Содержание
-
Творческий отчёт
Еремеевой Татьяны Алексеевны учителя начальных классов МОУ СОШ №28
-
Развитие речимладших школьниковв процессе обучения чтениюна основе созданиякоммуникативных ситуацийЦЕЛЬ:создать условия для формирования речевой деятельности младших школьников в процессе обучения чтению на основе создания коммуникативных ситуаций.
Методическая Тема
-
ЗАДАЧИ:
1. Изучить теоретические основы проблемы формирования речевой деятельности младших школьников и проанализировать педагогический опыт. 2. Разработать комплекс заданий по формированию речевой деятельности. 3. Апробировать комплекс заданий на уроках чтения в классе. 4. Проанализировать полученный опыт, обобщить, наметить перспективы дальнейшей деятельности. В своей работе я использовала методы: наблюдение, сравнение, тестирование.
-
Речь Внутренняя это речь мысленная, протекающая, хотя на языковом материале, но без отчётливых внешних проявлений. Это как бы разговор с самим собой. Она отрывочна, лишена чётких грамматических форм. Внешняя это речь-общение, речь для других. Она рассчитана на восприятие, на то, чтобы говорящего поняли его собеседники или слушатели.
-
Внешняя
Требования: Правильностьсоблюдение норм современного литературного языка – грамматики, орфографии, пунктуации. Ясность-это доступность её для понимания другими. Чистотасвободная от лексики, находящейся за пределами литературного языка (жаргонизмов, диалектизмов, слов паразитов). Точность значение слов и словосочетаний, употреблённых в речи, полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи. Выразительностьумение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, Богатство отсутствие однообразия, повторения одних и тех же слов и конструкций.
-
Виды речевой деятельности
1.Чтение 2.Аудирование. 3.Устная речь. 4.Письменная речь.
-
Средства устного общения
вербальное (слово) невербальное (голос,тон, темп,громкость,мимика жест, поза)
-
Направления по развитию речи работа над развитием речевого аппарата; уточнение и обогащение словарного запаса; формирование грамматического навыка; работа над связной речью; формирование умений воспринимать высказывания
-
1. Работа над развитием речевого аппарата включает в себя:
1) Постановку правильного дыхания . 2) Развитие правильного звукопроизношения (внятности речи), чем способствуют чистоговорки, скороговорки, артикуляционная зарядка. 3) Достижение выразительности речи на материале скороговорок, стихов. Предлагаю такие задания: - прочитай шепотом, беззвучно, тихо, громко - прочитай с разной интонацией: радостно, грустно, удивленно
-
2. Уточнение и обогащение словарного запаса.
1) Уточнение словарного запаса возможно через: - беседы о рассматриваемых предметах ( название, назначение, детали предмета, внешний вид) 2) Обогащение словарного запаса осуществляется через: - введение новых слов в этапы работы: а) толкование слова с помощью одного или нескольких приемов:( контекстуальный; подбор синонима, антонима; наглядный; развернутое описание.) б) актуализация слова. Работа над образцами употребления слова ( готовыми словосочетаниями и предложениями) в) использование слова в речи
-
3. Формирование грамматических навыков правильной речи включает:
предупреждение использования ошибочных словосочетаний в речи; правильное употребление слов в предложении, согласовывая в роде, числе и падеже; осознанное построение предложений.
-
Приемы работы: 1) Договаривание слов с соответствующими окончаниями во фразах и рифмовках: * Тишина царит в дремучем … 2) «Найди ошибку»: * В полу лежит красивый ковер 3) Составление предложений по разным моделям : * Кто? Что делает? Что? (Кошка лакает молоко) 4) Распространение предложения * Ярко светит солнце. На небе ярко светит солнце. 5) Изменение порядка слов. * На пороге сидела и жалобно мяукала кошка. 6) Восстановление деформированного предложения * лесу, роет, в, лиса, нору 7) Составление предложения по аналогии: * Песок сыплют, а воду…
-
4. Работа над связной речью.
Связная речь характеризуется: - развернутостью произвольностью программированностью ( то есть говорящий планирует каждое высказывание и текст в целом, определяет замысел, объем и характер высказывания, подбирает языковой материал).
-
ЗАДАНИЯ:
Распознавание назначения мимики и жестов: улыбка как знак одобрения, движение руки вниз – «садиться», вверх – «встаньте» «Сравнение» 1) «На что похоже?» «Общее и особенное» самолет и карандаш рыбы, люди, растения «Цветные рассказы» Одушевление предметов и явлений окружающей действительности.«Сказка о мелке»
-
Составление рассказа о случае, событии из собственной жизни. Смешной случай Поездка в театр «Утешить кого-либо» - какие утешительные слова ты бы сказал - сказочным героям: - деду, после того, как вытащили репку, а она оказалась внутри гнилой? - близким друзьям: -маме , которая огорчена твоей плохой отметкой?
-
5. Формирование умений воспринимать высказывания
1. Развитие внимания к звуковой стороне слышимой речи: повторение вопроса хоровое повторение вывода чередование индивидуальных ответов с хоровыми. «Воспроизведение»
-
2. Развитие слуховой памяти.. Выделение голосом главного Проговаривание хором запоминаемого Построение ответа на основе слов вопроса Слушание небольших рассказов и ответы на вопросы по прочитанному. «Что я слышу» Слушать можно всё: звуки, погоду, слова, скрип стула и т.д. - какие звуки услышали? - на что похожи?
-
Уровень успешности
1класс 2класс
-
Заключение
Формирование речевой деятельности – сложный и длительный процесс, требующий «долгой и кропотливой работы учащихся и учителя». В 1 классе работа была направлена преимущественно на создание высказываний разговорного и художественного стилей, преобладала устная форма В своей дальнейшей работе я ставлю цели: - использовать разработанный комплекс заданий; - создавать коммуникативные ситуации, направленные на обучение деловой и научной речи; - развитие письменной формы речи. Я планирую работу над методической темой «Формирование речевой деятельности младших школьников на уроках чтения на основе анализа произведений.
-
Л и т е р а т у р а
Белорыбкина О.А. Речь и общение. – Ярославль, 1998 Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., Просвещение, 1981 Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., Просвещение, 1991 Костромина С.Н. , Нечаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – изд. «Ось-89», М., 2000 Ладыженская Т.А. Речь.Речь.Речь. –М., Педагогика, 1983 Ладыженская Т.А. Речевые уроки. – М., Просвещение, 1994 Липкина А.И., Оморокова М.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения.- М., Просвещение, 1967 Мельникова И.И. Развитие речи детей 7-10 лет.- Ярославль, 2002 Рождественский Н.С. Речевое развитие младших школьников.- М, Просвещение, 1970 Фомичева М.Ф. воспитание у детей правильного произношения. – М., Просвещение, 1991 Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М., 2000 Соловейчик М.С., Сергеева Н.Н. Совершенствование речевой деятельности младших школьников. – в кн. «Русский язык в начальных классах» под.ред. Соловейчик М.С. – М., Просвещение, 1993 Журналы «Начальная школа»: 1) Уварова Т.В. Говорить правильно и выразительно – это радость общения друг с другом. // № 10, 2001 2) Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника . - // № 4, 2003 3) Харченко О.О. Как усилить коммуникативную направленность работы над предложением. - // № 1 , 2002 4) Синицын В.А. Современные подходы к развитию речи младших школьников. - // № 2, 2003 5) Львов М.Р. Виды речи. - // № 5, 2000 6) Рамзаева Т.Г. проблема развивающего языкового образования и ее реализация в современной начальной школе . // № 1, 1999
-
Курсы повышения квалификации
2006-2007 уч. год КРИПКПРО курсы «Психолого педагогические аспектыразвития системы самообразования» в объёме126 часов. 2009 год МОУ «Научно-методический центр» по теме «Проблемы и перспективы развития личностно-ориентированного обучения в аспекте содержания учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа» в объёме 24 часа
-
Награды, благодарности за последние 5 лет
2008год Благодарственное письмо за многолетнее сотрудничество с театром «Театр для детей и молодёжи» Благодарственное письмо за участие в региональной научно-практической конференции «Инновационные технологии в начальном языковом образовании» КузГПА г.Новокузнецк 2009год Почётная грамота за многолетний и добросовестный труд, активную и результативную работу по формированию у детей культуры дорожного движения (Администрация города Кемерово) 2010год Почетная грамота за активное участие в подготовке и проведении районной игры-состязания «Останови огонь!» (Территориальный отдел образования Ленинского района)
-
Участие в районных семинарах
2010 год выступление на районном семинаре «Перспективная начальная школа». Проблемы. Опыт. Перспектива.»
-
Спасибо!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.