Презентация на тему "Правоохранительные органы"

Презентация: Правоохранительные органы
Включить эффекты
1 из 33
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.97 Мб). Тема: "Правоохранительные органы". Предмет: правоведение. 33 слайда. Для студентов. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 3.0 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Правоохранительные органы
    Слайд 1

    АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫМЧС РОССИИ

    Автор-составитель: подполковник вн. службы МасалеваМ.В КАФЕДРА КАДРОВОГО, ПРАВОВОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Дисциплина: Правоохранительные органы Лекция Тема 1. Предмет и система курса «Правоохранительные органы». Понятие судебной власти, правосудия, судопроизводства. Принципы правосудия.

  • Слайд 2

    Цель занятия:

    Дать систематизированные научные знания по дисциплине «Правоохранительные органы», обратив внимание на понятия, признаки, цели, принципы и основные направления правоохранительной деятельности и судебной власти. В результате лекции слушатели должны получить представление об органах правоохранительной деятельности и особенностях их взаимодействия.   Воспитательные цели достигаются посредством формирования у слушателей грамотного отношения к закону, уважения личности в процессе исполнения служебных функций.

  • Слайд 3

    Литература: Нормативные акты: Конституция РФ Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1 ФКЗ “О судебной системе РФ». Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде РФ”  Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в РФ". Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1- ФКЗ «О военных судах РФ.  Федеральный закон от 08.01.1998 № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»  Федеральный закон от 02.01.2000 N 37-ФЗ "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ". Федеральный закон от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». Учебники: Авдонкин В.С. Правоохранительные органы в схемах с комментариями. М.: Эксмо РАН, 2009. Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник/Под ред. Н.А.Петухова и Г.И. Загорского. М.: Дашков и К, 2009.

  • Слайд 4

    Цели дисциплины «Правоохранительные органы»: получение фундаментальных знаний в области организации и деятельности судов и правоох­ранительных органов; формирование профессионального правосознания изучение всей базы законодательства об организации (устройстве) и полномочиях судов и правоохранительных органов, о правовом статусе судей и правовом положении должностных лиц правоохранительных органов, о мерах по правовому, материальному и социальному обеспечению судей, прокуроров, следователей, работников других правоохранительных органов.

  • Слайд 5

    Задачи дисциплины «Правоохранительные органы»: Научиться правилам, приемам сбора, проверки и оценки законодательного материала по вопро­сам организации (устройства) и полномочиям судов и правоохранительных органов; Получить умения и навыки по толкованию и практическому применению норм права, которые регулируют орга­низацию и функционирование судов и правоохранительных органов, правовой статус судей, правовое положение прокуроров, следователей, адвокатов, нотариусов, работников других правоохранительных органов,; Обучиться первоначальным навыкам составления специальных и деловых документов, которые используются в деятельности судьи, адвоката, про­курора, следователя, дознавателя, нотариуса и другого должностного лица, участвующего в правоохранительной и правоприменительной деятельности.

  • Слайд 6

    Правоохранительные органы. Понятие, основные черты и задачи. Правоохранительные органы — это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами. Правоохранительная деятельность — это деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия. 

  • Слайд 7

    Деятельность правоохранительных органов характеризуется специфическими чертами, реализация которых призвана обеспечить полноту, всесторонность и объективность их выводов и решений. К таким чертам, в частности, относятся: – начало деятельности правоохранительных органов в каждом случае должно иметь повод: сообщение о совершении преступления или иного правонарушения либо необходимость предупредить преступление или другое существенное правонарушение; – правоохранительные органы осуществляют свою деятельность только на основании закона и в соответствии с законом, а в некоторых случаях – и в определенной процессуальной форме. - любые произвольные действия недопустимы. Нарушение требований закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может оказаться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

  • Слайд 8

    – правоохранительную деятельность могут осуществлять только лица, состоящие на службе в правоохранительных органах, имеющие специальную, чаще всего юридическую, подготовку. Присвоение другими лицами права осуществлять правоохранительную деятельность является недопустимым и при определенных условиях расценивается как преступление; – решения правоохранительных органов во всех случаях являются мерами юридического воздействия, основанными на законе и соответствующими обстоятельствам совершения действия (или бездействия), в связи с которыми имело место вмешательство этих органов. Нарушение такого требования влечет отмену принятого решения, а иногда и ответственность лица, его принявшего; – законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат выполнению любыми должностными лицами и гражданами. Невыполнение их влечет для правонарушителей дополнительные санкции; – все связанные с преступлениями и иными правонарушениями решения правоохранительных органов, которые существенно влияют на права и свободы граждан либо затрагивают интересы государства, государственных, общественных или частных организаций, могут быть обжалованы в установленном законом порядке. Воспрепятствование осуществлению этого права является недопустимым и при определенных обстоятельствах может быть само по себе правонарушением.

  • Слайд 9

    Классификация правоохранительных органов соответствует видам правоохранительной деятельности: 

  • Слайд 10

    Прокуратура РФ – единая централизованная система федеральных органов, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением законов. Министерство внутренних дел РФ - федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности. Министерство юстиции (Минюст) РФ - федеральный орган исполнительной власти, проводящий и осуществляющий управление в сфере юстиции, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

  • Слайд 11

    Правоохранительные органы выполняют в государстве важнейшие функции: охрана государственного и общественного строя; защита прав и свобод человека и гражданина; укрепление законности и правопорядка; охрана законных прав и интересов организаций, предприятий и учреждений; борьба с преступностью.

  • Слайд 12

    Функции правоохранительных органов. По своему содержанию правоохранительная деятельность не является односложной. Ее многоплановость проявляется в относительном разнообразии конкретных направлений (функций). К числу таких направлений (функций) относятся: − конституционный контроль; − отправления правосудия; − прокурорский надзор; − расследования преступлений; − оперативно-розыскной; − исполнение судебных решений; − оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам; − предупреждения преступлений и иных правонарушений.  

  • Слайд 13

    Источники права о правоохранительных органах Под термином «источник права» традиционно понимается собственно форма права, которая представляет собой способ внешнего выражения и закрепления содержания норм права. «Под именем источников права, — писал русский Г. Ф. Шершеневич, — следует понимать формы выражения положений права, которые имеют значение обязательных средств ознакомления с действующим правом». Конституция Российской Федерации. Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации.  Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1 ФКЗ “О судебной системе РФ». Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде РФ”  Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в РФ". Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1- ФКЗ «О военных судах РФ.  Федеральный закон от 08.01.1998 № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации». 

  • Слайд 14

    Федеральный закон от 02.01.2000 N 37-ФЗ "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ". Федеральный закон от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах». Федеральный закон РФ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ». Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Российской Федерации». «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11.02.1993 № 4462-1. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции». Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах». Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания». Закон РФ "О статусе судей в РФ".  Указ Президента РФ от 14.01.2011 «Вопросы Следственного Комитета РФ».

  • Слайд 15

    Указ Президента РФ от 11.08.2003 № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности РФ». Указ Президента РФ от 11.07.2004 № 870 «Вопросы Федеральной службы безопасности РФ». Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 250 «Вопросы организации полиции.

  • Слайд 16

    Принципы правоохранительной и правоприменительной дея­тельности принято называть принципами правосудия. Принципы правосудия — это общие руководящие, исходные положения, правовые идеи, определяющие наиболее существенные стороны деятельности судов и других правоохрани­тельных органов и, прежде всего, деятельности, именуемой правосудием. УНИВЕСАЛЬНЫЕ: законности, справедливости гуманизма, презумпции невиновности СПЕЦИФИЧЕСКИЕ: осуществление правосудия только судом; незави­симость судей, народных, арбитражных и присяжных заседателей, подчинение их только закону; обеспечение законного, компетентного и беспристрастного состава суда; осуществление пра­восудия на началах равенства граждан перед законом и судом; состязательность и равнопра­вие сторон; право граждан на судебную защиту; обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту; презумпция невиновности:

  • Слайд 17

    Законность — это универсальный принцип, который реализуется на всех этапах правоприменения и правоохраны. Его содержание состоит в том, что за­коны и другие нормативные акты должны неукоснительно исполняться всеми госу­дарственными и негосударственными организациями, должностными лицами и гражданами. Суть принципа справедливости заключается в том, что любое наказание или иная мера государственного принуждения, применяемые к лицу, совершившему правонарушение, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности совершенного деяния, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никто не может нести ответственности дважды за одно и то же правонарушение.

  • Слайд 18

    Принцип гуманизма выражается в том, что наказание и иная мера государственного принуждения, применяемые к лицу, совершившему правонарушение, не могут иметь своей це­лью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Презумпция невиновности как принцип заключает в себе следующие положения: обви­няемый не обязан доказывать свою виновность; неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу; в оправдательном приговоре нельзя приводить сведения, порочащие оправданного; недоказанная виновность равнозначна доказанной невиновности; обязанность доказывать вину гражданина возлагается на государственные органы.

  • Слайд 19

    Осуществление правосудия только судом (судьей) — это принцип, согласно которому су­дебное дело может рассматривать только суд или судья, наделенные соответствующими полномо­чиями. Никакие другие должностные лица или органы не вправе рассматривать и разрешать су­дебные дела. Принцип независимости судей и заседателей обеспечивается следующими мерами: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом под угро­зой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществле­нию правосудия; установленным порядком приостановления или прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества; предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

  • Слайд 20

    Принцип осуществления правосудия на началах равенства граждан перед законом и су­дом означает, что суды не оказывают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в разбирательстве дел, по признакам их государственной, половой, расовой, национальной, языко­вой принадлежности или в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждениям, а также от их принадлежности к общественным объединениям, равно как по другим основаниям. Состязательность и равноправие сторон — этот принцип предполагает предоставление равных правовых возможностей лицам, участвующим в судебном заседании по отстаиванию своих прав и законных интересов. Обеспечение полной реализации таких возможностей воз­лагается на суд и на другие правоохранительные органы в процессе расследования уголовных дел и подготовки к рассмотрению в судах других дел.

  • Слайд 21

    Право граждан на судебную защиту заключается в том, что, согласно ст. 46 Конституции РФ, каждый гражданин вправе прибегнуть к помощи правосудия для защиты своих прав и свобод. Принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту предполагает, прежде всего, защиту гражданина от незаконного привлечения к уголовной ответст­венности. Подобная защита обеспечивается следующим: закон предоставляет гражданину такие права, использование которых помогает ему самостоятельно защищать свои права и законные интересы. Так, гражданин имеет право на квалифицированного помощника (защитника). Этот принцип также обязывает лиц, ведущих дознание (следователей, прокуроров и судей), всемерно содействовать полному, объективному и беспристрастному исследованию всех обстоятельств уголовного дела Принцип гласности судебного разбирательства (открытое разбирательство дел в судах) устанавливает, что все судебные дела должны рассматриваться в открытых судебных заседани­ях, при соблюдении условий гласности, устности и непосредственности. В открытом судебном заседании вправе присутствовать все желающие. Случаи закрытого разбирательства дел ука­заны в федеральных законах. Такие случаи касаются дел: о государственной, военной или коммерческой тайнах; о преступлениях лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста; о по­ловых преступлениях и др.

  • Слайд 22

    Принцип участия представителей народа в отправлении правосудия предполагает, что в рассмотрении судебных дел при условиях, установленных законом, могут участвовать народные, арбитражные и присяжные заседатели. Принцип обеспечения пользования родным языком при осуществлении правосудия за­креплен в отечественном законодательстве с учетом национальных особенностей Российской Федерации. Суть этого принципа заключается в том, что судопроизводство в России должно вестись на русском языке, однако в республиках, входящих в состав РФ, может использоваться соответствующий государственный язык. Всем лицам, участвующим в рассмотрении дел и не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается возможность поль­зоваться помощью переводчика

  • Слайд 23

    СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И СИСТЕМА ОРГАНОВ, ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции). Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. (ст. 1 Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации»)

  • Слайд 24

    Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст.10, 118 конституции). Важнейшая функция судебной власти – осуществление правосудия. Правосудие – исключительная компетенция судебной власти. Таким образом, судебная власть есть предоставленные специальным органам государства – судам – полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений.

  • Слайд 25

    Основные признаки судебной власти: Судебная власть – вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. 2. Судебная власть принадлежит только судам – государственным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. В состав суда помимо судей, действующих на профессиональной основе, могут входить представители народа, временно исполняющие свои функции по участию в отправлении правосудия. но суд немыслим без судей, осуществляющих правосудие на профессиональной основе. 3. Судебную власть вправе осуществлять только суды. Ни законодательные, ни исполнительные, ни иные государственные органы, должностные лица, государственные служащие, общественные и прочие организации не вправе обладать полномочиями, предоставленными только суду, присваивать себе эти полномочия. Важнейшая функция судебной власти - осуществление правосудия – по конституции российской федерации принадлежит только суду. Так, только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.

  • Слайд 26

    4. Независимость, самостоятельность, обособленность – характеристики судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону (ст.120 Конституции, ч.1 и 2 ст.5 Закона о судебной системе). Никто не вправе давать судьям указания о том или ином разрешении конкретного дела, находящегося в их производстве. 5. Процессуальный порядок деятельности – важнейший признак судебной власти. Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Он устанавливает процессуальную форму как судебных действий, так и судебных решений и документов. 6. Осуществление полномочий путем судопроизводства – признак судебной власти, что определено ст.118 Конституции РФ, где названы конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство. 7. Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов, в том числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону (ст.120 Конституции; ч.1, 2 ст.5 Закона о судебной системе).

  • Слайд 27

    Реализация судебной власти предполагает право и обязанность суда толковать законы и другие нормативные акты. Судебное толкование законов – необходимое условие правосудия и других видов реализации судебной власти. Российское право исходит из отрицания значения судебного прецедента как самостоятельного источника права. Но судебная практика, сталкиваясь со сложными ситуациями в применении правовых норм, вырабатывает принципиальные решения, адекватно выражающие смысл закона. Конституция РФ предоставляет Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации право давать разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 и 127 Конституции). Эти разъяснения ориентируют суды на правильное понимание и применение закона, но сами являются подзаконными актами. Прежде высшим судебным органам предоставлялось право давать судам "руководящие указания", а затем "руководящие разъяснения" по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел.

  • Слайд 28
  • Слайд 29

    Судебная система – это совокупность всех действующих в Российской Федерации в соответствии с ее Конституцией судов, объединяемая единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства.

  • Слайд 30
  • Слайд 31
  • Слайд 32
  • Слайд 33
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке