Содержание
-
Научно-методический семинарпо личностно ориентированной технологии
«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь» Китайская народная мудрость pptcloud.ru
-
В С Ё В В А Ш И Х Р К Х А У
-
Цель семинара - знакомство с сущностью личностно ориентированной технологии. Цель работы:организация личностно ориентированного развития учащихся, обновление содержания образования, выстраивание индивидуальных программ обучения учащихся. Задачи:выявление преимущества личностно – ориентированной технологии по сравнению с другими технологиями;определение системы действий учителя по подготовке к переходу на личностно ориентированное обучение;развитие методического навыка конструирования урока: построение уроков с учётом личностно ориентированной технологии.
-
Метод «Ассоциации» Л И Ч Н О С Т Ь - личный рост, … - индивидуальность, … - человечность, … - новаторство, … - образованность, … - саморазвитие, … - творчество, …
-
План семинара
Понятие личностно ориентированного обучения. Реализация личностно ориентированного образования в начальной школе. Роль психолого-педагогической диагностики в личностно ориентированном обучении. Личностно ориентированный урок: планирование и технология проведения. Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке. Дифференциация и индивидуализация обучения как условия саморазвития младшего школьника в условиях личностно ориентированного обучения. Контролирующая и оценочная деятельность ученика Реальный результат личностно ориентированного обучения
-
Памятка Использование на уроке проблемно творческих знаний Разработка системы знаний, позволяющих ученику выбрать тип и форму изучаемого материала. Создание положительно – эмоционального настроения на работу. Обсуждение с детьми в конце урока того, что понравилось (не понравилось т.е рефлексия урока), что нужно сделать по – другому. Стимулирование ученика к выбору и самостоятельному использованию различных способов заданий. Разъяснение организации учебной работы дома. Применение дифференцированных домашних заданий, домашних контрольных работ.
-
Личностно-ориентированные технологии Технология ЛОРО Технология полного усвоения знаний Технология разноуровневого обучения Технология коллективного взаимообучения
-
Технология ЛОРО Цель-создание условий для проявления познавательной активности учеников. Средства достижения учителем этой цели:использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; использование дидактического материала, оценка деятельности анализировать способы работы других учеников в ходе урока, Содержание: построение индивидуальных гибких самообразовательных программ (траекторий индивидуального саморазвития) для каждого ученика; Методика: диалог в системе обучения, направленный на совместное конструирование программой деятельности по личностному развитию учащихся с учётом: 1) мотивации деятельности; 2) индивидуальной избирательности к содержанию, формам работы; 3) готовность к саморазвитию. Методической основойтехнологии личностно ориентированного развивающего процесса является индивидуализация и дифференциация процесса. Условия эффективности педагогической технологии: 1) создание оптимальных условий для возможности учащихся реализовать себя; 2) накопление банка данных о формирующемся у учащихся индивидуальном опыте – в виде индивидуальных карт развития учащихся как основы для выбора оптимальных, дифференцированных форм обучения. Позиция педагога: стимулирование «внутренних сил» саморазвитие учащихся, инициирование личностного (субъектного) опыта каждого ученика; развитие индивидуальности; признание самобытности, неповторимости, самоценности каждого учащегося в коллективе.
-
Технология полного усвоения знаний Авторы: Дж. Кэрролл, Б. Блум, М.В. Кларина Гипотеза: способности ученика определяются не при усреднённых, а оптимально подобранных для данного ребёнка условиях, для чего необходима адаптивная система обучения, позволяющая всем ученикам полностью усвоить программный материал. Теоретическое обоснование технологии: все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса. Цели познавательной деятельности и результат обучения: знание: ученик запоминает и воспроизводит конкретную учебную единицу (термин, факт, понятие, принцип, процедуру) – «запомнил, воспроизвёл, узнал»; понимание: ученик преобразует учебный материал из одной формы выражения в другую (интерпретирует, объясняет, кратко излагает, прогнозирует дальнейшее развитие явлений) – «объяснил, проиллюстрировал, интерпретировал, перевёл с одного языка на другой»; применение: ученик демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях и в новой ситуации (по образцу в сходной или изменённой ситуации); анализ: ученик вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними, осознаёт принципы построения целого – «вычленил части из целого»; синтез: ученик проявляет умения комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной (пишет творческое сочинение, предлагает план эксперимента, решения проблемы) – «образовал новое целое»; оценка: ученик оценивает значение учебного материала для данной конкретной цели – «определил ценность и значение объекта изучения».
-
Технология разноуровневого обучения Авторы: Дж. Кэрролл, Б.Блум, З.И.Калмыкова и др. Гипотеза: различие основной массы детей по уровню обучаемости сводятся прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Теоретическое обоснование технологии: деление ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом в различных образовательных областях на следующих уровнях: 1 – минимальном (государственный стандарт); 2 – базовым, 3 – вариативном (творческом). Педагогические принципы технологии: всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом; взаимное превосходство – если у кого-то что–то получается хуже. Чем у других, значит, что-то должно получиться лучше; это что-то нужно искать; неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
-
Технология коллективного взаимообучения Авторы: Г.Ривина и его ученики. Теоретическое обоснование технологии: по определённым правилам позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения. Методики А.Г.Ривина: организованный диалог; сочетательный диалог; коллективное взаимообучение; коллективный способ обучения (КСО); работа учащихся в парах сменного состава (Дьяченко В.К.) Формы работы Парную работу учащихся можно использовать в трёх видах: статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» - «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения; динамическая пара:выбирают четверо учащихся и готовят одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнёром, причём каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., т.е.включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей; вариационная пара, в которой каждый член группы получает своё задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.
-
Технология коллективного взаимообучения Основные преимущества КСО: в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания; в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний; каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе; повышается ответственность не только за свои успехи, но и результаты коллективного труда; отпадает необходимость в содержании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся. Что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе; формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений; обсуждение одной информации с несколькими увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно. Обеспечивает более прочное усвоение.
-
Технология модульного обучения Авторы: П.Ю.Цявичене, В.В.Монахов Теоретическое обоснование технологии Особый тип модульного обучения – подготовка по индивидуальным планам учащихся, ориентированных на раскрытие потенциала каждого учащегося, его дарований. Отличительные черты технологии является системность, структурированность, воспроизводимость, планируемая эффективность. Модуль – это логически завершённая часть учебного материала, которая заканчивается контрольной акцией (тестом, контрольной работой или расчётно – графической работой). Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Сущность модульного обучения: Позволяет каждому учащемуся полностью самостоятельно (или при ненавязчивой консультации учителя или с определённой дозой помощи) достигать конкретных целей учения в процессе работы с модулем. Содержание обучения: модули позволяют перевести обучение на субъект – субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения учителя и ученика; дидактическая цель формируется для обучаемого и содержит в себе не только указание на объём знаний, но и на уровень его усвоения. Структура модуля представляет собой совокупность следующих объектов: «М» - модуль – это группа навыков, умений и знаний, которые учащиеся должны продемонстрировать; «Р» - результат действия (навыки, умения и знания, необходимые для выполнения программы курса); «КД» - критерий оценки деятельности – качество выполнения работы, которое должен продемонстрировать учащийся; «ОУ» - описание уровней – контекст, в котором должны быть проиллюстрированы результаты деятельности.
-
Технология модульного обучения Модуль обучения состоит из 3 частей: 1. Ввводная часть (ввод в модуль, в тему): выделение основного содержания материала диалогической части модуля. подача учебного материала целостно, «компактно» по «нарастающей». разбивка учебного материала для проработки с учебниками на 3 уровнях: сложный материал; средней степени сложности; низкой степени сложности. подготовка материала творческого характера для развития интереса к предмету и креативности (способности к творчеству); обеспечение диалогического общения на всех уроках данной части. 2. Диалогическая часть (организация познавательной деятельности учеников через диалогическое общение); 3. Итоговая часть (контроль).
-
Принципы учебного процесса 1) признание приоритета личности перед коллективом; 2) создание в учебном сообществе гуманистических взаимоотношений, через которые каждый ребенок должен осознать себя полноправной личностью и научиться видеть и уважать личность в других; 3) ученический коллектив и педагоги должны выступать гарантами возможности реализации личностных качеств каждого; 4) признание того, что ученик обладает определенными правами, которые священны для учителя; 5) отказ от ранжирования детей на «сильных» и «слабых» учеников, понимание того, что все дети разные, каждый умеет и знает что-то лучше других; 6) следование правилу «минимум отметок - максимум оценок; 7) признание, что учитель такой же равноправный участник учебного процесса, как и ученик, хотя и с направляющими функциями; его мнение является в дискуссии одним из многих; 8) переход от формулы «я тебя учу» к алгоритму «мы с тобой вместе учимся» и «мне интересно, что ты думаешь о…»; 9) понимание учителем того, что чем меньше он говорит на уроке сам и чем больше дает высказаться ученикам, тем эффективнее протекает учебный процесс; 10) признание того, что ученики могут знать что-то лучше учителя; не знать что-либо не стыдно - стыдно не пытаться думать; 11) понимание того, что каждый ученик имеет право на собственную образовательную траекторию и что учится ребенок не для учителя и родителей, а для того, чтобы уже сейчас занимать и тем более занять в будущем свое достойное место в жизни общества.
-
Роль психолого-педагогической диагностики в личностно ориентированном обучении. Результаты психолого-педагогического обследования готовности ребенка к школе Дата обследования __________________-Фамилия, имя ребенка ______________________ 1. Развитие учебных навыков. 1. Уровень подготовки по чтению: а) умение читать --------------------------------------------------------------------------------- б) понимание прочитанного --------------------------------------------------------------------- 2. Уровень подготовки по математике: а) счет (прямой и обратный), счетные операции --------------------------------------------- б) решение задач ------------------------------------------------------------------------------------ II. Развитие речи и мышлеиия. 3. Составление рассказа по серии картинок, понимание причинно-следственных связей ------------------------------------------------------------------------------------------------- 4. Обобщение и классификация понятий 5. Владение логическими операциями сравнения ------------------------------------------- 6. Развитие речи: а) словарный запас и общая осведомленность (кругозор) --------------------------------- б) звукопроизношение ----------------------------------------------------------------------------- III. Эмоционально-волевая сфера. 7. Коммуникативные навыки: а) устойчивость интереса ------------------------------------------------------------------------- б) коммуникативные навыки, адекватность поведения 8. Уровень саморегуляции, произвольности: а) следование инструкции, произвольное внимание ---------------------------------------- б) эмоциональная стабильность, напряженность -------------------------------------------- в) графические навыки ---------------------------------------------------------------------------- Общий балл: ----------------------------------------------------------------------------------------
-
Показатели урока в личностно ориентированном процессе. Организационные : Обучающие: Воспитывающие: Развивающие: Требования к деятельности обучающихся 1. Наличие интереса к уроку и изучаемой теме. 2. Активность познавательной деятельности, 3. Самостоятельность суждений, 4. Целеустремленность в познавательной деятельности, 5. Наличие и уровень развития навыков коллективной работы. 6. Умение правильно переживать успех и воспринимать похвалу. 7. Смыслотворчество, осознание отдельными учениками личностного смысла изучаемого материала. 8. Самооценка выполненной работы. Критерии достижения педагогическим процессом личностного уровня. 1. Представление учащимся возможности критически относиться к целостному содержанию изучаемых предметов. 2. Участие учеников в проектировании и организации образовательного процесса. 3. Использование учащимися права выбора сферы творчества в соответствии со способностями. 4. Наличие права учащегося определять смысл своих поступков и оценивать свои достижения. 5. Обеспечение учащимся востребования их личностных функций: Личностно ориентированный урок: планирование и технология проведения
-
Цели, задачи урока. 2. Готовность учителя и учащихся к уроку 3. Организационная структура урока 4. Содержание урока 5. Методическое обеспечение урока 6. Поведение и деятельность учащихся на уроке 7. Характеристика деловых качеств учителя 8. Общие результаты урока Схема комплексного анализа урока
-
Обобщенный механизм технологии обучения Предварительно-подготовительный этап - целевые ориентации - концептуальные положения - классификационные параметры - особенности отбора содержания образования - организационные структуры учебного процесс II. Основной реализующий этап 1. Вводно-разъяснительная часть - знакомство со структурой, целями и задачами урока - знакомство с интегрированным (модульным) содержанием - знакомство с формой работы на уроке 2. Обучающе-развивающая часть - краткое объяснение интегрированного учебного материала - составление опорных схем с записью ключевых слов - активная форма освоения нового материала - индивидуальная, парная, групповая, коллективная, кооперативная, корпоративная, игровая или иные формы работы 3. Закрепительно-коррекционная часть - формы работы как продолжение освоения нового материала - активное участие самих учащихся - актуализация знаний 4. Контрольно-оценивающая часть - монитоинг уровня усвоения нового материала - анализ по технологическим карточкам - перевод оценивания на традиционную систему квалиметрии III. Заключительно-аналитический этап - рефлексия деятельности учителя с целью коррекции своих действий
-
1. Если после урока у ученика не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, поспорить, поискать решения, то это значит, что урок, возможно, был и полезным, но оставил детей равнодушными к тому, что на нем происходило. 2. Необоснованная похвала, гипертрофированные комплименты, случайные оценки нивелируют ощущение успеха.. 3. Успех начинается с признания детьми права учителя учить. 4. Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности учащихся на уроке, 5. Предвкушение необычности, способность учителя удивлять, привносить элемент романтичности 6. Учитель должен любить детей и уметь это делать. 7. Учитель должен знать и весь класс, и каждого ученика в отдельности. 8. Начало урока выступает как момент, от которого в значительной степени зависит успех всего урока. 9. 80 % учебного успеха детей зависит от умения учителя выдавать домашние задания. 10. Наряду с цифровой, развернутая текстовая оценка играет исключительную роль в стимулировании учебной деятельности ребенка. 11. Степень увлеченности учеников предметом выражается в их желании и готовности заниматься им после уроков. 12. Учитель должен научиться включать учащихся в коллективную познавательную деятельность. Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке
-
1. Знание индивидуальных и типологических особенностей учащихся; 2. Умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности; 3. Осуществление оперативной обратной связи; 4. Составление развёрнутого плана урока, включая вопросы разным группам и отдельным ученикам; 5. Умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся (а в идеале – каждого ученика). 6. Соблюдение педагогического такта. Дифференциация и индивидуализация обучения как условия саморазвития школьника в условиях личностно ориентированного обучения
-
«Порфолио ученика»: 1. Карта знаний (представлена в виде рефлексивной таблицы). 2. Тетрадь личных открытий. З. Творческая тетрадь. 4. Тетрадь достижений. 5. Дневник «роста». (или листы мониторинга уровня усвоения умений, знаний, навыков). б. Дипломы, награды и т.л. Контролирующая и оценочная деятельность ученика
-
учебно-логические учебно-коммуникативные учебно-организационные учебно -управленческие учебно-информационные Критерии оценивания
-
Стартовые и итоговые тестово-диагностические работы, Тестово-диагностические работы (ТДР). Проверочные (ПР) и контрольные работы (КР) по ходу изучения темы. Проверочные работы, которые контролируют уровень сформированности логического мышления, умения анализировать и обобщать полученные знания. Виды контроля
-
Реальныйрезультат Становление и проявление индивидуальности учащихся Развитие творческих способностей школьников Формирование положительной «Я-концепции» личности учеников Выработка у детей индивидуального стиля познания и поведения Обеспечивается активность каждого учащегося с учетом его возможностей и индивидуальных склонностей Оценка познавательной деятельности сначала осуществляется учащимися, затем учителей Организуется совместное использование учителем и учащимися количественных и качественных способов оценки процесса и результатов познания Обеспечивается возможность выбора учащимися объема, сложности и формы домашнего задания Направленность на достижение успеха
-
1. Понятию «личностно ориентированная педагогика» в педагогической практике соответствует: а) развитие у учащихся основных психических процессов — памяти, внимания, мышления; б) признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса; в) обучение как вооружение учащихся необходимыми знаниями, умениями и навыками; г) обучение и воспитание как направленное формирование личности с заданными свойствами. 2. Что из перечисленных ниже видов обратной связи подходит, по-вашему, под определение « педагогическая диагностика» ? а) только тестовый контроль; б) любая рефлексия учащихся, поддающаяся учету и анализу; в) только письменные работы учащихся. 3. Чем принципиально отличается проектирование учебного процесса по личностно ориентированной технологии от традиционного тематического и поурочного планирования? а) разработкой оснований проектирования конкретных учебных ситуаций; б) последовательностью действий учителя при планировании и организации учебного процесса. Блиц-турнир
-
1. Прочитайте цели семинара. 2. Считаете ли Вы, что цели семинара Вами достигнуты? З. Как бы Вы оценили результаты своей работы на семинаре? Оценку поставьте в графе « самооценка» : а) я все понял, могу объяснить этот материал другому (5 баллов); б) я сам все понял, но объяснить другому не берусь (4 балла); в) для полного понимания мне нужно повторить тему (З балла); г) я ничего не понял (2 балла). Итог
-
Домашнее задание
-
«Всё в твоих руках». Большой — для меня было важным и интересным... Указательный — по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию. Средний — мне было трудно (мне не понравилось). Безымянный — моя оценка психологической атмосферы… Мизинец — мне было недостаточно… Рефлексия
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.