Презентация на тему ""Учимся писать выпускное сочинение"" 11 класс

Презентация: "Учимся писать выпускное сочинение"
Включить эффекты
1 из 34
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.95 Мб). Тема: ""Учимся писать выпускное сочинение"". Предмет: литература. 34 слайда. Для учеников 11 класса. Добавлена в 2021 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    34
  • Аудитория
    11 класс
  • Слова
    литература
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: "Учимся писать выпускное сочинение"
    Слайд 1

    Учимся писать ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ Из опыта работы учителя МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20 им. А.А.Хмелевского» г.Курска Мальцевой Ольги Николаевны Хороший стиль не должен хранить следа усилий. Написанное должно казаться счастливой случайностью. Сомерсет Моэм

  • Слайд 2

    Первое заседание Совета по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах

  • Слайд 3

    Приказ Минобрнауки России №923 от 05.08.2014 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образовани и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 №1400» Письмо Минобрнауки РФ от 26.08.2014г. № НТ-904/08

  • Слайд 4

    Каким должно быть выпускное сочинение? Оно предполагает: • понимание, что для данной темы является главным, а что второстепенным, и умение отразить в первую очередь главное; • глубокое знание, осмысление и оценку литературного произведения в общественном и культурном контексте эпохи; • знание необходимых элементов теории литературы, основных литературно-критических работ; • грамотное, логически последовательное, стилистически правильное и эмоциональное изложение своих мыслей; • соразмерность отдельных частей сочинения – введения, основной части и заключения, наличие между этими частями логических связей, переходов.

  • Слайд 5

    Этапы написания сочинения: • что я буду делать, • из чего, из какого материала, • как, в какой последовательности, • что я в результате должен получить.

  • Слайд 6

    Обдумать тему – значит уяснить, о чём должно быть сочинение. Для этого следует проанализировать каждое слово в формулировке темы, найти ключевое слово (словосочетание), которое даст ключ к её пониманию, «откроет» тему, поможет Вам определить идею Вашего сочинения. Определить идею – значит определить своё, личное, предельно индивидуальное понимание темы. Подбор материала будет направлен на выбор отдельных эпизодов, фрагментов произведения, содержание которых Вы должны активизировать в своей памяти.

  • Слайд 7

    4. План может быть простым и сложным. Обратимся к форме сложного плана, который строится по следующей схеме: I. Введение. II.Основная часть. 1. 2. 3. 4. III. Заключение.

  • Слайд 8

    Задача развития речи в курсе русского языка – овладение всеми видами речевой деятельности с опорой на изучаемый языковой материал; в курсе литературы – обучение восприятию чужого высказывания, переложению авторского текста и составлению собственного в устной и письменной форме.

  • Слайд 9

    В программе каждого класса в разделе «Развитие речи» виды работ указаны по четырем линиям: 1) переложение авторского текста; 2) читательская интерпретация художественного текста (в устной и письменной форме); 3) устные развернутые высказывания и сочинения на литературную и морально-этическую тему; 4) письменные творческие работы в разных жанрах.

  • Слайд 10

    В соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников» программа ориентирована на освоение учащимися следующих умений: видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения; определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения; воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности; воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое, с учетом его специфики; давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия; использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения; понимать связь изученного произведения со временем его написания (5–8-й кл.), соотносить его с литературными направлениями (8–11-й кл.), соотносить историко-литературный процесс с общественной жизнью и культурой (9–11-й кл.);

  • Слайд 11

    выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть); грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов; выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров; работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации.

  • Слайд 12

    Развитие речи. 9 кл. – 7 часов (Программа по литературе 5–11-й классы. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева ) 1) Художественный пересказ текста. Конспект письменного источника. Тезисы. Воссоздание текста по опоре. 2) Интерпретация лирического стихотворения. Анализ лирического стихотворения. Лингвистический анализ стихотворного текста. Выразительное чтение художественной прозы. Аннотация прочитанной книги. 3) Доклад на историко-литературную тему. Составление речевой характеристики героя драматического произведения. Устное рассуждение. Развернутый ответ на вопрос. Сочинение–рассуждение на литературную тему. 4) Стилизация прозаического и поэтического текстов. Сочинение - путешествие. Сочинение в эпистолярном жанре. Художественная автобиография. Краткое жизнеописание в публицистическом стиле.

  • Слайд 13

    Таблица для подготовки рассуждения

  • Слайд 14

    Схема анализа лирического произведения I. «Выходные данные». Автор, название (истолковать), время написания, история создания, место в творчестве, кому посвящено, как приняли стихотворение (отзывы критиков о нем). II. Структура образов и развития конфликта. Тема и идея стихотворения. Эмоциональная окраска чувств. Композиция, сюжет (если есть). Образный ряд стихотворения (особенности художественных образов). Личностные черты лирического героя. III. Жанровое своеобразие (ода, элегия, гимн, романс, баллада и т.д.). IV. Основные особенности поэтического языка. Тропы и фигуры. Языковой поуровневый анализ: а) поэтическая фонетика (аллитерация, звукопись, ассонанс); б) поэтическая лексика (синонимы, антонимы, омонимы, историзмы, неологизмы); в) использование явлений морфологии и синтаксиса. Ритм, стихотворный размер, рифма. VI. Личное восприятия стихотворения. Ассоциации, раздумья, оценка, истолкование.

  • Слайд 15

    Образ-переживание (по Р.Н. Бунееву)

  • Слайд 16

    План анализа лирического стихотворения. 1. Дата написания. 2. Реально-биографический и фактический комментарий. 3. Жанр стихотворения, его жанровое своеобразие. 4. Идейное содержание: а) ведущая тема; б) основная мысль; в) эмоциональная окраска чувств; г) внешнее впечатление и внутренняя реакция на него. 5. Структура стихотворения: а) основные образы стихотворения; б) основные изобразительные средства; в) стихотворный размер; г) рифма (мужская, женская, точная, неточная); способы рифмовки (парная, перекрёстная, кольцевая); д) звукопись (аллитерация, ассонанс); е) строфика (двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, октава, сонет, Онегинская строфа).

  • Слайд 17

    Анализ прозаического (драматического) произведения. 1. История создания, связь с эпохой. 2. Идейное содержание произведения: основная тема и тематика; проблематика; главная идея и идейно-эмоциональная оценка; историческая оценка главной авторской идеи. 3. Жанровое своеобразие. 4. Центральные персонажи (главные герои). 5. Основные художественные образы. 6. Сюжет и особенности конфликта, композиция. 7. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, рассуждение). 8. Внесюжетные элементы (лирические, философские, публицистические отступления, вставные эпизоды). 9. Основные средства создания образов (портрет, пейзаж, интерьер, художественные детали, диалоги и монологи, приемы психологического анализа, обстановка действия). 10. Роль заглавия, эпиграфов, ремарок. 11. Место произведения в творчестве писателя (драматурга). 12. Место произведения в истории русской и мировой литературы.

  • Слайд 18

    Анализ эпизода Эпизод (от греч. еpesodion – буквально «вставка») – относительно самостоятельная единица действия произведения, отрывок (фрагмент ), в котором говорится о законченном событии, происшествии. Определение темы эпизода. Место эпизода в идейном замысле писателя. Определение границ эпизода. Выяснение читательского впечатления (читательское восприятие, мысли, чувства ). Наиболее значимые художественные детали (пейзаж, речь, интерьер). Как раскрывается в данном эпизоде герой (мысли, чувства, переживания, поступки). Авторская позиция.

  • Слайд 19

    Структурные компоненты развёрнутой аннотации (по Р.Н. Бунееву)

  • Слайд 20
  • Слайд 21
  • Слайд 22

    План рецензии на литературное произведение (По ж/лу «Русский язык в школе») 1. Библиографическое описание. 2. Краткая характеристика творчества писателя в связи с данным произведением. 3. Творческий замысел автора книги. 4. Смысл названия. 5. Краткая информация о содержании. 6. Критическая оценка произведения: особенности композиции мастерство автора в изображении героев индивидуальный стиль писателя искусство иллюстратора книги. 7. Основная мысль рецензии. 8. Актуальность тематики произведения.

  • Слайд 23

    План характеристики героя литературного произведения Место, занимаемое героем в произведении. Общественное и семейное положение героя; обстановка, в которой он живёт. Манера держаться, внешность. Речь героя. Поступки, особенности поведения, деятельности, влияние на окружающих. Понимание героем цели жизни, его основные интересы. Чувства литературного героя, его отношения к другим действующим лицам. Отношение других действующих лиц к данному герою. Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения.

  • Слайд 24

    Учимся писать вступление Вступления к сочинениям на литературную тему условно делят на: историческое (показывается знание и понимание историко-литературного процесса, теории литературы); биографическое (указываются предшественники автора, показывается знание текстов, биографии автора, его творческого пути); аналитическое (проводится анализ темы, на основе которого определяются подходы к её раскрытию); лирическое (своего рода эмоциональный зачин).

  • Слайд 25

    Требования к вступлению: содержание разворачивается логично, например, от общего к частному; используется цепная связь высказываний: от первой фразы до «риторического вопроса», утверждения; во вступлении должны быть употреблены все слова, которые есть в названии темы; небольшой объём вводной части – примерно5-8 предложений.

  • Слайд 26

    Неуместно начинать сочинение следующими предложениями: Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в Москве. Русский критик В.Г.Белинский посвятил творчеству А.С.Пушкина 11 статей. Мне очень понравился роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». -Пушкин начал писать свой роман «Евгений Онегин» в 1824 году, а закончил в 1830.

  • Слайд 27

    Образцы вступлений учащихся У каждого человека есть свой любимый поэт, стихи которого могут поддержать в трудные минуты, помочь преодолеть в себе слабость, ободрить, подсказать. Для меня таким поэтом является М. Ю. Лермонтов. Именно он умеет найти слова, помогающие лучше понять, что же творится у меня в душе, что происходит вокруг и как мне поступить в ситуациях, кажущихся безвыходными. (Валерия Пузырева). Образ Михаила Юрьевича Лермонтова встает перед читателем со страниц его произведений. Поэт Константин Бальмонт охарактеризовал Лермонтова как человека, который «презрением могучим к бездушным людям, к мелким их страстям» «подобен молниям»…(Кондратова Виктория).

  • Слайд 28

    Определены пять основных направлений тем итогового сочинения для его проведения в 2014/15 учебном году. Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п. Вопросы, заданные человечеству войной .Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы). Человек и природа в отечественной и мировой литературе. Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.

  • Слайд 29

    Спор поколений: вместе и врозь. Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы). Чем люди живы? Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).

  • Слайд 30

    Темы сочинений 1914года Случай в моей жизни, когда я был доволен (или недоволен собою). Я зрю Его перед собою с толпою бедных рыбаков…» (одно из событий в жизни Иисуса Христа). Борьба с самим собою (случай из личной жизни). Мои мечты о будущем. Кем бы я хотел быть, когда буду взрослым, и почему? В дороге (из наблюдений за природой во время езды на лошадях, на пароход или по железной дороге).

  • Слайд 31

    Из опыта написания сочинения. Москва. Отправной точкой для раскрытия темы сочинения могут стать: Вопросы роли книг, литературы и искусства в жизни человека. При этом тема может представлять собой цитату из научного, художественного или публицистического текста. Вопросы моральной оценки тех или иных явлений современности, событий прошлого; попытка представить собственное будущее; взгляды на исторические события, историческую роль той или иной личности. Оценка роли образования в жизни человека. Соотнесение знания и достижений науки с понятиями морали и нравственности, с гражданской и личностной позицией учащегося. Формулирование собственного отношения учащегося к тем или иным морально-этическим проблемам. Попытка определить нравственные критерии, которыми можно руководствоваться в жизни; меру собственной социальной зрелости учащегося, готовности к взрослой жизни.

  • Слайд 32

    Темы общегородского сочинения! Книга, без которой я был бы совсем другим. Жизнь – это череда выборов. Для чего людям знать о тех, кто давно уже умер (исторические личности) или вообще никогда не существовал (литературные герои)? Значимое и незначительное. «Главное в физике – умение пренебрегать!» (Л.Д. Ландау). Зачем планировать? Как планы влияют на нашу жизнь. «Перемены – это постоянная величина» (А. Дидон).

  • Слайд 33

    Спасибо!

  • Слайд 34
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке