Презентация на тему "Правовой статус судей судов Российской Федерации, присяжных и арбитражных заседателей"

Презентация: Правовой статус судей судов Российской Федерации, присяжных и арбитражных заседателей
Включить эффекты
1 из 21
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.3
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Правовой статус судей судов Российской Федерации, присяжных и арбитражных заседателей" правоведению. Презентация состоит из 21 слайда. Для студентов. Материал добавлен в 2017 году. Средняя оценка: 3.3 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.48 Мб.

Содержание

  • Презентация: Правовой статус судей судов Российской Федерации, присяжных и арбитражных заседателей
    Слайд 1

    Тема: «Правовой статус судей судов Российской Федерации, присяжных и арбитражных заседателей»

  • Слайд 2

    Вопросы: 1. Порядок назначения на должность судьи и наделение полномочиями судьи 2. Правовой статус судей 3. Правовой статус присяжных и арбитражных заседателей

  • Слайд 3

    Литература: 1. Правоохранительные органы в схемах с комментариями : учебное пособие / В.С. Авдонкин. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2010.; 2. Правоохранительные и судебные органы России: Учебник / Под ред. Н.А. Петухова и А.С. Мамыкина. 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: РАП, 2013. – [Электронный ресурс]. Нормативные правовые акты: 1. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996г. «О судебной системе Российской Федерации»; 2. Закон Российской Федерации от 26 июня 1992г. «О статусе судей в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон от 20 августа 2004г. «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»; 4. Федеральный закон от 30 мая 2001г. «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»; 5. Федеральный закон от 20 апреля 1995г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»; 6. Федеральный закон от 27 мая 2003г. «О системе государственной службы Российской Федерации»; 7. Положение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации от 22 марта 2007г. «О порядке работы квалификационных коллегий судей»; 8. Кодекс судейской этики утвержден VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012г.

  • Слайд 4

    1. Порядок назначения на должность судьи и наделение полномочиями судьи

    Судья – носитель судебной власти, лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, лично и непосредственно действующий от имени государства при осуществлении своих должностных обязанностей. Судьи – лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Кандидат в судьи должен отвечать требованиям, сформулированным в Законе о статусе судей (ст. 4).

  • Слайд 5

    Порядок назначения судьи

  • Слайд 6
  • Слайд 7

    Процедура назначения судей и руководителей высших судов (Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда) отличается от описанной тем, что по законодательству РФ правом наделять граждан судейскими полномочиями в высшие суды обладает не Президент РФ, а Совет Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

  • Слайд 8

    Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а лицо, ранее приносившее присягу, – со дня его назначения (избрания) на должность судьи. Судья федерального суда, впервые назначенный на должность судьи, проходит профессиональную переподготовку в образовательных учреждениях высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, осуществляющих профессиональную переподготовку и повышение квалификации судей, и стажировку в суде с сохранением на этот период заработной платы. Полномочия судьи федерального суда не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи – 70 лет. Для Председателя Конституционный Суд РФ и Председателя Верховного Суда РФ предельный срок пребывания в должности не установлен. Мировой судья назначается (избирается) на должность в первый раз на срок, установленный законом субъекта РФ, но не более чем на 5 лет; при повторном назначении (избрании) – на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на 5 лет. Срок полномочий и предельный возраст пребывания в должности судьи для судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами соответствующих субъектов РФ. Полномочия судьи федерального суда прекращаются: в последний день месяца, в котором он достигает предельного возраста пребывания в должности судьи; на следующий день после вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи.

  • Слайд 9

    2. Правовой статус судей

    Статус судьи – это совокупность требований, предъявляемых к претенденту на должность судьи, правил отбора кандидатов в судьи, правовых и иных норм, регулирующих правовое положение и ограничения, накладываемые на гражданина, облаченного судейскими полномочиями, его права, обязанности, гарантии и иммунитеты. Основы статуса судьи сформулированы в Конституции РФ. Основное в этом статусе – независимость судьи. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Во имя независимости судей Конституция РФ установила: «Судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом». «Судьи неприкосновенны. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом». Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом.

  • Слайд 10

    Гарантии независимости судьи – это система правовых средств, необходимых для осуществления правосудия, судебной защиты прав и свобод граждан, общественных объединений и организаций, юридических лиц и государства, а также решения других задач судопроизводства. Правовые нормы, определяющие статус судьи, можно разделить на три группы: 1. нормы, обеспечивающие гарантии независимости судьи в его процессуальной деятельности по осуществлению правосудия (гарантии процессуальной независимости судьи); 2. нормы, обеспечивающие организационно-правовые гарантии независимости судьи как субъекта самостоятельной государственной судебной власти; 3. нормы, обеспечивающие независимость социально-правового положения судьи как гражданина.

  • Слайд 11

    Гарантии процессуальной независимости судьи – это установленная законом процедура осуществления правосудия, предусматривающая полную свободу и самостоятельность судьи в рамках судебного процесса; запрет под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; неподотчетность судьи непосредственно при осуществлении им правосудия и др. Процессуальная составляющая статуса судьи – это те права и обязанности судьи, как лица, замещающего должность государственной службы, которые определяются процессуальным законодательством – ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», Гражданским процессуальным кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ и Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

  • Слайд 12

    Организационно-правовые гарантии независимости судьи как лица, замещающего государственную должность РФ (субъекта РФ) – это установленные законом порядок отбора кандидатов в судьи, ограничения гражданских прав и свобод судьи как гражданина, порядок продвижения по службе (судейская карьера), присвоения квалификационных классов, неприкосновенность судьи, особый усложненный порядок привлечения судьи к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, а также применения в отношении судьи оперативно-розыскных мер, приостановления и прекращения полномочий судьи и т.д. Закон накладывает на гражданина, наделяемого судейскими полномочиями, определенные ограничения (ст. 3 Закона о статусе судей)

  • Слайд 13

    Порядок продвижения по службе, присвоения квалификационных классов определен Законом о статусе судей. Квалификационная аттестация судьи – это оценка уровня его профессиональных знаний и умения применять их при осуществлении правосудия, результатов судебной деятельности, деловых и нравственных качеств судьи и соответствия его требованиям, предъявляемым к судьям Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». Квалификационная аттестация судей проводится при представлении судьи к: избранию в вышестоящий суд, избранию на очередной срок полномочий в случаях, предусмотренных законами РФ, избранию без ограничения срока полномочий, если судья был избран на определенный срок полномочий, утверждению на должность председателя, заместителя председателя или председателя судебной коллегии соответствующего суда, присвоению квалификационного класса. За судьей, пребывающим в отставке, присвоенный ему квалификационный класс сохраняется пожизненно.

  • Слайд 14

    Приостановление полномочий судьи – это временное отстранение судьи от исполнения судейских полномочий. Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований: признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу; участие судьи в качестве кандидата в выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, представительный орган муниципального образования, а также главы муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления. Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия. Законодательство о статусе судей различает два понятия, связанные с прекращением деятельности судьи по осуществлению правосудия – прекращение полномочий судьи и отставка судьи. Решение соответствующей квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков может быть обжаловано в Дисциплинарное судебное присутствие в соответствии с федеральным конституционным законом. Отставка судьи – почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

  • Слайд 15

    Для обеспечения реальной независимости судей немаловажное значение имеют гарантии материально-правового характера, к которым относятся меры социально-правовой защиты, некоторые из которых распространяются и на период пребывания в отставке. Социально-правовые гарантии независимости судьи – это установленный законом особый порядок обеспечения жизнедеятельности гражданина, облаченного судейскими полномочиями и членов его семьи в период осуществления им судейских полномочий, а также при уходе в отставку: особая защита государством жизни и здоровья судей и членов их семей, предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, право судьи на отставку и соответствующее материальное и социальное обеспечение в этот период и др.

  • Слайд 16

    3. Правовой статус присяжных и арбитражных заседателей

    Арбитражные заседатели → принимают участие в рассмотрении арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений, и принятии судебного решения. Присяжные заседатели → участвуют в осуществлении правосудия в Верховном Суде РФ, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Суд присяжных – особый институт судебной власти, в котором сочетается самостоятельность судей права (юристы-профессионалы) и судей факта (коллегии присяжных заседателей). Коллегия из 12 непрофессиональных судей (жюри присяжных заседателей) принимает решение только относительно виновности или невиновности подсудимого.

  • Слайд 17

    Гарантии процессуальной независимости заседателей – это установленная законом процедура участия заседателей в осуществлении правосудия, предусматривающая полную независимость заседателей в рамках их полномочий в судебном процессе. Судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

  • Слайд 18

    Организационно-правовые гарантии независимости присяжных и арбитражных заседателей как субъектов самостоятельной государственной судебной власти – это установленный законом порядок отбора и наделения присяжных и арбитражных заседателей полномочиями по участию в правосудии, ограничения гражданских прав и свобод заседателей как граждан, неприкосновенность присяжных и арбитражных заседателей и т.п.

  • Слайд 19

    Арбитражный заседатель – гражданин Российской Федерации, наделенный в порядке, установленном Федеральным законом, полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений. Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее 5 лет. Периодически арбитражные суды субъектов РФ на основе предложений торгово-промышленных палат, ассоциаций и объединений предпринимателей, иных общественных и профессиональных объединений формируют списки арбитражных заседателей и представляют их в Высший Арбитражный Суд РФ для утверждения Пленумом. Утвержденные списки арбитражных заседателей публикуются в «Вестнике ВАС РФ». Численность арбитражных заседателей в арбитражном суде субъекта РФ определяется из расчета не менее 2-х арбитражных заседателей на одного судью арбитражного суда, рассматривающего дела в первой инстанции. Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение 2-х лет. По истечении срока полномочий арбитражный заседатель может быть повторно включен в списки арбитражных заседателей в том же порядке. Основания для приостановления и прекращения полномочий арбитражного заседателя (ст. 5 ФЗ об арбитражных заседателях). Состав арбитражного суда для рассмотрения конкретного дела с участием арбитражных заседателей формируется из одного судьи и двух арбитражных заседателей. Судья является председательствующим в судебном заседании. Арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи наравне с профессиональными судьями.

  • Слайд 20

    Присяжный заседатель – гражданин, включенный в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванный в установленном Уголовно-процессуальным кодексом РФ порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела. На основании представления председателя суда субъекта РФ высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта РФ, и направляет их в соответствующий суд. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели для окружных (флотских) военных судов составляются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ по территориальному признаку на основании представления председателя соответствующего окружного (флотского) военного суда. Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований отдельно по каждому муниципальному образованию субъекта Российской Федерации на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», путем случайной выборки установленного числа граждан и представляются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели публикуются в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования.

  • Слайд 21

    Социально-правовые гарантии независимости арбитражных и присяжных заседателей

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке