Презентация на тему "Авторы бардовских песен" 11 класс

Презентация: Авторы бардовских песен
1 из 32
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.3
4 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн на тему "Авторы бардовских песен" по музыке. Презентация состоит из 32 слайдов. Для учеников 11 класса. Материал добавлен в 2017 году. Средняя оценка: 4.3 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.38 Мб.

Содержание

  • Презентация: Авторы бардовских песен
    Слайд 1

    УРОК ЛИТЕРАТУРЫ 11 КЛАСС 5klass.net

  • Слайд 2

    Тема: «Есть ли будущее у авторской песни?»

    МОУ СОШ п. Быстринска Ульчского района Хабаровского края Учитель Егорова Ирина Константиновна

  • Слайд 3

    Цели:- систематизировать представление о бардовской песне (поэтах-бардах, тематике, проблематике, художественном своеобразии авторской песни);- развивать творческие возможности учащихся;-формировать интерес к жанру авторской песни;-воспитывать уважение к поэтам-бардам.

  • Слайд 4

    Ход урока

    I часть Блиц-опрос: Существует ли единое определение понятия «бард»? Можно ли дать единственно верное определение понятия «авторская песня»? Вызов на словесную дуэль Авторская песня и современная эстрадная песня – близнецы-братья. Барды работают на потребу публике. Булат Окуджава говорил, что авторская песня родилась на московских кухнях и умерла на них же.

  • Слайд 5

    Слово учителя о результатах «дуэли»:

    Я очень рада, что в этой дуэли оказалась побеждённой. На самом деле я, как и многие, почитатель авторской песни. ПОРАЗМЫШЛЯЕМ! С какими образами, предметами ассоциируется в нашем сознании понятие «бардовская песня»?

  • Слайд 6

    - Можно ли с точностью перечислить все темы бардовских песен? - Попробуем назвать основные, особенно близкие и понятные нам темы бардовских песен. - Судьба России. - Смысл человеческой жизни. - Любовь. - Взаимоотношения людей. - Малая родина… - Что важнее в бардовской песне: стихи или музыка?

  • Слайд 7

    ВЫВОД:

    Барды – замечательные поэты. Поэтом дано быть не каждому. Задания: Составьте список самых известных, самых состоявшихся мастеров авторской песни. Назовите те авторские песни, которые вы хотели бы исполнить с друзьями, послушать.

  • Слайд 8

    Коротко о любимых бардах

    Булат Окуджава Окуджава Булат Шалвович (1924-1997), русский поэт. В стихах (сборники «Март великодушный», 1967, «Арбат, мой Арбат» 1976, «Посвящается вам» 1988, «Милости судьбы», 1993) и прозе (повесть «будь здоров, школяр!», 1961; исторические романы «Бедный Авросимов» 1969, о П.И. Пестеле, в последующих изданиях – «Глоток свободы», «Путешествие дилетантов» 1976-1978, «Свидание с Бонапартом», 1983) – частная человеческая жизнь в её сложных взаимосвязях с течением истории. В авторских песнях Окуджавы, звучавших нравственным камертоном в эпоху застоя, сквозь романтически преображённые картины будничной жизни, мягкую доверительную интонацию и тонкий лиризм проступает твёрдость этических ориентиров, безупречная верность высокому духовному выбору. Государственная премия СССР (1991) Творческая биография (здесь можно разместить ссылку на презентацию, которую приготовят ученики)

  • Слайд 9

    Владимир Высоцкий

  • Слайд 10

    Владимир Высоцкий(библиографические сведения)

    ВЫСОЦКИЙ Владимир Семенович (1938-80), русский поэт, актер, автор и исполнитель песен. Трагически-исповедальные стихи, романтико-лирические, комические и сатирические песни, баллады (сборники «Нерв», 1981, «Я, конечно, вернусь...» 1988). В песенном творчестве отталкивался от традиций русского городского романса. С 1964 в Московском театре драмы и комедии на Таганке (Хлопуша — «Пугачев» по С. А. Есенину; Гамлет — «Гамлет» У. Шекспира; Лопахин — «Вишневый сад» А. П. Чехова и др.). Снимался в фильмах: «Вертикаль» (1967), «Короткие встречи» (1968), телефильмах «Место встречи изменить нельзя» (1979) и др. Высоцкому присущ мощный «лавинный» темперамент; его подлинно трагический герой — сильная личность, бунтарь-одиночка, сознающий свою обреченность, но не допускающий мысли о капитуляции. В комических жанрах Высоцкий с легкостью менял социальные маски, добиваясь абсолютной узнаваемости гротескных «зарисовок с натуры». В «серьезных» песнях и драматических ролях пробивалась наружу бурлящая под спудом глубинная сила, рвущая душу тоска по справедливости. Государственная премия СССР (1987, посмертно). Творческая биография (здесь можно разместить ссылку на презентацию, которую приготовят ученики)

  • Слайд 11

    Александр Галич (библиографические сведения)

    ГАЛИЧ (наст. фам. Гинзбург) Александр Аркадьевич (1918-77), русский драматург, поэт. Комедии и сценарии фильмов «Вас вызывает Таймыр» (1948), «Верные друзья» (1954; обе — совместно с К. Исаевым), «На семи ветрах» (1962). С нач. 1960-х гг. получил неофициальное признание как автор и исполнитель песен-новелл, в основном трагикомического содержания: главные темы — память и ответственность за прошлое, противостояние произволу, конформизму (сборник «Избранные стихотворения», 1989). С 1974 за границей.

  • Слайд 12

    С начала 1960-х годов Александр Галич получил неофициальное признание как автор и исполнитель песен-новелл в основном трагикомического содержания. Главные темы его творчества — память и ответственность за прошлое, противостояние произволу, конформизму.

  • Слайд 13

    Юрий Визбор

    В 1955 окончил Московский государственный педагогический институт. Первыми песнями, в которых Визбор выступил как поэт и композитор, стали «Синие горы», «Маленький радист», «Романтики». К началу 1960-х годов относится одна из самых его известных песен— «Домбайский вальс» («Лыжи у печки стоят ), которая обрела большую популярность сначала среди туристов и альпинистов, а позднее стала визитной карточкой бардовской песни. В 1962 выступает инициатором создания молодежной радиостанции «Юность». С 1964 совместно с группой единомышленников издает журнал «Кругозор». Много ездит по стране. Накопленные впечатления выливаются в жанр песни-репортажа. С 1970 Юрий Визбор сотрудничает в творческом объединении «Экран» Центрального телевидения. Участвует в создании 40 фильмов. По его сценариям было снято несколько художественных фильмов: «Год дракона», «Прыжок» и др. Снимался в фильмах: «Возмездие», «Красная палатка», «Москва, проездом», «Семнадцать мгновений весны». В фильме «Июльский дождь» (1966) сыграл одну из главных ролей и спел популярную песню Б. Окуджавы «Простите пехоте» и собственную — «Спокойно, товарищ». Написал ряд сценариев и пьес, которые шли во многих театрах страны. Повести и рассказы Визбора были опубликованы большей частью уже после его кончины. Книга «Я сердце оставил в синих горах» (1986-89) имела тираж 250 тысяч экземпляров. Значительное место в творчестве Визбора занимает альпинистская тематика (повесть «Завтрак с видом на Эльбрус», песни «Ходики», «Сезон удачи», «Многоголосье» и др). В честь Юрия Визбора названы горные вершины: «Пик барда Визбора» (Алтай) и «Пик Визбора» (Памиро-Алтай). В соавторстве с Сергеем Никитиным написал «Милая моя», «Полярная звезда», «Ночная дорога» и др. К последним годам жизни Визбора относятся многие широко известные песни: «Вот уходит наше время», «Деньги» («Теперь толкуют о деньгах), «Увы, мои друзья!», «Волейбол на Сретенке». Безыскусные песни Визбора отличаются неподдельной искренностью, поэтичностью.

  • Слайд 14

    Визбор Юрий Иосифович российский бард, актёр 20 июня 1934 - 17 сентября 1984 А будет это так: заплачет ночь дискантом,И ржавый ломкий лист зацепит за луну,И белый-белый снег падет с небес десантом,Чтоб черным городам придать голубизну.И тучи набегут, созвездьями гонимы,Поднимем воротник, как парус декабря,И старый-старый пес с глазами пилигримаЗакинет морду вверх при желтых фонарях.Друзья мои, друзья, начать бы все сначала,На влажных берегах разбить свои шатры.Валяться б на досках нагретого причалаИ видеть, как дымят далекие костры.Еще придет зима в созвездии удачи,И легкая лыжня помчится от дверей,И, может быть, тогда удастся нам иначе,Иначе, чем теперь, прожить остаток дней.И будет это так - заплачет ночь дискантом,И ржавый ломкий лист зацепит за луну,И белый-белый снег падет с небес десантом,Чтоб черным городам придать голубизну.Визбор родился, жил и скончался в Москве. Окончил факультет русского языка и литературы Московского государственного педагогического института (МГПИ) им. В.И. Ленина (1955 г.). Работал учителем на Севере, там же служил в армии. Был корреспондентом радиостанции "Юность", журнала "Кругозор", сценаристом на студии документальных фильмов. Член

  • Слайд 15

    Союзов журналистов и кинематографистов СССР. Занимался альпинизмом, участвовал в экспедициях на Кавказ, Памир и Тянь-Шань, был инструктором по горнолыжному спорту.Юрий Визбор отвечает на вопросы журнала "Аврора", 1981, N 12.- Мальчики с гитарами - это дань моде или потребность юности? В чем видите причину песенного бума?- Сначала давайте договоримся о терминологии. Кто такой "мальчик с гитарой". Как ни странно, но слово само, несмотря на высокое и уважительное окуджавское "до свидания, мальчики" - все же приобрело некий негативный оттенок, и он, на мой взгляд, слегка проник в смысл вопроса. Наверное, необходимо выразиться еще более определенно: насколько я понимаю, речь идет не о дворовых бездельниках и не об уличной шпане, а о молодых людях, сочиняющих песни и аккомпанирующих себе на гитаре. Даже подставив к "мальчикам" более академический инструмент - "мальчики с фортепьянами" или "мальчики с контрабасами", мы получим тот же пренебрежительно-иронический оттенок.Далее. Почему гитара? Гитара демократична. Она легка, доступна, универсальна. Гитара как инструмент стоически терпит и дворовое бряканье, и пощипывание и позволяет исполнять возвышенную музыку самых сложных классических произведений.

  • Слайд 16

    Долгое время на берегу Волги под открытым небом куйбышевскими областными молодежными организациями проводился фестиваль памяти куйбышевского студента-песенника Валерия Грушина. И так как туда мог прибыть любой желающий, а мест для палаток на огромном поле было предостаточно, он в первый год собрал шестьсот человек, а через двенадцать лет на поляне было сто тысяч. Это люди приезжали со всех концов страны на свои деньги, в счет отпусков, чтобы послушать самодеятельные песни. Честно говоря, мне трудно представить иное мероприятие подобного рода, которое может собрать такую заинтересованную аудиторию при этих же условиях. Такова тяга к песне. Можно назвать ее и "бумом".- Как и почему вы сами начали писать песни? Какова судьба вашей первой песни? Как вы относитесь к ней теперь?- Я начал писать песни давно, страшно даже сказать - тридцать лет назад. Тогда я учился на первом курсе Московского педагогического института имени В.И. Ленина. В инстинституте уже существовали только что образовавшиеся песенные традиции, связанные в основном с туристскими походами. Туризм тех лет, надо сказать, имел мало общего с нынешней индустрией путешествий. Во всяком случае, мы часто чувствовали себя чуть ли не первопроходцами.

  • Слайд 17

    Первую же песню я написал после своего первого похода. Это было суперромантическое произведение. Называлась песня "Мадагаскар", хотя, откровенно говоря, ни к острову, ни к республике Мадагаскар эта песня не имела отношения. Это была бесхитростная дань увлечению Киплингом. Насколько мне известно, эта песня получила некоторое распространение, мало того, неизвестный мне соавтор дописал еще один куплет: "Помнишь южный порт, и накрашенные губы, и купленный за доллар поцелуй..." Думаю, что он был моряком...Как я отношусь к этой песне теперь? Как к воспоминанию о тех наивных временах, когда романтичным казалось все - лес за полем, река, блеснувшая на закате, перестук колес электрички, звезда на еловой лапе. Впрочем, мне и сейчас все это дорого.- Ваши любимые исполнители.- Я испытываю глубочайшее удовольствие, когда слышу или вижу, как поет человек. Не работает, не выступает, не зарабатывает на хлеб, а творит при тебе искусство - живое, волнующее, свое. Песня - и не только своя собственная, но и та, которую ты исполняешь, - наделена некой тайной познания другой души. Когда не происходит такого познания - скучно, друзья. Больше всего я люблю слышать и видеть, как поет Булат Окуджава, хотя слово "исполнитель" вряд ли подходит к этому необыкновенному мастеру.

  • Слайд 18

    Мне кажется, что невозможно слушать исполнение одного из самых глубоких произведений о войне - песни "Темная ночь", отрешась от Марка Бернеса. Эту песню пытались исполнять очень хорошие певцы, чьи вокальные данные были, несомненно, выше данных первоисполнителя. Но та мера боли, вложенная Бернесом в сорок третьем году именно в исполнение этой песни, делает это произведение, на мой взгляд, совершенно недосягаемой вершиной исполнительского творчества. Только песня, пропущенная, как кровь, через сердце, становится высоким, волнующим искусством.

  • Слайд 19

    Мы на Грушинском фестивале

    Ульчия Слова и музыка Егоровой И. 1. На Амуре, на славной реке, От больших городов вдалеке, Бесконечной тайгой окружён, Притаился наш Ульчский район. Припев: Ульчия, земля моя! Ульчия, любовь моя! Тайны своей тайги Ты навсегда сбереги. 2. Красной ягоды бисерный след, Ярких звёзд немигающий свет, Ход кеты по Амуру-реке Буду я вспоминать вдалеке. 3. Хоть зовёт меня матушка Русь, Я к тебе отовсюду вернусь, Ты прорвёшься в мой сладостный сон, Дорогой мой, любимый район!

  • Слайд 20

    ПРЕДЛОЖЕНИЕ УЧИТЕЛЯ

    - Предлагаю песню «Ульчия» считать визитной карточкой нашей группы на Грушинский фестиваль. А вот песню «Туристическая лирика», созданную творческим коллективом семьи Егоровых-Скопчук, хочу предложить для участия в конкурсе на лучшую туристическую песню.

  • Слайд 21

    «Туристическая лирика» (авторы Егоров Валентин, Егорова И.К., Скопчук Иван) Переборы гитарных струн светлой рябью в пруду души… И значение лунных рун Потерялось в ночной тиши. Как друиды, из шумной толпы Мы ушли в тихий храм лесов. В небе звёзды как россыпь крупы… Тишина, ночь и уханье сов. Старой бардовской песни мотив, Как бальзам для изъеденных ран. И потёртый гитарный гриф – как компас, Гитарист – капитан. Бригантина нашей мечты Рассекает волны судьбы… Костёр вырвал кусок темноты, И шумят вековые дубы. А наутро, с нехитрой кладью, Мы идём незнакомой тропою. Мир нас радует неба гладью, Солнца луч нас зовёт за собою.

  • Слайд 22

    ПРИПЕВ: Эх, туристы, романтиков братия… Люди взрослые с детскими душами… Помню, в детстве, в лесу, Младший брат и я Воевали с лесными лужами. Приходили домой все чумазые, Мама в ужасе… Мы ей: «Мы взрослые!» А она нам: «Ну где же вы лазили? Эх, туристы мои малорослые!»

  • Слайд 23

    И опять мы идём вперёд… И опять километры пути. Каждый день нас куда-то ведёт, Каждый день мы должны идти. Ведь мы вольные люди дорог, Менестрели забытых тропинок. Каждый раз, покидая порог, Словно в небо взлетаем с трамплина. Синий дым от таёжных дорог Нам дороже, чем власть грязных денег. Своей песней срываем засов С тех ворот, за которыми берег… Берег детской, заветной мечты, Там живёт добрый дух дальних странствий. Это он оставляет следы, По которым идёт наше братство. И в душе у нас вечное лето, Мечта с нами живёт по соседству. И я вслед за каким-то поэтом Повторю: «Все мы родом из детства».

  • Слайд 24

    Вопрос учителя:

    -Права ли я была, предложив песню «Туристическая лирика» на Грушинский фестиваль? ЗАДАНИЕ: - Приведите аргументы в защиту авторской песни «Туристическая лирика» по следующему плану:

  • Слайд 25

    План сообщения:

    - чёткость выраженной тематики, характерной для авторской песни; - художественное своеобразие текста, богатство изобразительно-выразительных средств, особенности синтаксиса; - личностный характер припева. - возможность данной песни называться бардовской.

  • Слайд 26

    ВОПРОС УЧИТЕЛЯ:

    - МОЖЕМ ЛИ МЫ С УВЕРЕННОСТЬЮ ОВЕТИТЬ НА ВОПРОС, ВЫНЕСЕНННЫЙ В ТЕМУ УРОКА:«ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У АВТОРСКОЙ ПЕСНИ?» ЗАДАНИЕ: - АРГУМЕНТИРУЙТЕ СВОЙ ОТВЕТ

  • Слайд 27

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

    Сегодня на уроке мы позволили себе не согласиться с одним из основоположников авторской песни Булатом Окуджавой, который говорил, что авторская песня родилась на московских кухнях и умерла на них же. К счастью, великий бард ошибся. Барды действительно не работают на потребу публике. Но так уж получается, что многие из них так хорошо делают своё дело, что их и широкая публика очень любит.

  • Слайд 28

    Жанр бардовской песни раскрыл великое множество абсолютно не похожих друг на друга талантов и индивидуальностей. Песни бардов уже давно не нуждаются в особом представлении. Они существуют на многочисленных кассетах и компакт-дисках, публикуются в печатных сборниках с нотами. Но всё же самый верный способ распространения авторской песни – это от сердца к сердцу и от «живого» концерта к концерту.

  • Слайд 29

    ПОСЛЕДНИЕ АКЦЕНТЫ

    Вы – выпускники. Скоро мы расстанемся с вами. Но, мне кажется, вы никогда не забудете нашу школу и этот наш урок, посвящённый авторской песне. Современный бард Олег Митяев очень удачно сказал: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» Этой песней я и предлагаю завершить наш урок.

  • Слайд 30

    «…Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» (Слова и музыка Олега Митяева) Изгиб гитары жёлтой Ты обнимешь нежно. Струна осколком эха Пронзит тугую высь. Качнётся купол неба, Большой и звёздно-снежный. Как здорово, что все мы здесь Сегодня собрались!

  • Слайд 31

    Как отблеск от заката, Костёр меж сосен пляшет. Ты что грустишь, бродяга, А ну-ка улыбнись! И кто-то очень близкий Тебе тихонько скажет: «Как здорово, что все мы здесь Сегодня собрались!» И всё же с болью в горле Мы тех сегодня вспомним, Чьи имена, как раны, На сердце запеклись. Мечтами их и песнями Мы каждый вздох наполним. Как здорово, что все мы здесь Сегодня собрались!

  • Слайд 32

    Материалы, использованные при подготовке к уроку: Истомина С., Денисенко Д. «Самые знаменитые барды России». Москва. «Вече». 2002 год. CD-диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». WWW.ru Булат Окуджава. Стихи и песни. http://fro 196.narod.ru//library/okujava/okujava.htm Высоцкий: время, наследие, судьба. http://otblesk. Com/vysotsky

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке