Содержание
-
Технология «Обучающие тесты»: погружение в текст и контекст
-
Технология «Обучающие тесты» в образовании до настоящего времени еще не обрела должного научно-методического обоснования и не имеет широкого практического применения. Использование тестовых заданий обычно связывается с диагностикой качества образования на рубежных этапах. Обычные тесты и тестирование является средством контроля, но не формирования метапредметных видов деятельности и предметных умений (видов учебной деятельности). Обучающие тесты даются не в конце изученного материала, а в ходе анализа темы, такой метод называется «методом медленного чтения». Это многократное перечитывание текста, поскольку все задания выполняются в работе с текстом, а не в «удалении» от него, как на этапе контроля. Ученик сначала читает весь текст, а затем, последовательно выполняя задания и обдумывая вопросы, перечитывает эпизоды.
-
Задания тестового характера позволяют формировать одно из важнейших метапредметных умений: выявление главной информации в тексте. Используя обучающие тесты, мы направляем внимание учащихся . Обучающие тесты позволяют так организовать анализ текста, когда читатель- школьник сам, читая и перечитывая, ищет и находит в тексте главную информацию, соответствующую информационному запросу, выраженному в тестовом задании.
-
Каждое тестовое задание содержит инструкцию, направляющую действия. Что нужно сделать: прочитать эпизод художественного текста или фрагмент статьи энциклопедии, статью толкового словаря; рассмотреть иллюстрации художников и сопоставить с эпизодами текста; озаглавить иллюстрации своими заголовками или подобрать цитаты. Работа с разными источниками информации формирует метапредметные умения (анализ, оценка и сопоставление информации) и предметные (выявление приемов создания художественного образа средствами словесного искусства и художественной графики). Изучение наблюдений и выводов ученых, сопоставление суждений содействует развитию «критического мышления» подростков, побуждают выразить свое мнение, обосновать свою читательскую интерпретацию.
-
Необходимо отметить еще два аспекта применения технологии «Обучающие тесты» в процессе изучения определенной темы. Во-первых, применение других «опорных» (информационных) текстов, максимальная погруженность в текст, поиск информации, ее анализ и истолкование, выражение смысла в собственном высказывании, в микротексте. Это «цепочка» видов речемыслительной деятельности: чтение, анализ, осмысление, мысленное формулирование суждения (тезиса), письмо. Во-вторых, работа с текстом и «опорными» текстами создает ситуацию успешной учебной деятельности, когда ученик знает, что ответ будет найден в тексте. Не опасение допустить ошибку, а уверенность достойно выполнить задание, самостоятельно добиться высокого результата и осуществить самоконтроль.
-
Практика Обучающие тестовые задания
-
Прочитайте рассказ «Хамелеон». Определите свое читательское впечатление. Запишите свое суждение или дополните предложенные варианты: А. Мне неприятны герои рассказа, так как_____________________________ Б. Ситуация рассказа и его герои вызывают смех, потому что___________________ В. Мне жаль беззащитного щенка, ведь его судьба____________________ Г. Рассказ производит гнетущее впечатление. Герои рассказа____________________ 2. Какие детали (подробности) описания базарной площади создают комический эффект? Запишите свое суждение.
-
Объясните, с какой целью в экспозиции рассказа автор указывает на «новую шинель» и «узелок в руке» полицейского надзирателя, на «решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником», который несет «рыжий городовой». В одной литературоведческой работе, посвященной рассказу «Хамелеон», сделано такое наблюдение: крыжовник созревает в июле, в самое жаркое время года. Зачем Очумелову необходима «новая шинель» в июльскую жару? Какое объяснение вы считаете верным? А. Возможно, Очумелов болен, у него озноб, поэтому он выполняет служебные обязанности в «новой шинели». Б. Очумелов стремится показать свой достаток. «Новая шинель»- символ его успешности. Презирая летнюю жару, он с гордостью демонстрирует шинель окружающим. В. «Новая шинель»- символ власти, которую Очумелов признает высшим из достоинств человека. Запишите свое суждение.
-
Представьте, что вы являетесь режиссером экранизации рассказа «Хамелеон». Составьте чертеж мизансцены «Хрюкин, щенок, толпа». Мизансцена- это расположение актеров на съемочной площадке или на сцене театра. На чертеже или рисунке мизансцены укажите действующих лиц, расположите их в соответствии с авторским описанием.
-
Рассмотрите иллюстрации художников к рассказу «Хамелеон» . Объясните, какие эпизоды рассказа проиллюстрировали художники? Какой смысл произведения А.П.Чехова выражают иллюстрации? Напишите отзыв об иллюстрациях художников. А. Дудин А. Очумелов и Елдырин. Б. Черноглазов В. Хамелеон. В. Игнатьев Ю. Хамелеон.
-
Устная работа по иллюстрациям.
-
-
Прочитайте фрагмент статьи «Хамелеон – многоцветная рептилия» из Энциклопедии животного мира. Установите связь поведения героя рассказа и реакции рептилии на изменения окружающей среды. Объясните смысл заглавия рассказа. Запишите свое рассуждение. Хамелеоны — это рептилии длиной от трех до восьмидесяти сантиметров, обитающие в Африке, тропической Азии и Юго-Западной Европе. Питаются они преимущественно насекомыми, но более крупные виды охотятся на других ящериц, небольших млекопитающих и даже птиц. Отличительная черта хамелеона — его способность менять цвет кожи, помогающая ему маскироваться и защищать территорию. Хамелеоны пугают друг друга, меняя цвета, раздувая туловища и открывая рты, чтобы создать цветовой контраст. Липкий язык хамелеона способен «выстреливать» на расстояние до 20 сантиметров. Глаза хамелеона могут вращаться независимо друг от друга, позволяя ему смотреть назад и вверх.
-
Критик В.Г Белинский , размышляя о сути сатиры и юмора, писал: « Ничего нет в мире страшнее смешного: смешное и –казнь уродливых нелепостей. О каких «уродливых нелепостях» побуждает размышлять рассказ А.П. Чехова «Хамелеон»? Посвятите этому размышлению сочинение - миниатюру.
-
Итак, обучающий тест- это не контрольно-проверочный, а направляющий деятельность учащегося для креативного погружения в текст. Задания как на сам текст, так и на контекст («опорные» тексты): научные, учебные, справочно-энциклопедические, а также произведения других видов искусства с целью обретения нового знания. Умение и мастерство учителя как раз и заключается в том, чтобы интересно подобрать эти опорные тексты, вызвать эмоции и мотивацию для последующих действий у учеников.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.