Содержание
-
Развитие зрительно-моторной координации
-
Зрительно-моторная координация – это согласованные действия рук и глаза.
С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Глаз видит – рука изображает – такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития.
-
Под понятием «мелкая моторика» подразумевают движения мелких мышц кистей рук.
Движения пальцев и кисти руки развиваются у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода: 5 мес. – начинает брать предметы, 5-7 мес.- вращение кистью с игрушками. К 11мес. совершенствование кистевого и пальцевого праксиса (целенаправленное дествие). 1г.-1, 5г. – попытки рисовать «как попало». 1, 5г. – 2г. – появляется тонкая моторика, ребенок опускает предметы в маленькие отверстия. В 3г. появляются двигательные автоматизмы (пытается резать бумагу). 3-4г. – режет бумагу, рисует. Происходит латерализация (определение ведущей руки). В 5-6лет появляется способность обводить клетки. 6-7лет – готовность к развитию графо – моторных навыков. Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики. Тем самым воздействуя на связанные с корой головного мозга активные точки. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, передаются импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Тренируя пальцы, оказывается мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.
-
Зрительно- моторная координация занимает важное место в формировании навыка готовности к письму.
Существуют объективные причины, из-за которых у многих первоклассников возникают существенные трудности при списывании с доски, из книг, прописей и других пособий, не вырабатывается каллиграфический почерк. Успешное выполнение работ по визуальным образцам возможно только при наличии координации зрительного анализа с двигательными реакциями, моторикой пальцев ведущей руки. Связи между зрительным анализом и движениями руки не существует с рождения. Они формируются и отлаживаются постепенно в соответствующих видах деятельности. Они начинают складываться, когда ребёнку приходится выполнять действия по зрительно составленному плану и под контролем зрения, оперативно переводить визуально представленную информацию в её двигательно-графический аналог. Только тогда, когда такая деятельность становится систематической, возможно качественное улучшение зрительно-моторной координации.
-
Если в своей дошкольной деятельности ему редко приходится двигательно-графически копировать какие-либо изображения, то связи между затылочными зрительными зонами и передними двигательными отделами коры головного мозга не формируются. Даже у детей, которые много рисуют, но не срисовывают, не копируют образцы, координация движений глаза и руки может быть очень слабой.
-
Отсутствие зрительно-моторной координации обычно никак не проявляется в его дошкольной жизни. Только в первом классе может выясниться, что ребёнок при всём старании оказывается не в состоянии воспроизвести буквы, изображённые в прописях. При списывании или срисовывании с доски или из учебников у него часто получается нечто очень далёкое от исходных образцов. Сравнивая, проверяя свою работу, ребёнок не замечает даже грубые различия. Взрослые, естественно, не могут понять, как можно видеть одно, а нарисовать или написать совсем другое… Такие дети допускают много ошибок при списывании, не видят их, проверяя свою работу.
-
Стимульный материал к Бендер Гештальт-тесту
-
Результаты диагностики зрительно-моторной координации:
-
Для них характерны такие ошибки, как
пропуск, перестановка, замена, написание лишних букв, слогов, цифр, знаков, перескакивание со строчки на строчку, «зеркальное» письмо… Ребёнок, к сожалению, пишет неграмотно, и именно такое письмо автоматизируется и закрепляется. Избавиться в дальнейшем от неграмотных автоматизмов бывает исключительно трудно.
-
Рисование по клеточкам крестиками по образцу
-
Продолжи узор
-
Дорисуй справа
-
Нарисуй такой же
-
Заштрихуй также
-
Упражнения для развития тонкой моторики руки и зрительно-двигательных координаций:
Срисовывание графических образцов (геометрических фигур и узоров разной сложности). Обведение по качеству геометрических фигур разной сложности с последовательным расширением радиуса обводки (по внешнему контуру) или его суждением (обводка по внутреннему контуру). Вырезание по контуру фигур из бумаги (особенно вырезание плавное, без отрыва ножниц от бумаги). Раскрашивание и штриховка. Различные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация и пр.) Конструирование и работа с мозаикой. Выкладывание фигур из спичек (палочек). Выполнение фигурок из пальцев рук. Освоение ремесел (шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и пр.). Пальчиковая гимнастика. Обведение рисунков по контуру и соединение по точкам. Продолжение рисунков (по клеточкам). Дорисовывание картинок (недостающие детали, вторая половинка картинки). Графические диктанты.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.