Содержание
-
«Текстоориентированный подход на уроках русского языка и литературы»
Подготовила Юмадеева Зульфия Хамитовна, учитель русского языка и литературы
-
Познание начинаетсяс удовольствия!
Аристотель
-
Как вам погода?
-
Как вам погода? тепло, прохладно, свежо, «получше, чем в Москве» «быстрее бы лето», «опять к выходным дождь»…
-
Как вам погода? Эмоциональное/ рациональное
-
Занимательность – интерес – мотивацияПроцесс - результат
Занимательность – яркость, доступность для современного ребенка, понятность, совмещение всех видов восприятия информации (аудиалы, визуалы, кинестетики), работа с короткой информацией Интерес – к процессу работы + работа с грамматическим материалом + работа с разными источниками, желание разобраться Мотивация - на уровне собственного интереса через индивидуальный маршрут, самоподготовка
-
Ключевые понятия
«Читательская грамотность - способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать ее при решении учебных , учебно – практических задач и в повседневной жизни» В исследованиях PIRLS- «способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, определяемых обществом и/ или ценных для индивида…» В исследованиях PISA - «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» 7
-
«Читательская грамотность - способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать ее при решении учебных , учебно – практических задач и в повседневной жизни» В исследованиях PIRLS- «способность понимать и использоватьписьменную речь во всем разнообразии ее форм дляцелей, определяемыхобществом и/ или ценных для индивида…» В исследованиях PISA - «способность человека понимать и использоватьписьменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвоватьв социальной жизни» 8
-
9
-
Особенности восприятия информации
Типы восприятия информации: визуализация аудирование кинестетика Новый тип восприятия информации современным ребенком: аудиовизуализация 10
-
Основные виды коммуникативной деятельности
Слушание Говорение Чтение Письмо 11
-
Матрица восприятия
12
-
Виды деятельности
ПрезентацииВидеофрагменты Описание фрагментов картин, фотографий, иллюстраций Чтение схем, таблиц, тестов Работа с перфорированными текстами Работа с прослушанными текстами (аудирование) Отработка артикуляции по образцам Запись прослушанных текстов, краткий пересказ Аудиоприложения Конструирование текстов и заполнение таблиц Задания на сопоставление фрагментов – схем (работа с цифровой панелью) 13
-
Матрица восприятия
14
-
(…) Без деревянных расписных солонок, которые назывались солоницы, не обходилось ни одно праздничное торжество. (…) Каких только солонок не выдумывали русские мастера: в виде уточек, коробочек с резными коньками, главками церквей или двуглавым орлом.(…) Говорят, что наиболее почётными местами за столом считались те, что располагались ближе к солонке. (…) Например, для Русского Севера, вологодской и архангельской губерний, типичной была солонка в форме плывущей птицы с головой уточки (такую солонку называли утицей).(…) На Руси солонка всегда была предметом очень почитаемым. (…) Ведь наряду с хлебом соль являлась символом благополучия, вот почему дорогих гостей издревле встречали хлебом-солью. Конструирование текста. Прием 1 (определить последовательность предложений)
-
(1) На Руси солонка всегда была предметом очень почитаемым. (2) Ведь наряду с хлебом соль являлась символом благополучия, вот почему дорогих гостей издревле встречали хлебом-солью. (3) Без деревянных расписных солонок, которые назывались солоницы, не обходилось ни одно праздничное торжество. (4) Говорят, что наиболее почётными местами за столом считались те, что располагались ближе к солонке. (5) Каких только солонок не выдумывали русские мастера: в виде уточек, коробочек с резными коньками, главками церквей или двуглавым орлом. (6) Например, для Русского Севера, вологодской и архангельской губерний, типичной была солонка в форме плывущей птицы с головой уточки (такую солонку называли утицей). Конструирование текста. Прием 1
-
Какие навыки отрабатываются?
изучающее чтение логика рассуждения критическое мышление …
-
Конструирование текста. Прием 2 (определение границ предложения и его смысловых частей)
Футбол от английских слов foot — нога, ball — мяч командный вид спорта цель которого забить как можно больше мячей в ворота соперника ногами или другими частями тела но только не руками история футбола началась очень давно так например в Египте Германии Китае были игры похожие на футбол самая удачная из них называлась гарпастум и придумали её итальянцы но когда появился современный футбол гарпастум был забыт считается что родоначальниками футбола были англичане датой рождения этой игры принято считать 1863 год когда была организована первая Ассоциация футбола и составлены правила похожие на современные когда англичане придумали футбол они сразу стали популяризировать его во всех странах включая Россию
-
Конструирование текста. Прием 2
Футбол (от английских слов foot — нога, ball — мяч) — командный вид спорта, цель которого – забить как можно больше мячей в ворота соперника ногами или другими частями тела, но только не руками. История футбола началась очень давно. Так, например, в Египте, Германии, Китае были игры, похожие на футбол. Самая удачная из них называлась гарпастум, и придумали её итальянцы. Но когда появился современный футбол, гарпастум был забыт. Считается, что родоначальниками футбола были англичане. Датой рождения этой игры принято считать 1863 год, когда была организована первая Ассоциация футбола и составлены правила, похожие на современные. Когда англичане придумали футбол, они сразу стали популяризировать его во всех странах, включая Россию.
-
Какие навыки отрабатываются?
изучающее чтение логика рассуждения определение микротем (смысловое ядро предложения) выделение идеи высказывания из потока (аналогия с устным высказыванием)
-
Из Википедии
Татьяна Анатольевна Тарасова родилась 13 февраля 1947 года. Отец — Анатолий Тарасов, известный советский хоккеист и тренер. Мать — Нина Григорьевна Тарасова. Старшая сестра — Галина, педагог. Когда Татьяне было пять лет, отец научил её кататься на коньках. Пару Татьяна Тарасова и Георгий Проскурин непродолжительное время тренировала Елена Анатольевна Чайковская. В паре с Георгием Проскуриным Татьяна Тарасова участвовала на Всемирной Универсиаде в 1966 году. Вскоре после этого была вынуждена завершить спортивную карьеру из-за травмы. В 1967 году Тарасова начала заниматься тренерской работой и постановкой программ. Среди её учеников были Ирина Роднина, Александр Зайцев, Ирина Моисеева, Андрей Миненков, Алексей Ягудин, Илья Кулик, Денис Тен, Наталья Бестемьянова и многие другие. В 1974 году поступила в Институт физической культуры, который окончила в 1979 году.
-
Как вам текст?
-
Цель чтения…
-
Татьяна Анатольевна Тарасова родилась 13 февраля 1947 года. Отец — Анатолий Тарасов, известный советский хоккеист и тренер. Мать — Нина Григорьевна Тарасова. Старшая сестра — Галина, педагог. Когда Татьяне было пять лет, отец научил её кататься на коньках. Пару Татьяна Тарасова и Георгий Проскурин непродолжительное время тренировала Елена Анатольевна Чайковская. В паре с Георгием Проскуриным Татьяна Тарасова участвовала на Всемирной Универсиаде в 1966 году. Вскоре после этого была вынуждена завершить спортивную карьеру из-за травмы. В 1967 году Тарасова начала заниматься тренерской работой и постановкой программ. Среди её учеников были Ирина Роднина, Александр Зайцев, Ирина Моисеева, Андрей Миненков, Алексей Ягудин, Илья Кулик, Денис Тен, Наталья Бестемьянова и многие другие. В 1974 году поступила в Институт физической культуры, который окончила в 1979 году. Какой факт из жизни Т.А. Тарасовой доказывает, что профессиональное развитие возможно при любых обстоятельствах?
-
Целевые установки чтения и стратегия
Познавательное (извлечь, осмыслить, прореагировать) Ценностно–ориентированное (обсудить, оценить, пересказать) Регулятивное (последующие предметные действия) 1. Этап ориентировки (какая цель) 2. Этап планирования (исходя из целей, способ и вид чтения) 3. Этап исполнения (осуществление восприятия) 4. Этап контроля (самоанализ результатов) 25
-
Виды чтения в методике
Просмотровое(общее представление об информации + структура текста) Ознакомительное (беглое прочтение, как этап для изучающего) «пробежите глазками»!!! Изучающее (точное понимание текста, главной и второстепенной информации) Поисковое (умение находить элементы информации для выполнения конкретной задачи) 26
-
Алгоритм
Сопоставление вопроса (задания) и текста (по ключевым словам и понятиям) Точное понимание второстепенной информации Выявление нужной информации для решения конкретной задачи
-
Какой факт из жизни Т.А. Тарасовой доказывает, что профессиональное развитие возможно при любых обстоятельствах?
Татьяна Анатольевна Тарасова родилась 13 февраля 1947 года. Отец — Анатолий Тарасов, известный советский хоккеист и тренер. Мать — Нина Григорьевна Тарасова. Старшая сестра — Галина, педагог. Когда Татьяне было пять лет, отец научил её кататься на коньках. Пару Татьяна Тарасова и Георгий Проскурин непродолжительное время тренировала Елена Анатольевна Чайковская. В паре с Георгием Проскуриным Татьяна Тарасова участвовала на Всемирной Универсиаде в 1966 году. Вскоре после этого была вынуждена завершить спортивную карьеру из-за травмы. В 1967 году Тарасова начала заниматься тренерской работой и постановкой программ. Среди её учеников были Ирина Роднина, Александр Зайцев, Ирина Моисеева, Андрей Миненков, Алексей Ягудин, Илья Кулик, Денис Тен, Наталья Бестемьянова и многие другие. В 1974 году поступила в Институт физической культуры, который окончила в 1979 году.
-
Восприятие - усвоение информации -формирование компетенций
29 10% - то, что читаем 20% - то, что мы слышим 30% - то, что видим 50% - то, что мы слышим и видим 70% - то, что мы говорим сами 90% - то, что мы делаем сами
-
Как работать на 90%? Переработка и создание текстов (вовлеченность в деятельность)
Визуализация (создание тизеров и видеофильмов по произведениям) Создание интеллект – карт Работа с аудиокнигами и аудиоприложениями Работа с таблицами и матрицами Работа с заголовками (создание, анализ на уровне «тема/идея») Создание заголовков для YouTube – каналов («сокращение до смысла») Работа со справочными материалами … 30
-
Создание интеллект – карт
Москва́ — столица России, город федерального значения, административный центр Центрального федерального округа и центр Московской области. Крупнейший по численности населения город России — 12 615 882чел. (2019), самый населенный из городов, полностью расположенный в Европе, входит в десятку городов мира по численности населения, крупнейший русскоязычный город в мире. Историческая столица Великого княжества Московского, Русского царства, Российской империи (в 1728—1730 годах), Советской России и СССР. Город - герой. В Москве находятся федеральные органы государственной власти Российской Федерации (за исключением Конституционного суда), посольства иностранных государств, штаб-квартиры большинства крупнейших российских коммерческих организаций и общественных объединений. Расположена на реке Москве в центре Восточно-Европейской равнины, в междуречье Оки и Волги. Москва — популярный туристический центр России. Кремль, Красная площадь, Новодевичий монастырь и Церковь Вознесения в Коломенском входят в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Она является важнейшим транспортным узлом: город обслуживают 6 аэропортов, 9 железнодорожных вокзалов, 3 речных порта (имеется речное сообщение с морями бассейнов Атлантического и Северного Ледовитого океанов). С 1935 года в Москве работает метрополитен. Москва — спортивный центр страны. В 1980 году в Москве прошли XXII летние Олимпийские игры, а в 2018 город стал одним из хозяев чемпионата мира по футболу.
-
Москва́ — столица России, город федерального значения, административный центр Центрального федерального округа и центр Московской области. Крупнейший по численности населения город России — 12 615 882чел. (2019), самый населенный из городов, полностью расположенный в Европе, входит в десятку городов мира по численности населения, крупнейший русскоязычный город в мире. Историческая столица Великого княжества Московского, Русского царства, Российской империи (в 1728—1730 годах), Советской России и СССР. Город - герой. В Москве находятся федеральные органы государственной власти Российской Федерации (за исключением Конституционного суда), посольства иностранных государств, штаб-квартиры большинства крупнейших российских коммерческих организаций и общественных объединений. Расположена на реке Москве в центре Восточно-Европейской равнины, в междуречье Оки и Волги. Москва — популярный туристический центр России. Кремль, Красная площадь, Новодевичий монастырь и Церковь Вознесения в Коломенском входят в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Она является важнейшим транспортным узлом: город обслуживают 6 аэропортов, 9 железнодорожных вокзалов, 3 речных порта (имеется речное сообщение с морями бассейнов Атлантического и Северного Ледовитого океанов). С 1935 года в Москве работает метрополитен. Москва — спортивный центр страны. В 1980 году в Москве прошли XXII летние Олимпийские игры, а в 2018 город стал одним из хозяев чемпионата мира по футболу.
-
Какие навыки отрабатываются?
изучающее чтение логика рассуждения и построения текста Визуализация Включение всех видов восприятия информации …
-
Работа с таблицами и матрицами
1. Поговорим о читателе. О нем говорят редко и мало. А между тем читатель – лицо незаменимое. Без него не только наши книги, но и все произведения Гомера, Данте, Шекспира, Гете, Пушкина – всего лишь немая и мертвая груда бумаги. 2. Отдельные читатели могут иной раз ошибочно судить о книгах, но за Читателем в большом, собирательном значении этого слова – всегда последнее слово в оценке литературного произведения. 3. Правда, оценка книги, утвердившаяся на известный срок, очень часто меняется. Какая – нибудь будка, расположенная вблизи, может заслонить башню, стоящую вдали. Но рано или поздно мы осознаем этот обман зрения и начинаем представлять себе литературные величины в более правильных масштабах.
-
-
-
-
-
Итак, техники и практики:
Работа с разными типами текста и знаковыми системами Перевод информации из одной знаковой системы в другую Ориентир на все виды восприятия Работа со всеми видами речевой деятельности Осознанный выбор вида чтения и анализ стратегии «с карандашом» 39
-
Важно!
ЧТЕНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ = ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО Читательская компетентность
-
Образцы текстов для формирования навыков читательской грамотности
Публицистический стиль (газеты, журналы, новостные ленты) Научно – популярный стиль (учебные тексты, научно – популярные журналы, энциклопедии) Официально – деловой стиль (справки, договоры)
-
Группы текстов для изучения на уроке литературы
-
Работа с текстом при изучении образов. Визуализация. Работа с разными видами переработки информации
Почему главный герой не вписывается в составленную схему иерархических отношений?
-
Умение работать со словом
-
Понимание роли тропа
-
От процесса чтения к результату обученияОт процесса обучения к личностному росту
Личностные результаты —система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности: наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; владение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения;
-
Модель формирования мотивации
Вовлеченность Готовность принимать Практическое применение Оценка значимости Интерес Ознакомление Время
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.