Содержание
-
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 комбинированного вида Колпинского района Санкт-ПетербургаРоль эмоций в жизни дошкольника
Автор: Симонова И.Я. Санкт-Петербург 2014 г.
-
Цели
Познакомить с основными эмоциями дошкольника Формировать способы общения родителей и воспитателей с ребенком Расширить представление об эмоциональных состояниях ребенка с тяжелыми нарушениями речи
-
Коррекция эмоциональной сферы детей как одна из приоритетных задач воспитания.
Мы предельно внимательны к формированию у ребенка знаний об окружающем мире. Но в мир чувств и эмоций ребенок вступает без провожатого, без поддержки и совета. Чрезмерные запреты в выражении чувств влекут за собой ограничение жизненности, спонтанности обаяния, т.е. потерю той природной естественности, которой обладает ребенок с рождения.
-
Директивные действия взрослых с раннего возраста блокируют у ребенка с речевой патологией эмоциональное самовыражение, что часто приводит к возникновению фобий, неврозов, дезадаптационных форм поведения. По нашему мнению, формирование эмоций, коррекция эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.
-
Выделено около десяти фундаментальных эмоций:
Радости; Удивления; Интереса; Страдания (печали); Гнева; Отвращения; Презрения; Страха; Стыда; Вины.
-
Эмоция радости.
Эмоция радости – формирование оптимизма, чувства счастья, стрессоустойчивости.
-
Если ребенок выражает радость, а взрослый не поддерживает её позитивно, например, отмахивается, не обращает внимания, говорит, что это ерунда, ребенок привыкает не радоваться или не делиться своей радостью. Среди взрослых, имеющих такой эмоциональный опыт в детстве, будет больше пессимистов, людей, чувствующих себя несчастливыми, с общим пониженным настроением.
-
Задача воспитания радости состоит в создании условий для того, чтобы ребенок чувствовал радость от малых и больших позитивных событий жизни, сформировать общую оптимистическую позицию человека, чувство счастья жизни. Чувство счастья жизни помогает человеку жить, окрашивает восприятие жизни в более позитивных тонах. Оптимизм помогает справляться со стрессовыми ситуациями. Многими оптимизм связывается с достижением профессионального успеха.
-
Эмоция страдания (печали).
Эмоция страдания- - связана с формированием тревожности, депрессивности, неустойчивости к стрессу, склонности к зависимостям.
-
Страдание – самая тяжелая эмоция, но для ребенка и грусть, и печаль – тяжёлое состояние. Реакции взрослых на страдания ребенка бывают разными. Если взрослые негативно относятся к страданию ребенка, ругают и наказывают его, например, за плач, не обращая внимания на причину, ребенок может вырасти чрезмерно тревожным, с тенденцией к изоляции, к апатии и негативным зависимостям, с низкой сопротивляемостью страданию.
-
Если взрослый реагирует на страдания ребенка посредством чрезмерного опекания, без попытки найти причину страдания и справиться с ней, ребенок может вырасти инфантильным, не способным бороться с источниками страдания, ищущим успокоение в каких-либо ситуациях, не связанных с причиной страдания. Взрослый должен демонстрировать не только понимание и принятие страдания ребенка, но и искать вместе пути воздействия на причину страдания. При такой реакции создаются условия, чтобы ребенок вырос более доверяющим людям, готовый сам придти на помощь.
-
Эмоция гнева (злости).
Эмоция гнева (злости) лежит в основе агрессивности.
-
Если взрослый подавляет гнев ребёнка, ругает за злость, это может привести к формированию привычки подавлять гнев, но неотреагированный гнев участвует в этиологии психосоматических болезней. С другой стороны, если взрослым принимается бурное и активное выражение гнева, если оно понимается, как умение постоять за себя, то у ребёнка может сформироваться опасная агрессивность. Воспитание гнева связано с формированием у ребёнка умения контролировать свой гнев и проявлять его в формах, не наносящих вреда окружающим и самому себе.
-
Эмоция страха.
Эмоция страха переживается как незащищенность физического и психического Я человека.
-
Необходимо создать условия для формирования нетревожного ребенка, доверяющего своему окружению, способного не только открыто сказать о своём страхе, но, что особо важно, находить пути его преодоления. Взрослые не должны использовать страх в процессе воспитания, стараться защищать ребенка, не передавая собственного чувства страха. Общая благожелательность отношений между взрослым и ребенком, позволяет последнему открыто говорить о своем страхе. Ребенка необходимо обучать терпимости к страху, способам преодоления страха.
-
Интерес и удивление.
Интерес и удивление – интеллектуальные эмоции, лежащие в основе интеллектуальных чувств.
-
Интеллектуальные чувства развиваются у ребенка, если взрослый поддерживает его эмоции интереса, радости и удивления в процессе познания и исследования, если взрослый сам заражает ими ребенка. Если же интерес ребенка к окружающему миру не разделяется взрослым, он считается неважным, то эта эмоция подавляется. Наличие интеллектуальных чувств ребенка позитивно окрашивает учебу, придает ей личностную значимость.
-
Стыд.
Стыд (чувство вины). Стыдясь, человек чувствует свою некомпетентность, неспособность, несоответствие ситуации.
-
Значение этой эмоции двояко. С одной стороны, чистое переживание стыда может приводить к формированию неуверенности, с другой, стыд может стать мотиватором саморазвития. Родители не должны часто стыдить ребенка, чтобы не способствовать формированию неуверенности и застенчивости. Если стыдить, то на общем фоне любви и уважения, стараться всегда искать пути преодоления ситуаций, вызывающих стыд. Необходимо хвалить за прикладываемые ребенком усилия и достигнутый успех.
-
Различные эмоциональные переживания ребенка – естественная и неотъемлемая составляющая его каждодневной жизни. Сделать её поддерживающей и развивающей, а не подавляющей и стрессогенной, научить ребенка в приемлемой для него форме рассказывать о своем внутреннем мире, научиться слушать, слышать и понимать его – достойная цель для нас, взрослых.
-
Дидактические игры, направленные на развитие у детей представлений об эмоциях.
-
-
-
-
Спасибо за внимание !
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.