Содержание
-
Рождество в России
-
Новый год у древних славян
Новый год у древних славян обычно совпадал с началом весны. Его праздновали в день весеннего равноденствия – 21 марта.
-
Новый год 1 сентября
В 1492 году великий князь Иван III постановил отмечать Новый год 1 сентября.
-
Рождественский пост
- Весь декабрь в деревнях на Руси ждали Светлого Рождества Христова. К нему готовились, очищаясь Филипповским постом.
- Пост предписывал воздержание не только от пищи скоромной, но и от дурных поступков. В это время не проводились венчания, не справлялись праздники, которые сопровождались весельем и разгульем.
-
Приготовления к Рождеству
- В крестьянском быту к рождественскому сочельнику хозяйки прибирали избы и горницы : мыли, белили своё жилище, завершали.
- Варку хмельного и травяного пива для святочных гуляний, а так же приготовления пищи и сдобной выпечки. Старались засветло сходить в баню и встречать праздник в новой одёжке.
-
Канун Рождества
Канун Рождества - сочельник - справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Этот день проводился в самом строгом посте. Постились целый день - "до звезды", которая указала путь волхвам к новорожденному Мессии. В этот день, по церковному уставу, разрешается употреблять в пищу вареную крупу без масла, то есть сочиво, поэтому день называется сочевником, а в народном произношении - сочельником. Употребляли в пищу также постные пироги, пшеничный хлеб, сушеные фрукты, мед.
-
На закате солнца, после первой звезды, хозяин со всеми домочадцами становился на молитву. После молитвы старейший в доме приносил охапку сена, расстилал ее в красном переднем углу на лавке. Сено покрывалось чистой скатертью, и на этом месте, прямо под божницею, ставились необмолоченный сноп ржи или пшеницы и кутья - каша из зерен пшеницы, ячменя или риса. Начиналась вечеря - ужин.
-
Колядование
По окончании вечери - колядование. Коляда состояла в том, что деревенская молодежь - парни, девушки, подростки - собирались в группы, рядились в костюмы, маски и ходили по домам.
-
Переходя от одного дома к другому, под окнами или в избах, они пели песни в честь праздника, то как поздравление, величание хозяев, то просто ради развлечения и потехи. Хозяева в награду за это давали им угощенье и деньги.Половину собранных денег полагалось отнести в церковь.
-
В городах также с песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски, рядились медведями, свиньями, делали из различных материалов страшные маски. Простой люд веселился на площадях, где устанавливали балаганы, карусели.
-
Рождество
На второй день Рождества начиналась самая веселая и таинственная для молодежи пора - Святки, святые дни, которые продолжаются от Рождества до Крещения, пора гаданий, особых обрядов, когда незамужние девушки и холостые парни пытались узнать свою судьбу.
-
День святых Василия Великого и Меланьи
На 6-й день после Рождественского сочельника наступал день святых Василия Великого и Меланьи. Святой Василий почитался как покровитель свиней, а потому и припасали «свинку да боровка для Васильева вечерка»В этот день накрывался самый богатый стол, с тех пор и сохранилось в народе присловье – «Наготовили как на Меланьину свадьбу»
-
Рождественский вертеп
Рождественский вертеп - это своеобразный кукольный театр, который показывали на Рождество Христово и на святках. Это действо начало бытовать в России, в Украине и Белоруссии более 200 лет назад. Ходили по домам христославы, славившие рождение Спасителя, а среди христославов - группа ребят, показывавших вертеп. В некоторых семьях его представляли как маленький семейный театр, на представления которого приглашали соседей и близких друзей.
-
Новое летоисчесление
Царь Петр I изменил летоисчисление и способ празднования Нового года 1 января 7208 года (от Сотворения мира) объявили началом нового 1700 года (от Рождества Христова).
-
«Всем горожанам предписывалось «на своем дворе учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится, по ночам огни зажигать из дров или хвороста или из соломы».
-
Петровские маскарады
-
Украшение елки
Первое письменно зафиксированное свидетельство об украшении ёлки на Рождество относится к 1605 году: на Рождество некий немецкий путешественник пришел в Страсбург, бывший в то время вольным городом империи, пересек Рейн и увидел в домах тамошних жителей украшенные (но не освещенные) елки. Он писал по этому поводу: «В Страсбурге на Рождество приносят в дома еловые деревья, и на эти деревья кладут розы, сделанные из цветной бумаги, яблоки, вафли, золотую фольгу, сахар и другие вещи».
-
Прошло 230 лет
Обычай повсеместно устанавливать в России рождественские елки существует сравнительно недавно - около 170 лет.
-
Украшение елки
Обычай ставить в доме наряженную ель привезла в Россию Императрица Александра Фёдоровна (прусская принцесса Шарлотта).
-
Петербургские немцы привозили с собой в Россию свои обычаи и обряды
-
-
-
Рождественские сладости
-
Как надо украшать ёлку к Рождеству
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.