Содержание
-
Хамелеонство как явление социальное
По рассказу Антона Павловича Чехова.
Учитель: С.Т. Лапшина
-
Псевдонимы Чехова
- Антоша Чехонте (варианты: Антоша, Антоша Ч., Чехонте, Ан., А.Ч., А.Чехонте), Прозаический поэт, Рувер, Грач, Ц, полковник, Кочкарёв, Лаэрт, Улисс.
- Врач без пациентов, Гайка №6, Аркадий Тарантулов, Кисляев, Макар Балдастов, Шампанский,
- Человек без селезёнки, (Ч.Б.С.), Брат моего брата, Некто, Шиллер Шекспирович Гёте, Крик, Даглас.
-
Чехов в Таганроге
-
-
-
-
-
Сатирические журналы
-
-
Толстый и тонкий
-
Человек в футляре
Человек в футляре
-
-
Хамелеон
Хамелеон –
1. Разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки;2. В переносном значении - беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки.
-
Найдите художественные детали в тексте и определите их роль
- Что несут в руках «служители закона» в начале рассказа?
- Что является центром внимания толпы в завязке повествования?
- Что происходит с Очумеловым? Что означают манипуляции с шинелью? От какого чувства героя бросает то в жар, то в холод?
-
Художественная деталь
Чехов вкладывает на художественную деталь огромную смысловую нагрузку:
- название рассказа «Хамелеон»
- новая шинель - признак власти
- узелок в руке и конфискованный крыжовник
- щенок
- окровавленный палец Хрюкина - символ победы
-
Говорящие фамилии
- Очумелов ( находящийся в беспамятстве, дурной, очумевший).
- Хрюкин (неопрятный, разиня, невежа).
- Жигалов (от «жига, жиганка»- брань, побои, наказание).
- Елдырин (от «елдыга» - сварливый и корыстный, придирается при дележе).
Приём «говорящих фамилий» - юмористический или сатирический?
-
Какое значение в создании характеристики чеховских персонажей имеет их речь?
- Рассказ держится на живой речи, в которой преобладает диалог, своей речью персонажи выдают свой характер.
- Сколько раз в речи Хрюкина встречаются слова с корнем «закон»? А в речи Очумелова и Елдырина?
- О чём это говорит?
-
Речь Очумелова
«Я ему покажу кузькину мать».«Знаю я вас, чертей,… мерзавец, …болван, …свинья».«Собаку истребить надо! Не рассуждать! Не дыши! Нужно проучить!»«Я этого так не оставлю! Я покажу вам как собак распускать!»
Также абсурдны словоупотребления и синтаксис в репликах героев («По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец?»;
«Я человек, который работающий» и т.д.)
-
Только ли Очумелову присущи черты хамелеонства?
Сколько хамелеонов вы видите в рассказе? Докажите свою точку зрения, используя текст.
Варианты:
1. Хамелеон – Очумелов.2. Хамелеоны – Очумелов и Хрюкин.3. Хамелеоны – Очумелов, Хрюкин и толпа.
- Почему толпа так быстро («словно из земли выросши») собралась вокруг Хрюкина?
- Почему писатель в одном случае использует слово «толпа», а в другом – «сборище»?
- Почему в конце рассказа толпа хохочет над Хрюкиным?
-
Пословицы
Не всяк судит по праву, иной и по криву.Законы - миротворцы, да законники - крючкотворцы.Куда хочу, туда и ворочу.Верь не правде, а силе.Наглому дай волю, захочет и боле.Дело знай, а правду помни.Дай волю на ноготок, а он возьмёт на локоток.Закон — что дышло: куда повернёшь — туда и вышло.
-
Как выражается авторская оценка происходящего?
- Чехов утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство.
-
Все чиновники «прислуживаются», а не «служат» - проявляют не уважение, а подобострастие и раболепие.
-
- Чехов высмеивал всё, что мешало жить честно и справедливо: наглость сильных и заискивание слабых, трусость, грубость и равнодушие.
- В его в произведениях горькая насмешка и грустное раздумье.
- ЭТО происходит и с Очумеловым, когда ему сообщают, что укусившая Хрюкина собачка не чья-нибудь, а самого генерала Жигалова.
-
Вроде бы смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времён писателя.
Персонажи Чехова образуют пёструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы – от мелких бытовых забот до серьёзных философских вопросов.
-
Словарик
- Хамелеонство - угодничество, приспособленчество, чинопочитание.
- Конфисковать - принудительно отобрать, изъять в пользу государства.
- Обыватель - человек, живущий мелкими, личными интересами.
- Чинопочитание – преклонение перед человеком власти.
- Солдафонство - бездумно командовать, подчиняться.
- Косноязычный — плохо развита речь, невелик словарный запас.
-
Композиция рассказа
Композиция рассказаСюжетно – композиционные особенности рассказа «Хамелеон»
-
Проблема:
- Определить, как соотнесены юмор и сатира в рассказе «Хамелеон»
А.П. Чехова
-
Юмор:
- Смех добрый, веселый.
Сатира:
- Смех злой, гневный, зовёт к протесту.
Гротеск:
- Фантастическое преувеличение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.
Гипербола:
- Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.
Ремарка:
- Пояснение автора к тексту пьесы.
-
Особенности композиции рассказа.
- Особенность сатирического рассказа: действие уже произошло.
- В центре внимания не выяснение положения Хрюкина, а обнаружение хозяина собаки.
- От результатов этого поиска будет зависеть участь пострадавшего.
- Перед нами психологическая сатирическая зарисовка нравов обывателей городка.
-
Экспозиция рассказа (завязка, начало)
- Несколькими штрихами дана зарисовка «сонной площади» городка –экспозиция напоминает драматургическую ремарку.
- Завязка рассказа представлена в звуковом виде – криком Хрюкина.
- И вопросом сбитого с толку Очумелова: «Кто кричал?»
- На этом застывает развитие действия.
-
Кульминация
Кульминация как таковая, по сути, отсутствует.От появления Очумелова и до его ухода «со сцены» развитие событий идёт словно по кривой, волнистой линии.
-
Развязка
Отсутствует классическая развязка: участь Хрюкина и собаки остаётся до конца не прояснённой, а участники событий уже разошлись.
(Развязка вынесена за рамки повествования («открытый финал»).
-
Комический эффект достигается в рассказе композиционным приёмом – повторением...
- В рассказе повторяется ситуация выяснения (“чья собака"?). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя.
- Очумелов исполняет различные роли, противоположные по своей сути, являясь то заступником Хрюкина, то защитником генеральской собаки.
- В зависимости от того, генеральская собака или нет, она то «бешенная собака», «бродячий скот», «подлость одна» то «нежная тварь», «цуцик этакий», «шустрая собачонка».
-
Финальный аккорд
В чеховских рассказах важен финальный аккорд, который позволяет иначе взглянуть на происходящее.Можно предположить, что Чехов смеется над Очумеловым. Но это до конца не прояснит авторскую позицию.Объектом чеховской иронии становится и сам Хрюкин, и толпа, смеющаяся над ним.
-
Выводы
Для Чехова характерна экономичная манера письма. Его рассказы лаконичны.Одна из особенностей чеховского сатирического рассказа - то, что он напоминает драматическую сценку – миниатюру. Своеобразие композиции рассказа «Хамелеон» заключается в том, что писателя практически не интересует событийное развитие сюжета ( событие произошло до начала повествования), кульминация тоже отсутствует , а развязка вынесена за рамки повествования («открытый финал»).В чеховском сатирическом рассказе парадоксально сочетается комическое и драматическое , грустное и смешное.
-
Спасибо за внимание к Чехову
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.