Презентация на тему "Методический глоссарий"

Презентация: Методический глоссарий
Включить эффекты
1 из 32
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.25 Мб). Тема: "Методический глоссарий". Предмет: педагогика. 32 слайда. Добавлена в 2021 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    32
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Методический глоссарий
    Слайд 1

    Методический глоссарий Составитель: Будаева Н.А, методист Муниципальное образовательное учреждение Дополнительного образования детей Детско- юношеский центр Усть – Кутского муниципального образования 2014г

  • Слайд 2

    Содержание А-В __________3 Д ____________4 Д – И ________ 7 И ___________ 8 И – К ________ 10 К ___________ 11 Л ___________ 13 М ___________ 14 Н ___________ 20 О ___________ 21 П ___________ 27 П-Р-С _______ 30 Т- У _________ 31 У –Э _________ 32

  • Слайд 3

    А - В Актуальность важность, значимость чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность; ориентация на решение наиболее значимых проблем. Обоснование актуальности темы – достаточно убедительно показать, что именно она среди других – самая насущная. Аутентичность умение быть естественным в отношениях, не скрываться за ласками или ролями, открытая демонстрация другим своего отношения к разным проблемам и людям, способность быть самим собой в контактах с окружающими. Амплификация (лат. amplificatio распространение, увеличение) всестороннее обогащение личности в образовательном процессе. Амплификация психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей, которые формируются и проявляются в специфически детских видах деятельности (А.В. Запорожец). В отличие от акселерации, она дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка. Валидность (от англ. – пригодный) - критерий доброкачественности, соответствия тому, что должно оцениваться; адекватность выбранного признака показателя тому, что именно хочет оценить экспериментатор. Виды валидности: внутренняя (операционная, эмпирическая, концептуальная, содержательная, конструктная) и внешняя.

  • Слайд 4

    Д Деятельностный подход принцип изучения психики, в основу которого положена категория предметной деятельности (И. Фихте, Г.Гегель, М.Я.Басов, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др.); теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов (А.Н. Леонтьев). Деятельность форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Д. состоит из более мелких единиц — действий, каждому из которых соответствует своя частная цель или задача. Д. включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат.). Деятельность ведущая деятельность, под влиянием к-рой происходят главнейшие изменения в психике ребенка, подготавливающие его переход к новой, высшей ступени развития. Термин введен отечественным психологом А.Н. Леонтьевым. Д.Б.Эльконин определил следующие виды Д. в.: непосредственно-эмоциональное общение, предметно - манипулятивная деятельность, ролевая игра, учебная деятельность, интимно-личное общение, учебно-профессиональная деятельность. Деятельность информационная совокупность процессов сбора, анализа, преобразования, хранения, поиска и распространения информации.

  • Слайд 5

    Д Деятельность организаторская практическая деятельность по руководству людьми, согласованию их совместных действий к управлению ими. Деятельность педагогическая профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения. Основная проблема Д. п. — совмещение требований и целей учителя с возможностями, желаниями и целями учеников; успешное осуществление Д. п. обусловливается уровнем профессионального сознания учителя, овладения им пед. технологией, пед. техникой. Три модели П. д.: педагогика принуждения (авторитарная педагогика), педагогика полной свободы, педагогика сотрудничества. Диагноз педагогический определение характера и объема способностей учащихся, затруднений, испытываемых ими в учебе, отклонений в поведении. Д. п. ставится на основе данных об освоении учениками школьных программ, наблюдения за их обучением, деятельностью, изучения ее результатов и др.). Дидактика (от греч. didaktikos — получающий, относящийся к обучению) — теория образования и обучения, отрасль педагогики. Предметом Д. является обучение как средство образования и испытания человека, т. е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное учителем усвоение учащимися содержания образования. Функции Д.: теоретическая (диагностическая и прогностическая) и практическая (нормативная, инструментальная).

  • Слайд 6

    Д Документ это материальный носитель с закрепленной на ней социальной (функционирующей в обществе) информацией в т.ч. научной, учебной, производственной. Дидактическая система учителя совокупность документов и дидактических материалов, с помощью которых учитель осуществляет обучение, развитие и воспитание детей на уроках и внеклассных занятиях. Включает в себя: стандарт образования, учебную программу, календарные и тематические планы, конспекты уроков, планы воспитательной работы, пособия, наглядные средства и т.п. Дифференциация в обучении и образовании организация учебной деятельности школьников, при к-рой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым ребенком; 2) ориентация системы образования на удовлетворение различных образовательных потребностей. Д. в о. и о. бывает внешняя (организация спецшкол, открытие классов с углубленным обучением или коррекционных, факультативов, курсов по выбору и т. д.); внутренняя, когда в рамках обычного класса для каждого учащегося, учитывая его индивидуальные особенности, определяется наиболее рациональный характер работы на уроке, и элективная (предоставление учащимся права выбирать ряд предметов для изучения в дополнение к обязательным учебным дисциплинам). Диверсификация разнообразие, разносторонность.

  • Слайд 7

    Д - И Допрофессионализм первичное ознакомление с профессией; адаптация в профессии; самоактуализация. Диагностичность возможность наблюдать, сравнивать, описывать, качественно определять, количественно замерять. Зона ближайшего развития расхождение между уровнем актуального развития (задачу ребенок может решить самостоятельно) и уровнем потенциального развития, к-рого ребенок способен достигнуть под руководством взрослых и в сотрудничестве со сверстниками. 3. б. р. (это понятие введено Л.С.Выготским) свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. Игра один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений. Особенно важна для детей, которые через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность. И. служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей.

  • Слайд 8

    И Игра предметная детская игра с окружающими предметами, в которой ребенок учится использовать их по прямому назначению Игра ролевая совместная групповая игра, в которой дети берут на себя различные соц. роли (матери, отца, воспитателя, врача, ребенка, ученика и т. п.) в специально создаваемых ими сюжетных условиях. Игра символическая игра, в реальность воспроизводится в виде символов, знаков, а действия выполняются в абстрактной, символической форме Игра сюжетная игра, в которой ребенок воспроизводит сюжеты из реальной жизни людей, рассказов, сказок и т. п. Игры компьютерные дидактические и развивающие игровые программы для персональных компьютеров, имеющие обучающий и развивающий характер. Представленные в нескольких видах (абстрактно-логические, сюжетные, ролевые), компьютерные игры расширяют кругозор учащихся, стимулируют их познавательный интерес, формируют различные умения и навыки (игровые тренажеры), способствуют психофизическому развитию. Однако излишнее увлечение играми может нанести вред ребенку.

  • Слайд 9

    И Индивидуальный стиль деятельности и общения совокупность задач, средств и способов пед. деятельности и общения, а также более частных особенностей, как, например, ритм работы, характерных и устойчивых для данного учителя. Поскольку И. с. определяется соотношением задач и способов деятельности, то он может меняться. Индивидуализация обучения организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. И. о. осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения. Индивидуальность уникальное, неповторимое своеобразие личности, совокупность только ей присущих индивидуально-психических особенностей. И. проявляется в специфике темперамента, характера, интересов, интеллекта, потребностей и способностей. Предпосылкой формирования человеческой И. служат анатомо-физиологические задатки, к-рые преобразуются, полностью раскрываются в процессе воспитания. Интеграция групповая (от лат. integer — целый) — процесс упорядочения, структурирования внутригрупповых отношений единства, общих ценностей, оптимизации взаимоотношений. В детском коллективе И. г. возникает на том этапе его развития, когда появляются общественное мнение и внутриколлективные гуманистические отношения.

  • Слайд 10

    И - К Интеллект (от лат. intellectus — разумение, понимание, постижение) — умственные способности человека; ум. Информационное общество концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Коммуникативное поведение педагога процесс передачи педагогом посредством речи и соответствующего поведения, способствующий установлению контактов с классом, влияющий на его настроение, готовящий к восприятию учебного материала. Успешное К. п. у. во многом зависит от умения мыслить и точно, динамично передавать эти мысли учащимся; осознания учителем пед. задачи; способности учитывать характер взаимоотношений с учениками; авторитета учителя; новизны и выразительности речи; умения понимать психическое состояние ученика по внешним признакам, «читать по лицу», от умений самопрезентации учителя. Компетентность общекультурная уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных проблем и определения своей позиции. Компетенция социальная соц. навыки (обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. Термин соц. педагогики

  • Слайд 11

    К Компетентность педагога профессиональная владение педагогом необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его пед. деятельности, пед. общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и пед. сознания. Концепции образования (от лат. conceptio — понимание, восприятие, система) — система взглядов на содержание и продолжительность изучения базовых учебных дисциплин в различных типах учебных заведений, определенный способ понимания целей, задач, организации образовательных программ. Концепция документ, описывающий смысл, миссию и философию деятельности учебного заведения. Креативность (от англ. creativity) – уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности: способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Одна из интеллектуальных способностей. Контента метод исследования, используемый в педагогике.

  • Слайд 12

    К Конфронтация умение с глазу на глаз общаться с другими людьми с полным осознанием своей ответственности и заинтересованности. Концепция поэтапного формирования умственных действий учение о сложных многоплановых изменениях, связанных с образованием у человека новых действий, образов и понятий (разработано П.Я.Гальпериным). Выделяют шесть этапов: формируется мотивационная основа действия (складывается отношение ученика к целям и задачам предстоящего действия и к содержанию материала, намеченного для усвоения). составляется схема ориентировочной основы действия (выделяются системы ориентиров и указания, учет к-рых необходим для выполнения действия). В ходе освоения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется. формирование действий в материальной (материализованной) форме (ученик производит требуемые действия с опорой на внешне представленные образцы действия, в частности на схему ориентировочной основы действия /схемы, памятки/). «громкая социализованная речь», когда алгоритм выполнения действия проговаривается вслух. (формирование действия во «внешней речи про себя») происходит постепенное исчезновение внешней, звуковой стороны речи. речевой процесс «уходит» из сознания, оставляя в нем только конечный результат — предметное содержание действия. На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, «свертывается». Эта теория широко используется при организации учебного процесса, особенно последовательно она реализуется при обучении младших школьников.

  • Слайд 13

    Л Личностный подход (в пед.) — индивидуальный подход педагога к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию. Личность человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Понятие Л. — одно из центральных в отечественной психологии, а в связи с гуманизацией учебно-воспитательного процесса становится активно используемой категорией и в педагогике. Существуют различные классификации личности, знание к-рых поможет учителю легче ориентироваться в особенностях своих воспитанников. Личность самоактуализирующаяся личность, для которой характерно непрерывное стремление к возможно более полному выявлению и развитию своих потенциальных возможностей. Такие личности способны к творчеству, полноценному общению и активному самоутверждению. Л. с. формируется в системе личностно-ориентированной, гуманистической системе воспитания.

  • Слайд 14

    М Мониторинг постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату. Методический кабинет центр оперативной помощи учителю, классному руководителю в совершенствовании его профессионального мастерства; помещение, где собрана методическая литература, есть учебная мебель, медиотека, множительная техника. Методическая работа вид педагогической деятельности по обучению и развитию кадров. Менеджмент педагогический комплекс принципов, методов, организационных норм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности. Метод (от греч. methodos — путь исследования или познания) — совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В педагогике проблема разработки методов воспитания и обучения и их классификации выступает как одна из основных.

  • Слайд 15

    М Методика в образовании описание конкретных приемов, способов, техник пед. деятельности в отдельных образовательных процессах. Методы обучения система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения. М. о. обозначают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения. Методы воспитания общественно обусловленные способы пед. целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. Выбор методов воспитания зависит от цели воспитания; ведущего типа деятельности; содержания и закономерностей воспитания; конкретных задач и условий их решений; возрастных, индивидуальных и половых особенностей воспитанников; воспитанности (воспитуемости), мотивации поведения; условиями, определяющими успешное применение М. в., выступают индивидуальные особенности воспитателя как личности, уровень его профессиональной компетентности. Типы методов: методы контроля и самоконтроля, методы организации деятельности и опыта поведения, методы самовоспитания, методы стимулирования деятельности и поведения, методы естественных последствий, методы формирования сознания.

  • Слайд 16

    М Методика обучения как частная дидактика совокупность упорядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах и формах организации учебно-воспитательного процесса по отдельным учебным дисциплинам, обеспечивающих решение поставленных задач. Методы контроля и самоконтроля в обучении методы получения информации учителем и обучающимися о результативности процесса обучения. Позволяют установить, насколько готовы учащиеся к восприятию и усвоению новых знаний, выявить причины их затруднений и ошибок, определить эффективность организации, методов и средств обучения и т. д. Подразделяются на устные (индивидуальный, фронтальный и уплотненный опросы); письменные (письменные работы, диктанты, изложения, сочинения, рефераты и т. п.); практические (практические работы, опыты); графические (графики, схемы, таблицы); программированные (безмашинные, машинные); наблюдение; самоконтроль. Методы самостоятельной работы самостоятельная работа, выполняемая учениками по заданию учителя и осуществляемая при его непосредственном (на уроке, на самоподготовке в группе продленного дня) или опосредованном руководстве, и самостоятельная работа, выполняемая по собственной инициативе ученика (выход на уровень самообразования). Мотивировка сознательное объяснение человеком причин своих действий. М. может не совпадать с истинным мотивом, особенно тогда, когда, совершив неблаговидный поступок, человек не хочет потерять уважение окружающих.

  • Слайд 17

    М Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности группа методов обучения, направленных на организацию учебно-познавательной деятельности учащихся, выделенная Ю.К.Бабанским и включающая в себя все существующие по др. классификациям методы обучения в виде подгрупп.: по источнику информации и восприятия: словесные методы (рассказ, лекция, беседа, конференция, диспут, объяснение); наглядные методы (метод иллюстрации, метод демонстрации); практические методы (упражнения, лабораторные опыты, трудовые задания); по логике мышления: индуктивные методы обучения (логика раскрытия содержания изучаемого материала от частного к общему); дедуктивные методы обучения (логика раскрытия содержания изучаемой темы от общего к частному); По степени самостоятельности и активности познавательной деятельности учащихся: репродуктивные методы (активное восприятие, запоминание и воспроизведение (репродукция) сообщаемой учебной информации словесными, практическими или наглядными методами и приемами); проблемно-поисковые методы обучения (усвоение знаний, выработка умений и навыков осуществляются в процессе частично-поисковой или исследовательской деятельности обучаемых. Реализуется через словесные, наглядные и практические методы обучения, интерпретированные в ключе постановки и разрешения проблемной ситуации). Методы стимулирования и мотивации учения группа методов, направленная на формирование и закрепление положительного отношения к учению и стимулирование активной познавательной деятельности обучаемых, выделенная по классификации методов обучения, предложенной Ю.К.Бабанским, и включающая в себя две подгруппы. Методы стимулирования и мотивации интереса к учению (создание эмоциональных нравственных переживаний, ситуаций новизны, неожиданности, актуальности; познавательные игры; театрализации и драматизации; дискуссии, анализ жизненных ситуаций; создание ситуации успеха в учении); методы стимулирования долга и ответственности (разъяснение личностной и общественной значимости учения; требования, поощрения и наказания).

  • Слайд 18

    М Мотив избегания неудачи стремление человека в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно там, где его поступки оцениваются др. людьми. Такая установка противоположна мотивации достижения. Для личности с преобладанием М. и. н. главное — не допустить ошибки, избежать неудачи, даже ценой значительного изменения первоначальной, главной цели, ее полного или частичного недостижения. Этот мотив во многом определяет и объясняет поведение слабоуспевающих детей, которые находят многочисленные причины, объясняя, почему не выполнено или плохо выполнено задание. Мотивационная среда совокупность условий, определяющих направленность и величину усилий, прилагаемых для достижения целей деятельности. В зависимости от характера М. с. у участников вырабатываются так называемые инициативная, исполнительская, потребительская, отсутствующая линии поведения. Это явление учителю необходимо учитывать при организации любой деятельности детей. Мотивация вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.

  • Слайд 19

    М Мотивация достижения разновидность мотивации, связанная с потребностью личности всеми доступными средствами достичь желаемого результата. Основные типы М. д. складываются от 3 до 13 лет и формируются под влиянием родителей, особенно матери, и др. окружающих ребенка людей. М. д. часто определяет поведение хорошо успевающих школьников, особенно при возникающих затруднениях. Мышление познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление педагогическое определенное видение и понимание учителем ученика, самого себя, окружающего мира, выступающее основанием для вычленения и решения задач в пед. взаимодействии. Мышление учителя диагностическое анализ отдельных черт ребенка и связывание их воедино с учетом прогнозирования развития личности Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действия человека; психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению. В качестве М. могут выступать инстинкты, влечения. Основная часть М. формируется в процессе социализации личности, ее становления и воспитания.

  • Слайд 20

    Н Нейтральность устойчивость от воздействий на исследуемые процессы Непрофессионалы-педагоги независимо от стажа, выполняют работу по собственным или чужим профессионально искаженным нормам. Новизна разработаны (основы чего-то), раскрыты (состав, структура), обоснованны (положения), определены (педагогические условия), выявлены (совокупность…), установлены (критерии…) Навык действие, доведенное до автоматизма; формируется путем многократного повторения. В процессе обучения необходимо вырабатывать навыки, особенно общеучебные, межпредметного значения: письменной и устной речи, решения задач, счета, измерений и т.п. Неопубликованные документы документы, не прошедшие редакционно-издательскую обработку и существующие на правах рукописи.

  • Слайд 21

    О Образование процесс и результат усвоения определенной системы знаний в интересах человека, общества и государства, сопровождающиеся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (цензов). О. получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т. е. приобретение системы знаний самостоятельно; специально организованная в обществе система условий и учебно-образовательных, методических и научных органов и учреждений, необходимых для развития человека; процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений влечение всей жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями, умениями и навыками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрессом; многообразная личностно-ориентированная деятельность, обеспечивающая самоопределение, саморазвитие и самореализацию человека в динамичной социокультурной среде; становление, развитие, рост самой личности как таковой; формирование образа мыслей, действий человека в обществе; создание человека в соответствии с его качеством, мерой, сущностью, раскрываемой в каждый конкретный исторический отрезок до определенного уровня Образование дополнительное образовательные программы и услуги, реализуемые в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества и государства в общеобразовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ, в образовательных учреждениях О. д.: учреждения повышения квалификации, курсы, центры профессиональной ориентации, музыкальные и художественные школы, школы искусств, дома детского творчества, станции юных техников, станции юных натуралистов и т.п. (Закон РФ «Об образовании»).

  • Слайд 22

    О Образовательный процесс совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом. «Образовательный маршрут» Для того чтобы реализовать свой творческий потенциал, обучающийся всегда вынужден осваивать специфические понятия, термины, обороты речи, правила построения предложений, т.е. он вынужден продвигаться по «образовательному маршруту», включающему образовательные области: словесность, естествознание, математика, искусство, социальная практика, культурная антропология, технология, психологическая культура, физическая культура. При этом «глубина погружения» в ту или иную образовательную область определяется содержанием и интересом обучающихся, продвигающихся по «образовательному маршруту» в соответствии с приоритетным направлением заинтересовав шей их отрасли науки или практики. Обучаемость индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Различают общую О. как способность усвоения любого материала и специальную О. как способность усвоения отдельных видов материала (различных наук, искусств, видов практической деятельности). Первая является показателем общей, а вторая — специальной одаренности индивида. О. как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не м. б. полностью оценена одними показателями его развития. Максимальный уровень развития О. определяется возможностями самостоятельного познания. Компоненты понятия О.: потенциальные возможности обучаемого; фонд действенных знаний; обобщенность мышления, темпы продвижения в обучении, продуктивность учебной деятельности, резервы развития, готовность к переходу на новые уровни умственного развития.

  • Слайд 23

    О Обучение специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями; пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике; целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека; двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и учащимся (учение). Обучение развивающее ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию. В концепции О. р. ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения. Обученность результат обучения (организованного или стихийного), включающий как наличный, имеющийся к сегодняшнему дню запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение учиться). Образовательные программы документы, определяющие содержание образования определенного уровня и направленности, включающие общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) программы.

  • Слайд 24

    О Обучение дистанционное образовательная технология, при которой каждый человек, проживающий в любом месте, получает возможность изучить программу любого колледжа или университета. Реализация этой цели обеспечивается богатейшим набором современных информационных технологий: учебники и др. печатные издания, передача изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям, видеопленки, дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации, трансляция учебных программ по национальным и региональным телевизионным и радиостанциям, кабельное телевидение и голосовая почта, двусторонние видеоконференции, односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону и др. О. д. обеспечивает учащимся гибкость в выборе места и времени обучения, возможность обучаться без отрыва от основной деятельности, в том числе и для проживающих в самых отдаленных районах, свободу выбора дисциплин, возможность общения с видными представителями науки, образования и культуры, способствует интерактивному взаимодействию обучаемых и преподавателей, активизации самостоятельной работы и удовлетворению самообразовательных потребностей учащихся. Обучение проблемное активное развивающее обучение, основанное на организации поисковой деятельности обучаемых, на выявлении и разрешении ими реальных жизненных или учебных, противоречий. Фундаментом О. п. является выдвижение и обоснование проблемы (сложной познавательной задачи, представляющей теоретический или практический интерес). Если проблема заинтересовала обучаемых, то возникает проблемная ситуация. Возможны три уровня проблемности в учебном процессе: проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский уровни. О. п. разработано С.Л.Рубинштейном, Н.А.Менчинской, А.И. Матюшкиным, М.Н.Скаткиным, М.И. Махмутовым, И.Я.Лернером и др. Опубликованные документы документы, прошедшие редакционно-издательскую обработку.

  • Слайд 25

    О Одаренность качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности; общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности; умственный потенциал, или интеллект, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей; талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности. Многозначность термина О. указывает на многоаспектность проблемы целостного подхода к сфере способностей человека. О. как наиболее общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения: психофизиологического, дифференциально-психологического и соц.-психол.-пед. Одаренность умственная общая способность человека сознательно направить свое мышление на новые требования, приспособить его к решению новых, задач и к новым условиям жизни. Направленность на новое, отличает О. у. от памяти; признак приспособления — от гениальности (сущность которой состоит в самопроизвольном творчестве); признак всеобщности отличает О. у. от таланта (который у человека проявляется, как правило, в каком либо определенном виде деятельности). Термин разработан В.Штерном.

  • Слайд 26

    О Обучение программированное один из видов обучения, осуществляемый по заранее составленной обучающей программе, к-рая реализуется обычно с помощью программированных учебников и обучающих машин. При О. п. материал и деятельность обучаемого расчленяются на порции (дозы) и шаги (этапы обучения); выполнение каждого шага контролируется, переход к усвоению последующей порции материала зависит от качества усвоения предыдущей. Такое построение обучения обеспечивает более глубокое и полное усвоение учащимися материала. О. п. разработано Б,Ф.Скиннером, Н.Краудером (США), отечественными психологами и педагогами — А. И;Бергом, В.П. Беспалько, А.Н.Леонтьевым, П.Я.Гальпериным, Ю.А. Самариным, Т.А. Ильиной и др. Ориентировочная основа действия (ООД) система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия; первый этап обучения в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий (термин введен П.Я.Гальпериным). На этом этапе происходит предварительное ознакомление с действиями, овладение ООД, то есть системой внутренних указаний о том, как выполнять то или иной действие. Одаренные дети дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т. д.). Одаренность принято диагностировать по темпу умственного развития — степени опережения ребенком при прочих равных условиях своих ровесников (на этом основаны тесты умственной одаренности и. коэффициент интеллектуальности IQ). Значение такого показателя не следует преувеличивать, поскольку первостепенное значение имеет творческая сторона ума. Раньше других можно обнаружить художественную одаренность детей (в области музыки, затем — в рисовании). В области науки быстрее всего проявляется одаренность к математике. Детей с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в к.-л. деятельности называют вундеркиндами.

  • Слайд 27

    П Педагогический процесс целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности воспитанника. Процесс, реализующий цели образования и воспитания в условиях пед. систем, в к-рых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые (учебно-воспитательные, образовательные, профессионально-образовательные учреждения, детские объединения и организации). Педагогические технологии (содержание) совокупность методов, обеспечивающих функционирование педагогов - детей в деятельности; совокупность всех средств дидактики: методик, процедур, действий участников; процесс разработки и реализации содержания обучения и воспитания с учетом человеческих, технических и других ресурсов. Периодизация психического развития принцип рассмотрения психического развития в онтогенезе, основанный на выделении качественно отличающихся ступеней (стадий). В концепциях этого типа (в противоположность концепции непрерывного развития) смена стадий полагается имеющей в основании некоторый устойчивый признак (или отношение признаков). В зависимости от своих теоретических установок сторонники П. п. р. подразделяют процесс психического развития на большее или меньшее число стадий, используя при этом разные критерии и выделяя различное психологическое содержание стадий. Д. Б. Эльконин развил эти положения, обосновав свою П. п. р. сменой ведущих типов деятельности и выделив разные по содержанию стадии — эпохи, фазы, периоды. Выделены два типа фаз возрастного развития — фазы освоения мотивационной стороны человеческой активности и фазы овладения операционально-технической стороной деятельности. В соответствии с этим дошкольный возраст — возраст овладения смыслами человеческой деятельности в игре — и младший школьный возраст — возраст овладения средствами мыслительной деятельности в учебной деятельности — составляют две фазы единой эпохи — детства.         

  • Слайд 28

    П Планирование урока (занятия) конструирование взаимодействия преподавателя и учащихся в ходе реального учебного времени. Основой служат цели, задачи, принципы, методы и содержание учебно-воспитательной деятельности преподавателя и учебно-познавательной деятельности учащихся по освоению содержания учебного материала, развитию и воспитанию учащихся. П. у. осуществляется в виде конспекта. Конспект урока содержит формулировку темы, задачи урока, этапы урока, оборудование, задания для учащихся на каждом из этапов, алгоритмы выполнения заданий, фрагменты речи учителя или полный текст нового материала. План-конспект: тема, задачи урока, этапы урока, задания для учащихся. Показатели эффективности труда учителя (педагога) критерии, позволяющие выделить наиболее существенные аспекты пед. деятельности и дать им оценку. Подразделяются на процессуальные показатели, раскрывающие не только внешнюю сторону учебно-воспитательного процесса (действия учителя и учащихся, их поведение и реакции), но и внутренние его особенности (мотивы, ожидания, позиции, эмоциональные предпочтения и др.), и результативные, раскрывающие, каких результатов достигает учитель, какие изменения в развитии учащихся возникают благодаря его труду. При анализе эффективности учительского труда не следует ограничиваться изолированными характеристиками, касающимися знаний учащихся, наличием у них определенных психических функций (мышление, память, внимание и др.) и отдельных качеств личности (честность, трудолюбие и т. д.), надо стремиться к показателям, фиксирующим ученика как целостную личность, учитывать не только достижение им программных требований, но и активизацию личностных резервов учащихся и учителя, их индивидуальности; принимать во внимание не только достигнутый уровень развития человека, но и его перспективу, зону ближайшего развития. Предмет педагогики процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более кратко, воспитание человека, как особая функция общества; воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека.   

  • Слайд 29

    П Профильная школа институциональная форма реализации профильного обучения. Профильное обучение средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.      Пилотажное педагогическое исследование («зондаж», поисковый эксперимент, протест) – пробно-поисковое исследование, которые проводятся до начала активного применения какого-либо методического аппарата. Перцептивность способность к восприятию нового. Прогностичность способность соответствовать изменяющимся условиям и требованиям. Профессионализм свободное владение профессией, мастерство.

  • Слайд 30

    П – Р - С Послепрофессиональный завершающий этап профессиональной деятельности, когда педагог может быть консультантом, экспертом, наставником. Парадигма в методологии науки – совокупность ценностей, методов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени. Находит свое выражение в научных трудах, научных школах и кружках, учебниках и т.п. определенной группы исследователей со специализированной и сходной научной подготовкой, единых в понимании ценностей науки и объединенных научным этосом с определенными нормативно-ценностными установками. Рационалистичность четкое определение целеполагания и способов достижения запланированных целей для достижения эффективного результата. Реальная выполнимость кадровое обеспечение, материально-техническое оснащение. Суперпрофессионал творец в педагогической деятельности, универсал, профессионал

  • Слайд 31

    Т – У Толерантность терпимость к инакомыслию. Технологии образовательные метод постановки и реализации заданных образовательных целей, достижение которых гарантируется оперативной обратной связью вне зависимости от мастерства педагогов и обеспечивается всем арсеналом психолого-педагогических, управленческих и технических средств, методов, форм. Технология обучения системный метод проектирования, реализации, оценки, коррекции и последующего воспроизводства процесса обучения, а также техническое оснащение этого процесса. Учение (обучение) целенаправленный процесс овладения людьми знаниями, навыками и умениями с учетом требований современной жизни и деятельности. Учебная деятельность процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменения старых; деятельность по решению учебных задач. Последовательность осуществления У. д.: анализ задачи, принятие учебной задачи, актуализация имеющихся знаний, необходимых для ее решения; составление плана решения задачи, ее практическое осуществление, контроль и оценка решения задачи, осознание способов деятельности, необходимых для решения учебной задачи.

  • Слайд 32

    У - Э Учебная задача цель, к-рую надлежит достигнуть ученику в определенных условиях учебного процесса. Основное отличие У. з. от др. заключается в том, как считал Д.Эльконин, что ее цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, а не в изменении предметов, с к-рыми действует субъект. При ее решении учащийся должен найти общий способ (принцип) подхода ко многим конкретно-частным задачам определенного класса, к-рые в последующем успешнее им решаются. У. з. решается посредством системы учебных действий. Первым из них является преобразование проблемной ситуации, входящей в У. з. Это действие нацелено на поиск такого исходного отношения предметных условий ситуации, к-рое служит общей основой последующего решения всего многообразия частных задач. Др. учебные действия позволяют учащимся моделировать и изучать это исходное отношение, выделять его в частных условиях, контролировать и оценивать процесс решения У. з. Творческий подход к поставленной У. з. невозможен без актуализации и правильного применения имеющихся знаний, разностороннего анализа текущей информации, сопоставления различных способов ее использования. Поэтому учащихся необходимо упражнять в решении разнообразных У. з., развивающих их умственные способности и навыки анализа, синтеза, обобщения, классификации. Элективные курсы обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы выполняют три основных функции. Эмпатийность способность к сопереживанию. Эмпатия умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они, воспринимать их поступки с их же позиции и в то же время это способность сказать другим о своем понимании и дать возможность подтвердить или опровергнуть эти представления.  

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке