Содержание
-
Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №25»
Внеклассное мероприятие «Вклад ученых в Победу в Великой Отечественной войне». Учитель химии высшей квалификационной категории Волостнова С.В. г. Набережные Челны, РТ
-
-
Посвящается
ученым, научным работникам, труженикам тыла, внесшим огромный вклад в дело Победы в Великой Отечественной войне.
-
Форма проведения
Литературно-музыкальная композиция в форме устного журнала
-
1страница. Вклад ученых химиков в Победу. 2страница. Вклад ученых биологов в Победу. 3страница. Казань – центр научной деятельности Закладки между страницами (музыкально-художественные произведения)
-
Актуальность
-
Цели и задачи
Способствовать овладению учащимися знаний о научных открытиях в годы Великой Отечественной войны Способствовать формированию коммуникативной компетентности учащихся, познавательной, развитию предметных умений. Способствовать созданию условий для проявления творческой индивидуальности личности учащихся Воспитывать у учащихся чувство долга, ответственности, патриотизма, побуждать чувство уважения, восхищения, преклонения.
-
Подготовительный этап
Оформление сцены: цифры 1945, 2013; буквы с ДНЕМ ПОБЕДЫ, лавровая ветвь, георгиевские ленточки, цветы. Оформление зала: газеты, плакаты, конкурс рисунков младших школьников, фотомонтаж, портреты ученых. Музыкальное сопровождение: диски с записями песен о войне (А.Розенбаум, О. Митяев), татарских песен о войне, колокольного набата, голоса Левитана. Компьютерная презентация. Задания учащимся для подготовки страниц устного журнала.
-
«Все для фронта, все для победы!»
Люди науки, несмотря на невзгоды и лишения военного времени, сумели создать лучшие в мире образцы боевой техники, благодаря которой на фронтах ковалась победа над немецко-фашистскими захватчиками. Мобилизовав все силы, творческую энергию на борьбу с врагом, ученые разных отраслей науки сделали немало фундаментальных открытий.
-
-
Эти открытия и сегодня являются актуальными для оборонной и гражданской промышленности. Перелистаем только некоторые страницы истории, поговорим об ученых химиках и биологах, внесших огромный вклад в дело Победы.
-
14 сентября «Ленинградская правда» писала: «Не первую ночь фашистские поджигатели сбрасывают на Ленинград сотни зажигательных бомб. Но город не горит, а отдельные пожары быстро ликвидируются. Город словно сделан из особого огнестойкого материала…» Последнюю фразу нельзя было считать только метафорой. Материал действительно стал огнестойким – и в этом помогли химики. (Исследования в Государственном институте прикладной химии – «средства защиты»).
-
Л.А.Цветков в течение всей войны 1941-1945г. Находился в действующей армии в батальоне химической защиты. Накопленный им опыт получает отражение в его работах методике изучения военно-химического дела. Но основные труды посвящены проблемам обучения химии в средней школе. Более 20лет он возглавлял в академии педагогических наук лабораторию химического образования.И сегодня учебник Л.А.Цветкова востребован в школе.
-
Создание пенициллина
Самым выдающимся научным открытием было создание пенициллина, которое в нашей стране шло своим путем. Почти одновременно с интенсивной работой английских ученых в лаборатории Всесоюзного института экспериментальной медицины, возглавляемой профессором З.В.Ермольевой, проводилось широкое изучение антимикробных веществ.
-
На клинические испытания отводилось минимальное время. На фронт была отправлена большая бригада ученых для изучения целебного действия пенициллина непосредственно в боевой обстановке. Препарат излечивал больных, погибавших от заражения крови, воспаления легких. Он давал хороший эффект при лечении газовой гангрены, предупреждал развитие нагноения в ране после хирургической обработки, способствовал ликвидации гнойных процессов при тяжких ранениях черепа.
-
Великая Отечественная война превратила всю страну в единый боевой лагерь. Татария оказалась одним из крупнейших арсеналов по снабжению фронта вооружением боеприпасами, снаряжением. Фабрики и заводы были переведены с гражданской продукции на выпуск заказов фронта. А еще Казань стала центром научной деятельности. Уже в первые месяцы Великой Отечественной войны было определено, что ряд институтов АН СССР эвакуируется в Казань. И что неслучайно, так как с открытием университета в Казани, этот город стал крупнейшим научным центром России
-
Среди 33 институтов эвакуированных в Казань был и институт органической химии, носящей сегодня имя Н.Д.Зелинского. Работа во всех его лабораториях была ради одной цели – приближения Победы. Готовили лекарства, разрабатывали способы получения целлюлозы без применения дефицитной щелочи, искали (и нашли!) способ увеличения ресурсов толуола, из которого готовили взрывчатые вещества.
-
Расшифровывали светящиеся составы на немецких летных картах, разрабатывали комбинированный способ анализа бензинов, который был тогда нужен позарез, искали, как повысить качество моторных топлив. Делали зажигательные смеси и многое другое.
-
Сотрудники Казанского государственного университета участвовали в работе экспедиции по выявлении нефтеносных площадей Татарии. За короткий срок были составлены карты геологического строения территории Татарии. Были выявлены нефтеносные площади в Районе Шугурова. Труды ученых увенчались начавшейся в ходе войны промышленной добычи нефти в Татарии.
-
Уполномоченным президиума АН СССР по устройству эвакуированных учреждений являлся А.Е.Арбузов - заведующий кафедрой Казанского химико-технологического института. В считанные дни все были устроены с жильем, институты получили здания для размещения, закипела работа по их приспособлению. В центре всей этой кипучей деятельности стоял А.Е.Арбузов, всегда спокойный, благожелательный, рассудительный. Все узнали А.Е.Арбузова не только как крупнейшего и оригинального химика, но и как талантливого организатора.
-
А.Е.Арбузов организовал симфонический оркестр, в котором сам играл на скрипке. В условиях трудного военного времени, когда ведение научной работы было сопряжено со многими трудностями, при ненормированном трудовом дне, заниматься музыкой, казалось бы, не обязательно. Но академик А.Е.Арбузов, который в эти годы по 12-14 часов не покидал лабораторию, считал, что общественная деятельность ученых должна служить высоким, гуманным идеалам. Оркестр самодеятельных артистов давал по 2-3 концерта в день перед ранеными, которыми были заполнены школы, училища, театры. Тех раненых, кто не мог ходить, приносили на носилках. Нужно было видеть лица людей, слушавших музыку!
-
Люди! Покуда сердца стучатся, - помните! Какою ценой завоевано счастье, - пожалуйста, помните! …Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили! Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!Р. Рождественский
-
Спасибо за внимание.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.