Содержание
-
«ВЕЧЕР БАРДОВСКОЙ ПЕСНИ»
-
ПАВЕЛ КОГАН
-
Коган Павел Давыдович - родился 4 июля 1918 г. в Киеве. В 1922 г. вместе с родителями переехал в Москву. В 1936—1939 гг. учился в ИФЛИ (Институт философии, литературы и истории), затем также занимался и в Литературном институте им. Горького. Выделялся из группы молодых поэтов, собиравшихся на поэтическом семинаре И. Сельвинского (Яшин, Кульчицкий и другие). При жизни не публиковался, хотя его стихи были популярны в кругу московской литературной молодёжи. Совместно с другом Георгием Лепским сочинил несколько песен, в том числе песню «Бригантина» (1937), с которой позже, уже в 1960-е гг., началась его известность. Ещё школьником дважды исходил пешком центральную Россию. Побывал в геологической экспедиции в Армении (где его застала война). Хотя по состоянию здоровья имел бронхит, стал военным переводчиком, дослужился до звания лейтенанта. Коган и возглавляемая им разведгруппа попали в перестрелку на сопке Сахарная Голова под Новороссийском 23 сентября 1942 года, Коган был убит.
-
ГеоргийСоломонович Лепский (1919 — 2002)
Георгий Лепский родился 23 августа 1919 года в Барнауле. После переезда семьи в Москву познакомился с Павлом Коганом и рядом других молодых литераторов. В 1937 г. совместно с Коганом сочинил свою первую песню — «Бригантину». В последующие несколько лет написал еще несколько песен на стихи Когана, а также Сергея Наровчатова и Евгения Аграновича, Давида Самойлова. Впоследствии появились песни и на собственные стихи. В 1939 г. поступил в Московский государственный педагогический институт им. А.С. Бубнова, но с первого курса был мобилизован в армию. Великую Отечественную войну встретил солдатом срочной службы. Воевал. После демобилизации в 1946 г. снова поступил в МГПИ и дважды его окончил (в 1950 г. — художественно-графический факультет и в 1972 г.). Работал в школе учителем рисования. Преподавал изобразительное искусство в МГПИ на факультете начальных классов, являлся научным сотрудником Института художественного воспитания. Руководил самодеятельностью. До конца жизни продолжал писать песни — более двухсот. Был организатором и руководителем детских туристских походов и путешествий по Карелии, Белоруссии, Подмосковью.
-
Русский советский поэт, прозаик. Родился 9 мая 1924 в Москве в семье партийных работников, детство провел на Арбате. Жил с родителями в Нижнем Тагиле до 1937, когда отец был арестован и расстрелян, а мать отправлена в лагерь, затем в ссылку. В 1942 девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, после ранения — радистом. БУЛАТ ОКУДЖАВА
-
В 1945 работал в Тбилиси токарем, окончил десятый класс вечерней школы. В 1946-1950 учился на филологическом факультете Тбилисского университета, по окончании которого работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой, затем в Калуге, где сотрудничал в областных газетах. В Калуге вышла первая книга Окуджавы, вошедшие в нее стихи и поэма о Циолковском не включались автором в позднейшие сборники..
-
В 1956 переехал в Москву, работал редактором в издательстве "Молодая гвардия", заведовал отделом поэзии в "Литературной газете". Вступив в Союз писателей в 1962, полностью сосредоточился на творческой работе.
-
АЛЕКСАНДР ГАЛИЧ Александр Галич родился 19 октября 1918 года в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск) в семье служащих. Его отец - Аркадий Самойлович Гинзбург - был экономистом, мать-Фанни Борисовна Векслер-работала в консерватории. Она была натура артистическая - увлекалась театром, училась музыке, и большинство увлечений Фанни Борисовны передалось затем ее детям - Александру и Валерию (последний станет известным кинооператором, снимет фильмы "Солдат Иван Бровкин", "Когда деревья были большими", "Живет такой парень" и др.).
-
Окончив девятый класс десятилетки, Александр подает документы в Литературный институт и, к удивлению многих, поступает. Однако неуемному юноше этого мало, и он в те же дни подает документы еще в одно учебное заведение - Оперно-драматическую студию К. С. Станиславского, на драматическое отделение. И вновь, к удивлению родных и друзей, он принят. Чуть позже, когда совмещать учебу в обоих вузах станет невмоготу, Александр отдаст предпочтение театру и уйдет из Литинститута. Однако и в Оперно-драматической студии он проучится всего три года и покинет ее, так и не получив диплома.
-
В 1945 году Галич предпринял попытку осилить высшее образование (как помним, до войны ему это сделать не удалось - в студии Станиславского диплома ему не выдали). На этот раз Галич решил получить не театральное образование, а какое-нибудь ярко выраженное гуманитарное и специальное. И его выбор пал на Высшую дипломатическую школу. Однако там его Ожидал серьезный "облом". Когда Галич пришел в школу и спросил у секретарши, может ли он подать заявление, та смерила его высокомерным взглядом и сказала: "Нет, вы не можете подать заявление в наше заведение". - "Почему?" - искренне удивился Галич. "Потому что лиц вашей национальности мы вообще в эту школу принимать не будем. Есть такое указание".
-
В песнях Галича – россыпь афоризмов, которые, вспоминаясь, помогают нам не потерять совесть окончательно. Другой памятный эпизод: близкая мне женщина потеряла после тяжелой операции много крови, и, как сказал врач, надежд на спасение почти не было. Когда я навестил ее, она попросила привезти магнитофон и записи песен Галича. Я рассказал об этом Александру Аркадьевичу. Он, ни слова не говоря, положил гитару в чехол, поехал в больницу и сам вместо магнитофона около часа пел для обреченной женщины. После этого случилось чудо – она выжила.
-
Ада Якушева родилась 24 января 1934 г. в Ленинграде. Её отец погиб во время Великой Отечественной войны в Белоруссии, будучи комиссаром партизанского отряда. В детстве Ада училась музыке по классу виолончели, но музыкальную школу не окончила. В 1952 г. поступила в Московский педагогический государственный институт им. В. И. Ленина на факультет русского языка и литературы, где училась одновременно с будущими бардами и поэтами Юрием Визбором, Юлием Кимом, Юрием Ряшенцевым, писателем Юрием Ковалем, а также с режиссером Петром Фоменко. Педагогический институт был одним из главных в стране центров авторской песни, и в 1954 г., на втором курсе, Ада стала сочинять песни. В начале 1960-х Якушева руководила женским песенным октетом, гастролировала с ним по всей стране. С 1966 по 1968 г. работала редактором на радиостанции «Юность». АДА ЯКУШЕВА
-
У Якушевой вышла пластинка на фирме «Мелодия». Среди изданных аудиозаписей певицы — «На время позабудь», «Ты моё дыхание», «Лучшие песни», «Ада Якушева» (в серии «Российские барды»).
-
Кроме того, вышли три книги Ады Якушевой — «Если бы ты знал», «Песня — любовь моя» и «Три жены тому назад. История одной переписки».
-
Исполнитель и автор песен, киноактер, журналист, писатель, сценарист, родился в Москве. Один из основоположников авторской песни в России. В 1955 окончил Московский государственный педагогический институт. В том же году написал текст к своей первой песне – «Мадагаскар». Сочинять начал в 1950-х годах, в основе песен лежала походно-туристическая тематика, в которых часто заимствовал известные мелодии других композиторов. Первыми песнями, в которых Визбор выступил как поэт и композитор, стали «Синие горы», «Маленький радист», «Романтики» ЮРИЙ ВИЗБОР
-
Впервые проза и стихотворения Визбора публикуются в армейских газетах во время прохождения службы. К началу 1960-х годов относится одна из самых известных песен Визбора – «Домбайский вальс», которая обрела большую популярность среди туристов и альпинистов. В 1962 выступает инициатором создания молодежной радиостанции «Юность». С 1964 совместно с группой единомышленников издает журнал «Кругозор». С 1970 года Ю. Визбор начинает работу в творческом объединении «Экран» Центрального телевидения, участвует в создании 40 картин. По сценариям Визбора снято несколько художественных фильмов: «Год дракона», «Прыжок» и др. Снимался в фильмах: «Возмездие», «Красная палатка», «Рудольфио», «Москва, проездом», «Семнадцать мгновений весны».
-
Повести и рассказы Визбора были опубликованы большей частью уже после его кончины. В книге «Я сердце оставил в синих горах» (1986 г.). На Памире и в Забайкалье существуют перевалы Визбора. В соавторстве с Сергеем Никитиным написаны «Милая моя», «Полярная звезда» и др. К последним годам жизни Визбора относятся многие широко известные песни: «Вот уходит наше время», «Теперь толкуют о деньгах…», «Волейбол на Сретенке».
-
Юлий Ким родился 23 декабря 1936 г. в Москве в семье переводчика. В 1938 его отец, переводчик с корейского Ким Чер Сан, был расстрелян, мать до 1946 была в ссылке. После ареста родителей Юлий Ким 16 лет провел в Калужской области и в Туркмении. В 1954 году вернулся в Москву. Окончил историко-филологический факультет Московского государственного педагогического института (1959), работал пять лет (до 1963) по распределению на Камчатке, затем несколько лет в Москве, преподавал историю и обществоведение (в том числе — в школе-интернате номер 18 при МГУ им. М. В. Ломоносова). Уже в эти годы Юлий Ким стал писать и разыгрывать с учащимися авторские песенные композиции с интермедиями и вокальными сценами, в которых были все элементы мюзикла. ЮЛИЙ КИМ
-
В 1965—1968 годах Юлий Ким становится одним из активистов правозащитного движения, вследствие чего вынужден был вплоть до 1985 г. публиковаться под псевдонимом Ю. Михайлов. Юлий Ким в 1967—1969 подписывал многочисленные коллективные письма с требованиями соблюдения прав человека, адресованные властям. Он, вместе со своим тестем П. Якиром и с И. Габаем, был соавтором обращения «К деятелям науки, культуры и искусства» (январь 1968) о преследованиях инакомыслящих в СССР. Проходил в оперативных сводках КГБ под кодовым названием «Гитарист». К этому же периоду относится и ряд песен Кима, тематически связанных с «диссидентскими» сюжетами: суды, обыски, слежка и т. п.
-
С 1998 года живет попеременно в Иерусалиме и Москве. Член редколлегии «Иерусалимского журнала». Участвовал в записи «Иерусалимского альбома» — первого диска из серии «Авторская песня в Израиле». В Израиле сочиняет песни в соавторстве с композитором и бардом Мариной Меламед. В 2002—2006 году Юлий Ким совместно с Игорем Бяльским написал пьесу в стихах о строительстве второго Храма. 7 марта 2008 года Юлий Ким вместе с другими бардами участвует в фестивале авторской песни «Снова „Под интегралом“ — 40 лет спустя», посвященном возрождению клуба «Под интегралом» и сорокалетию фестиваля 1968 года
-
Сергей Яковлевич Никитин родился 8 марта 1944 г. в Москве. Окончил физфак Московского гос. университета им. М.В.Ломоносова (1968). Физик, кандидат физико- математических наук. Композитор, актер, исполнитель (чаще вместе с женой Татьяной) своих песен, песен друзей- бардов, член СТД РФ, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Царскосельской премии (1997). Работал научным сотрудником в институте органической химии АН СССР, несколько лет был заведующим музыкальной частью московского Театра под руководством Олега Табакова. Помимо этого и других театров много сотрудничает с кино, радио, телевидением. Играет на 7-струнной гитаре и фортепиано. Песни пишет с 1962 г. на стихи российских и зарубежных поэтов: Д.Сухарева, Ю.Мориц, Ю.Левитанского, Б.Пастернака, В.Шекспира, Г.Шпаликова, Д.Самойлова и других, а также на стихи выпускников физфака МГУ С.Крылова и В.Миляева. СЕРГЕЙ НИКИТИН
-
Первая песня -- "В дороге" ("Ночь и снег, и путь далек...") на стихи И.Уткина (декабрь 1962). Есть 2 песни на свои стихи. Был организатором и руководителем квартета физиков МГУ (1963--1967), квинтета физиков (1967--1975), а затем -- секстета, в котором пела и Татьяна Хашимовна Садыковна (родилась 31 декабря 1945), его будущая жена и коллега по сцене. В 1972 секстет стал лауреатом 3-го Международного фестиваля политической песни в Берлине. Автор музыки песен для кино-, теле-, мультфильмов и спектаклей. За создание и исполнение песен ("Маленький трубач" и другие) С.Никитину присуждена премия Московского комсомола в области литературы и искусства (1978). Один из руководителей проекта "Песни века" (1998-1999). Вышли пластинки, кассеты, компакт-диски, книги песен. Хобби -- рыбалка. Многочисленные творческие поездки по стране и зарубежные. [Сведения взяты из книг и из анкеты, заполненной 22 мая 1999.]
-
Выдающийся актёр театра и кино, автор и исполнитель песен Лауреат Государственной премии СССР (1987, посмертно, за участие в телесериале “Место встречи изменить нельзя” и авторское исполнение песен) Лауреат приза V фестиваля Наций в Таормине за лучшее исполнение мужской роли (1974 - за участие в фильме “Плохой хороший человек”) Специальный диплом и приз жюри IX ВКФ в Ереване (1981 - за роль в фильме “Место встречи изменить нельзя”) ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ
-
Будучи десятиклассником, Владимир Высоцкий посещал драматический кружок. После окончания школы он поступает в московский инженерно-строительный институт, но, проучившись в нем полгода, бросает его. Это решение он принял в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Они с Игорем Кохановским, школьным другом Высоцкого, решили встретить Новый год весьма своеобразно: за рисованием чертежей, без которых их просто не допустили бы к экзаменационной сессии. После боя курантов, выпив по бокалу шампанского, они принялись за дело. Где-то к двум часам ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал, взял со стола баночку с тушью, и стал поливать ее остатками свой чертеж. “Все. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую поступить в театральный. А это - не мое…”, - сказал тогда Владимир Семенович. Он поступил в Школу-студию имени Немировича-Данченко при МХАТе.
-
Интерес к авторской песне у Высоцкого пробудился после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого Владимир Семенович считал своим учителем. Позже он напишет “Песню о Правде и Лжи”, посвященную Окуджаве. Свои первые песни Высоцкий начал писать в начале 60-х годов. Это были песни в стиле “дворовой романтики” и не воспринимались всерьез ни Высоцким, ни теми, кто был их первыми слушателями. Спустя несколько лет, в 1965-м, он напишет знаменитую “Подводную лодку”, о которой Игорь Кохановский впоследствии скажет: “Подводная лодка - это было уже всерьез. И я думаю, что именно эта песня заявила о том, что пора его творческой юности кончилась”.
-
После окончания в 1960 году учебы в школе-студии МХАТа Высоцкий некоторое время работал в театре имени А.С. Пушкина затем в Театре миниатюр. Он играл в эпизодах, в массовке, радости от сцены не получал. В 1964 году Владимир Высоцкий приходит в Театр на Таганке, который по выражению самого Высоцкого, стал для него “своим театром”. Так начался творческий путь Высоцкого в Театре на Таганке. Гамлет, Галилей, Пугачев, Свидригайлов - целая палитра образов, созданных вместе с Юрием Любимовым. Любимов поставит и последний спектакль с Высоцким - прощание Владимира Семеновича со зрителями…
-
До сих пор идут иногда споры: кем же Высоцкий был больше - актером или поэтом. Одни утверждают, что песни и стихи Высоцкого весьма заурядны, и только блестящее исполнение самим автором делает их произведениями искусства. Другие говорят, что никакие роли Высоцкого на сцене и на экране не могут сравниться по степени оригинальности и таланта с его песнями. Дискуссия эта правомерна и, возможно, не кончится никогда, пока будут слушать, смотреть и помнить Высоцкого. Одна сторона его творчества неразрывно связана с другой стороной. Его песни - чаще всего монологи, от лица самых разных персонажей: шпаны, обывателей, военных, сказочных героев… В последние годы творчества - от лица самого себя. Здесь смешаны актерские, лицедейские, а также глубоко личностные сущности Высоцкого. Ту же смесь мы найдем и в его лучших ролях: на сцене - Галилей и Гамлет, на экране - геолог в картине “Короткие встречи”, белогвардейский офицер в фильме “Служили два товарища”, радист в “Вертикали” и, конечно же, Глеб Жеглов в телесериале “Место встречи изменить нельзя”. И все же неслыханную, всенародную любовь Высоцкий заслужил, в большой степени, из-за социально-политической ситуации, в которой находилась страна в его время. Тупой и унылый “застой”, казалось многим, обречен на вечное существование. Ощущение безнадежности, подавление любой инициативы, скука полунищенского прозябания ввергли мужское население страны в повальное пьянство, воровство и цинизм, негромкое злословие в адрес власти.
-
Родился 19 февраля 1956 года в г. Челябинске. Отец - рабочий Челябинского трубопрокатного завода. Мать - домохозяйка. В детстве Митяев хотел стать собаководом (кинологом) и приручил всех собак в округу. Мать воспитывала строго, но справедливо. Отец пил, поэтому сам Олег не употреблял спиртного до тридцати лет. В школе учился плохо, поэтому очень любил каникулы и перемены. Гитара начиналась, как у всех. Мальчики и девочки выучили бой "восьмерочкой", еще не зная никаких аккордов. Потом появилась гитара, на которой было вначале две струны, и все научились играть "Цыганочку", ведь ее как раз очень удобно играть на двух струнах. Когда появились все струны, пошли уже "маленькая звездочка", "большая звездочка", "барре", "Гимн восходящему солнцу" и весь набор тех лет: "От меня до тебя шагать...", "Синий-синий иней..." и т.д. ОЛЕГ МИТЯЕВ
-
Олег Митяев снялся в нескольких фильмах: д/ф "Два часа с бардами" (Мосфильм), х/ф "Игра с неизвестным" (киностудия им А. Довженко), х/ф "Сафари номер шесть" и "Убийца" (Свердловская киностудия). Песни Митяев пишет с 1979 года на свои стихи. На такие песни Олега Митяева как "Лето-это маленькая жизнь", "С добрым утром, любимая", "Дорога" и "Крепитесь, люди! Скоро лето!" сняты видеоклипы, которые вошли в видеокассету с записью концерта в ГЦКЗ "Россия
-
Концерты Олега Митяева обычно длятся от двух с половиной до трех часов, хотя слово "концерт" в привычном понимании к выступлению Митяева не совсем подходит. Его концерт - чистая импровизация, песни зависят от настроения зала, а шутки и воспоминания - от интонации сказанного кем-то из зрителей слова. Несмотря на то, что песни Митяева зачастую грустные, на сцене Митяев очень веселый, зал прекрасно реагирует на его шутки, хотя в песнях и грусть. С гастролями Митяев объездил всю Россию и множество стран: был в Германии и США, Франции и Израиле, в Италии и ЮАР (дважды), где записал диск в зале Национального театра в Претории, также диск вышел в Кёльне (Германия). У Олега Митяева вышло несколько сборников песен, в том числе книга "Песни" - на сегодняшний день самое полное собрание его сочинений: стихи, ноты, записные книжки, коллекция записок из зала, множество фотографий, готовится новая книга "Светлое прошлое", составителем которой является Р.А. Шипов. В нее вошли 18 еще неизданных песен: очень ранних, которые так и не были записаны ни на один диск, и совсем поздние, еще незаписанные.
-
За поэтический сборник "Непраздничные вещи" Фонд русской поэзии в 2001 году вручил Митяеву премию "Петрополь".. Для туристов и компанейской публики Митяев - это "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались". Для публики ресторанной он - "Ненаточенные ножи" и другие песни из репертуара М. Шуфутинского. Из тех, кто любит авторскую песню, одни безоговорочно присваивают ему первое место в "новой волне" бардовской песни, другие столь же безоговорочно заявляют, что Митяев - это вовсе не авторская песня.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.