Содержание
-
Мой ребенок не говорит Подготовила: учитель-логопед Савина Н.А. Консультация для родителей
-
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих задержкой речевого развития. Их речь характеризуется очень нечетким и нестабильным звуковым оформлением. Они владеют артикуляцией самых простых звуков, которыми заменяют все остальные.Как правило, это не говорящие дети, произносящие лишь отдельные слова-корни: ма вместо мама, па вместо папа, ав – собака, би-би – машина и т.д. В активном словаре неговорящих детей от 5 до 27 слов. Задержка речевого развития (ЗРР) у ребенка - это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.Необходимо отметить, что различают два понятия – задержку речевого развития, при котором интеллектуальное развитие ребёнка остаётся в норме, задержку психоречевого развития,когда кроме задержки речи отмечается эмоциональное и умственное отставание. Задержку речевого развития можно диагностировать уже в раннем дошкольном возрасте – в 2,5-3 года. Опоздание с логопедической коррекцией нередко приводит к появлению вторичных нарушений в развитии познавательных психических процессов и несформированность коммуникативных навыков. Лечение ЗРР – сложный процесс, но вполне успешный при соблюдении некоторых условий, главным из которых является заинтересованность родителей.
-
Признаки значительной задержки речевого развития
Если ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка. Если ребёнку уже 8-9 месяцев, а так и нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний), а в год это на редкость тихий ребёнок, мало издающий звуки. Если ребёнку уже полтора, а простых слов, например «мама» или «дай» он не говорит и не понимает простых слов - своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы «иди сюда», «сядь». Если у ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием. Например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока. Если в два года ребёнок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова. Если в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела, не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»). Если трёхлетний ребенок говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем. Если трёхлетний ребёнок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет.
-
Взрослые всегда должны помнить, как звучит их речь
речь должна быть правильной, без речевых нарушений; артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения губ взрослого; речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога; слова и фразы, предлагаемые ребенку для повторения, должны произноситьсянеоднократно; взрослый стимулирует активную речь ребенка при помощи вопросов; взрослый дает ребенку только образцы правильной речи, не следует повторять за ребенком воспроизводимые им слова-заменители.
-
Правила для родителей
Как можно чаще берите ребенка на руки, за руку — ребенку необходим постоянный телесный контакт с матерью. Поощряйте любые попытки ребенка заговорить: ребенок начнет разговаривать только тогда, когда вы захотите его слушать. Говорите с ребенком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык» сами и не разрешайте делать это другим взрослым. Каждый день читайте ребенку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которуюособенно полюбил. Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос. При этом вы развиваете и общие познавательные способности. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.
-
Играйте с ребенком
В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. В игре процесс расширения словарного запаса ребёнка происходит естественно и очень эффективно. Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно. Речевые игры «По дороге домой» способствуют развитию речи, обогащению словаря, развитию внимания, воображения ребенка. Вот некоторые из них. Игра «Что ты видишь?»Мама предлагает ребенку посмотреть вокруг и назвать предметы, которые он видит.Мама: Давай кто больше предметов назовет, которые нас окружают? Я вижу дом. А ты что видишь?Ребенок: Дом. Мама: А я вижу машину.Ребенок: Машину (би-би).Мама: А я вижу ещё красную машину.Ребенок: Я тоже.И так далее, пока не перечислите все дома и машины, которые находятся в зоне видимости. Затем обращаем внимание на детали.Мама: Я вижу окна в доме. А ты что видишь?Ребенок: И я вижу окна.Затем можно назвать деревья, кусты, дорожки, людей и т.д., так, чтобы ребенок мог повторить. Играть не следует долго, так как у детей интерес держится не более 5–10 минут. Можно играть 2–3 минуты, периодически в новых местах повторяя игру.
-
Игра «Топнем—хлопнем» Это веселая игра, которая не займет много времени, поднимет настроениеи даст возможность стать более внимательным. Родители предлагают:— Давай поиграем в игру. Я буду говорить фразу, если она правильная —ты хлопнешь в ладоши, а если неправильная — топнешь ногой.— На деревьях есть листья — ХЛОП. — По траве гуляют облака — ТОП. — Девочки заплетают косички — ХЛОП. — Кошка лает на прохожих — ТОП. Это очень хорошо для развития словарного запаса, речеслухового внимания, памяти. Игра «Что вокруг?»В этой игре родители расширяют словарь ребенка, рассматривая детали и части предметов. Мама: «Вот стоит автомобиль, а что у него есть?» или «Покажи, где у машины ...» Ребенок: «Руль, сиденье, дверцы, колеса, мотор...» или ребенок показывает. Мама: «А что есть у дерева?» Ребенок: «Корень, ствол, ветки, листья...» Мама: «А что есть у дома?»Мамины ответы—полные и интересные, они обогатят словарный запас и кругозор ребенка. Используйте для этой игры все, что видитевокруг и дома, и на улице.Части и детали предметов — это как раз то, что ребенок пропускает в своем восприятии мира, а потом с трудом концентрирует внимание в школе.
-
Фантазируйте, творите, играйте и ваш ребенок будет вас радовать новыми успехами.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.