Содержание
-
Речевое развитие первоклассников
Много на земле живых существ. Из них только человек обладает даром речи, даром слова. Л.Успенский
-
Для ребёнка хорошая речь – залогуспешного обучения и развития.
«…там, где дети усиленно учатся говорить, там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга». А.М. Пешковский
-
формирование речевой деятельности первоклассников
работа над развитием речевого аппарата; - уточнение лексического значения слов и обогащение словарного запаса; - формирование грамматических навыков; - работа над связной речью; - формирование умения воспринимать высказывания.
-
Развитие речевого аппарата
1). Постановка правильного дыхания. Навыки правильного дыхания пригодятся детям в последующей работе. Выразительно читая стихи и другие тексты, они смогут произносить прочитанное не в быстром темпе, а спокойно, соблюдая паузы в нужном месте. Вот несколько примеров выработки необходимых навыков правильного (выразительного) чтения: - выдыхаем резко, чтобы «задуть свечу»; - выдыхаем продолжительно, «надуваем воздушный шарик»; - чья бумажная снежинка дальше пролетит по воздуху? - чья бумажная рыбка дальше проплывет по столу?
-
2). Развитие правильного звукопроизношения (внятности речи). Цель этой работы – формирование умения выделять тот или иной звук интонационно, вслушиваться в произношение, стремление повторить его как можно чище. Этому способствуют чистоговорки, скороговорки, артикуляционная зарядка. Чистоговорки и скороговорки следует произносить медленно, работая над каждым звуком.
-
3). В целях достижения выразительности речипри работе со скороговорками предлагаются детям выполнить такие задания: - «Прочитай или повтори за мной шепотом, беззвучно, тихо, громко»; - «Прочитай или повтори с разной интонацией: радостно, грустно, удивленно»
-
Игры со словами
- назвать слова близкие (противоположные) по смыслу; - из числа предложенных вниманию слов найти лишнее (например, «лиса, медведь, собака, волк»), сказать об их сходстве и различии, четко обосновать свое мнение; - назвать слово, расположить буквы в алфавитном порядке; - назвать новое слово, поменяв порядок слогов, букв (например, «гила – игла»); - объяснить значение слов, поменяв в одном из них букву (например, «бочка – точка»); - изменить в предложенных словах ударение, сказать, как при этом изменилось значение слова (например, «замок, стрелки»).
-
Формирование навыков правильной речи
предупреждение использования ошибочных словосочетаний в речи; правильное употребление слов в предложении; согласование слов в роде, числе и падеже; осознанное построение предложений
-
Игры со словами
1) Договаривание слов с соответствующими окончаниями во фразах и рифмовках: Лучше нас лесных… (ежей) нет на свете … (сторожей). Тишина царит в дремучем… 2) «Найди ошибку»: Зимой в саду расцвели яблони. В полу лежит красивый ковер. 3) Составление предложений по разным моделям: Кто? Что делает? Что? (Кошка лакает молоко). 4) Распространение предложения: Ярко светит солнце. На небе ярко светит солнце. На небе ярко светит весеннее солнце. На небе ярко светит и играет весеннее солнце
-
5) Изменение порядка слов: На пороге сидела и жалобно мяукала кошка. 6) Восстановление неправильного (деформированного) предложения: лесу, роет, в, лиса, нору 7) Составление предложения по аналогии: Песок сыплют, а воду… 8) Составление ответа на вопрос: Кто летает? Кто пишет стихи? 9) Добавление вспомогательных предложений: Мы завтра пойдем в лес, если…
-
10) «Объясни»: Собака идет на кухню. Она выпивает молоко у кошки. Кошка недовольна. (Почему недовольна кошка?) 11) Согласование существительных и местоимений: «Чья вещь?» (мой карандаш, моя книга). Согласование глаголов и существительных: Река __________… (шумела) Море … (шумело) лес…(шумел) Листья…(шумели) 12) Изменение порядка слов в предложении. «Маленькие дети вошли в сказочный лес». Прочти предложение в таком порядке слов: 2,3,4,6 или 3,4,5,6,1,2
-
Заключение…
Одной из особенностей семилетних детей является их речевая активность, желание поделиться с окружающими своими впечатлениями, мыслями, сомнениями. Однако эта потребность часто не реализуется, так как многие дети этого возраста не умеют строить диалог, т.е. не владеют речевыми умениями и навыками достаточно для этого. Поэтому не удивительно, что у ребенка желание высказывать свое мнение, обмениваться собственными мыслями и чувствами с окружающими со временем гаснет.
-
Для того чтобы обеспечить успешное речевое развитие ребенка, сформировать у него готовность к разнообразной речевой деятельности (диалог, рассказ, рассуждение, описание и др.), необходимо создать условия для свободного и интересного общения, в процессе которого дети и взрослые выступали бы как равноправные участники разговора.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.