельность, позитивно отражается на эмоциональной сфере и определяет успешность освоения детьми изобразительных, конструктивных, трудовых умений. Продуктивная деятельность является одним из основных инструментов развития не только аккуратности, усидчивости, внимания, наблюдательности, мышления, творчества и воображения, но и развития тактильно-двигательного и оптико-пространственного восприятия ребенка.
-
спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.