Содержание
-
Виртуальная экскурсия в мини-музей «Русская изба»Галина Анатольевна Куликова
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №133 г. Калининграда
-
Паспортные данные музея: Интерактивность – основной методологический прием в работе данного музея. Он не только является хранилищем, но и живым организмом в процессе познания. Цели и задачи мини-музея « Русская изба»: расширение сферы образования через приобщения к музейной педагогике; гармонизация развития творческой личности; формирование проектно- исследовательских умений и навыков; развитие познавательных способностей и познавательной деятельности; сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества; формирование толерантности, уважение к другим культурам.
-
Добро пожаловать, гости дорогие. Гости званные и желанные, Красивые и молодые, Застенчивые и боевые Мы рады тому, кто в нашем дому.
-
В избе комната одна.Горницей названа она.
-
Пока хозяева спят, я, дедушка Домовой, приглашаю Вас познакомиться с нашей русской избой. Строительство избы, в которой проживало не одно поколение семьи, сопровождалось многочисленными обрядами и суевериями. Да и в самом доме было много мест, имеющих определённое сакральное значение для русского человека. Изба наша началась строиться в 2000 году и строилась она, как говорится, всем миром.
-
Один угол в избе русская печь занимала.Семью от бед она оберегала.
Вот, к примеру, печь. Построена она руками родителей, а украшена помощником воспитателя.
-
Печь была главной в доме. Ведь она и кормила , и поила, и теплом согревала. Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание. Она пол избы занимала. Без печи изба не изба. С печью была связана вся жизнь людей. Печь в старину называли волшебницей. Печь не только согревала избу, на печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, рыбу. Зимой печь от болезней спасала. Грелись на ней и стар, и млад.
-
Ножек четыре, Шляпок одна, Нужен, коль станет Обедать семья.
Стол и лавки сделаны руками родителей группы.
-
За столом собиралась вся семья. Во главе стола сидели самые уважаемые люди – родители. Стол уподобляется святыне, алтарю, что накладывает отпечаток на поведение человека за столом. По столу не стучать - « стол божья ладонь». «Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска – так и стол доска» Вдоль стола стояли лавки, Для мужчин были долгие «мужские» лавки, для женщин и детей – лицевые, расположенные под окном. Девочке, которой исполнялось 12 лет , надо было пройти по лавке взад и вперёд, после чего перекреститься и спрыгнуть с лавки в новый сарафан, что символизировало вхождение в девический возраст. С этого момента девушке разрешалось водить хороводы и считаться невестой. Была ещё « нищая» лавка, располагавшаяся у двери, куда могли садиться те, кто вошел в избу без разрешения хозяев.
-
Люльку смастерил Дедушка Володя. В его люльках вырос не один ребёнок.
-
Люльку подвешивали к потолку. Висячее положение колыбели обуславливалось не только соображение удобства, но и наполнялось мифологическим содержанием. Крестьяне считали, что пространственная оторванность от земли , от « низа» , обеспечивала ему сохранение жизненной силы. В новую колыбель клали хлеб – соль. Это означало, что ребёнка очень ждали и с любовью встречали.
-
Длинное, невысокое,Кем – то оцинковано,Надо для стирки,Может и для купания.Посудина странное Имеет название.Не знаю, кем этоНазванье открытоНо эта посудина Просто корыто.
Корыто смастерил также дедушка Володя.
-
Когда ребёнка первый раз купали, в корыто клали три вещицы. Уголёк – привыкай малыш к домашнему теплу ,зёрнышко – чтобы сытым был, денежку – чтобы богатым был. Пеленали первый раз в отцову рубаху, чтобы рос ребёнок сильным, здоровым и работящим, как его родители.
-
Он как круглая кастрюля Он чумазый, не чистюля.Где там, в печке уголёкКашу сварит чугунок.
Чугуны привезли из Смоленской области Холм – Жарковского района деревни Матрёнино от бабушки Елены.
-
Чугуны – единственная посуда, которая идеально подходила для русской печи, и традиционно используется для приготовления пищи в печи.
-
Обрядовые куклы сделаны родителями и детьми.
-
На Руси кукол делали и для игры, и для совершения разных обрядов. Причём обрядовыми куклами можно было играть детям, а игровые куклы ни в коем случае нельзя было использовать при обряде. Потому что обрядовые куклы делались без использования ножниц, иголок, вообще любых колющих и режущих инструментов. Считалось, что кукла – оберег, изготовленная при помощи иголки, не будет охранять ребёнка, а , наоборот, может ему повредить, как острая иголка.
-
Ты помощница моя,Прялочка родная.Напрядешь ты пряжи мне,Что не видно края.
Прялка привезена из Саратовской губернии , Энгельскогорайона, село Узморье от бабушки Моти.
-
Прялка была ценным подарком: отец дарил её дочери, жених – невесте, муж – жене. В некоторых местах , по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую сломать в знак помолвки. Многие прялки содержали дарственные надписи типа «Кого люблю того дарю», «Пряди, прялку береги, за отца бога моли».
-
Гармонь - не одну свадьбу сыграл на ней первый парень на деревне дед Иван из Вологодской области деревня Семёновка Гармонь везде! Где праздник и застолье, К ней прикоснись и только планки тронь… В душе откликнется и радостью, и болью, Живи и здравствуй, - Русская Гармонь!!!
-
Однако не видать бы нам гармони, если бы ни случай. А было так. В июльское воскресенье 1830 года ходил Иван Сизов по Нижнегородской ярмарке, любовался товаром всяким – и заморским, и российским. И вдруг услышал звуки сочные, глубокие, певучие, потом увидел инструмент, рождавший музыку не понятно чем: складки вроде бы матерчатые да планки деревянные , да пуговки по обе стороны руки. «Гармоника, - пояснил хозяин, - вещь редкая , заморская…» Купил Иван гармонику и повёз невиданный инструмент домой – в Тулу. А потом и сам стал мастерить гармоники: себе, людям в подарок, а потом и на продажу.
-
Это ухват – хозяюшке помочь он рад.
Ухват сделан папой выпускницы детского сада.
-
В хлеву у быка копна на рогах , а хвост на дворе у бабы в руках», « Не ест, а еду хватает, что схватит – отдаёт, сам в угол идёт», « Не бык, а бодает». Кому довелось родиться или быть в деревенской избе , без особых затруднений отгадают эти загадки. Сразу же вспоминается рогатый ухват, на котором мать или бабушка отправляет в топливник русской печи чугунок .
-
Я опять хочу напиться!Очень вкусная водица!А откуда достаётся? -Из глубокого колодца.
Колодец сделан родителем выпускника группы.
-
Большим почтением пользовался на Руси колодец, сколько мифов, поверий и обрядов складывалось вокруг него. Так, например, путники, набрав колодезной воды, непременно оставляли свою вещь. Это должно было помочь благополучно добраться до следующего колодца. Юные девушки приходили к колодцу погадать, в надежде узнать свою судьбу. Чистая, студёная колодезная водица помогала лечить болезни и почиталась чуть ли не наравне со святой водой. Но особенную важность поверия приобретали в период военных действий. Полагали, что оружие, опущенное в колодец, способно принести победу.
-
Эту обувь не забыли,Хоть давным-давно носили. Влезут дети на полати,У печи оставят лапти.
-
-
А Вас в гости ждём. Мы рады тому, кто в нашем дому.Пусть будет счастья вам горой,Урожая воз большой,На столе всегда пирог,Лёгких вам всегда дорог!
Ну вот, кажется, просыпаются мои хозяева. Доброго им дня.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.