Презентация на тему "Криминогенные ситуации в доме, в подъезде, на улице" 5 класс

Презентация: Криминогенные ситуации в доме, в подъезде, на улице
Включить эффекты
1 из 17
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.3
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация подготовлена для проведения урока ОБЖ на тему "Криминогенные ситуации в доме, в подъезде, на улице " с целью ознакомления учеников с опасностями, которые их могут ожидать в доме, на улице или в подъезде, с правилами поведения в той или иной ситуации.

Краткое содержание

  • Как защитить жилище от преступников
  • Практические задания по своей безопасности при криминогенных ситуациях
  • Как себя вести подходя к подъезду и в подъезде
  • Опасные места
  • Как себя вести с незнакомыми людьми
  • Правила "5 НЕ"

Содержание

  • Презентация: Криминогенные ситуации в доме, в подъезде, на улице
    Слайд 1

    Криминогенные ситуации в доме, в подъезде, на улице

    • Основы безопасности жизнедеятельности
    • Преподаватель-организатор ОБЖ МОУСОШ № 10 г.Павлово Зайцева И.В.
  • Слайд 2

    Как защитить жилище от преступников?

    • Укрепить входные двери, балконные двери, окна( установить надежные замки, цепочку, «глазок», окна на 1-ом этаже оборудовать решетками, установить металлическую дверь;
    • При посторонних не упоминать о доходах семьи, об отъезде родителей;
    • В разговорах по телефону не сообщать незнакомым людям номер телефона, сведения о родителях;
    • Любые внешние признаки( одежда, отделка входной двери) не должны создавать впечатления очень высокого достатка семьи.
  • Слайд 3

    Полезно или вредно с точки зрения безопасности держать дома собаку?

  • Слайд 4

    Определите очередность ваших действий

    Вы находитесь дома один. Вдруг раздается звонок в дверь. Вы подходите к двери и видите в глазок незнакомого человека. Он пытается уговорить вас открыть дверь.

    • Позвонить родителям или в милицию
    • Открыть дверь и узнать, что ему нужно.
    • Попробовать громко разговаривать с родителями (обмануть).
    • Сказать, что дома никого нет, а открывать дверь запретили.
    • Не вступать в разговор.
    • Сказать, что вы вызвали милицию

  • Слайд 5

    Вы дома один, а дверь квартиры пытаются открыть.

  • Слайд 6

    Укажите правильную очередность действий

    • Позвоните родителям
    • Подайте сигнал тревоги
    • Убедитесь, что дверь надежно заперта
    • Не выглядывайте за дверь, если попытки попасть в квартиру прекратились

  • Слайд 7

    Что вы должны сделать, подходя к подъезду?

    • Оглянитесь вокруг;
    • Не заходите в подъезд, если за вами идет незнакомый человек, а задержитесь у подъезда;
    • Договоритесь с родителями, что, придя из школы домой, будете звонить им на работу.
  • Слайд 8

    Как вы будете действовать, если в подъезде, куда вы зашли, находится подозрительный человек?

    • Не подходите к своей квартире и не открывайте ее своим ключом;
    • Выйдите из подъезда и подождите, пока незнакомец выйдет на улицу;
  • Слайд 9

    Как вы будете себя вести, находясь в лифте с подозрительным человеком?

    • Не входите в лифт с подозрительным человеком;
    • нажмите кнопку ближайшего этажа;
    • Повернитесь спиной к доке с кнопками и нажмите кнопку «вызов диспетчера»;
  • Слайд 10

    Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия

    Вы заходите в свой подъезд и слышите громкие крики, смех и понимаете, что этажом выше на лестничной клетке находится пьяная компания. 1. Спокойно подниматься домой.2. ждать, пока они уйдут.3. Дождаться взрослого знакомого человека, входящего в подъезд, и попросить проводить вас.

  • Слайд 11

    Опасные места

    Опасное место - это такое место, где одинаково небезопасно в любое время суток.А какие опасные места знаете вы? Какие места опаснее: те, где большое скопление людей, или те, где малолюдно?

  • Слайд 12

    Незнакомые люди - кто такие?

  • Слайд 13

    Если тебя пытаются куда-то заманить

    Если вы один, то на любые предложения незнакомого человека (покатать на машине, посмотреть щенков или котят на чердаке или в подвале, показать интересный боевик) должны ответить: «Извините - нет» и отойти в сторону.

  • Слайд 14

    Практическое задание

    Работайте с картой района школы № 10 г.Павлово и отметьте на ней , с вашей точки зрения, опасные места.

  • Слайд 15

    Правила «Пять НЕ!»

    • Не вступай в разговор с незнакомцем
    • Не играй на улице с наступлением темноты
    • Не садись в автомашины без разрешения родителей
    • Не задерживайся по дороге из школы домой
    • Не заходи в подъезд или лифт, если там находится посторонний человек
  • Слайд 16

    Домашнее задание

    • Раздел 1. Глава 5. Темы 5.4
    • Практическое задание: вместе с родителями проанализируйте и обсудите, как вы будете действовать, если незнакомый человек подойдет к вам на улице, по дороге домой из школы, в подъезде дома или в общественном транспорте. Составьте для себя алгоритм действий в таких ситуациях.
  • Слайд 17

    Рефлексия

    • Самая важная информация, которую я сегодня получил?
    • Какой опыт был важен для меня?
    • Какие барьеры возникали у меня на занятии?
Посмотреть все слайды

Конспект

Муниципальное образовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа № 2

Урок по основам безопасности

жизнедеятельности.

Тема урока: ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ НА ТРАНСПОРТНЫХ�СРЕДСТВАХ

Автор разработки: преподаватель-организатор ОБЖ

Махова Ирина Юрьевна

Ковров, 2009 г.

Урок проводится в 9-ом классе СКК VII вида.

Цель урока:

Освоить основные правила перевозки пассажиров на различных видах транспортных средств.

Задачи урока:

Развитие активной познавательной деятельности.

Формирование общеинтеллектуальных умений (умение сравнивать, анализировать, обобщать).

Развитие общеучебных умений и навыков (работа с правилом, работа со схемами, работа по алгоритму).

Воспитание самоконтроля.

Активизация внимания учащихся.

Основные принципы обучения на уроке:

Увеличение числа тренировочных задач репродуктивного характера.

Материал излагается небольшими частями и сразу закрепляется путем повторения.

Использование дифференцированных заданий и работ с последующей самопроверкой.

Максимальная наглядность.

Включение различных форм помощи ученикам (алгоритмы, опорные сигналы).

Формы работы на уроке:

Коллективная.

Парная.

Индивидуальная.

Технологические приемы и методы, используемые на уроке:

Стимулирование инициативы и самостоятельности.

Создание ситуации свободного выбора учебных заданий.

Учет индивидуальных особенностей и дифференцированный подход.

Создание ситуаций взаимопомощи.

Самооценка своей деятельности и коррекция.

Создание проблемных ситуаций.

«Мозговая атака».

Результативность проведенного урока:

Проявление индивидуальности учащихся.

Успешная реализация поставленных задач.

Создание благоприятной атмосферы на уроке.

Качественное овладение учебным материалом.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Учитель: Напомните мне ваше домашнее задание.

Ученики: Поработать самостоятельно над вопросами теста.

Учитель: Вы наверное заметили, что все задания в нем охватывают одну из важнейших тем ПДД. Как вы озаглавили этот тест?

Ученики: Правила перевозки пассажиров на транспортных средствах.

Учитель: - Сложно или легко вам было выполнить это задание?

- К кому за помощью вы обращались?

- Чем пользовались, выполняя тест?

- Какие вопросы вызвали затруднение?

Тест « ___________________________________ »

Выполнялся дома самостоятельно учащимися карандашом на печатных листах. Сложные вопросы нужно было обвести в кружок. Ответы не проверяются в начале урока. Задание мотивирует каждого к получению знаний. Ответы корректируются в течение урока, в конце урока тест сдается учителю. Поддерживает дух соперничества и соревновательности.

Почему нельзя перевозить пассажиров на велосипеде?

А) потому что он сломается

Б) потому что он неустойчив

В) так предложила ГИБДД

2. С какого возраста можно ездить на заднем сидении мотоцикла?

А) с 14 лет

Б) с 16 лет

В) с 12 лет

3. Защитный шлем обязаны одевать?

А) водители спортивных мотоциклов

Б) водители всех мотоциклов и их пассажиры

В) водители мотоциклов, за исключением мотоциклов с коляской

4. Можно ли производить посадку и высадку пассажиров со стороны проезжей части?

А) можно, если нет приближающегося транспорта

Б) можно, если посадка и высадка пассажиров со стороны тротуара или обочины невозможна

В) нельзя

5. Можно ли перевозить пассажиров в кузове грузового автомобиля?

А) можно, если дорога ровная

Б) можно, если автомобиль оборудован скамейками (посадочными местами)

В) нельзя

6. С какого возраста можно ездить ребенку на переднем сидении легкового автомобиля?

А) с 12 лет

Б) с 14 лет

В) с 16 лет

7. Можно ли перевозить детей в кузове грузового автомобиля?

А) нельзя

Б) можно, в сопровождении взрослого и при наличии сидений

В) только в исключительных случаях

8. Можно ли ездить в грузовике стоя?

А) можно, если держаться руками за борта

Б) можно, если покрытие дороги без выбоин

В) нельзя

9. Кого можно перевозить на оборудованном дополнительным сидением и подножками велосипеде?

А) взрослого

Б) двоих детей

В) одного ребенка в возрасте до 7 лет

10. При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми обязаны:

А) водитель (включая водителей, обучающих вождению и водителей оперативных служб), пассажиры

Б) водитель обязательно, а пассажиры по желанию

В) водитель (за исключением водителей, обучающих вождению и водителей оперативных служб), пассажиры

11. Перевозка детей на мотоцикле на баке для горючего или между водителем и пассажиром:

А) запрещена

Б) допускается, если ребенку более 12 лет

В) допускается, если ребенку менее 7 лет

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Учитель: Сегодня мы с вами попытаемся найти верные ответы на поставленные вопросы и узнаем все о правилах безопасной перевозки пассажиров на транспортных средствах.

Запись темы урока на доске и в тетради.

Тема: «Правила перевозки пассажиров на транспортных средствах».

Учитель: Работать мы сегодня будем по следующему плану (на доске).

План:

Требования ПДД к перевозке пассажиров на транспортных средствах.

Правила безопасного поведения пассажиров в ДТП.

Учитель: По ходу урока нам встретится много терминов из ПДД, которыми мы должны владеть. Давайте вспомним некоторые из них. (Учитель работает с мультимедиа, дети с ПДД.)

СЛАЙД № 1 Основные термины.

1. Пассажир рисунок понятие

2. Транспортное средство рисунок понятие

3. Механическое транспортное средство рисунок понятие

4. Велосипед рисунок понятие

5. Мотоцикл рисунок понятие

6. Дорожно-транспортное происшествие рисунок понятие

Понятия:

Пассажир - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве, а также лицо, которое входит или выходит из транспортного средства.

Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Механическое транспортное средство - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем.

Велосипед – транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека.

Мотоцикл – двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него.

ДТП – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, а также повреждены сами транспортные средства.

Учитель: Очень многое, в том числе и безопасность в пути, зависит от уровня культуры пассажиров. Так во время движения не следует открывать двери транспортного средства, не высовываться в открытое окно и не вытягивать руки, а также не отвлекать разговорами водителя.

А вот требования ПДД к перевозке пассажиров нужно знать и выполнять.

(На экране рисунок)

Во-первых, садиться в автомобиль и выходить из него можно только со стороны проезжей части или обочины и обязательно после его полной остановки.(Надпись под рисунком.)

Рассмотрим правила перевозки пассажиров на различных транспортных средствах.

ВЕЛОСИПЕД (на экране рисунок).

Учитель: Сколько сидений у велосипеда?

Ученики: Одно.

Учитель: Сколько людей может передвигаться на велосипеде одновременно?

Ученики: Один человек.

Учитель: Разрешено ли перевозить пассажиров на раме или багажнике велосипеда?

Ученики: Запрещено, так как это не предусмотрено правилами из-за неустойчивости данного ТС.

Учитель: Допускается ли исключения из этого правила?

Ученики: Да, нам известно, что в качестве пассажиров на велосипеде можно перевозить ребенка до 7 лет на специальном сидении с подножками.( Надпись под рисунком.)

МОТОЦИКЛ (на экране рисунок).

Учитель: А чем это транспортное средство на ваш взгляд отличается от

предыдущего?

Ученики: - У мотоцикла больший объем двигателя.

- Он может развивать большую максимальную скорость

движения.

- Может иметь боковой прицеп.

Учитель: Какое необходимое мероприятие должны выполнить люди перед посадкой на данные транспортные средства?

Ученики: Перед посадкой необходимо надеть и застегнуть защитный мотошлем.

Учитель: В чем его необходимость?

Ученики: Защитные мотошлемы уменьшают тяжесть травм головы при ДТП.

(На экране рисунок).

На мотоцикле тем, кому еще нет 12 лет разрешено ехать только в коляске, и лишь после 12 лет – на заднем сидении за водителем. Причем пассажиров не должно быть сверх мест, предназначенных для их перевозки.

ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ (на экране рисунок).

Учитель: Сколько взрослых пассажиров может находиться в салоне легкового автомобиля?

Ученики: Согласно предусмотренного числа мест.

Учитель: Лишь с 12 лет можно располагаться рядом с водителем. Водитель и пассажиры легкового автомобиля должны быть пристегнуты ремнями безопасности. (На экране рисунок).

Действительно ли оправдывают себя ремни безопасности?

Давайте послушаем исследовательский отчет учащихся: Шленского Александра и Мельникова Александра.

Мельников Саша, Шленский Саша:

Мы попытаемся дать ответ на следующий вопрос: Что угрожает жизни и здоровью людей, находящихся в кабине автомобиля в момент совершения ДТП. Способны ли ремни безопасности спасти водителя и пассажиров от гибели?

В момент столкновения, жизни и здоровью людей действительно угрожают удары о различные предметы интерьера салона, выбрасывание из автомобиля через лобовое (заднее) стекло и удары пассажиров друг о друга.

Поэтому роль ремней безопасности велика.

Результаты исследований, приведенные в книге К. Жерондо «Безопасность движения: прошлое, настоящее, будущее», проведенные методом скоростной съемки показывают, что при наезде автомобиля, скорость движения которого 80 км/ч, на неподвижное препятствие происходит следующее:

ВРЕМЯ ОТ МОМЕНТА СТОЛКНОВЕНИЯ

ПОСЛЕДСТВИЯ

Спустя 0,026 секунды

- Вдавливается бампер до линии передних сидений

- Пассажиры со скоростью 80 км/ч продолжают движение в салоне

Спустя 0,039 секунды

- Водитель вместе с передним сидением передвигается вперед на 15 см

Спустя 0,044 секунды

- Он грудной клеткой ломает руль

Спустя 0,050 секунды

- На всех пассажиров начинает действовать сила, в 80 раз превышающая их собственный вес

Спустя 0,068 секунды

- Водитель с силой в 9 тонн ударяется о приборный щиток

Спустя 0,092 секунды

- Водитель и сидящий рядом пассажир врезаются головами в переднее ветровое стекло и получают смертельные повреждения черепа

Спустя 0,1 секунды

- Повисший на руле водитель отбрасывается назад, он уже мертв

Спустя 0,11 секунды

- Автомобиль начинает откатываться назад

Спустя 0, 113 секунды

- Сидящий за рулем водитель сталкивается с пассажиром сзади, нанося ему смертельные повреждения

МЕНЕЕ ЧЕМ ЗА 0,2 СЕКУНДЫ ВСЕ ОКОНЧЕНО!

СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ ПРИ СТОЛКНОВЕНИИ

ТРАВМЫ, АНАЛОГИЧНЫЕ ПАДЕНИЮ С ВЫСОТЫ

30 км/ч

3,5 м (одноэтажное здание)

60 км/ч

14 м

80 км/ч

30 м (семиэтажное здание)

Распределение элементов оборудования автомобиля по частоте причиняемых ими травм, в %

ОБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ

СТЕПЕНЬ ОПАСНОСТИ ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ

СТЕПЕНЬ ОПАСНОСТИ ДЛЯ ПАССАЖИРОВ

Рулевое колесо

33,3 %

-

Лобовое стекло

21,1 %

28,4 %

Рулевая колонка

14,3 %

-

Панель приборов

13,4 %

38,4 %

Двери и передние стойки

10,4 %

20,2 %

Крыша

5,2 %

4,0 %

Спинки сидений

1,0 %

3,6 %

Учитель: Для безопасной перевозки малолетних детей в салоне легкового автомобиля правилами также предусмотрены специальные детские сидения.

Учитель: В некоторых городах России существуют специальные детские такси. Байрамгулова Жанна нам о них сейчас расскажет.

Байрамгулова Жанна:

Да, это верно и действительно вызывает интерес. Подобные такси уже более года существуют в Иркутске и Екатеринбурге. Автомобили оснащены универсальными удерживающими устройствами, которые подходят детям любого возраста. Все водители имеют педагогическое образование – в большинстве случаев это бывшие учителя школ и воспитатели детских садов. В салонах машин установлены мониторы, на которых демонстрируются мультфильмы.

Учитель: С 1 июля 2008 года принято постановление о внесении изменений в Правила дорожного движения по перевозке пассажиров. Каковы новые требования? Доклад Копейкина Алеши.

Копейкин Алеша:

Согласно действующим правилам, применительно к теме нашего урока, перевозка детей в кузове бортового грузового автомобиля допускается только в исключительных случаях. С 1 июля она запрещена при любых обстоятельствах. Вместе с тем любое другое транспортное средство, в котором едут маленькие пассажиры, должно, как сказано в документе, «иметь спереди и сзади» специальный опознавательный знак «Перевозка детей» (ФОТО на экран). Кроме того, уточняется, что все дети в транспортном средстве во время движения должны сидеть (сейчас в ПДД такого указания нет).

Еще одно новшество: согласно новым Правилам, шофер обязан включать аварийную сигнализацию «при посадке детей в транспортное средство, имеющее опознавательные знаки «Перевозка детей», и высадке из него.

СЛАЙД: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПО ТЕМЕ «ПЕРЕВОЗКА ПАССАЖИРОВ НА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ».

II. Правила безопасного поведения пассажиров в ДТП.

Учитель: А если авария неизбежна?

Пассажиры и водители могут выжить, если обучены совместным действиям в опасных ситуациях на дороге.

Самостоятельная работа учащихся с текстом:

«ПОВЕДЕНИЕ ПАССАЖИРОВ ПРИ НЕИЗБЕЖНОСТИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ».

Работа в парах по принципу «слабый – сильный»:

1 этап: Самостоятельное ознакомление с текстом по плану.

2 этап: Выполнение задания по заполнению таблицы.

3 этап: Обобщение на экране (слайды-картинки из текста).

4 этап: Самопроверка в парах с выставлением оценок за лучшие результаты.

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ:

Какие места в кабине грузового и салоне легкового автомобиля считаются наиболее опасными?

Как пассажирам легкового автомобиля избежать травмы при лобовом столкновении?

Назови меры защиты пассажиров при боковом столкновении.

Действия пассажиров при заднем ударе.

Что должны предпринять пассажиры в случае опрокидования транспортного средства.

Заполните пропуски в таблице, используя приведенные ниже способы действий.

Вид ДТП

Положение пассажира

Способ защиты

Лобовое столкновение

Переднее сидение

Заднее сидение

Боковое столкновение

Переднее сидение

Заднее сидение

Задний удар

Переднее сидение

Заднее сидение

Опрокидование

Переднее сидение

Заднее сидение

Способы защиты пассажиров в ДТП:

Руками упереться в переднюю панель.

Крепко обхватить затылок руками.

Один кладет голову на колени другому, а тот накрывает собой первого.

Соскользнуть вниз, уперевшись головой в спинку сидения.

Подбородок прижать к груди, а руками защитить голову.

Упереться плечом в спинку переднего сидения.

Руками схватиться за переднее сидение.

Самопроверка:

Вид ДТП

Положение пассажира

Способ защиты

Лобовое столкновение

Переднее сидение

1

Руками упереться в переднюю панель.

Заднее сидение

6

Упереться плечом в спинку переднего сидения.

Боковое столкновение

Переднее сидение

5

Подбородок прижать к груди, а руками защитить голову.

Заднее сидение

7

Руками схватиться за переднее сидение.

Задний удар

Переднее сидение

2

4

Крепко обхватить затылок руками.

ИЛИ

Соскользнуть вниз, уперевшись головой в спинку сидения.

Заднее сидение

2

4

Крепко обхватить затылок руками.

ИЛИ

Соскользнуть вниз, уперевшись головой в спинку сидения.

Опрокидование

Переднее сидение

3

Один кладет голову на колени другому, а тот накрывает собой первого.

Заднее сидение

3

Один кладет голову на колени другому, а тот накрывает собой первого.

Используемая литература:

Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе.- Волгоград: Учитель, 2006г.

Рублях В.Э. Правила дорожного движения.- Москва: Просвещение, 1985 г.

Рублях В.Э. Изучение правил дорожного движения в школе.- Москва: Просвещение, 1981 г.

Логинова Л. 365 уроков безопасности.- Москва: Рольф, 2000 г.

Правила и безопасность дорожного движения.- Москва, 1997 г.

Журнал «Клаксон» 2008 г.

Оборудование к уроку:

Презентация на мультимедиа.

Муниципальное образовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа № 2

Урок по основам безопасности

жизнедеятельности.

Тема урока: ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ НА ТРАНСПОРТНЫХ�СРЕДСТВАХ

Автор разработки: преподаватель-организатор ОБЖ

Махова Ирина Юрьевна

Ковров, 2009 г.

Урок проводится в 9-ом классе СКК VII вида.

Цель урока:

Освоить основные правила перевозки пассажиров на различных видах транспортных средств.

Задачи урока:

Развитие активной познавательной деятельности.

Формирование общеинтеллектуальных умений (умение сравнивать, анализировать, обобщать).

Развитие общеучебных умений и навыков (работа с правилом, работа со схемами, работа по алгоритму).

Воспитание самоконтроля.

Активизация внимания учащихся.

Основные принципы обучения на уроке:

Увеличение числа тренировочных задач репродуктивного характера.

Материал излагается небольшими частями и сразу закрепляется путем повторения.

Использование дифференцированных заданий и работ с последующей самопроверкой.

Максимальная наглядность.

Включение различных форм помощи ученикам (алгоритмы, опорные сигналы).

Формы работы на уроке:

Коллективная.

Парная.

Индивидуальная.

Технологические приемы и методы, используемые на уроке:

Стимулирование инициативы и самостоятельности.

Создание ситуации свободного выбора учебных заданий.

Учет индивидуальных особенностей и дифференцированный подход.

Создание ситуаций взаимопомощи.

Самооценка своей деятельности и коррекция.

Создание проблемных ситуаций.

«Мозговая атака».

Результативность проведенного урока:

Проявление индивидуальности учащихся.

Успешная реализация поставленных задач.

Создание благоприятной атмосферы на уроке.

Качественное овладение учебным материалом.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Учитель: Напомните мне ваше домашнее задание.

Ученики: Поработать самостоятельно над вопросами теста.

Учитель: Вы наверное заметили, что все задания в нем охватывают одну из важнейших тем ПДД. Как вы озаглавили этот тест?

Ученики: Правила перевозки пассажиров на транспортных средствах.

Учитель: - Сложно или легко вам было выполнить это задание?

- К кому за помощью вы обращались?

- Чем пользовались, выполняя тест?

- Какие вопросы вызвали затруднение?

Тест « ___________________________________ »

Выполнялся дома самостоятельно учащимися карандашом на печатных листах. Сложные вопросы нужно было обвести в кружок. Ответы не проверяются в начале урока. Задание мотивирует каждого к получению знаний. Ответы корректируются в течение урока, в конце урока тест сдается учителю. Поддерживает дух соперничества и соревновательности.

Почему нельзя перевозить пассажиров на велосипеде?

А) потому что он сломается

Б) потому что он неустойчив

В) так предложила ГИБДД

2. С какого возраста можно ездить на заднем сидении мотоцикла?

А) с 14 лет

Б) с 16 лет

В) с 12 лет

3. Защитный шлем обязаны одевать?

А) водители спортивных мотоциклов

Б) водители всех мотоциклов и их пассажиры

В) водители мотоциклов, за исключением мотоциклов с коляской

4. Можно ли производить посадку и высадку пассажиров со стороны проезжей части?

А) можно, если нет приближающегося транспорта

Б) можно, если посадка и высадка пассажиров со стороны тротуара или обочины невозможна

В) нельзя

5. Можно ли перевозить пассажиров в кузове грузового автомобиля?

А) можно, если дорога ровная

Б) можно, если автомобиль оборудован скамейками (посадочными местами)

В) нельзя

6. С какого возраста можно ездить ребенку на переднем сидении легкового автомобиля?

А) с 12 лет

Б) с 14 лет

В) с 16 лет

7. Можно ли перевозить детей в кузове грузового автомобиля?

А) нельзя

Б) можно, в сопровождении взрослого и при наличии сидений

В) только в исключительных случаях

8. Можно ли ездить в грузовике стоя?

А) можно, если держаться руками за борта

Б) можно, если покрытие дороги без выбоин

В) нельзя

9. Кого можно перевозить на оборудованном дополнительным сидением и подножками велосипеде?

А) взрослого

Б) двоих детей

В) одного ребенка в возрасте до 7 лет

10. При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми обязаны:

А) водитель (включая водителей, обучающих вождению и водителей оперативных служб), пассажиры

Б) водитель обязательно, а пассажиры по желанию

В) водитель (за исключением водителей, обучающих вождению и водителей оперативных служб), пассажиры

11. Перевозка детей на мотоцикле на баке для горючего или между водителем и пассажиром:

А) запрещена

Б) допускается, если ребенку более 12 лет

В) допускается, если ребенку менее 7 лет

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Учитель: Сегодня мы с вами попытаемся найти верные ответы на поставленные вопросы и узнаем все о правилах безопасной перевозки пассажиров на транспортных средствах.

Запись темы урока на доске и в тетради.

Тема: «Правила перевозки пассажиров на транспортных средствах».

Учитель: Работать мы сегодня будем по следующему плану (на доске).

План:

Требования ПДД к перевозке пассажиров на транспортных средствах.

Правила безопасного поведения пассажиров в ДТП.

Учитель: По ходу урока нам встретится много терминов из ПДД, которыми мы должны владеть. Давайте вспомним некоторые из них. (Учитель работает с мультимедиа, дети с ПДД.)

СЛАЙД № 1 Основные термины.

1. Пассажир рисунок понятие

2. Транспортное средство рисунок понятие

3. Механическое транспортное средство рисунок понятие

4. Велосипед рисунок понятие

5. Мотоцикл рисунок понятие

6. Дорожно-транспортное происшествие рисунок понятие

Понятия:

Пассажир - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве, а также лицо, которое входит или выходит из транспортного средства.

Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Механическое транспортное средство - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем.

Велосипед – транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека.

Мотоцикл – двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него.

ДТП – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, а также повреждены сами транспортные средства.

Учитель: Очень многое, в том числе и безопасность в пути, зависит от уровня культуры пассажиров. Так во время движения не следует открывать двери транспортного средства, не высовываться в открытое окно и не вытягивать руки, а также не отвлекать разговорами водителя.

А вот требования ПДД к перевозке пассажиров нужно знать и выполнять.

(На экране рисунок)

Во-первых, садиться в автомобиль и выходить из него можно только со стороны проезжей части или обочины и обязательно после его полной остановки.(Надпись под рисунком.)

Рассмотрим правила перевозки пассажиров на различных транспортных средствах.

ВЕЛОСИПЕД (на экране рисунок).

Учитель: Сколько сидений у велосипеда?

Ученики: Одно.

Учитель: Сколько людей может передвигаться на велосипеде одновременно?

Ученики: Один человек.

Учитель: Разрешено ли перевозить пассажиров на раме или багажнике велосипеда?

Ученики: Запрещено, так как это не предусмотрено правилами из-за неустойчивости данного ТС.

Учитель: Допускается ли исключения из этого правила?

Ученики: Да, нам известно, что в качестве пассажиров на велосипеде можно перевозить ребенка до 7 лет на специальном сидении с подножками.( Надпись под рисунком.)

МОТОЦИКЛ (на экране рисунок).

Учитель: А чем это транспортное средство на ваш взгляд отличается от

предыдущего?

Ученики: - У мотоцикла больший объем двигателя.

- Он может развивать большую максимальную скорость

движения.

- Может иметь боковой прицеп.

Учитель: Какое необходимое мероприятие должны выполнить люди перед посадкой на данные транспортные средства?

Ученики: Перед посадкой необходимо надеть и застегнуть защитный мотошлем.

Учитель: В чем его необходимость?

Ученики: Защитные мотошлемы уменьшают тяжесть травм головы при ДТП.

(На экране рисунок).

На мотоцикле тем, кому еще нет 12 лет разрешено ехать только в коляске, и лишь после 12 лет – на заднем сидении за водителем. Причем пассажиров не должно быть сверх мест, предназначенных для их перевозки.

ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ (на экране рисунок).

Учитель: Сколько взрослых пассажиров может находиться в салоне легкового автомобиля?

Ученики: Согласно предусмотренного числа мест.

Учитель: Лишь с 12 лет можно располагаться рядом с водителем. Водитель и пассажиры легкового автомобиля должны быть пристегнуты ремнями безопасности. (На экране рисунок).

Действительно ли оправдывают себя ремни безопасности?

Давайте послушаем исследовательский отчет учащихся: Шленского Александра и Мельникова Александра.

Мельников Саша, Шленский Саша:

Мы попытаемся дать ответ на следующий вопрос: Что угрожает жизни и здоровью людей, находящихся в кабине автомобиля в момент совершения ДТП. Способны ли ремни безопасности спасти водителя и пассажиров от гибели?

В момент столкновения, жизни и здоровью людей действительно угрожают удары о различные предметы интерьера салона, выбрасывание из автомобиля через лобовое (заднее) стекло и удары пассажиров друг о друга.

Поэтому роль ремней безопасности велика.

Результаты исследований, приведенные в книге К. Жерондо «Безопасность движения: прошлое, настоящее, будущее», проведенные методом скоростной съемки показывают, что при наезде автомобиля, скорость движения которого 80 км/ч, на неподвижное препятствие происходит следующее:

ВРЕМЯ ОТ МОМЕНТА СТОЛКНОВЕНИЯ

ПОСЛЕДСТВИЯ

Спустя 0,026 секунды

- Вдавливается бампер до линии передних сидений

- Пассажиры со скоростью 80 км/ч продолжают движение в салоне

Спустя 0,039 секунды

- Водитель вместе с передним сидением передвигается вперед на 15 см

Спустя 0,044 секунды

- Он грудной клеткой ломает руль

Спустя 0,050 секунды

- На всех пассажиров начинает действовать сила, в 80 раз превышающая их собственный вес

Спустя 0,068 секунды

- Водитель с силой в 9 тонн ударяется о приборный щиток

Спустя 0,092 секунды

- Водитель и сидящий рядом пассажир врезаются головами в переднее ветровое стекло и получают смертельные повреждения черепа

Спустя 0,1 секунды

- Повисший на руле водитель отбрасывается назад, он уже мертв

Спустя 0,11 секунды

- Автомобиль начинает откатываться назад

Спустя 0, 113 секунды

- Сидящий за рулем водитель сталкивается с пассажиром сзади, нанося ему смертельные повреждения

МЕНЕЕ ЧЕМ ЗА 0,2 СЕКУНДЫ ВСЕ ОКОНЧЕНО!

СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ ПРИ СТОЛКНОВЕНИИ

ТРАВМЫ, АНАЛОГИЧНЫЕ ПАДЕНИЮ С ВЫСОТЫ

30 км/ч

3,5 м (одноэтажное здание)

60 км/ч

14 м

80 км/ч

30 м (семиэтажное здание)

Распределение элементов оборудования автомобиля по частоте причиняемых ими травм, в %

ОБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ

СТЕПЕНЬ ОПАСНОСТИ ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ

СТЕПЕНЬ ОПАСНОСТИ ДЛЯ ПАССАЖИРОВ

Рулевое колесо

33,3 %

-

Лобовое стекло

21,1 %

28,4 %

Рулевая колонка

14,3 %

-

Панель приборов

13,4 %

38,4 %

Двери и передние стойки

10,4 %

20,2 %

Крыша

5,2 %

4,0 %

Спинки сидений

1,0 %

3,6 %

Учитель: Для безопасной перевозки малолетних детей в салоне легкового автомобиля правилами также предусмотрены специальные детские сидения.

Учитель: В некоторых городах России существуют специальные детские такси. Байрамгулова Жанна нам о них сейчас расскажет.

Байрамгулова Жанна:

Да, это верно и действительно вызывает интерес. Подобные такси уже более года существуют в Иркутске и Екатеринбурге. Автомобили оснащены универсальными удерживающими устройствами, которые подходят детям любого возраста. Все водители имеют педагогическое образование – в большинстве случаев это бывшие учителя школ и воспитатели детских садов. В салонах машин установлены мониторы, на которых демонстрируются мультфильмы.

Учитель: С 1 июля 2008 года принято постановление о внесении изменений в Правила дорожного движения по перевозке пассажиров. Каковы новые требования? Доклад Копейкина Алеши.

Копейкин Алеша:

Согласно действующим правилам, применительно к теме нашего урока, перевозка детей в кузове бортового грузового автомобиля допускается только в исключительных случаях. С 1 июля она запрещена при любых обстоятельствах. Вместе с тем любое другое транспортное средство, в котором едут маленькие пассажиры, должно, как сказано в документе, «иметь спереди и сзади» специальный опознавательный знак «Перевозка детей» (ФОТО на экран). Кроме того, уточняется, что все дети в транспортном средстве во время движения должны сидеть (сейчас в ПДД такого указания нет).

Еще одно новшество: согласно новым Правилам, шофер обязан включать аварийную сигнализацию «при посадке детей в транспортное средство, имеющее опознавательные знаки «Перевозка детей», и высадке из него.

СЛАЙД: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПО ТЕМЕ «ПЕРЕВОЗКА ПАССАЖИРОВ НА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ».

II. Правила безопасного поведения пассажиров в ДТП.

Учитель: А если авария неизбежна?

Пассажиры и водители могут выжить, если обучены совместным действиям в опасных ситуациях на дороге.

Самостоятельная работа учащихся с текстом:

«ПОВЕДЕНИЕ ПАССАЖИРОВ ПРИ НЕИЗБЕЖНОСТИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ».

Работа в парах по принципу «слабый – сильный»:

1 этап: Самостоятельное ознакомление с текстом по плану.

2 этап: Выполнение задания по заполнению таблицы.

3 этап: Обобщение на экране (слайды-картинки из текста).

4 этап: Самопроверка в парах с выставлением оценок за лучшие результаты.

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ:

Какие места в кабине грузового и салоне легкового автомобиля считаются наиболее опасными?

Как пассажирам легкового автомобиля избежать травмы при лобовом столкновении?

Назови меры защиты пассажиров при боковом столкновении.

Действия пассажиров при заднем ударе.

Что должны предпринять пассажиры в случае опрокидования транспортного средства.

Заполните пропуски в таблице, используя приведенные ниже способы действий.

Вид ДТП

Положение пассажира

Способ защиты

Лобовое столкновение

Переднее сидение

Заднее сидение

Боковое столкновение

Переднее сидение

Заднее сидение

Задний удар

Переднее сидение

Заднее сидение

Опрокидование

Переднее сидение

Заднее сидение

Способы защиты пассажиров в ДТП:

Руками упереться в переднюю панель.

Крепко обхватить затылок руками.

Один кладет голову на колени другому, а тот накрывает собой первого.

Соскользнуть вниз, уперевшись головой в спинку сидения.

Подбородок прижать к груди, а руками защитить голову.

Упереться плечом в спинку переднего сидения.

Руками схватиться за переднее сидение.

Самопроверка:

Вид ДТП

Положение пассажира

Способ защиты

Лобовое столкновение

Переднее сидение

1

Руками упереться в переднюю панель.

Заднее сидение

6

Упереться плечом в спинку переднего сидения.

Боковое столкновение

Переднее сидение

5

Подбородок прижать к груди, а руками защитить голову.

Заднее сидение

7

Руками схватиться за переднее сидение.

Задний удар

Переднее сидение

2

4

Крепко обхватить затылок руками.

ИЛИ

Соскользнуть вниз, уперевшись головой в спинку сидения.

Заднее сидение

2

4

Крепко обхватить затылок руками.

ИЛИ

Соскользнуть вниз, уперевшись головой в спинку сидения.

Опрокидование

Переднее сидение

3

Один кладет голову на колени другому, а тот накрывает собой первого.

Заднее сидение

3

Один кладет голову на колени другому, а тот накрывает собой первого.

Используемая литература:

Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе.- Волгоград: Учитель, 2006г.

Рублях В.Э. Правила дорожного движения.- Москва: Просвещение, 1985 г.

Рублях В.Э. Изучение правил дорожного движения в школе.- Москва: Просвещение, 1981 г.

Логинова Л. 365 уроков безопасности.- Москва: Рольф, 2000 г.

Правила и безопасность дорожного движения.- Москва, 1997 г.

Журнал «Клаксон» 2008 г.

Оборудование к уроку:

Презентация на мультимедиа.

Скачать конспект

Сообщить об ошибке