Содержание
-
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ УДМУРТСКОГО ЯЗЫКА КАК ГОСУДАРСТВЕННОГО ЯЗЫКА В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
АВТОР: СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ БЕХТЕРЕВ
-
В настоящий момент одной из задач укрепления национальной безопасности Российской Федерации и её субъектов видится в реализации одного из направлений, заложенного в Концепции национальной безопасности (пункт 52). Для противодействия угрозам национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества обеспечивают сохранение культурного и духовного наследия. Исходя из этого положения, язык выступает как культурное достижение народа, а его сохранение и совершенствование законодательства – одно из условий национальной безопасности Российской Федерации.
-
Совершенствование законодательства о государственных языках необходимо по следующим причинам: -законодательный опыт принятия законов о защите государственного языка в Республике Татарстан и Республике Бурятия; -развитие части 2 статьи 68 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которойРеспублики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. Возможность употребления государственного языка детерминирует (обуславливает) принятие законов о защите государственного языка вместе с русским языком ч. 2 ст. 68
-
Стоит отметить, что в Удмуртской Республике государственными языками признаются русский язык как государственный язык Российской Федерации и удмуртский язык (статья 8 Конституции Удмуртской Республики). Кроме того, статья 5 закона о государственных языках отмечает, что к полномочиям Удмуртской Республики относится и вопрос обеспечения равноправия двух государственных языков. ст. 8 Конституции Удмуртской Республики; ст. 1; ст. 5 Закона Удмуртской Республики о государственных языках
-
Первые шаги к установлению статуса удмуртского языка как государственного языка Удмуртской Республики
Отметим, что ещё советский период в Удмуртии уделялось внимание удмуртскому языку, даже без регламентации в Конституции о статусе государственного языка. Были изданы сельскохозяйственные планы на удмуртском языке (в частности, сельскохозяйственный план 1939 года), учебники на удмуртском языке, свидетельства о рождении. С момента начала демократических преобразований в позднесоветской России республики стали принимать Декларации о государственном суверенитете и 20 сентября 1990 года в Удмуртии принимается Декларация о государственном суверенитете УАССР, в которой впервые был провозглашен удмуртский язык как государственный язык наравне с русским языком (пункт 7). В Удмуртской Республике гарантируется равноправное функционирование русского и удмуртского языков в качестве государственных, право на сохранение и развитие языков других национальностей. Русский язык является языком межнационального общения.
-
Между тем, в правовом регулировании удмуртского языка отмечаются следующие проблемы: -Первая проблема – сокращение удельного веса удмуртов в общем составе населения Удмуртии с 30,9 % в 1989 г. до 28,0 % в 2010 г. Такое снижение связано не только с демографическими процессами, но и с усилившейся ассимиляцией в удмуртской молодежной среде; Вторая проблема – невысокий удельный вес удмуртов, владеющих родным языком – всего 0,23 % (324 338) россиян, заявивших о владении языками. Третья проблема – интенсификация процессов языковой ассимиляции удмуртского народа и связанная с ней несформированность ценностного восприятия миноритарных (исчезающих) языков. По сравнению с иными национальными субъектами, например, Приволжского федерального округа в Удмуртии отмечаются значительно более интенсивные процессы снижения уровня языковой компетентности среди титульного населения. Так, численность удмуртов, владеющих удмуртским языком, сократилась в межпереписной период (2002–2010 гг.) на 30,7 %, тогда как в Татарстане этот показатель составил лишь 1,3 %, Мордовии – 5,7 %, Башкортостане – 13,4 %, Чувашии – 13,9 %, Марий Эл – 16,2 % Четвертая проблема – отнесение экспертами ЮНЕСКО удмуртского языка к находящимся под угрозой исчезновения Пятая проблема - по статистике за последние 15-20 лет количество школ с изучением удмуртского языка сократилось на 200 единиц, а тиражирование национальных журналов осуществляется в небольшом количестве – всего 200-300 экземпляров.
-
Выделяются ещё ряд проблем: отсутствие опубликования законов на удмуртском языке как государственном языке в средствах массовой информации (за исключением переведенной Конституции Удмуртской Республики, законов о Гимне, флаге, Гербе Удмуртской Республики к 20-летию Конституции Удмуртской Республики и опубликованного в газете Удмуртская Правда за 24 октября 1995 года договора о разграничении полномочий на удмуртском языке – в настоящее время Договор не действует) • отсутствие интернет-страниц органов государственной власти и органов местного самоуправления на удмуртском языке. Сайт Министерства национальной политики наравне с интернет-страницей Муниципального образования «Город Ижевск» и сайт Национальной библиотеки Удмуртской Республики оснащены информацией на удмуртском языке; • -сокращение часов преподавания удмуртского языка в школах и высших учебных заведениях Удмуртии; • (в частности, в ИПСУБ УдГУ на удмуртский язык отведен только 1 семестр). недостаточное вещание на удмуртском языке телевизионными каналами и радиоканалами (3-4 часа в день радио МынамУдмуртие и 2 часа 15 минут телевизионным каналом Моя Удмуртия). • -высокая общественная позиция в вопросе сохранения и развития удмуртского языка в условии пробельности законодательства Удмуртской Республики. -высокая степень подзаконного (на уровне Постановления) регулирования языковой проблемы. По иерархии источников права, именно закон по юридической силе выше постановлений. •
-
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УДМУРТСКОГО ЯЗЫКА
отсутствие возможности использования удмуртского языка в коммерческой сфере; судопроизводстве; Недостаточное общественное осознание значимости удмуртского языка в сфере обязательного обучения в школах, средних и высших образовательных учреждениях и организациях. -низкое информационное обеспечение удмуртского языка в Государственном Совете Удмуртской Республики (за февраль была опубликована лишь одна новость); - -несоблюдение некоторых положений закона о государственных языках (в частности, отсутствие качественного перевода наименований учреждений на удмуртском языке. Данная проблема была выявлена посредством проведения исследования в городе Ижевске и по всей Удмуртской Республике); также по Удмуртской Республике отмечается проблема отсутствия наименования многих населенных пунктов на Удмуртском языке с использованием лишь одного государственного языка – русского языка.
-
ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УДМУРТСКОГО ЯЗЫКА
-
Для решения данной проблемы необходимо: Внести в порядке законодательной инициативы проект внесения дополнений в статью 8 Конституции Удмуртской Республики, касающейся равноправия двух государственных языков; Внести в порядке законодательной инициативы альтернативный проект закона о государственных языках с расширением сферы применения удмуртского языка; Внести в порядке законодательной инициативы проект закона о гарантиях использования удмуртского языка как государственного языка.
-
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОБЛЕМА УДМУРТСКОГО ЯЗЫКА
-
МЕХАНИЗМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА УДМУРТСКОГО ЯЗЫКА
Решение вопроса, связанного с правовым регулированием удмуртского языка позволит: окончательно Сформировать законодательный механизм защиты государственного языка; -преодолеть социально-демографическую проблему, связанную с распространением удмуртского языка как государственного языка; Для осуществления этого вопроса необходимо: Привлечение законодательной власти к решению проблемы формирования механизма защиты государственного языка; -финансовое стимулирование процесса двуязычия в Удмуртской Республике; -обеспечение гарантии свободного доступа к удмуртскому языку будущего поколения; Желаемый результат будет достигнут посредством общественной инициативы и совместного диалога общества и законодательной власти по вопросу решения проблемы, связанной с правовым регулированием удмуртского языка
-
Приложение № 1
-
Приложение № 2
-
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.