Содержание
-
Современные стратегии и модели обучения
-
Традиционалистская парадигма (Ж.Мажо, JI.Kpo, Ж.Капель, Д.Равич, Ч.Финн и др.)
модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого. Прежде всего, под этим подразумевается многообразие знаний, умений и навыков, идеалов и ценностей, способствующих как индивидуальному развитию человека, так и сохранению социального порядка. Согласно данной концепции, образовательная система должна преимущественно решать задачу формирования базовых знаний, умений и навыков (в рамках сложившейся культурно-образовательной традиции).
-
Рационалистская парадигма (П.Блум, Р.Ганье, Б.Скиннер и др.)
подразумевает такую организацию образования, которая обеспечивает усвоение знаний, умений и навыков и практическое приспособление обучающихся к существующим общественным условиям. Создаваемая на основе этой парадигмы модель обучения не предполагает творчество, самостоятельность, индивидуальность, естественность, как со стороны учителя, так и со стороны ученика. Поведенческие цели в этих условиях приобретают характер утилитаризма, поскольку учителю навязывается негибкий, механический образ действий. Следование учителем шаблону влечет за собой деятельность по «натаскиванию» учащихся в процессе обучения.
-
Феноменологическая парадигма образования (А.Маслоу, А.Комбс, К.Роджерс и др.)
предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, бережное и уважительное отношение к их интересам и потребностям. Иначе говоря, образование в контексте этой парадигмы носит гуманистический характер, поскольку соответствует подлинной природе человека.
-
Отечественная система образования
гуманизация, гуманитаризация, дифференциациация, диверсификация, стандартизация, многоуровневость, фундаментализация, компьютеризация, информатизация, индивидуализация, непрерывность
-
Активизирующая модель (А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин, Г.И.Щукина и др.)
Направлена на повышение уровня познавательной активности учащихся за счет включения в учебный процесс проблемных ситуаций, опоры на познавательные потребности и интеллектуальные чувства. Ключевой психологический элемент - «познавательный интерес».
-
Формирующая модель (В.П.Беспалько, И.П.Калошина, Н.Ф.Талызина, С.И.Шипиро и др.).
в процессе обучения при целенаправленном управлении процессом усвоения знаний и умений можно гарантировать их сформированность с наперед заданными качествами. Ключевой психологический элемент - «умственное действие».
-
Развивающая модель (А.З.Зак, Л.В.Занков, В.В.Давыдов, В.В.Репкин, Д.Б.Эльконин и др.).
В центре внимания этой модели оказывается перестройка учебной деятельности ребенка в целях появления у него некоторых новых психологических качеств: теоретического мышления, рефлексии, самостоятельности и т.п. Для этого ученик снабжается новыми средствами учебной деятельности. Ключевой психологический элемент - «способы деятельности».
-
Личностная модель (И.И.Аргинская, Л.В.Занков, И.В.Нечаев и др.).
Ее целью является общее развитие учащихся, в том числе их познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и других качеств. Обучение в данном случае ведется на высоком уровне трудности. Ключевой психологический элемент - «целостный личностный рост».
-
Свободная модель (Р.Штейнер, Ф.Г.Кумбс, Ч.Сильберман и др.).
В этой модели максимально учитывается внутренняя инициатива ребенка. При наличии определенной помощи со стороны учителя, ученик может сам определять интенсивность своих занятий, их продолжительность, самостоятельно выбирать средства обучения. Ключевой психологический элемент - «свобода индивидуального выбора».
-
Обогащающая модель (Э.Г.Гельфман, Л.Демидова, Дж. Рензулли, А.И.Савенков, М.Холодная)
В ее рамках решаются две задачи: 1) создание условий для актуализации наличного индивидуального ментального опыта (учет индивидуального интеллектуального темпа, индивидуальных познавательных стилей, баланса конвергентных и дивергентных способностей, уровня и характера интеллектуальных притязаний; 2) создание условий для усложнения, обогащения и наращивания индивидуального ментального опыта ребенка. Ключевой психологический элемент - «Индивидуальный ментальный опыт».
-
технология обучения Толковый словарь В. Даля: «Технология - наука техники. Техника - искусство, знание, умения, приемы работы и приложение их к делу». документы ЮНЕСКО: «системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей
-
Три уровня педагогической технологии общедидактический- здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе; в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов образовательного процесса частнодидактический - употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения в рамках одного предмета, класса, учителя локальный - представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических задач (формирование понятий, повторение, контроль и т.д.)
-
педагогические технологии
личностно-ориентированные технологии, технологии сотрудничества, технология проблемного обучения, технология модульного обучения, технология коллективной мыследеятельности, технология проективного обучения и т.д.
-
Технологии для дидактического проектирования:
основанные на гуманизации и демократизации педагогических отношений (Ш.А.Амонашвили, Е.Н.Ильин и др.); активизирующие и интенсифицирующие деятельность учащихся (В.Ф.Шаталов, Е.И.Пассов и др.); направленные на эффективность организации и управления процесса обучения (А.С.Границкая, Н.П.Гузик, В.К.Дьяченко, С.Н.Лысенкова, И.Д.Первин, В.В.Фирсов, И.Унт и др.); позволяющие осуществить дидактическое реконструирование учебного материала (М.Б.Волович, В.Ф.Шаталов, П.М.Эрдниев и др.); предполагающие построение учебного процесса на деятельностной, концептуальной, опережающей, проблемной, личностносмысловой, эмоционально-психологической, ситуативной, игровой, алгоритмической, диалоговой основе.
-
мышление Конвергентное мышление (от лат. соnvergere — сходиться) использует предварительно усвоенные алгоритмы решения определенной задачи. Предполагает точное следование инструкции или последовательности действий по решению задачи. Дивергентное мышление (от лат. divergere – расходиться) — метод творческого мышления, заключающийся в поиске множества решений одной и той же задачи. В отличии от линейного конвергентного, этот тип мышления иногда называют параллельным. Характеристики дивергентного мышления:1. Беглость восприятия (способность генерации множества идей).2. Гибкость (способность переходить с одной точки зрения на другую).3. Оригинальность (способность выдвигать нетривиальные идеи).
-
Различия конвергентного и дивергентного мышления
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.