Презентация на тему "Структура экзаменационной работы"

Презентация: Структура экзаменационной работы
1 из 45
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.24 Мб). Тема: "Структура экзаменационной работы". Содержит 45 слайдов. Посмотреть онлайн. Загружена пользователем в 2018 году. Оценить. Быстрый поиск похожих материалов.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    45
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Структура экзаменационной работы
    Слайд 1

    Структура экзаменационной работы

    Модель экзаменационной работы отражает интегральный характер обществоведческого курса: в совокупности задания охватывают основные разделы курса, базовые положения различных областей обществознания. В результате объектами проверки выступают широкий спектр предметных умений, видов познавательной деятельности и знания об обществе в единстве его сфер и социальных институтов, о социальных качествах личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, политике и праве, социальных отношениях, духовной жизни общества. Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 29 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом (5 заданий базового уровня и 15 заданий повышенного уровня). Представлены следующие разновидности заданий с кратким ответом: задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов задание на выявление структурных элементов понятий с помощью таблиц задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах задание на дифференциацию в социальной информации фактов и мнений задание на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту Часть 2 содержит девять заданий с развёрнутым ответом (два задания базового уровня (21 и 22) и семь заданий высокого уровня сложности (23–29)). В этих заданиях ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развёрнутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление участников экзамена, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.

  • Слайд 2

    Задания первой части экзаменационной работы

    Задания первой части проверяют следующие умения: определять существенные признаки ключевых обществоведческих понятий оценивать приведённые положения с точки зрения их соответствия современным научным представлениям характеризовать на основе смоделированных социальных ситуаций социальные объекты осуществлять поиск социальной информации, представленной в диаграммах (гистограммах), различных таблицах сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия Задания первой части проверяют (помимо перечисленных выше) умения устанавливать соответствие между существенными признаками изученных социальных объектов, процессов и обществоведческими терминами и понятиями работать с рядами однородной социальной информации, определяя лишнее звено соотносить видовые понятия с родовыми, выделяя обобщающее понятие Задания 14-16 проверяют знание основ конституционного строя Российской Федерации, а также прав и свобод человека и гражданина (1 и 2 главы Конституции Российской Федерации;

  • Слайд 3

    Задания второй части экзаменационной работыЗадания к тексту

    Задания второй части (20–29) в совокупности представляют базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс средней школы (социальную философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение). Задания 21–22 объединены в составное задание с фрагментом научно-популярного текста. Эти задания направлены преимущественно на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде (задание 20), а также применять её в заданном контексте (задание 21). Задание 22 нацелено на характеристику (или объяснение, или конкретизацию) текста и или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на контекстные обществоведческие знания. Задание 23 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста. Задание 24 проверяет умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия общественных наук, формирующих обществоведческий курс.

  • Слайд 4

    Задания 25-27 второй части экзаменационной работы

    Задание 25 проверяет умение самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте. Задание-задача 26 требует провести анализ представленной информации, в том числе статистической и графической; объяснения связи социальных объектов, процессов; формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов. При выполнении этого задания проверяется умение применять обществоведческие знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

  • Слайд 5

    Составление плана и написание эссе

    Задание 28 требует составить план развёрнутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. При выполнении заданий данного типа выявились умения систематизировать и обобщать социальную информацию, устанавливать и отражать в плане структурные, функциональные, иерархические и иные связи социальных объектов, явлений, процессов. Завершает работу альтернативное задание 29, нацеливающее экзаменуемого на написание мини-сочинения по одной из пяти предлагаемых тем. Темы заданы в виде кратких высказываний представителей общественной мысли, политических деятелей, деятелей науки и культуры. В отдельных случаях высказывания имеют афористический характер. Каждая тема-высказывание условно соотносится с одной из базовых наук обществоведческого курса (темы по социологии и социальной психологии объединены в общий блок), однако участники экзамена вправе раскрывать её в контексте любой общественной науки или нескольких наук. Данное задание проверяет широкий комплекс умений, в частности умения: раскрывать смысл авторского суждения, привлекать изученные теоретические положения общественных наук, самостоятельно формулировать и конкретизировать примерами свои рассуждения, делать выводы.

  • Слайд 6

    Анализ ошибок в экзамене 2015 г.

    Экзамен 2015 г. выявил очевидные проблемы в социализации выпускников как граждан РФ, будущих работников, налогоплательщиков, активных участников экономической жизни. Наиболее тяжёлая ситуация наблюдается с социализацией выпускников как граждан РФ. В 2015 г. в каждый вариант экзаменационной работы на отдельной позиции было включено задание, проверяющее знание основ конституционного строя Российской Федерации, а также прав и свобод человека и гражданина. Это задание выполнили в среднем 58,5% выпускников. Экзамен показал ─ около трети участников не знают, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, ─ четверть участников связывают светский характер государства с многообразием форм собственности ─ каждый десятый участник экзамена относит участие в выборах в органы государственной власти к конституционным обязанностям гражданина, при этом лишь около 58% участников отнесли к обязанностям гражданина уплату налогов, 65% – защиту Отечества ─ только десятая часть выполнявших соответствующее задание смогла раскрыть смысл понятия «конституционный строй» ─ наблюдается путаница в представлениях выпускников о разделении полномочий между РФ и субъектами РФ. Ошибочно полагают, что в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся федеральная государственная собственность и управление ею, 65% участников, государственные награды и почетные звания РФ – 45%, а в исключительном ведении РФ – общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта – 47%, охрана окружающей среды – 10% экзаменуемых.

  • Слайд 7

    Участники экзамена продемонстрировали слабое понимание системы разделения властей в РФ и затруднились в характеристике полномочий высших органов государственной власти в РФ (содержательный элемент «Органы государственной власти Российской Федерации»). Только 48% участников экзамена знают, что исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ (среди наиболее распространённых неправильных ответов Государственная Дума, Счётная палата и прокуратура). 72% экзаменуемых не смогли назвать и проиллюстрировать примером хотя бы один вид (направление) деятельности органов исполнительной власти. 25% участников экзамена уверены, что Правительство РФ принимает федеральные законы, 20% – что утверждает изменения границ между субъектами РФ, 15% – что назначает выборы Президента РФ.

  • Слайд 8

    Участники экзамена также испытали затруднения при выполнении заданий по таким содержательным элементам, как «Гражданство Российской Федерации», «Права и обязанности налогоплательщика». Немалое число участников экзамена по обществознанию (как будущие активные участники экономической жизни) продемонстрировали непонимание ─ функций различных финансовых институтов (в частности, институтов банковской системы) ─ экономических процессов (так, каждый пятый экзаменуемый уверен, что одно из последствий инфляции – повышение покупательной способности денег, а 32% не смогли объяснить смысл понятия «инфляция»). ─участники ЕГЭ нередко путаются в видах ценных бумаг, факторах экономического роста, источниках финансирования бизнеса ─ не всегда понимают, от чего зависит экономическая эффективность деятельности субъектов экономики ─ выпускники слабо различают прямые и косвенные налоги, прогрессивную и пропорциональную шкалы

  • Слайд 9

    Пути исправления недостатков в подготовке обучающихся

    Как компенсировать наиболее значимые недостатки в образовательной подготовке обучающихся, рискующих не преодолеть минимального балла ЕГЭ? Обратим внимание на три аспекта: диагностика и постановка реалистичных целей в освоении предмета и подготовке к экзамену освоение ключевых понятий обществоведческого курса развитие общих учебных умений.

  • Слайд 10

    Экзаменационная модель 2016 г.

    Экзаменационная модель в 2016 г. (при сохранении всего объёма проверяемого содержания) продолжает совершенствоваться в направлении оптимизации структуры экзаменационной работы: логика структуры части 1 приведена в соответствие с логикой 2 части: задания ориентированы на проверку определённых умений (требований к уровню подготовки выпускников) на различных элементах содержания; из части 1 работы исключены задания с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа; в результате перегруппировки заданий различных типов общее количество заданий части 1 сократилось на 7 заданий; соответственно, общее количество заданий – 29. В структуре части 2 изменений нет. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы не изменился (62).

  • Слайд 11

    Первая группа заданий экзамена

    Первая группа представлена тремя понятийными заданиями базового уровня (задания 1–3), которые нацеливают на проверку знания и понимания биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, закономерностей и тенденций развития общества, основных социальных институтов и процессов и т.п. На одной и той же позиции в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же умения на различных элементах содержания. Это задания ─ на выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц ─ на выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне ─ на соотнесение видовых понятий с родовыми Эти задания на протяжении ряда лет используются в экзаменационной работе по обществознанию, их формат не вызывает затруднений у большинства выпускников, поэтому рекомендации по подготовке к выполнению заданий 1–3 сводятся к необходимости повторению ключевых понятий обществоведческого курса, их признаков/черт/характеристик, функций различных социальных институтов.

  • Слайд 12

    Вторая группа (задания 4–18)

    Включает в себя задания базового и повышенного уровней сложности, направленные на проверку сформированности умений: ─ характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; ─ осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); ─ анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; ─ устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; ─ применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Задания этой группы представляют традиционные пять тематических модулей обществоведческого курса: «Человек и общество», включая, познание и духовную культуру (задания 4–6); «Экономика» (задания 7– 10); «Социальные отношения» (задания 11, 12); «Политика» (задания 13–15); «Право» (задания 16-18). Типы заданий этой группы также хорошо знакомы школьникам и учителям: ─ это задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов ─ на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах. Обратим внимание, что, как и в предыдущие годы, количество правильных ответов на задания с множественным выбором не фиксировано.

  • Слайд 13

    Задание 14 (на установление соответствия) во всех вариантах проверяет позиции 4.14 и 4.15 кодификатора элементов содержания, задание 16 (с множественным выбором) – знание основ конституционного строя РФ, прав и свобод человека и гражданина (позиция 5.4 кодификатора элементов содержания). Следовательно, требуется акцентировать внимание обучающихся на соответствующих главах Конституции РФ.

  • Слайд 14

    Третья группа заданий

    Третья группа состоит из двух контекстных заданий повышенного уровня сложности (19 и 20), которые направлены на проверку умений: ─ анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; ─ различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; ─ объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека). Задания этих типов также традиционно используются в экзаменационной работе (это задания на дифференциацию в социальной информации фактов и мнений и на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту). Итак, структура экзаменационной работы 2016 г. оптимизирована за счёт перераспределения и перегруппировки в части 1 заданий различных типов, традиционно используемых в КИМ ЕГЭ по обществознанию. Новые типы заданий в 2016 г. в КИМ ЕГЭ не используются.

  • Слайд 15

    Источники информации для учителей

    Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru): документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2016 г.; открытый банк заданий ЕГЭ; учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ; методические рекомендации прошлых лет.

  • Слайд 16

    Опираясь на анализ результатов экзамена, советуем при работе с наименее подготовленными учениками обратить внимание на следующие содержательные элементы «Природное и общественное в человеке (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)»: общие черты и черты различия человека и животного; характеристики индивида; биологические, социальные и духовные потребности человека; задатки и способности человека; личность (социальные качества человека, их формирование и развитие). «Системное строение общества: элементы и подсистемы»: подсистемы (социальная, экономическая, политическая и духовная) общества и социальные институты. «Основные институты общества»: понятие, функции основных социальных институтов. «Понятие культуры. Формы и разновидности культуры»: формы (области) культуры; виды культуры (материальная и духовная культура; народная, массовая и элитарная культура). «Многовариантность общественного развития (типы обществ)»: основные признаки традиционного (аграрного), индустриального, постиндустриального (информационного) общества, процессы глобализации. «Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)»: экологические, демографические, проблема «Север–Юг», проблема развязывания новой мировой войны и др.

  • Слайд 17

    «Экономические системы»: основные вопросы экономики; традиционная, командная (плановая), рыночная и смешанные экономические системы; собственность (частная, государственная, акционерная и другие формы собственности). «Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение»: спрос, закон спроса; предложение, закон предложения; ценовые и неценовые факторы формирования спроса и предложения. «Роль государства в экономике»: принятие экономического законодательства и контроль над исполнением правовых норм всеми участниками экономической деятельности; организация производства общественных благ; защита конкуренции; обеспечение социальных гарантий населению; борьба с безработицей; ограничение вредных воздействий экономической деятельности граждан и фирм на окружающую среду; смягчение последствий экономических кризисов, создание условий экономического роста и др. «Налоги»: понятие и примеры прямых и косвенных налогов, системы налогообложения, функции налогов. «Государственный бюджет»: статьи дохода и расхода, уровни государственного бюджета в РФ, функции государственного бюджета, профицит и дефицит государственного бюджета. «Социальные группы»: социальные группы, выделяемые по различным основаниям. «Виды социальных норм»: признаки социальных норм и их виды (правовые, моральные, эстетические, политические, религиозные и др.). «Отклоняющееся поведение и его типы»: позитивное и негативное отклонение, наиболее опасные формы отклоняющегося поведения (алкоголизм, наркомания, преступность и др.). «Социализация индивида»: социализация и её этапы, агенты социализации. «Семья и брак»: типы семей в зависимости от численного состава: нуклеарные и расширенные; типы семей по характеру распределения домашних обязанностей: патриархальные (традиционные) и демократические (партнёрские, эгалитарные).

  • Слайд 18

    «Государство, его функции»: понятие, признаки и функции государства; форма государства (формы правления, формы государственно-территориального устройства, политические режимы). «Органы государственной власти Российской Федерации»: Федеральное Собрание РФ, его структура и полномочия каждой палаты; Правительство РФ и его компетенция; полномочия Президента РФ. (Советуем в учебном процессе использовать непосредственно тексты глав 4–6 Конституции РФ.) «Федеративное устройство Российской Федерации»: принципы федеративного устройства РФ, разделение полномочий между федеральным центром и субъектами федерации. (Советуем в учебном процессе использовать непосредственно текст главы 3 Конституции РФ.) «Право в системе социальных норм»: понятие и признаки права, роль права в жизни общества и государства. «Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации». Обратите внимание на то, что в каждом варианте экзаменационной работы 2016 г. есть задание, проверяющее знание основ конституционного строя РФ, а также прав и свобод человека и гражданина. (Советуем в учебном процессе использовать непосредственно тексты глав 1 и 2 Конституции РФ.) «Имущественные и неимущественные права»: понятие и объекты имущественных прав, личные неимущественные права, нематериальные блага, основные способы защиты гражданских прав. (Советуем в учебном процессе использовать непосредственно текст статьи 11, а также глав 6 и 8 Гражданского кодекса РФ, части первой.) «Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора»: права и обязанности работника, права и обязанности работодателя, дисциплинарные взыскания, основания прекращения трудового договора. (Советуем в учебном процессе использовать непосредственно тексты статей 20 и 21, а также глав 11, 13, 19 и 30 Трудового кодекса РФ.) «Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака»: родство и брак, условия и заключения брака, режим имущества супругов, прекращение брака. (Советуем в учебном процессе использовать непосредственно тексты глав 3, 4, 6–8 Семейного кодекса РФ.) «Права и обязанности налогоплательщика». (Советуем в учебном процессе использовать непосредственно тексты статей 21 и 23 Налогового кодекса РФ.) «Правоохранительные органы. Судебная система»: задачи и структура правоохранительных органов РФ, судебная система РФ. (Советуем в учебном процессе использовать непосредственно текст главы 7 Конституции РФ.)

  • Слайд 19

    Работа с текстом

    Для рассматриваемой группы обучающихся актуальным является совершенствование умений читать и адекватно понимать прочитанный текст. Рекомендуем развивать данную группу умений при работе с текстом учебника. Работу целесообразно организовать следующим образом ─ в ходе урока прочитывать отдельные фрагменты параграфа учебника ─ формулировать основные идеи и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного ─ при работе с параграфом в целом составлять сложный план параграфа и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного в конце каждого параграфа. Также рекомендуем задавать по содержанию прочитанного вопросы не только на извлечение информации, но и на привлечение наиболее значимых для конкретной темы контекстных знаний, фактов общественной жизни и личного социального опыта обучающихся. При работе с различными тренировочными пособиями, в том числе сборниками заданий и типовых вариантов, рекомендуем сконцентроваться на качественном выполнении первых двух заданий с развёрнутым ответом к тексту (задания 21 и 22). Это вполне достижимо для данной группы обучающихся. Первое и второе задания к тексу направлены преимущественно на поиск, осознанное восприятие и точное воспроизведение информации, содержащейся в тексте в явном виде. Искомую информацию можно приводить как дословные цитаты или переформулировать близко к тексту, чтобы не потерять основную мысль. Но при этом ни одно задание не требует простого переписывания одного или нескольких абзацев текста, необходимо научиться точно вычленять требуемое положение текста

  • Слайд 20

    Задание на анализ изменения спроса/предложения (рисунок).

    Также целесообразно обратить внимание на развитие у рассматриваемой группы обучающихся умения осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (график, схема, таблица, диаграмма). В каждом варианте экзаменационной работы есть задание на анализ изменения спроса/предложения (рисунок). Отметим, что в экзаменационной модели 2016 г. изменён формат этого задания: предлагается указать не один, а несколько правильных ответов из пяти предложенных вариантов. Пример На рисунке изображено изменение предложения легковых автомобилей на соответствующем рынке. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой предложения из положения S в положение S 1? (P – цена товара; Q – количество товара.) 1) увеличение количества производителей автомобилей 2) снижение возраста получения водительского удостоверения 3) снижение цен на комплектующие изделия для автомобилей 4) рост тарифов на бензин и дизельное топливо 5) повышение процента по автокредитам

  • Слайд 21

    Для того чтобы успешно выполнять эти задания, необходимо понимать смысл понятий «спрос» и «предложение», а также знать, какие факторы могут повлиять на увеличение/сокращение спроса/предложения. Спрос – это категория, характеризующая поведение покупателя/потребителя. И на него могут повлиять изменение дохода/числа (демографической структуры) / вкусов/предпочтений покупателей/потребителей, изменение цен на дополняющие и замещающие товары, ожидание изменений цен или доходов. Предложение товара формируется на стороне продавца/производителя. Следовательно, на предложение влияют стоимость факторов производства, внедрение новых технологий, налоги и субсидии, ожидания продавцов, количество продавцов на рынке. Алгоритм выполнения подобных заданий может быть следующим. 1. Внимательно проанализируйте условие задания. Обратите внимание на то, о чём идёт речь: об изменении спроса или предложения. (Порой именно невнимательность в этом пункте влечёт ошибочное выполнение задания.) 2. Определите, произошло увеличение или сокращение спроса/предложения. 3. Проанализируйте предложенные варианты ответа, соотнося их с изменением спроса/предложения (может ли этот фактор вызвать такое изменение спроса/предложения?).

  • Слайд 22

    Задания на работу с графиками и диаграммами

    В КИМ есть задание, проверяющее умение осуществлять поиск статистической информации, представленной в таблице или диаграмме (круговой или гистограмме). Пример 2 В ходе социологического опроса работающих совершеннолетних граждан страны Z юношам и девушкам задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Половина юношей работает для того, чтобы обеспечить материальное благополучие себе и своей семье. 2) Доли девушек, связывающих трудовую мотивацию с потребностью в самореализации и возможностью путешествий, общения с разными людьми, равны. 3) Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются, среди девушек больше, чем среди юношей. 4) Равные доли опрошенных каждой группы прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице. 5) Бóльшая доля юношей, по сравнению с девушками, работает потому, что их работа очень нужна обществу. Ответ: ___________________________.

  • Слайд 23

    Первый этап работы предполагает анализ данных диаграммы. Любая диаграмма состоит из двух взаимосвязанных частей: изображения с заштрихованными сегментами (или столбцами) и пояснения (легенды диаграммы). Рядом с каждым заштрихованным сегментом (или столбцом) поставлено число, означающее, какой процент людей, отвечавших на вопрос, выбрали этот вариант ответа. В легенде диаграммы объясняется, какому варианту ответа на вопрос соответствует каждый сегмент (столбец) диаграммы. Прежде чем выполнять задание, нужно внимательно изучить диаграмму: проанализировать вопрос, на который респондентам предлагалось ответить; прочитать легенду диаграммы, соотнести её с соответствующими сегментами (столбцами); установить, сколько опрошенных выбрали каждый вариант ответа; в случае необходимости можно записать соответствующее число рядом с каждой позицией легенды / выписать соответствующие значения для каждой альтернативы ответа. Если задание содержит таблицу, то сохраняется указанный порядок действий, с тем лишь отличием, что анализировать приходится данные, представленные в ином формате.

  • Слайд 24

    Преодолевшие минимальный балл ЕГЭ (42 т.б.) выпускники с результатами ниже 60 т.б. наиболее успешно выполнили задания, содержание которых связано с изученными ещё в основной школе базовыми понятиями курса. Кроме того, они различают группы прав человека и гражданина; анализируют актуальную правовую информацию об участниках гражданского судопроизводства, о правах и обязанностях работника/работодателя; осуществляют поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (таблица, диаграмма, рисунок). Они умеют извлекать из неадаптированных оригинальных текстов информацию, представленную в явном виде, а также использовать её в заданном контексте (первое и второе задания к тексту); применять полученные знания в процессе решения познавательных задач повышенного уровня сложности по проблемам типологии обществ, качеств личности, а также задач, связанных с анализом различных правовых ситуаций. Выпускники с подобным результатом, как правило, понимают и раскрывают смысл авторского суждения (критерий К1) при написании эссе. Вероятно, основные затруднения у этой группы участников экзамена вызваны отсутствием системных знаний по каждому из содержательных блоков, что мешает им перейти от репродуктивного уровня деятельности к преобразующему. В этом отношении весьма показательны результаты овладения умением осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах. 70,3% успешно выполняют задание на анализ информации на основе графика изменения спроса/предложения; 81,6% – на основе статистических данных (таблица, диаграмма); 65,2% извлекают из неадаптированных оригинальных текстов информацию, представленную в явном виде (первое задание к тексту), и получают за это максимальный балл. Но задание, которое требует применить информацию в заданном контексте или частично преобразовать её (второе задание к тексту), выполняют на максимальный балл всего 28,9% экзаменуемых с результатами ниже 60 т.б.

  • Слайд 25

    Задания на выявление структурных элементов понятия с помощью схем и таблиц.

    Рекомендуем при работе с этой группой обучающихся обратить внимание на задания: на выявление структурных элементов понятия с помощью схем и таблиц. Пример 3 Ответ: ___________________________. Можно предложить следующий алгоритм выполнения подобных заданий: 1) выявить область обществоведческого знания, понятие из которой требуется определить (обратите внимание на название таблицы и отдельных столбцов); 2) проанализировать полностью заполненную строку таблицы; 3) выявить в условии существенные признаки / характеристику искомого понятия; 4) привлечь соответствующие контекстные обществоведческие знания. Целесообразно обратить внимание обучающихся на то, что при самопроверке правильности выполнения задания следует следить за тем, СЛОВО или СЛОВОСОЧЕТАНЕ требовалось записать в задании. В случае, если требовалось записать СЛОВО, а получилось СЛОВОСОЧЕТАНИЕ (и наоборот), следует ещё раз проверить ответ, подумать, какие синонимы приведённого обучающимся термина существуют. Обращаем также внимание на самую распространённую ошибку при выполнении заданий этого типа: отвечающий записывает в ответе слово (или производное от него), которое УЖЕ УПОМЯНУТО в условии задания. Например, в нашем примере в качестве верного не могут быть засчитаны ответы «человек», «личность»;

  • Слайд 26

    Задания на соотнесение видовых понятий с родовым понятием (термином), выделяя обобщающее понятие.

    Пример 4 Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) судебный прецедент; 2) правовой обычай; 3) конституция; 4) форма (источник) права; 5) закон. Ответ: Формат подобных заданий предполагает список из пяти понятий (позиций), одно из которых является обобщающим для четырёх других. Требование задания связано с поиском этого понятия и записью цифры, под которой оно указано. Как выполнять подобные задания? Прежде всего внимательно проанализируем перечень и определим область обществоведческого знания. Очевидно, что в приведённом примере речь идёт о формах (источниках) права. Внимательно прочитав каждый из предложенных терминов, получаем правильный ответ – 4

  • Слайд 27

    Задания на классификацию объектов, выделяя в ряду однородной социальной информации лишнее звено

    Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания мира. 1) наблюдение; 2) ощущение; 3) суждение; 4) выдвижение гипотезы; 5) проведение эксперимента; 6) эмпирическое описание. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Формат подобных заданий предполагает ряд из шести терминов, два из которых являются лишними («выпадают» из общего ряда). Требование задания связано с поиском этих «лишних» элементов и записью цифр, под которыми они указаны, в таблицу ответов. Как выполнять подобные задания? Прежде всего следует уяснить смысл родового понятия (термина). В нашем примере речь идёт о методах научного познания мира. Следовательно, анализируя предложенный ряд, мы ищем термины, связанные с различными методами научного познания. Внимательно прочитав каждый из предложенных терминов, вспомнив его сущностные характеристики, мы приходим к выводу, что наблюдение (1), выдвижение гипотез (4), проведение эксперимента (5), эмпирическое описание (6) являются методами научного познания, а ощущение (2) и суждение (3) относятся к формам познавательной деятельности. Порядок записи цифр ответа в данном задании принципиального значения не имеет: будет засчитан как правильный и ответ 23, и ответ 32, однако для самопроверки обучающимся удобнее записывать цифры ответа в порядке возрастания. Цифры в ответе не следует разделять занятыми или другими символами.

  • Слайд 28

    Задания на определение фактического, теоретического и оценочного характера высказываний

    В экзаменационной работе предлагается небольшой текст, состоящий из пяти предложений. Требуется определить, какие положения имеют фактический характер, какие – характер оценочных суждений или теоретических утверждений. Пример 6 Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) В исследовании приняли участие совершеннолетние граждане страны Z. (Б) Им задавались вопросы об отношении к уплате налогов. (В) Налоги представляют собой платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица. (Г) К сожалению, почти треть опрошенных утверждали, что готовы использовать любую возможность, чтобы уклониться от уплаты налогов. (Д) Граждане страны Z крайне безответственно относятся к будущему своего государства и общества. Определите, какие положения текста имеют фактический характер характер оценочных суждений 3) характер теоретических утверждений Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

  • Слайд 29

    Для успешного выполнения подобных заданий необходимо различать социальный факт, теоретическое утверждение и оценочное суждение. Социальным фактом называют действительное, реальное событие (которое можно локализовать во времени и пространстве), явление, существующее положение дел. В более широком смысле под социальным фактом понимают знание о событии, которое описано с учётом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место. Субъект социального познания формирует собственное отношение к изучаемому объекту, высказывает различные мнения, оценки. Оценочные суждения, имеющие субъективный характер, могут содержать не только положительное или отрицательное отношение к объекту познания, но и разного рода предположения о свойствах и тенденциях его изменения, прогнозы, скептическое отношение к ранее полученным знаниям об объекте и т.п. Теоретическое утверждение имеет высокую степень обобщения и фиксирует элементы теоретического научного знания, например: сущностные признаки понятий, явлений, процессов; их связи; закономерности развития.

  • Слайд 30

    Алгоритм выполнения задания на определение фактического, теоретического и оценочного характера высказываний

    Советуем соблюдать следующие правила выполнения подобных заданий. Внимательно прочитайте текст полностью, осмыслите его содержание. Не следует пытаться определять характер того или иного положения вне общего контекста задания. Последовательно анализируйте каждое положение текста, соотнося его с имеющимися знаниями о фактах, оценках и теоретических утверждениях. Прочтите текст ещё раз и проверьте себя. Вернёмся к нашему примеру. Положения А и Б отражают факты, имевшие место события: граждане принимали участие в исследовании, им задавали определённый вопрос. Положение В по сути содержит определение понятие налога. Оно может быть отнесено к теоретическим утверждениям. Положения Г и Д имеют характер оценочных суждений: каждое из них выражает отношение автора текста к затронутой проблеме: он сожалеет о том, что почти треть опрошенных утверждали, что готовы использовать любую возможность, чтобы уклониться от уплаты налогов (суждение Г), и оценивает поведение граждан страны Z как безответственное (суждение Д).

  • Слайд 31

    Задание на составление сложного плана по теме

    Данный тип заданий требует составления сложного плана развёрнутого ответа по конкретной теме/проблеме обществоведческого курса. С его помощью проверяется целый комплекс знаний и умений (компетенций) выпускников: обзорное знание определённой темы курса в единстве её различных аспектов (компонентов); умение представить эти компоненты в структурно-логическом виде, выстроить последовательность рассмотрения отдельных вопросов в целостном сюжете, осуществлять иерархическое структурирование материала, выделяя не только пункты, но и подпункты плана. Напомним, что план – чёткое последовательное представление частей содержания изученного вопроса (или текста) в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента, многообразие его смысловых связей. Прежде чем приступить к составлению плана, необходимо чётко уяснить сущность требования, из которого вытекают оцениваемые элементы ответа.

  • Слайд 32

    Работа с планом

    Выполнение этого задания предполагает: 1) выявление вопросов (пунктов плана), обязательных для раскрытия предложенной темы (не менее трёх) 2) продумывание формулировок пунктов плана, чтобы они соответствовали заданной теме 3) составление сложного плана, т.е. детализация в подпунктах не менее двух пунктов плана Очень важно следить за тем, чтобы план соответствовал заданной теме и позволял содержательно её раскрыть. Например, тема «Роль политической системы в жизни общества» не может быть раскрыта без указания структурных элементов функций политической системы типологии политических систем. Именно эти три пункта плана целесообразно детализировать в подпунктах (дробная структура содержания этих аспектов даёт такую возможность). Не рекомендуем формировать для ответа на экзамене заготовки универсального плана «на все случаи жизни» (понятие, недостатки/достоинства, прошлое/будущее политической системы и т.п.). В систему оценивания этого задания внесено следующее положение: «Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании». Любой план должен отражать специфику темы. В качестве тренировки умения составлять план можно предложить обучающимся составление сложного плана параграфов учебника, а также составление плана изученного материала по конкретной теме при повторении, закреплении и систематизации знаний.

  • Слайд 33

    Для того чтобы получить верное представление об актуальной экзаменационной модели, советуем внимательно изучить кодификатор проверяемых элементов содержания, спецификацию и демонстрационный вариант с системой оценивания экзаменационной работы. Они определяют структуру и содержание экзаменационной работы по предмету. Каждый год эти документы обновляются, поэтому рекомендуем ознакомиться с документами текущего учебного года (www.fipi.ru или ege.edu.ru). Рекомендуем в начале учебного года провести стартовую диагностику образовательных достижений обучающихся. Это поможет каждому из них оценить уровень своей подготовки, наличие пробелов и построить индивидуальную траекторию подготовки, а учителю – дифференцировать обучающихся по уровню подготовки и в соответствии с этим скорректировать траекторию обучения каждого. Можно использовать для стартовой диагностики демонстрационный вариант КИМ. Советуем также систематически проводить рубежную диагностику (например, после каждого изученного раздела), используя тематические работы.

  • Слайд 34

    Абсолютно нецелесообразно заменять решением типовых вариантов экзаменационной работы изучение обществоведческого курса и повторение отдельных ранее изученных тем, отработку конкретных умений на протяжении учебного года. Подобная практика не позволит в должной мере формировать и систематизировать знания, развивать необходимые умения. Выполнение значительного количества типовых вариантов КИМ эффективно лишь на завершающей стадии подготовки к экзамену, когда пройден весь учебный материал, повторены все запланированные темы, проведена тренировка выполнения конкретных моделей заданий. На завершающем этапе выполнение типовых вариантов позволяет отработать темп выполнения работы, форматы записи ответов, закрепить усвоенные алгоритмы выполнения конкретных заданий. Советуем вместе с учениками проанализировать кодификатор проверяемых элементов содержания, результатом этой работы должны стать индивидуальные планы учеников по подготовке к экзамену. Работу можно организовать следующим образом: каждый выпускник приходит на занятие с распечатанным фрагментом кодификатора «Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию». Затем нужно отметить те разделы, которые уже изучены в 10 классе (для одиннадцатиклассников), и попросить отметить каждого выпускника, что, по его мнению, он помнит из пройденного или нет (проставив соответственно «+» или «–» около соответствующей позиции кодификатора). Затем по мере изучения курса в течение учебного года нужно отмечать уже пройденные на уроках темы/позиции. Такая деятельность вместе с систематическими диагностическими работами позволит выявить направления подготовки и оценить результаты работы по ликвидации «пробелов», а также облегчить контроль как со стороны учителя, так и со стороны родителей (которые могут в любой момент проверить знание того, что уже отмечено как пройденный материал).

  • Слайд 35

    На что следует обратить внимание в методике преподавания курса и подготовки к экзамену?

    Анализ результатов показывает, что наибольшее затруднение у выпускников вызывают задания, проверяющие умения раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук (в экзаменационной модели 2016 г. задания 23, 26, критерий К3 задания 29); объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов; оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам (в экзаменационной модели 2016 г. задание 24, критерий К2 задания 29), а также подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу (в экзаменационной модели 2016 г. задание 28). Рекомендуем объяснять материал в проблемно-дискуссионном стиле, представлять различные точки зрения, создавая возможности для свободного обсуждения. Желательно, чтобы изучаемые понятия, идеи, теоретические положения иллюстрировались фактами общественной жизни, примерами из СМИ, других учебных предметов, личного социального опыта школьников. Особенно эффективной работа будет в том случае, когда примеры будут приводить и ученики, и учитель. Предполагаем, что при объяснении нового материала важно акцентировать внимание на логике его предъявления, т.е. представлять школьникам план изложения. Нельзя пренебрегать работой с текстом учебников (из перечня рекомендуемых Минобрнауки России). Чтение учебного текста, ответы на вопросы, понимание того, какие положения/позиции/идеи/понятия используются при раскрытии той или иной темы – всё это будет способствовать развитию комплекса умений, необходимых не только для успешной сдачи экзамена, но и для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.

  • Слайд 36

    Правила подготовки к выполнению заданий части 2 экзаменационной работы.

    Обращаем внимание на некоторые общие правила, соблюдение которых представляется целесообразным при подготовке к выполнению заданий части 2 экзаменационной работы. Важно акцентировать внимание обучающихся на том, что прежде всего необходимо прочитать условие задания и чётко уяснить сущность требования, в котором указаны оцениваемые элементы ответа. При этом важно обращать внимание не только на то, что нужно назвать (указать, сформулировать и т.п.): признаки, причины, аргументы, примеры и т.п., но и определить, какое количество данных элементов надо привести (один, два, три и т.д.). Это требуется для того, чтобы получить максимальный балл, не совершая при этом лишней работы (когда вместо трёх элементов выпускник приводит, например, пять-шесть). В связи с этим подчеркнём необходимость ознакомления выпускников с критериями оценивания заданий демонстрационного варианта КИМ. Некоторые задания с развёрнутым ответом (в экзаменационной модели 2016 г. задания 25, 28 и 29) оцениваются на основе универсальных критериев. В эти критерии заложены определенные требования к качеству выполнения задания, которые участникам экзамена, планирующим получить высокий результат, целесообразно понимать и уметь реализовывать

  • Слайд 37

    Задание на применение основных понятий в контексте обществоведческого знания в свободно конструируемом фрагменте текста

    Задания, требующие раскрыть смысл обществоведческого понятия, а также составить два предложения, содержащих информацию об общественном явлении, обобщённом в данном понятии, предъявлялись в экзаменационной работе на позиции 25. Выполнение заданий этого типа требует знания основных признаков указанного в задании понятия, но проверяемое умение имеет иной характер: участники экзамена должны правильно использовать понятие в самостоятельно сформулированных суждениях по заданным аспектам. Выполнение данного задания открывает три источника информации, позволяющих судить об уровне подготовки учащихся: определение (раскрытие смысла) указанного базового понятия использование понятия в правильном контексте (взаимосвязь с другими понятиями, формулирование суждений) характер приводимых суждений (наличие информации о рассматриваемом явлении, опора на знания обществоведческого курса, содержательная корректность)

  • Слайд 38

    Пример 7

    Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о методах эмпирического познания, и одно предложение, раскрывающее сущность рационального познания. Итак, внимательно прочитаем задание, обращая внимание на его требование. Что нужно сделать? Во-первых, раскрыть смысл понятия; во-вторых, составить два предложения, каждое из которых раскрывает какой-либо из аспектов понятия (социального явления). Следовательно, правильный ответ должен содержать данное в любом количестве предложений объяснение смысла понятия и ещё два предложения. Обратим внимание на то, что требуется привести именно предложения, раскрывающие заданные аспекты понятия (не отдельные термины, фрагменты фраз, схемы и т.п.). Это универсальное требование всех заданий данной линии. Раскрыть смысл – значит привести сущностные характеристики заданного социального явления (понятия). Более упрощённое понимание предполагает, что нужно дать определение соответствующего понятия. Но задание не требует точного воспроизведения определения того или иного понятия, тем более что существуют сотни определений ключевых понятий обществоведческого курса. Подчеркнём, что раскрытие смысла участник экзамена может производить в наиболее удобной для него форме в любом количестве предложений. Вернёмся к нашему примеру. Что такое познание? Приведём ответ одного экзаменуемого: «это вид деятельности, связанный с отражением действительности, получением информации, постижением новых фактов, явлений, законов действительности». Этот ответ свидетельствует о понимании выпускником смысла понятия (процесса) познания. Другой ответ: «это деятельность человека». Этот ответ не может быть засчитан в качестве правильного, поскольку он не соответствует требованию задания, т.е. не раскрывает сущности познания, его отличия от других видов деятельности. По тем же соображениям нельзя засчитать в качестве верного, например, такой ответ: «познание – это знания человека о чём-то новом».

  • Слайд 39

    Задание на раскрытие смысла понятия

    Обращаем внимание на то, что раскрытие смысла является ключевым элементом полного правильного выполнения задания этого типа: если смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа, то ответ оценивается 0 баллов. Это означает, что если выпускник не раскрыл смысл или сделал это неправильно, то даже при наличии двух других верных предложений он получит 0 баллов. Требования к двум другим предложениям заложены в условии задания: самое главное здесь – составить предложения именно по заданным аспектам. Например, первое предложение должно быть именно о методах эмпирического познания, а не об особенностях эмпирического познания или научного познания вообще. Соответственно, второе предложение должно раскрывать сущность рационального познания, а не чувственного. В рассмотренном примере правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: активное отражение действительности в сознании человека, процесс постижения им новых фактов, явлений, законов действительности. (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.) 2) одно предложение с информацией о методах эмпирического познания, опирающейся на знания курса, например: К методам эмпирического познания относят наблюдение, эксперимент, измерение, эмпирическое описание и др. (Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о методах эмпирического познания.) 3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность рационального познания, например: Рациональное познание направлено на выявление существенных признаков, связей объектов, явлений, процессов, закономерностей, законов. (Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса сущность рационального познания.)

  • Слайд 40

    Эссе

    Альтернативное задание, требующее написания мини-сочинения Темами мини-сочинения выступают высказывания учёных, деятелей культуры, публицистов, общественных и государственных деятелей, философов прошлого и нашего времени. Имена ряда из них, а подчас и некоторые факты биографии, могут быть знакомы обучающимся из курсов истории, литературы, обществознания, из внеучебныхисточников информации. Каждое из высказываний условно отнесено к одной из социально-гуманитарных наук, но раскрытие темы в контексте именно этой науки не требуется: участник экзамена может выбрать контекст из любой науки или нескольких наук. Критерии оценивания мини-сочинения не требуют знания биографии авторов высказываний, а также раскрытия предмета и объекта исследования выбранной социально-гуманитарной науки (например, не надо писать «социология/политология/экономика – это наука о…»). Тренировку в написании мини-сочинения целесообразно начать с ознакомления с заданием и вычленения требований.

  • Слайд 41

    Работа над эссе

    Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

  • Слайд 42

    Структура эссе

    Таким образом выявляются следующие требования к структуре ответа: раскрытие смысла высказывания, раскрытие поставленной автором проблемы на теоретическом уровне и конкретизация теоретических положений примерами (не менее двух примеров из разных источников). Затем следует ознакомиться с универсальными критериями оценивания мини-сочинения. Раскрытие смысла высказывания (объяснение смысла приведённого высказывания своими словами). Обратим внимание на то, что среди критериев, по которым оценивается выполнение задания этого типа, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не понял (или раскрыл неверно) смысл высказывания, не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутой темы) и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. Характер и уровень теоретической аргументации. Теоретическое раскрытие поставленной автором высказывания проблемы участники экзамена нередко сводят к определению ключевых понятий темы, не приводя развёрнутых взаимосвязанных суждений теоретического характера, т.е. по сути не проводя рассуждений. Различение этих двух уровней раскрытия проблемы служит основой для балльной дифференциации оценки. Для получения максимального балла по этому критерию следует не только раскрывать соответствующие понятия, но и приводить теоретические положения, делать выводы.

  • Слайд 43

    К полному раскрытию вопроса на теоретическом уровне в первую очередь следует отнести: использование научных понятий определённой области (или областей) обществознания; формулирование утверждений и выводов; приведение принципов и подходов; системно- логическое обоснование своей позиции; раскрытие причинно-следственных, функциональных, иерархических связей и отношений. Следует обращать внимание обучающихся на то, что наличие в ответе ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл (с 2 баллов до 1 балла или с 1 балла до 0 баллов).

  • Слайд 44

    Фактическая аргументация в эссе

    Качество фактической аргументации Для получения максимального балла по этому критерию необходимо, чтобы были приведены не менее двух фактов/ примеров, взятых из различных источников. Фактическая сторона ответа предполагает демонстрацию конкретных проявлений установленных связей и отношений, а также использование примеров, иллюстрирующих отдельные положения и выводы. Могут быть использованы сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения. Ежегодно наблюдается значительное количество экзаменационных работ, где в качестве примера используется только опора на личный социальный опыт и житейские представления. Такие примеры, приведённые в контексте поставленной проблемы, также оцениваются 1 баллом. Акцентируем внимание учеников на том, что аргументы, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании. Важно, чтобы фактическая и теоретическая составляющие ответа находились в органической взаимосвязи.

  • Слайд 45

    Пример эссе

    «Революции – варварский способ прогресса» Революция – это кардинальный перелом хода истории, устоявшихся ценностей и культурных достижений, копившихся, возможно, не один десяток лет. Революция – это в первую очередь насилие, кровопролитие, революция не может быть мирным решением проблем. Насилие порождает насилие. Люди, пришедшие к власти после революции не способны отказаться от того метода, каким они захватили власть – террора. Он так крепко закрепляется в человеческой жизни, что, как и ко всему прочему, люди начинают привыкать. Но должны ли они? Прогресс – это выход на новую ступень развития общества, который не может быть достигнут с помощью убийства. Революции порождают гражданские войны, войны невозможно жестокие, войны своих против своих. Разве можно такое назвать прогрессом? В сегодняшнем развивающемся мире, кровопролитные революции с целью захвата власти выглядят еще более варварски, чем когда-либо. Сегодня, когда люди имеют возможность урегулировать конфликт мирно, просто все обсудив, вооруженные захваты можно сравнить по глупости своей и жестокости только разве что с терроризмом. Например, революция в Египте 2011 года не принесла египтянам спокойствия – находившийся у власти с 1981 года ХосниМубарака был отстранен и впоследствии умер, в 2012 году к власти пришел Мохаммед Мурси, представитель братьев-мусульман. В результате, в ходе революции погибло более 850 человек. Порядок в стране так и не восстановился. Недовольные новым правительством, граждане Египта продолжают народные волнения, не прекращающиеся и сегодня. Люди продолжают умирать. Революции – варварский способ прогресса, в этом нельзя не согласиться. Мы достаточно опытны и развиты для того, чтобы понять, – мир – вот лучший выход из конфликта.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке