Содержание
-
«Критериально-ориентированное обучение» или«Технология полного усвоения знаний»-обобщение опыта по теме самообразования
- Автор : учитель биологии МБОУ «Азовская СОШ «ОВЦ» Ильина Алла Александровна
-
В основе
- «Технологии полного усвоения» положена психолого-дидактическая концепция Дж. Керолла и Б. Блума
-
- В рамках обсуждаемой технологии построение учебного процесса направлено на то, чтобы подвести всех учащихся к единому, четко заданному уровню овладения знаниями и умениями.
-
- Авторы этой технологии Дж. Кэрролл и Б. Блум
- в качестве рабочей гипотезы выбрали предположение о том, что способности ученика определяются не при усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка условиях, поэтому необходима адаптивная система обучения, позволяющая всем ученикам полностью усвоить программный материал. И авторы абсолютно правы, конечно, для этого потребуется произвести изменения в организации урока, так как для всех учеников в классе дается одно и то же учебное время, содержание, условия труда и т.д. Смысл технологии полного усвоения заключается в том, что задается единый для учащихся фиксированный уровень овладения знаниями, умениями и навыками, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда.
-
- Основным понятием этой технологии
- служит определенный критерий полного усвоения, то есть планируемый результат обучения, который должен быть достигнут всеми учащимися. Этот критерий задается в определенном виде с помощью конкретных целей. И постановка этих целей должна быть доведена до уровня однозначного понимания учителем и учащимся планируемых показателей полного усвоения учебного содержания. Для этого категории целей формулируются через конкретные действия и операции, которые должны выполнять обучающиеся, чтобы подтвердить достижение планируемого результата. Какие же категории целей познавательной деятельности необходимо выделить:
-
- категории целей познавательной деятельности:
- знание: ученик запоминает и воспроизводит конкретную учебную единицу (термин, факт, понятие, принцип, процедуру и т. д.);
- понимание:ученик преобразует учебный материал из одной формы выражения в другую, интерпретирует, объясняет, кратко излагает, прогнозирует дальнейшее развитие явлений, событий и т. п.;
- применение: ученик демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях и в новой ситуации;
- анализ:ученик вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними, осознает принципы построения целого;
- синтез: ученик, проявляет умение комбинироватьэлементы для получения целого, обладающего новизной,например, пишет творческое сочинение, предлагает планэксперимента, решения проблемы;
- оценка: ученик оценивает значение учебного материала для данной конкретной цели.
-
Проектирование уроков:
- - подготовка учебного материала состоит в выделении учебных единиц, фрагментов учебной информации с указанием планируемых сроков изучения (несколько уроков, недель и т. д.).
- По каждой из единиц усвоения готовится контрольное задание (тест), проверяющее результативность учения по двух балльной шкале (зачет—незачет). По всей теме определяется критерий ее полного усвоения;
- - ориентация учащихся на обеспечение мотивации совместной работы с учителем на договорных началах и разъяснение основных принципов нового способа обучения:
-
Ориентация учащихся на обеспечение мотивации совместной работы с учителем:
- хороших результатов добьются не отдельные ученики, а все;
- отметка за усвоение данной темы (раздела, курса) выставляется после заключительной проверки по указанному учащимся критерию и каждый ученик, достигший этого критерия, получает «отлично»;
- если все будут помогать друг другу, то отличные результаты гарантированы всем;
- каждый ученик получит необходимую помощь, разъяснение, поддержку;
- текущий контроль состоит в выполнении учеником серии диагностических работ, оцениваемых по двух бальной шкале (зачет – незачет);
- в случае затруднений каждому ученику дается возможность выбора альтернативных процедур для их преодоления;
- при необходимости помощью пользоваться нужно незамедлительно, не накапливая ошибок, неясностей и пр.;
-
ход учебного занятия
- ознакомление с учебными целями;
- предъявление общего плана обучения;
- проведение обучения, при этом изложение нового материала осуществляется традиционно;
- организация текущей проверки;
- оценивание текущих результатов проверки и определение того, кем учебный элемент усвоен, а кем – нет;
- коррекционная работа с учащимися, не достигшими полного усвоения, организация малых групп, взаимопомощи;
- повторная проверка учащихся, которым была оказана помощь. Аналогично проводится работа по каждой единице усвоения, которая завершается итоговым тестом и в соответствии с критерием дается оценка полноты усвоения материала в целом каждым учеником.
-
- Внедрение технологии полного усвоения в условиях ФГОС
- содержания образования Российской школы в соединении с другими развивающими методиками обучения, на мой взгляд, представляется наиболее перспективным способом реформирования традиционной классно-урочной системы. Кроме этого нельзя забывать о том, что на современном этапе основной формой сдачи выпускных экзаменов становится единый государственный экзамен, в котором часть А представлена в виде теста, содержащего вопросы самого простого базового уровня. С заданиями этого типа должен справляться каждый учащийся, который выпускные экзамены сдают в форме ЕГЭ. Следовательно, основная задача каждого учителя в своей деятельности заключается в том, что бы обучить каждого потенциального выпускника основам своего предмета, для благополучной сдачи государственной аттестации в выше указанной форме. Но готовить учащихся к данной процедуре необходимо как можно раньше. И на ступени начального общего и основного общего образования, когда закладываются основные знания по изучаемым предметам.
-
Проблема
- Разброс успеваемости школьников при усвоении ими базового содержания образования объясняется не их способностью или неспособностью, а нашим неумением организовать процесс обучения в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия и усвоения.
- В традиционном учебном процессе всегда фиксированы два параметра: темп обучения и способ предъявления учебного материала. Мы объясняем и требуем так, как будто перед нами находится один ученик, а не десятки детей с различными особенностями восприятия, осмысления, запоминания.
- Единственное, что остается незафиксированным, - это результаты обучения. Все должно быть усвоено всеми полностью.
- Способности ученика определяются его темпом учения не при усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка условиях. Б. Блум изучал способности учащихся при обучении разным предметам в условиях, когда время на изучение материала не ограничивалось.
- Категории
- учащихся
- малоспособные
- Талантлиывые5%
- Обычные 90%
-
Отличие от других технологий
- Фиксируется не способ подачи материала, а результат.
- Варьирование не учебного материала, а траектории обучения.
- Варьирование времени обучения и коррекция знаний в соответствии с результатами тестирования.
- Каждый учащийся должен получить достаточно времени для изучения требуемого материала. Как следствие это позволяет устранить различия в знаниях и добиться полного усвоения материала всеми учащимися.
-
В Ы В О Д :
- при правильной организации обучения, особенно при снятии ограничений во времени, абсолютное большинство школьников в состоянии полностью усвоить обязательный учебный материал.
-
Конкретизация цели обучения
- в действиях предполагает перечисление определенных действий, ожидаемых от учащихся. Так, цель: «Уметь пользоваться символическими обозначениями на схеме строения рыб» - может быть конкретизирована следующим образом: а) воспроизводить по памяти цвета, которые изображают строение внутренних органов, используемых в рисунках; б) опознавать их; в) читать схемы с их помощью; г) по данной схеме дать описание строения.
-
- Таким образом, проблема состоит в том, чтобы найти такой способ описания учебных целей, пользуясь которым учитель сможет по ходу обучения однозначно соотнести реальный результат обучения с запланированной учебной целью.
-
Три уровня усвоения
- 1-й уровень - знакомство, различение. Это деятельность по узнаванию.
- 2-й уровень - алгоритмический. Применение ранее усвоенного, репродуктивное, алгоритмическое действие.
- 3-й уровень - творческий. Применение ранее усвоенных знаний, умений для решения нетиповых задач. Это – продуктивное действие, в процессе которого учащиеся добывают или объективно новую информацию, осуществляют исследовательскую деятельность.
-
Три уровня оценивания результатов (тесты)
- 1 уровень Опознание: относится ли показываемый объект или явление к объектам или явлениям данного вида.
- 2 уровень Тесты на различение («выборочные» тесты): надо выбрать одно или несколько решений из списка возможных решений (при этом варианты возможных решений содержатся в самом тесте).
- 3 уровень Тесты-подстановки: надо вставить пропущенное слово, формулу или другой какой-либо существенный элемент знаний.
-
- Для такой конкретизации
- применяется уже составленная учителем таблица спецификации целей по всему курсу; крестики, отмечающие запланированные цели полного усвоения, заменяются условными обозначениями того результата, который достигнут учеником по отношению к этим целям, - например: «у» - полное усвоение, «н/у» - неполное усвоение.
-
-
- Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.