Содержание
-
Тьюторское сопровождение ребенка с расстройствами аутистического спектра как образовательная ситуация для тьютора ОКОУ «Курская школа «Ступени» Щербинина Марина Отариевна
-
-
Основная цель тьюторского сопровождения — персональное сопровождение обучающегося с РАС, способного самостоятельно, в меру своих возможностей, решать жизненно важные проблемы.
-
Для наиболее эффективной организации тьюторского сопровождения данной категории обучающихся необходимы специальные формы, методы и средства. Одним из наиболее эффективных методов работы с детьми с РАС является метод безошибочного обучения. Безошибочным обучением является метод, позволяющий обучать ребенка новым навыкам без лишнего напряжения и тревоги вовремя занятия, связанных с совершением ошибок.
-
Подсказка – это все то, что можно добавить к инструкции, чтобы помочь ребенку дать правильный ответ. Цель подсказки – обеспечить успех в обучении ребенка.
Виды подсказок: Физическая. Жестовая. Моделирование. Речевая. Визуальная.
-
Физическая подсказка. Целью физической подсказки является помощь ребенку в формировании какого – либо навыка с использованием движений. Полная физическая подсказка является наиболее существенной для обучения и определяется как полная манипуляция телом ребенка для выполнения задания.. Частичная физическая подсказка означает, что взрослый помогает ребенку совершить действие до определенного уровня, а завершает действие ребенок самостоятельно.
-
Следующий вид помощи - это жестовая подсказка. Она заключается в использовании жеста, направляющего к ответу. При обучении ребенка различать предметы или карточки используют указательный жест.
-
Подсказка-моделирование представляет собой визуальную демонстрацию действия для копирования ребенком.
-
Визуальная подсказка помогает ребенку следовать правилам и инструкциям без помощи взрослого, облегчает понимание инструкций, является помощником при переходе от одного задания (шага) к другому.
-
Вербальная подсказка – инструктирование, на данный момент, это самый распространённый вид помощи, который тьюторы оказывают ребенку. К сожалению, вынуждены сказать, что в большинстве случаев эта подсказка неэффективна (особенно в случаях плохого понимания или отсутствия понимания речи) и вызывает наибольшую зависимость от взрослого.
-
Также хотелось бы отметить роль вербальной подсказки тьютора на уроках. Часто бывают ситуации, когда тьютор дублирует инструкции учителя обучающемуся, к сожалению в этом случае ребенок не научится слушать учителя, его внимание на него не направлено и он будет ждать помощь от тьютора. В таких случаях всегда стоит вопрос, а готов ли ребенок воспринимать инструкции во фронтальном формате?
-
Крайне важным моментом в работе тьютора является умение своевременно удалять помощь. Если мы сохраняем максимум помощи для ребенка, то наш подопечный всегда будет зависим от нас, мы не учим его чему-то самостоятельному. Такой ребенок всегда будет ждать помощь от взрослого. В свою очередь, если мы несвоевременно будем убирать помощь, а навык еще в стадии формирования, то мы рискуем получить нежелательное поведение у нашего обучающегося и не сформируем у него необходимый навык. Для того, чтобы обучение было успешным, и ученики приобретали много навыков необходима системная редукция подсказок.
-
Временная задержка подсказки При использовании временной задержки подсказки ребенку предъявляют инструкцию и ожидают некоторое время, прежде чем дать подсказку. Задержка может быть постоянной и нарастающей. Моментальная подсказка (инструкция одновременно с подсказкой); Задержка1секунду. Инструкция,паузав1секунду,подсказка; Задержкав2,3,4секунды. Инструкция,паузав2,3,4секунды,подсказка. Задержка в 5секунд. Этот уровень подсказки может привести к самостоятельному ответу, у ребенка достаточно времени для ответа. Иногда ребенку хочется быстрее получить поощрение, он хочет как можно быстрее дать правильный ответ.
-
Важно знать, что: Взрослый не может одновременно изменять уровень интенсивности подсказки и длительность задержки подсказки; Критерием перехода на менее интенсивный уровень подсказки является 80 % правильных реакций в течение последовательных трех занятий; Если ребенок в течение двух занятий не достигает критерия в 80%, нужно предоставить чуть больше помощи. Чтобы соблюдать эти данные, необходимо вести данные в специальные бланки.
-
Как избежать зависимости от подсказок. В процессе обучения у ребенка может развиться зависимость от подсказок. Например, при временной задержке подсказки, даже через 5 секунд, ребенок может продолжать ждать подсказку. Чтобы избежать зависимости ребенка от подсказок, взрослому необходимо: Осознавать свои действия, контролировать свои движения и не делать неосознанных подсказок. Причиной зависимости от подсказки может быть поведение взрослого, который всегда обязательно предоставит помощь. Со стороны взрослого подсказки могут быть неосознанными, не запланированными: непроизвольный жест или взгляд в направлении правильного ответа, положение тела или непроизвольное движение. Ребенок учится ориентироваться на эти непроизвольные движения.
-
Использовать наименьшее количество подсказок, необходимых для выполнения задания. Подсказки не должны снижать уровень самостоятельности ребенка. Быстро снижать уровень подсказки. Если взрослый просит своего ученика похлопать в ладоши, и он нуждается в полной физической подсказке, в следующий раз, когда он попросит его похлопать в ладоши, нужно сделать это с частичной физической подсказкой. Если ребенок выполнит задание правильно, спустя некоторое время ребенку вообще не понадобится использовать подсказки.
-
Цель взрослого, обучающего ребенка, всегда заключается в том, чтобы уменьшить и, в конце концов, устранить потребность ребенка в подсказке, сделав его при этом самостоятельным.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.