Содержание
-
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка – детский сад № 107»
Школа наставничества «Рука к руке» Речь педагога – яркий стимул для развития речи детей Подготовлили Педагог-психолог Бычковас Л.В. Воспитатель Цыганник Г.В.
-
Для того чтобы речь малышей развивалась успешно, нужна развивающая речевая среда. Что это такое?
-
Речевая среда – это любые языковые образцы, которые воспринимает ребенок это прежде всего речь тех людей, с которыми он общается постоянно – то есть родителей и педагогов детского сада. Подражая им, малыш перенимает все тонкости построения фраз, интонации, темпа и мелодики речи, употребления слов, но он также перенимает и все ошибки!
-
Культура речи взрослого, постоянно общающегося с ребенком, имеет две стороны: 1) правильная речь, т.е. речь без ошибок 2) умелая и искусная речь – то есть уместное употребление фраз, или оптимальное использование языковых средств для решения своих жизненных задач.
-
Правильно ли мы говорим с детьми? Правило 1. В речи надо избегать постоянного употребления присловий: «как бы», «на самом деле», «так сказать», «типа», «значит», «это», «ну» — они делают речь смешной, разорванной, несвязной.
-
Правило 3. В своей речи желательно не злоупотреблять уменьшительно – ласкательными словами и не сюсюкать: ножка, дорожка, машинка, ротик, кашка, ложечка , вилочка, карандашик Ласковые слова очень нужны, но Ваша речь не должна состоять преимущественно из них!
-
Правило 4. Правило употребления глаголов в обращении к ребенку/детям. Очень часто родители и педагоги обращаются к детям в прошедшем времени К детям нужно обращаться с просьбой в настоящем времени: «Давайте встанем. Поднимите руки вверх. Сделаем зарядку». Или: «Встань, пожалуйста, и иди умываться»
-
Правило 5. Грамматическая и орфоэпическая правильность речи. ЗвонИм (звонИт), баловАть (балУет, балУешь, балОванный, баловАться, балУюсь, балУется, но бАловень), досУг, предложИть (предложЕние), красИвее, месяцАми(по месяцАм), ремЕнь, алфавИт, ворОта(к ворОтам, но в поэзии, песенка воротА), нет грибА, возьму дОску (дополнительный вариант – доскУ), давнИшний, задОлго, завИдно, яичница (произносится «яишница»), началсЯ, началАсь, началОсь (неправильно нАчался), повторИт(неправильно – повтОрит), арбУз, кУхонный, мЕльком, партЕр, шофЁр (неправильно – шОфер).
-
Что еще нужно запомнить: Пара чулок, пара сапог, пара гетр, пара носков, пара валенок, Килограмм яблок, груш, слив, но апельсинов, помидоров, вафель (Не вафлей) Возьми из кухни (возьми с кухни – ошибка) Клади (неправильно – «ложь») Ляг (неправильно – «ляжь»)
-
Правило 6. Не нужно употреблять в речи «мертвые» вопросы и фразы! Дорогие педагоги! Я всегда удивляюсь, когда слышу на занятиях с детьми этот вопрос (причем из года в год повторяющийся), и это классика ошибки воспитателя. Привожу пример типичного диалога: «Какое сейчас время года наступило?» — «Осень» — «Скажите полным ответом» — «Сейчас наступило время года осень».
-
Если нужно, чтобы малыши стали делиться с Вами впечатлениями, так и спросить их надо по-человечески: «Какие признаки осени Вы увидели по дороге в детский сад» (или «Какие признаки осени вы видите за окном»)? Кто больше найдет признаков осени, кто у нас самый внимательный?» И Вы услышите столько развернутых живых ответов детей, сколько Вы никогда не получите «мёртвыми вопросами», которые убивают интерес к беседе у детей!
-
Правило 7. Не задавайте ребенку вопросов, в которых изначально заложено отрицание с частицей НЕ, например: «Ты не знаешь, почему птицы улетают на юг?». Вместо этого спрашивайте «Почему птицы улетают на юг осенью?». Не надо сомневаться в способностях ребенка!
-
Правило 8. Избегайте многословия. Вместо того, чтобы спросить: «Сейчас я задам тебе сложный вопрос, и мне интересно ответишь ли ты на него или не ответишь и как ответишь – почему люди придумали разный транспорт?» спросите просто: «Как ты думаешь, зачем люди придумали так много разных видов транспорта?»
-
Правило 9. Вопросы к ребенку стройте в логической последовательности с постепенным усложнением: сначала простые вопросы (что видит, что знает, что слышит) затем вопросы, требующие размышления анализа в конце вопросы творческие, требующие выхода из проблемной ситуации.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.