Содержание
-
Содержание образования (литература)
Кафедра гуманитарных дисциплин БелРИПКППС Белгород, 2006
-
Цели литературного образования
Базовый и профильный уровень воспитаниедуховно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-
Базовый и профильный уровень развитиепредставлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
-
Базовый уровень освоениетекстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе; Профильный уровень освоениетекстов в единстве формы и содержания; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях,о множественности литературно-художественных стилей;
-
совершенствование уменийанализа и интерпретации произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет совершенствование уменийвыявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций;
-
Компетентности в литературной сфере
общекультурная литературная компетентность - восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, понимание принадлежности литературы к сфере художественной культуры (искусства); знание и понимание содержания и проблематики отечественных и зарубежных художественных произведений; представление о важнейших этапах развития литературного процесса, об основных фактах жизни и творчества выдающихся писателей;
-
ценностно-мировоззренческая компетентность - понимание нравственных ценностей и мировоззренческих категорий, отраженных в литературе, умение определять и обосновывать свое отношение к этим ценностям, отстаивать гуманистические нравственные позиции;
-
читательская компетентность-способность к творческому чтению, освоению литературного произведения на личностном уровне; умение вступать в диалог "автор - читатель", погружаться в переживания героев; понимание специфики языка художественного произведения;
-
речевая компетентность- знание норм русского литературного языка; владение основными видами речевой деятельности; способность к написанию сочинений разных типов и литературных творческих работ различных жанров.
-
Части содержание образования
Перваячасть включает в себя основные темы, проблемы и образы, к которым обращается литература. Вторая- основные теоретико-литературные понятия. Третья - основные виды деятельности по освоению литературных произведений и ведущих теоретико-литературных понятий. Четвертая - перечень литературных произведений, обязательных для изучения.
-
Основные теоретико-литературные понятия
Базовый уровень Художественная литература как искусство слова. Художественныйобраз. Художественный вымысел. Фантастика. Профильный уровень Художественное время и пространство. Авторский замысел и его воплощение.
-
Историко-литературный процесс. Литературные течения и направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX – XX вв. Модернизм и постмодернизм.
-
Литературные роды: эпос,лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма. Фабула.
-
Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Деталь. Символ. Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.
-
Психологизм. Народность. Историзм. Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс. Гипербола. Аллегория. Подтекст.
-
Стиль. Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Литературная критика. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.
-
Требования к уровню подготовки выпускников
Базовый уровень знать образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.; Профильный уровень знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.,этапы их творческой эволюции; историко-литературный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
-
основные закономерности историко-литературного процесса;черты литературных направлений; основные теоретико-литературные понятия; сведения об отдельных периодах его развития;черты литературных направлений итечений;
-
уметь воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы(тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции,, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); уметь …используя сведения по истории и теории литературы(…художественная структура, художественное время и пространство);
-
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией;
-
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
-
соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; определятьжанр и родлитературного произведения; сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию; сопоставлять литературные произведения,а также их различные художественные, критические и научные интерпретации; характеризовать особенности стиля писателя; Требования к уровню подготовки выпускников
-
Требования к уровню подготовки выпускников
выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы; аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
-
Перечень художественных произведений
Базовый уровень Русская литература XIX века А.С. Пушкин Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX),«Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил…», а также 3 стихотворения по выбору. Поэма «Медный всадник». Профильный уровень Русская литература XIX века А.С. Пушкин Стихотворения: «Разговор книгопродавца с поэтом»,а также 5 стихотворений по выбору. Поэма «Медный всадник». Трагедия «Борис Годунов».
-
М.Ю. Лермонтов Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Валерик», «Сон» (В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...», а также 3стихотворения по выбору. М.Ю. Лермонтов «Как часто, пестрою толпою окружен...», а также 5стихотворений по выбору. Поэма «Демон»
-
Н.В. Гоголь Одна из петербургских повестей по выбору. А.Н. Островский Пьесы: «Гроза», И.А. Гончаров Роман «Обломов». А.Н. Островский «Лес».Н.А. Добролюбов. «Луч света в темном царстве» (фрагменты). А.А. Григорьев. «После “Грозы” Островского. Письма к И.С. Тургеневу» (фрагменты). И.А. Гончаров ДобролюбовН.А. «Что такое обломовщина?» (фрагменты). Дружинин А.В. «Обломов», роман Гончарова» (фрагменты).
-
И.С. Тургенев Роман «Отцы и дети». Ф.И. Тютчев Стихотворения:«Silentium!»,«Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), а также 3стихотворений по выбору. Д.И. Писарев«Базаров» (фрагменты). Ф.И. Тютчев Стихотворения: «Природа – сфинкс. И тем она верней...», а также 5 стихотворений по выбору.
-
А.А. Фет Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь...», а также 3стихотворений по выбору. А.К. Толстой Три произведений по выбору. А.А. Фет Стихотворения: … а также 5 стихотворений по выбору. А.К. Толстой Пять произведений по выбору.
-
Переченьхудожественных произведений
Н.А. Некрасов Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба...», а также 3стихотворений по выбору. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Н.А. Некрасов Стихотворения: … а также 5 стихотворений по выбору. Н.Г. Чернышевский Роман «Что делать?» (обзор).
-
Перечень художественных произведений
Н.С. Лесков Одно произведение по выбору. М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города» (обзорное изучение). Ф.М.Достоевский Роман «Преступление и наказание». Л.Н.Толстой Роман-эпопея «Война и мир». Ф.М. Достоевский Очерк «Пушкин». Н.Н. Страхов. Очерк «Преступление и наказание»(фрагменты).
-
А.П. Чехов Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой», а также 2 рассказа по выбору. Пьеса «Вишневый сад». Русская литература ХХ века И.А. Бунин Три стихотворения по выбору. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», а также 2 рассказа по выбору. А.П. Чехов Рассказы: «Попрыгунья», «Палата № 6»,«Дом с мезонином». Одна пьеса по выбору. Русская литература ХХ века И.А. Бунин Пять стихотворений по выбору. Рассказы: «Антоновские яблоки»,«Темные аллеи»(рассказ).
-
А.И. Куприн Одно произведение по выбору М. Горький Пьеса «На дне».Одно произведение по выбору. Л.Н. Андреев Одно произведение по выбору. М. Горький Пьеса «На дне».Два произведения по выбору.
-
Поэзия конца XIX–начала XX вв. И.Ф. Анненский, К.Д.Бальмонт, В.Я.Брюсов, М. Волошин, А. Белый, Н.С. Гумилев, Н.А. Клюев, В.В.Хлебников, И.Северянин, Ф.К.Сологуб, В.Ф.Ходасевич. Стихотворения не менее двух авторов по выбору. Поэзия конца XIX–начала XX вв. Стихотворения не менее трех авторов по выбору.
-
А.А. Блок Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», а также 3стихотворения по выбору. Поэма «Двенадцать». А.А. Блок Стихотворения: а также 5стихотворений по выбору.
-
В.В. Маяковский Стихотворения: «А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно», «Послушайте!», «Лиличка!», «Прозаседавшиеся», «Юбилейное», а также 3стихотворения по выбору. Поэма «Облако в штанах». В.В. Маяковский Стихотворения: а также 5стихотворений по выбору.
-
С.А. Есенин Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!.. », «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», а также 3стихотворений по выбору. С.А. Есенин Стихотворения: …а также 5 стихотворений по выбору. Одна поэма по выбору.
-
М.И. Цветаева Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...», а также 2стихотворения по выбору. М.И. Цветаева Стихотворения: … а также 3стихотворения по выбору.
-
О.Э. Мандельштам Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», а также 2стихотворения по выбору. О.Э. Мандельштам Стихотворения: … а также 2стихотворения по выбору.
-
А.А. Ахматова Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», а также 2стихотворения по выбору. Поэма «Реквием». А.А. Ахматова Стихотворения: … а также 2стихотворения по выбору. Поэма «Реквием».
-
Б.Л. Пастернак Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», а также 2стихотворения по выбору. Роман «Доктор Живаго» (обзор). Б.Л. Пастернак Стихотворения: … а также 3стихотворения по выбору. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов).
-
М.А. Булгаков Романы: «Белая гвардия» или «Мастери Маргарита». М.А. Шолохов Роман-эпопея «Тихий Дон (первая часть)» (часть вторая) (обзорное изучение). И.Э. Бабель 2 рассказа по выбору. Е.И. Замятин Роман «Мы». А.П. Платонов Одно произведение по выбору. М.А. Шолохов Роман-эпопея «Тихий Дон».
-
А.Т. Твардовский Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины...», а также 2стихотворения по выбору. В.Т. Шаламов «Колымские рассказы» (два по выбору). В.В. Набоков Одно произведение по выбору. Н.А. Заболоцкий Три стихотворения по выбору. А.Т. Твардовский Стихотворения: … а также 2стихотворения по выбору.
-
А.И. Солженицын Повесть «Один день Ивана Денисовича», рассказ «Матренин двор». А.И. Солженицын Роман «Архипелаг ГУЛАГ» (фото)(фрагменты).
-
Базовый и профильный уровень Проза второй половины XX века Ф.А.Абрамов (П), Ч.Т.Айтматов, В.П.Астафьев (П), В.И.Белов, А.Г.Битов (П), В.В.Быков, В.С.Гроссман, С.Д.Довлатов (П), Е.И.Носов, В.Л.Кондратьев, В.П.Некрасов, В.Г.Распутин, В.Ф.Тендряков, Ю.В.Трифонов, В.М.Шукшин. Произведения не менее трех авторов по выбору.
-
Базовый и профильный уровень Поэзия второй половины XX века Б.А.Ахмадулина, И.А.Бродский, А.А.Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А.Евтушенко, Ю.П.Кузнецов, Л.Н.Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М.Рубцов, Д.С.Самойлов, Б.А.Слуцкий, В.А.Солоухин, А.Тарковский. Стихотворения не менее трех авторов по выбору.
-
Базовый и профильный уровень Драматургия ХХ века А.Н.Арбузов, А.В.Вампилов, А.М.Володин, В.С.Розов, М.М.Рощин, Е.Шварц Произведения одного автора по выбору. Литература последнего десятилетия Проза (одно произведение по выбору)- Л.Петрушевская, Т.Толстая, В.Маканин, Вен.Ерофеев, Б.Акунин, В.Пелевин, Л.Улицкая и др. Поэзия (одно произведение по выбору) – Г.Сапгир, В.Вишневский, куртуазные маньеристы, Д.Соколов и др.
-
ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ Г. Айги, Р.Гамзатов, М.Джалиль, М. Карим, Д. Кугультинов, К.Кулиев, Ю.Рытхэу, Г.Тукай, К.Хетагуров, Ю.Шесталов. Произведение одного автора по выбору. ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ Два произведения по выбору.
-
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА Проза: О.Бальзак, Г.Бёлль, О.Генри, У.Голдинг, Э.Т.А.Гофман, В.Гюго, Ч.Диккенс, Г.Ибсен, А.Камю, Ф.Кафка, Г.Маркес, П.Мериме, М.Метерлинк, Г.Мопассан, Д.Оруэлл, Э.А.По, Э.М.Ремарк, Ф.Стендаль, Дж.Сэлинджер, О.Уайльд, Г.Флобер, Э.Хемингуэй, Б.Шоу, У.Эко. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА Проза: … У.С. Моэм, Поэзия Г.Аполлинер, Д.Г.Байрон, У.Блейк, Ш.Бодлер, П.Верлен, Э.Верхарн, Г.Гейне, А.Рембо, Р.М.Рильке, Т.С.Элиот. Стихотворения не менее трех авторов по выбору. Произведения не менее трех авторов по выбору.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.