Содержание
-
Универсальные учебные действия на уроках русского языка как средство формирования современной образовательной среды. (Проектирование уроков по формированию УУД)
-
Из опыта работы
Работу выполнила Демикайте Ирина Антоновна, учитель русского языка и Литературы МБОУСОШ №1 Г.Советский, ХМАО-ЮГРА
-
Новые федеральные государственные стандарты образования декларируют как основной приоритет системы образования формирование у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний, умений и навыков в рамках отдельных дисциплин.
-
Какие же требования предъявляются к современному уроку?
Шесть основных этапов урока: 1.Мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность); 2. Целеполагание(учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»); 3.Осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно); 4.Коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе); 5.Взаимопроверка, взаимоконтроль; 6. Рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
-
Данная структура урока позволяет использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания.
-
Деятельность учеников на уроке должна быть осмыслена и значима: - что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал. Кроме того, реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без формирования универсальных учебных действий, так как именно они : --носят надпредметный, метапредметныйхарактер, --обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, -- обеспечивают преемственностьвсех ступеней образовательного процесса, -- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.
-
Среди основных типов УУД, применяемых на уроках русского языка, можно выделить:
Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные. Данные УУД можно применять на различных этапах урока.
-
Например, к регулятивным УУД относится следующее:
1. мотивировать к деятельности, устанавливать связь с реальными объектам повседневной жизни; 2. формулировать тему урока и его последующее содержание; 3. ставить и решать проблему, анализировать условия и пути еѐ достижения; 4. определять последовательность действий (составлять план); 5. высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике; 6. прогнозировать, корректировать свою деятельность; 7. самостоятельно делать выводы; 8. осуществлять познавательную и личностную рефлексию; 9. оценивать достигнутые результаты.
-
Примеры заданий:
№1. Тренировочный словарный диктант с самопроверкой: маршрут, очевидец, рассчитать, фойе, оптимизм, легенда, отражение, галерея, исчезать, ягода. – Прочитайте только начальные буквы слов в словарном диктанте. – Какое слово у вас получилось? (Морфология.) – Образуйте и запишите однокоренные слова. (Морфологический.) Это будет ключевое слово урока. Дополните список ключевых слов (разбор, имя существительное) и сформулируйте тему урока. – Определите его цель. (Обобщить всѐ, что узнали по теме «Имя существительное», чему научились.)
-
Задание 2
Назовите 5 (7) грамматических признаков, по которым отличаются данные слова. По какому грамматическому признаку они не отличаются? В какую форму нужно поставить глаголы, чтобы исключить 4-й признак? боремся – забросил 1) совершенный – несовершенный 2) непереходный – переходный 3) возвратный – невозвратный 4) настоящее – прошедшее 5) единственное – множественное 6) [1 лицо – мужской род] 7) [настоящее время – отсутствие формы наст. времени] Цель: повторяем морфологические признаки глагола, устанавливаем связь между грамматическими категориям
-
Задание 3: «Проба на внимание».
Форма выполнения задания: индивидуальная и групповая работа. Описание задания: учащимся предлагается прочитать текст, проверить его и исправить в нём ошибки (в том числе и смысловые) карандашом или ручкой. Фиксируется время работы с текстом .Для того чтобы исправить ошибки в тексте, не требуется знания правил, но необходимы внимание и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок. Текст. Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолёт сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.
-
Задание 4: «Решение лингвистических задач»
Описание задания: учащимся выдаются карточки с заданиями, после выполнения которых происходит обмен и взаимопроверка. Карточки с текстами. 1. Расположите предложения в нужной последовательности, чтобы получился текст. Спишите его, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. 2. Восстановите правильный порядок предложений, чтобы получился текст. Какое предложение здесь лишнее? Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.
-
№5«Перевод» с русского на русский
Этот вид нестандартных заданий предполагает работу по опознанию и объяснению языковых явлений, предъявляемых нетрадиционными способами (часто с использованием элементов занимательности). Выполняя эти задания, школьники заменяют указанные языковые единицы (слова, словосочетания, предложения) синонимичными. Необходимость замены диктуется характером языкового материала: в него включаются случаи неуместного употребления единиц языка, нарушения литературных норм, затемняющие смысл высказывания . Синонимическая же замена («перевод») делает высказывание точным, понятным, правильным.
-
К нестандартным заданиям этого типа относятся:
«перевод» иноязычных, профессиональных, устаревших, жаргонных слов; • «перевод» текстов (или составление словарей к ним), написанных на несуществующем языке по типу «глокойкуздры»; • «перевод» текстов, составленных в одном стиле, на «язык» другого стиля (лингвистические сказки, образное толкование слов–терминов); • «перевод» (расшифровка смысла) языковых единиц, употребленных заведомо неправильно для создания юмористического эффекта или в целях привлечения внимания к речевым ошибкам учащихся (на примерах произведений юмористического плана или ученических работ).
-
№6 Лингвистические «почемучки»
Это вопросы используются для активизация мыслительной деятельности учащихся. Отвечая на вопросы, делая своеобразные маленькие «открытия» в области лингвистики, школьники убеждаются в практическом значении знаний по русскому языку, сам учебный предмет открывается для них по–новому. За внешней простотой (иногда даже несерьезностью формулировок) вопросов кроется серьезное лингвистическое содержание: языковые факты учащиеся должны объяснить «научным языком». Таким образом, при выполнении этих заданий главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение, то есть формируются умения и навыки построения связного высказывания в научном стиле.
-
Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос.
1. Почему, когда смотришь на сцену в бинокль, не только лучше видишь, но и лучше слышишь и понимаешь? 2. Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика – за их сына? 3. Почему в приведенных парах слов оба случая написания правильны? Чем они отличаются? Стукнете – стукните. Вырастешь – вырастишь. В пенье птиц – в пении птиц.
-
Задание «Сыщик»
Для мотивации объясняется значение слова «сыщик», объявляется индивидуальное соревнование на звание «Самый лучший сыщик» Материал: текст с допущенными орфографическими и пунктуационными ошибками. Условие соревнования: кто быстрее и правильно найдёт все ошибки, тот объявляется победителем. Время засекается. Несколько чисов брёл ахотник па лесу. Трава в этом лису ни расла_ и емеля шол по мяхкому, светло_ жёлтому мху, как по ковру. Изредко хру_снет какая_ нибуть ветка под ногой. Казалось_ что прошол пол_ леса, осматривая, нет ли где_ либо следа не сломал ли алень кое_ какие ветки не обьедена ли трава где_ нибудь. Начало тимнеть. Старик пачуфствовал усталость. Но вот послышился слабый визк собаки. Впереди затрищали ветки и из_ за диревьеф покозались ветвистые рога оленя.
-
Задание «Собери пословицы»
Каждое из заданий выполняется в процессе обсуждения и представляется классу как общее решение. Для мотивации можно использовать форму командного соревнования-конкурса. Материал: карточки с пословицами. На карточке приведены пословицы, в которых перепутаны части: первая часть от одной пословицы, вторая – от другой. Необходимо «собрать» пословицы, объединив первую и вторую части.
-
Глуп совсем, Есть что слушать, Скучен день до вечера, Кто умеет беситься, Молчанкой никого Нечего про то говорить, Русский аппетит тому ни с кем не ужиться. чего в горшке не варить. кто не знается ни с кем. да нечего кушать. ничему не претит. когда делать нечего. не обидишь.
-
Аналогичное задание можно придумать и с фразеологическими оборотами. Например, даются разные фразеологизмы с каким-то ключевым словом и их значения. Надо привести фразеологизмы и значения в соответствие.
Сами с усами Сам не свой Сам по себе Сам себе хозяин Само собой расстроен, потерял душевное равновесие. самостоятельно, без помощи, отдельно. нисколько не хуже, не глупее других. невольно, непроизвольно, без каких либо усилий. совершенно независимый, самостоятельный человек.
-
Микроисследования
Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне): 1.работать с научно–популярной литературой и справочниками; 2.анализировать языковые единицы; 3.формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада). Нестандартный подход проявляется в необычной формулировке темы, в занимательном характере исследования. Задания рассчитаны на высокий уровень развития и подготовки школьников, но их всегда можно трансформировать с учетом конкретных условий обучения.
-
Типы заданий:
развернутый ответ на вопрос проблемного характера или необычно сформулированный вопрос (в основе – сопоставление несопоставимых на первый взгляд фактов); сочинение на лингвистическую тему (в серьезной или занимательной форме); исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).
-
Задание 1.Подготовьте развернутый ответ–исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.
Являются ли однокоренными словами: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный? Являются ли однокоренными слова: оса, ось, осина, осел, основа, остов, остров, острый? Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три?
-
Задание 2.Напишите сочинение на одну из тем (в форме доклада, реферата, сказки, детектива и др. в зависимости от формулировки темы).
1. Волшебник по имени Йот. (Варианты:«Приключения Йота», «Где прячется Невидимка?».) 2. Портреты суффиксов (–чик – щик, – тель), приставок (пре– при–, раз– рас–, с–), корней–омонимов. 3. Знакомые незнакомцы (о заимствованных словах). 4. Как вас теперь называть? (О переходе слов одной части речи в другую.) 5. Пропала буква (детективное расследование).
-
№3
- Прочитайте ключевые слова урока. Приставка, орфограмма – буква согласного, глухой согласный,звонкий согласный. - На основе ключевых слов спрогнозируйте цель урока. - Обсудите в парах. - Подберите к каждому отрезку слова подходящую для него приставку. - Прочитайте получившиеся слова. …дельник, …порядок, …трепенуться, …конечный, …жалобить, …чезнуть - А если бы нужно было записать слова, с какой проблемой вы бы столкнулись? Почему?
-
Задания «на засыпку»
Нестандартный подход к этому виду заданий касается характера дидактического материала и состоит в максимальном усложнении его содержания, составляющих его языковых единиц (большей насыщенности однородными орфограммами, пунктограммами, лексическими и грамматическими явлениями, чем в традиционно отобранном материале). Таким образом, оставаясь по форме выполнения привычными, нестандартные задания этой группы расширяют возможности учителя в осуществлении дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения русскому языку (степень усложнения материала будет зависеть от уровня подготовки учащихся и этапа работы над ним). Для учащихся же такая работа полезна в том плане, что позволяет совершенствовать навыки самоконтроля.
-
К нестандартным заданиям этого типа можно отнести:
• диктанты «на засыпку»; • редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных однотипными элементами (речевыми ошибками, неуместно употребленными словами и конструкциями); • подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных слов и др.) к данной – по принципу «кто больше?»; • упражнения с выборочным ответом (выбор правильного варианта из нескольких предложенных или исключение явления из ряда по принципу «третий лишний»).
-
Задание 1. «Предметные» (терминологические) диктанты. Запишите одним словом диктуемые словосочетания.
Лингвистический диктант Наука о языке. Графическое обозначение звука на письме. Часть слова перед корнем. Определение, выраженное существительным. Вода, от воды, к воде… Голубое небо, смотреть на небо, смотреть вдаль… Литературоведческий диктант Художественное преувеличение. Строение художественного произведения. Краткое изречение. Высшая точка в развитии действий. Литературное воровство.
-
Познавательные УУД:
1. пользоваться разными видами чтения (просмотровым, поисковым, изучающим), а также вычитывать разные виды текстовой информации,используя разные механизмы и приѐмы чтения; 2. самостоятельно вести поиск информации; 3. владеть приѐмами отбора и систематизации материла; 4. самостоятельно производить переработку информации, полученной в результате чтения и письма; 5. преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, в таблицу, рисунок, задачу, составлять план и т.д.), разграничивая основную и дополнительную информацию; 6. выявлять сущность явлений, на основе анализа делать выводы, систематизировать и обобщать. 7. осуществлять самоконтроль и самооценку
-
Например:
№1. Прочитайте и отгадайте задачу-загадку С Т я книга, с С я рыба, С К – бесформенная глыба, С Л помог колоть я лѐд, С Д народ во мне живѐт. (Том, сом, ком, лом, дом.) – Что интересного заметили в словах-отгадках? – Что изменилось, когда поменялся один звук? – Сделайте вывод: для чего нужны звуки речи? – Какой может быть тема урока? (Звуки речи. Роль звуков в языке.) – Уточните тему, указав, какие звуки речи вы знаете.
-
Задание 2
На основании чего слова распределены по указанным группам? Добавьте по три своих примера в каждую группу. 1) пять, моль, соль, пень 2) вьюга, бельѐ, шьют, птичьего 3) тушь, мышь, идѐшь, отрежь
-
Задание 3
Найдите как можно больше общих черт у данных слов, а затем укажите слово, которое можно противопоставить другим по какому либо признаку. Альбом, циркуль, пенал, портфель, учебник 1) существительные; 2) мужской род 3) неодушевленные 4) тема «Школа» (учебник, все остальные заимствованные )
-
Задание 4
- Прочитайте ключевые слова урока. Приставка, орфограмма – буква согласного, глухой согласный,звонкий согласный. - На основе ключевых слов спрогнозируйте цель урока. - Обсудите в парах. - Подберите к каждому отрезку слова подходящую для него приставку. - Прочитайте получившиеся слова. …дельник, …порядок, …трепенуться, …конечный, …жалобить, …чезнуть - А если бы нужно было записать слова, с какой проблемой вы бы столкнулись? Почему?
-
Коммуникативные УУД:
1. слушать и понимать других; 2. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; 3. работать в парах – чѐтко и правильно излагать свои мысли и адекватно воспринимать на слух чужие мысли. 4. выразительно читать вслух и слушать образцовое чтение; 5. воспроизводить текст по памяти в устной и письменной форме; 6. свободно и правильно излагать свои мысли; 7. выступать перед аудиторией сверстников; 8. выражать своѐ отношение к прочитанному, услышанному; 9. оценивать свою и чужую речь; 10. стремиться к координации действий в сотрудничестве.
-
Например:
1. Письмо по памяти. Одуванчик золотой Постарел и стал седой. А как только поседел, Вместе с ветром улетел. Задания к тексту: – озаглавить; – записать по памяти; – подчеркнуть орфограмму – проверяемую букву безударного гласного в корне. – Какую букву вы написали? А какой звук произносите на этом месте? – Как можно зафиксировать этот звук в письменной записи? (В транскрипции.)
-
2.Послушайте шутку русского поэта XIX века Эдуарда Минаева и назовите слово, которое он обыгрывает.Почему возможна такая языковая игра? На чѐм она основана? (Наомонимии.)
В полудѐнный зной на Сене-1 Я искал напрасно сени-2, Вспомнив Волгу, где, на сене-3 Лѐжа, слушал песню Сени-4: «Ах вы, сени, мои сени-5…» Значение каких слов в шутке вам непонятно? Сена1 – река во Франции. Сень2 – тень, прохлада. Сено3 – сухая трава. Сеня4 – уменьшительное от имени Семѐн. Сени5 (сенцы, сенки) – нежилая часть крестьянского дома, соединяющая жилое помещение с улицей.
-
Какие из них имена собственные? (Сена – река во Франции, Сеня –мужское имя.) Как их нужно записать? Чтение правила «Большая буква в именах собственных». Что нового узнали из правила? Каков опознавательный признак орфограммы?
-
Вывод:
Проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни. В создании условий для формирования и развития УУД в основной школе необходимо учитывать следующие аспекты: Опора на компетентностный и системно-деятельностный подходы в обучении. Учёт особенностей подросткового возраста. Использование интегративного подхода в обучении учащихся, что создаёт целостное представление о мире и способствует формированию метапредметныхкомпетенций. Использование творческого потенциала педагогического коллектива школы
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.