Содержание
-
Пушкина Рукою В сафьяне, по краям окован, Замкнут серебряным замком, Он был исписан, изрисован Рукой Онегина кругом. Среди бессвязного маранья Мелькали мысли, примечанья, Портреты, буквы, имена И думы тайной письмена.
-
Графика рукописей Пушкина – это дневник в образах, зрительный комментарий поэта к самому себе, особая запись мыслей и чувств, своеобразный отчет о людях и событиях. Это второй план, у которого свой материал и своя система. Виньеты и головы, карандаш, чернила, Пушкинский Дом, Санкт-Петербург
-
Пушкинские рукописи полны рисунков. В его работе – это боковая ветвь, но она так велика и многообразна. Она сопутствует почти каждой странице его черновиков. Иллюстрации к «Сказке о попе…», чернила, карандаш, Пушкинский Дом, Санкт-Петербург
-
Пушкинский рисунок - дитя ассоциации. Сам Пушкин подметил, что в большинстве случаев появление рисунков у него связано с неоконченным стихом; когда стопорилась строфа, не давался эпитет, медлила рифма, - заминка разрешалась рисунком. Тритоны, трубящие в рог; мужские профили; фигура с саблей, чернила, Пушкинский Дом, Санкт-Петербург Актерские фигуры тритонов, трубящих в рог, нарисованные среди черновиков «Руслана и Людмилы». Прямой иллюстрации текста нет, но налицо обычная боковая связь, идущая по ассоциативной линии.
-
Чем короче были паузы, - тем мимолетнее рисунки и тем меньше их. Рисунок может служить примером одного из самых типических образцов большой графической паузы в пушкинских рукописях, с одной стороны – работу над посланием к Чаадаеву, дававшимся Пушкину туго и кропотливо, с другой – отход в сторону, проявившийся в наброске нового замысла.. Мелкая растушевка свидетельствует, что остановка была длительной… Фигура молдаванина; женщина, протягивающая руки; большая голова мужчины; профили мужские и женские, чернила, Пушкинский Дом, Санкт-Петербург
-
Закон связи между содержанием текста и рисунком гораздо сложнее, чем «повторение содержания написанной пьесы»; он тоньше, чем «воспроизведение ее вдвойне». Вся связь – хитрее и узорнее. Верно, что рисунок связан с пьесой, - неверно, что он просто удваивает ее. Закон связи у Пушкина – закон параллелизма, а не закон отражения. Пушкин и Онегин, проект иллюстрации к XLVIII строфе первой главы «Евгения Онегина», Пушкинский Дом, Санкт-Петербург В пушкинской графике – это единственный образец официальной иллюстрации, рисунка, которым Пушкин не только зрительно пояснял свое произведение, но и давал профессионалу-художнику обязательную схему для «картинки» к «Евгению Онегину».
-
Пушкинская скоропись художественна в том же смысле, в каком художественны его рисунки. Автографы Пушкина зрительно вызывают чисто эстетическую реакцию, какую вызывает произведение искусства.
-
Но чаще он издевался. Искажение – его главный прием. Зерно его поэзии – эпиграмма. Зерно его рисунка – карикатура. Его зарисовки царапали не менее больно, нежели кусательные стишки: Пишу карикатуры, - Знакомых столько лиц… Французский экс-офицер г. Дегильи Карикатура на Дегильи, единственный сохранившийся образец пушкинского рисунка, имевший публичное назначение и связанного с определённым происшествием: Дегильи отказался драться с Пушкиным на дуэли. И Пушкин не ограничился одним письмом к Дегильи с выражением своего недовольства. Он закрепил его сатирической картинкой с весьма унизительными моментами.
-
А с собой он был осторожен в этом вопросе. Он рисовал себя часто и внимательно. Он знал свои черты наизусть. Если вытянуть в ряд серию его автопортретов – перед нами пройдет и то, чем он был, и то чем он мог бы быть, и то, чем он быть не мог. Это вторая, им самим придуманная биография. Автопортрет; голова юноши, чернила, рукопись «Кавказского пленника», Пушкинский Дом, Санкт-Петербург Рисунок представляет собой один из самых ранних автопортретов пушкинских рукописей.
-
Под одной из известных автокарикатур, где чёрт Пушкину показывает жалящий язык, стоит «Не искушай (сай) меня без нужды…». Это образ Пушкина на самого себя глядящего и самого себя упрашивающего.
-
Болдинские рисунки 1830 года обнаруживают появление нового процесса – вытеснение карикатуры иллюстрацией. Пушкина потянуло к повествовательной картинке. Это явление не успело развиться. Смерть Пушкина оборвала его на болдинском материале. Монах в келье, чернила, Пушкинский Дом, Санкт-Петербург Отцы пустынники и жены непорочны,Чтоб сердцем возлетать во области заочны,Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,Сложили множество божественных молитв…
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.