Презентация на тему "Виды и основные направления психопрофилактики"

Презентация: Виды и основные направления психопрофилактики
Включить эффекты
1 из 33
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Виды и основные направления психопрофилактики"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 33 слайдов. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Также представлены другие презентации по педагогике. Скачивайте бесплатно.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    33
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Виды и основные направления психопрофилактики
    Слайд 1

    Виды и основные направления психопрофилактики

  • Слайд 2

    Психопрофилактика— это комплекс мероприятий, направленный на предотвращение у людей возникновения заболеваний, их обострений, социально-психологической и личностной дезадаптации. Психопрофилактика– это специальный вид деятельности психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья учащихся на всех этапах развития Основные понятия психопрофилактики

  • Слайд 3

    Психопрофилактика– это один из разделов общей профилактики, который включает в себя совокупность мероприятий, направленных на изучение причин и своевременное устранение психических нарушений и заболеваний.

  • Слайд 4

    Цель психопрофилактики – это своевременное определение и устранение факторов, ведущих к отклонениям в развитии. К задачам можно отнести следующие. Предупреждение развития отклонения путем ранней диагностики. Устранение действия болезнетворной причины на личность или организм. Проведение мероприятий, предотвращающих рецидивы. Цели и задачи

  • Слайд 5

    Специалисты отмечают, что при проведении психопрофилактики необходимо соблюдать следующие принципы: Адресность. Это означает, что следует учитывать, половые, возрастные и социальные характеристики. Комплексность. Эффективнее всего воздействовать на различных уровнях: личности, семьи и социального пространства. Позитивность информации. Сведение негативных последствий к минимуму. Направленность результата на будущее. Максимальная активность, личная заинтересованность и ответственность участников. Принципы

  • Слайд 6

    Психологическая профилактика предполагает: ответственность за соблюдение в образовательном учреждении (детский сад, интернат, детский дом, школа, лицей, колледж, профессиональное училище и пр.) психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениями в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень

  • Слайд 7

    Психопрофилактическая работа включает в себя: • адаптацию детей к детскому саду , рекомендации родителям или лицам , их заменяющим , по оказанию помощи детям в адаптационный период; • обследование детей при переходе из старшей группы в подготовительную в плане их готовности к обучению , подготовка для родителей или лиц , их заменяющих , и воспитателей рекомендаций по ликвидации возможных отставаний и пробелов в подготовке к школе; • определение психологической готовности к обучению в школе для оптимального выбора учебного заведения , раннего выявления способностей , отклонений в развитии и их коррекции;

  • Слайд 8

    • подготовка совместно с учителем программы индивидуальной работы с теми детьми, которые в этом нуждаются; • проведение психологического обследования детей при поступлении в учреждение интернатного типа с целью создания максимально благоприятных условий для развития детей и социально-психологической реабилитации; • предупреждение у детей психологической перегрузки и невротических срывов, вызванных условиями их жизни , обучения и воспитания; • создание благоприятного психологического микроклимата в учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм общения педагогов с детьми , педагогов с коллегами и родителями , консультирование работников учреждения по широкому кругу проблем.

  • Слайд 9

    Уровни психопрофилактики

    I уровень – так называемая первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психологическом здоровье и психологических ресурсах практически всех детей. На этом уровне в центре внимания психолога находятся все учащиеся школы, как «нормальные», так и с проблемами (т.е. 10 из 10 учащихся).

  • Слайд 10

    Уровни психопрофилактики II уровень – вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т.е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении. Основная ее задача – преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Здесь психолог работает уже не со всеми детьми, а примерно с 3 из 10. Вторичная профилактика включает консультацию с родителями и учителями, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т.д.

  • Слайд 11

    Уровни психопрофилактики

    III уровень – третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, его основная задача – коррекция или преодоление серьезных психологичес-ких трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными учащимися (примерно с 1 из 10), направленными к нему для специального изучения.

  • Слайд 12

    Специалисты выделяют несколько этапов (уровней) психопрофилактики в зависимости от того, здоров ли человек, находится он в зоне риска, имеет психические расстройства или выраженную стойкую патологию. Принято придерживаться международной классификации. Согласно ей, профилактика делится на: первичную; вторичную; третичную.   Этапы

  • Слайд 13

    Первичная психопрофилактика заключается прежде всего в просвещении населения о причинах психических расстройств, отклонений в психическом развитии и адаптации, что позволяет людям организовать здоровый образ жизни и своевременно обращаться к специалистам за консультацией в ситуациях, создающих повышенный риск заболеваний. Первичная психопрофилактика

  • Слайд 14

    Можно выделить несколько видов первичной психологической профилактики: Воспитание у населения психологической грамотности. Просветительская работа, которая касается вопросов стрессовых ситуаций, их последствий, методов профилактики и способов противостоять им. Коррекция деструктивных межличностных отношений. Обучение приемам саморегуляции. Освоение навыков освобождения от девиантного поведения и вредных привычек. Виды первичной психологической профилактики

  • Слайд 15

    Вторичная психопрофилактика – это комплекс мероприятий, направленных на ликвидацию таких факторов риска, которые при наличии определенных условий приводят к рецидиву или обострению заболевания. Вторичная психопрофилактика

  • Слайд 16

    Третичная психопрофилактика - это система мероприятий, целью которых является предотвращение формирования психических отклонений и инвалидизации при хронических расстройствах. Меры направлены на реабилитацию больных, которые лишились полноценной жизнедеятельности. Третичная  психопрофилактика

  • Слайд 17

    При третичной психопрофилактике особая роль отводится приемам, которые направлены на сохранение работоспособности. Для этого обычно проводятся следующие мероприятия: Поиск путей для самоактуализации. Человек должен осознать собственные возможности, чтобы пополнить свои ресурсы роста и развития. Профессиональная реабилитация. Это поиск возможностей карьерного роста, новых ресурсов для деятельности или смена профессии. Социальная адаптация. При возвращении больного человека в привычную среду должны быть созданы максимально благоприятные условия.

  • Слайд 18

    Формы психопрофилактической работы

  • Слайд 19

    В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды, на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к девиантному поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа, школа, класс или конкретная личность. В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ

  • Слайд 20

    Это направление профилактической работыв форме лекций, распространении специальной литературы, бесед или видео-телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений. Для этого обычно широко используется информация, подтвержденная статистическими данными, например, о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность. Нередко информация имеет запугивающий характер, при этом перечисляются негативные последствия употребления наркотиков или описываются драматические судьбы девиантов, их личностная деградация. ИНФОРМИРОВАНИЕ

  • Слайд 21

    АКТИВНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ВАЖНЫМ НАВЫКАМ Реализуется в форме групповых тренингов. Распространены следующие типы тренингов: - тренинг резистентности - устойчивости к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников; - тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. - тренинг формирования жизненных навыков.

  • Слайд 22

    Эта форма работы связана с представлением о заместительном эффекте девиантного поведения, она реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Организация деятельности альтернативной девиантному поведению

  • Слайд 23

      Данная форма исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Организация здорового образа жизни

  • Слайд 24

    Активное занятие подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста – все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию. Активизация личностных ресурсов

  • Слайд 25

    Данная форма используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Минимализация негативных последствий девиантного поведения

  • Слайд 26

    По способу организации работы выделяют следующие приемы психопрофилактики: - индивидуальная; - семейная; - групповая. ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ

  • Слайд 27

    Направления психологической профилактики

  • Слайд 28

    Для проведения психопрофилактической работы используется ряд методов: Ранняя диагностика психических отклонений и заболеваний. Медицинское обследование психического состояния разных групп населения – учащихся, военнослужащих и так далее. Санитарно-просветительская работа. Сбор статистических данных по условиям возникновения психических отклонений и их последующих анализ. Организация специальной медпомощи (психоневрологических санаториев, диспансеров, ночных и дневных стационаров). Методы психопрофилактики

  • Слайд 29

    Сферы профилактики Специалисты выделяют следующие сферы психопрофилактической деятельности: 1. Предупреждение академических проблем. Сюда входит развитие познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия, речи, воображения и т. д.) и мыслительных функций (логических, критических, творческих и интуитивных).

  • Слайд 30

    2. Профилактика социальных и личностных проблем. Она предполагает формирование адекватного отношения к алкоголю, табаку, наркотикам и половым контактам. Также может проводиться обучение критически воспринимать любую рекламу, говорить «нет», управлять агрессией, навыкам поведения в конфликтах и так далее. Как правило, именно в форме тренингов реализуется эта сфера психопрофилактики. Сферы профилактики

  • Слайд 31

    3. Психологическая реабилитация. Направлена на восстановление утраченных психических функций и образований. Они могут быть нарушены из-за психической или физической травмы, искажений в ходе развития (неполная семья, гипер- или гипоопека родителей, деструктивная социальная группа и так далее). Также сюда входит формирование адекватной Я-концепции и осознанной мотивации, что может быть актуально для любого человека. Сферы профилактики

  • Слайд 32

    Список использованных источников Колесникова, Г. И. Основы психопрофилактики и психокоррекции / Г.И. Колесникова. - М. : Феникс, 2005. - 192 c. Лежепекова, Л. Н. Вопросы психогигиены и психопрофилактики в работе практического врача / Л. Н. Лежепекова, Б. А. Якубов. - Л. : Медицина, 1977. - 160 c. Буль, П. И. Основы психотерапии / П. И. Буль. – М. : Ленанд, 2015. – 312 с. Шанина, Г. Е. Психогигиена и психопрофилактика / Г. Е. Шанина. – М. : Логос, 2013. – 184 с. Демьянов, Ю. Г, Основы психопрофилактики и психотерапии: Пособие для студентов психологических факультетов университетов/ Ю. Г. Демьянов. - Саб. : Паритет, 1999. - 224 с.

  • Слайд 33

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке