Презентация на тему "Психологические защиты у детей дошкольного возраста"

Презентация: Психологические защиты у детей дошкольного возраста
1 из 192
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.2
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн на тему "Психологические защиты у детей дошкольного возраста" по психологии. Презентация состоит из 192 слайдов. Для студентов. Материал добавлен в 2017 году. Средняя оценка: 4.2 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.3 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    192
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Психологические защиты у детей дошкольного возраста
    Слайд 1

    Психологические защиты у детей дошкольного возраста

  • Слайд 2

    Психологическая защита — это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта

  • Слайд 3

    Обычно заключение о механизмах психологической защиты и стратегиях защитного поведения делают на основе наблюдения за ребенком или используя некоторые проективные методики (например, цветовой тест Люшера, методику проективного интервью, детские варианты метода рисуночных ассоциаций Розенцвейга и тематического апперцептивного теста).

  • Слайд 4

    трактовке содержания психологических защитных механизмов и осознанных стратегий совладания, которые можно выявить у здоровых детей в возрасте от 6 до 11 лет,

  • Слайд 5

    основная проблема человеческого существования заключается в том, чтобы справиться со страхом и тревогой, которые возникают в самых разных ситуациях. З Фрейд

  • Слайд 6

    ликвидация тревоги и избавление от страха — это наиболее мощный критерий эффективности действия защитных механизмов

  • Слайд 7

    Страх приобретает новые формы с развитием человека. Сначала это — биологическая эмоция, лежащая в основе витальной тревоги по поводу предстоящего наказания («Что за это со мной сделают?»). Затем страх трансформируется в человеческие чувства, лежащие в социальной или моральной сфере: стыд и вину.

  • Слайд 8

    Стыд возникает как давление общественной морали и ориентирован на внешнюю оценку («Что обо мне подумают?»). Вина отражает личные представления ребенка о себе (автономную мораль) и самооценку («Что теперь я сам о себе должен думать?»).

  • Слайд 9

    «Нет страха и тревоги — нет защитных механизмов». З Фрейд Возникновение в онтогенезе различных типов тревоги стимулирует развитие разновидностей защитных механизмов

  • Слайд 10

    История вопроса

    Впервые понятие «защита» 3. Фрейд использовал в 1894 году в своей работе «Защитные нейропсихозы» психологические защиты являются врожденными, запускаются в экстремальной ситуации и выполняют функцию «снятия внутреннего конфликта», т. е. выступают как средство разрешения конфликта между сознанием и бессознательным.

  • Слайд 11

    В современной психологии представления о связи защиты с экстремальными ситуациями и о смягчении с ее помощью конфликтов — сохранились, а положение о врожденном разнообразии форм защиты у конкретного человека — подверглось коррекции.

  • Слайд 12

    Что подлежит защите?

  • Слайд 13

    Гармоничность, уравновешенность структуры личности.

  • Слайд 14

    «Оно» «Я» «Сверх-Я» З. Фрейд

  • Слайд 15

    «Сверх-Я» — своеобразная моральная цензура, уровень социального должного, который складывается из запретов, выработанных в совместной жизни людей, и ограничений, налагаемых обществом на способы удовлетворения биологически значимых потребностей

  • Слайд 16

    «Я» регулирует процесс сознательного приспособления к внешней и внутренней средам. Это та сила, которая уравновешивает глубинные неосознанные влечения и требования общества, осуществляя функцию их синтеза.

  • Слайд 17

    «Оно» представляет собой резервуар бессознательных иррациональных реакций и импульсов, физиологических по своей природе, и служит источником психической энергии, руководствуясь принципом удовольствия Я-ОНО (Всадник-лошадь)

  • Слайд 18

    Постепенно большинство исследователей склонилось к выводу, что функциональное назначение и цель психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречием между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными (интериоризированными) требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия.

  • Слайд 19

    Ослабляя конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику. При этом свой конфликт между потребностью и страхом человек может выражать разными способами: - посредством психических перестроек, - посредством телесных нарушений (дисфункций), проявляющихся в виде хронических психосоматических симптомов, - в форме изменения способов поведения.

  • Слайд 20

    Анна Фрейд подчеркивала оберегающий характер защитных механизмов акцентировала роль механизмов защиты в разрешении внешних (социогенных) конфликтов, а сами механизмы рассматривала не только как проявление врожденных задатков набор защитных механизмов индивидуален и характеризует уровень адаптированности личности

  • Слайд 21

    «Защитные механизмы — это деятельность «Я», которая начинается, когда «Я» подвержено чрезмерной активности побуждений или соответствующих им аффектов, представляющих для него опасность. Они функционируют автоматично, не согласуясь с сознанием» А Фрейд

  • Слайд 22

    Защитные механизмы

    перцептивные, интеллектуальные двигательные автоматизмы А. Фрейд

  • Слайд 23

    Генезис защит (А. Фрейд)

    От рождения до 1 года- предстадия защит 1-2 года – отрицание (отказ, оппозиция), а также в виде тенденции к присоединению — проекции и имитации 2-3 года – вытеснение (вначале подавление)

  • Слайд 24

    регрессия, обращение против собственной личности и замещение,— не зависят от этапов развития «Я».

  • Слайд 25

    Важно, что замещение проявляется при активизации потребности в автономии и свободе в форме эмансипации. В связи с развитием речи и логического мышления, позднее усиливается тенденция к присоединению и начинает развиваться и компенсация как незрелая форма рационализации. Постепенно «Я» укрепляет свою власть над «Оно», и абстрактное логическое мышление становится основной характеристикой

  • Слайд 26

    Современные представления о психологических защитных механизмах

    Совокупность процессов интрапсихической адаптации личности за счет подсознательной переработки поступающей информации.

  • Слайд 27

    В этих процессах принимают участие все психические функции: восприятие, память, внимание, воображение, мышление, эмоции

  • Слайд 28

    Включаясь в психотравмирующей ситуации, защитные механизмы выступают в роли своеобразных барьеров на пути продвижения информации

  • Слайд 29

    В результате взаимодействия с ними тревожная для личности информация либо игнорируется, либо искажается, либо фальсифицируется. Тем самым формируется специфическое состояние сознания, позволяющее человеку сохранить гармоничность и уравновешенность структуры своей личности.

  • Слайд 30

    Такое защитное внутреннее изменение рассматривается как особая форма приспособления человека к среде

  • Слайд 31

    Первоначально защита проявляется в раннем детстве, когда формы общения и виды конфликтов со средой ограничены уровнем развития личности .Она предназначена для автоматичного приспособления к среде за счет самопротекции

  • Слайд 32

    Однако во взрослом состоянии, при взаимодействии в расширенном социальном окружении, защиты только по типу автоматизмов бывает явно недостаточно. Поэтому если она не усложняется и не корректируется, то при определенных условиях может привести к дезадаптации личности.

  • Слайд 33

    Исследования показали, что организация защиты и ее способность противостоять внешним вредным воздействиям (т. е. выполнять свои функции) у разных людей не одинакова

  • Слайд 34

    необходимость различать нормальную, постоянно действующую в нашей повседневной жизни защиту, выполняющую профилактические функции, и защиту патологическую — как неадекватную форму адаптации.

  • Слайд 35

    Срабатывая автоматически, психологическая защита снижает напряженность, улучшает самочувствие и тем самым приспосабливает человека к ситуации, т. к. уменьшает тревогу и страх

  • Слайд 36

    Однако нередко от человека требуется слишком много сил, чтобы держать свои страхи и желания «на привязи». В этом случае защита создает для личности множество ограничений, неизбежно приводит человека к замкнутости и изоляции. Значительные затраты энергии на удержание себя «в футляре» могут ощущаться как хроническая усталость или повышение общего уровня тревожности.

  • Слайд 37

    Если защитные механизмы психики у человека слабы, страх и дискомфорт неизбежно переполнят его душу. В то же время, для поддержания работы механизмов защиты на оптимальном уровне требуется постоянное расходование энергии

  • Слайд 38

    Сколько всего известно защитных механизмов?

  • Слайд 39

    А. Фрейд - 15 В Словаре-справочнике по психиатрии, опубликованном Американской Психиатрической ассоциацией в 1975 г., — 23 Обощенный вариант - 34

  • Слайд 40

    Р. Плутчик(механизмы психологической защи­ты являются производными эмоций, а эмоции определяются как базисные средства адаптации) -8 адаптивных реакций инкорпорация, отвержение, протекция, разрушение, воспроизводство, реинтеграция, ориентация, исследование

  • Слайд 41

    Полярные эмоции радость — печаль, страх — гнев, принятие — отвращение, ожидание — удивление

  • Слайд 42

    Базисные механизмы защит

    реактивное образование — компенсация, подавление — замещение, отрицание — проекция, интеллектуализация — регрессия

  • Слайд 43

    базовые отрицание, вытеснение, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивное образование вторичные (к их числу относятся все остальные).

  • Слайд 44

    Возрастная динамика

    Первоначально отрицание и регрессия, а также их аналоги. Затем возникают защиты, связанные с процессами памяти, а именно с забыванием информации вытеснение и подавление Самыми последними, по мере развития процессов мышления и воображения, формируются и наиболее сложные и зрелые виды защит, связанные с переработкой и переоценкой информации рационализация

  • Слайд 45

    Преобладание у человека какого-либо защитного механизма может привести к развитию определенных черт и акцентуаций характера

  • Слайд 46

    Определенный механизм защиты как средство искажения реальности может характеризовать серьезные личностные расстройства и нарушения

  • Слайд 47

    параноидная личность, для которой характерны высокая критичность и подозрительность по отношению к окружающим, ощущая собственную неполноценность, защищается проекцией.

  • Слайд 48

    Агрессивная личность, основной эмоцией которой является гнев (раздражение), использует защиту замещения, позволяющую ей направлять реакцию агрессии на более безопасный объект.

  • Слайд 49

    У внушаемой и некритичной истерической личности преобладающим типом защиты является отрицание.

  • Слайд 50

    Пассивный личностный тип (робкий, зависимый, безынициативный, склонный к избеганию решения проблем и уходу в себя) защищается от страха — самой характерной для него эмоции — с помощью подавления и вытеснения.

  • Слайд 51

    Механизмы психологической защиты у взрослых

    Отрицание — это стремление избежать новой информации, не совместимой со сложившимися положительными представлениями о себе

  • Слайд 52

    Это как бы барьер, расположенный прямо на входе воспринимающей системы. Отрицание характеризуется тем, что внимание блокируется на стадии восприятия

  • Слайд 53

    Информация, противоречащая установкам личности, не принимается.

  • Слайд 54

    Чаще других механизмов защит отрицание используется внушаемыми личностями и нередко преобладает при соматических заболеваниях

  • Слайд 55

    Примитивное отрицание — один из главных механизмов подавления страха, с помощью которого опасность как бы отодвигается и прекращает свое существование. Оно чаще всего наблюдается у людей пассивных, инертных, бездеятельных.

  • Слайд 56

    Человека с отрицанием как ведущим механизмом защиты отличают эгоцентризм, внушаемость, самовнушаемость, артистические и художественные способности, отсутствие самокритики и богатая фантазия. В крайних проявлениях обнаруживается демонстративность поведения, а при патологии — истерия.

  • Слайд 57

    Вытеснение связано с избеганием внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания не информации о случившемся в целом, а только истинного, но неприемлемого мотива своего поведения

  • Слайд 58

    неосознанным остается глобальный смысл вполне осознаваемых действий, поступков и переживаний

  • Слайд 59

    Вытеснение выполняет свою защитную функцию, не допуская в сознание желаний, идущих вразрез с нравственными ценностями, и тем самым обеспечивает приличие и благоразумие. Оно направлено на то, что раньше было осознано, хотя бы частично, а запрещенным стало вторично, и поэтому удерживается в памяти

  • Слайд 60

    Исключение мотива переживания из сознания равносильно его забыванию. Причина подобного забывания — намерение избежать дискомфорта, которое вызывается данным воспоминанием.

  • Слайд 61

    При подавлении, как и при вытеснении, защита проявляется в блокировании неприятной, нежелательной информации, но эта блокировка осуществляется либо при ее переводе из воспринимающей системы в память, либо при выводе из памяти в сознание

  • Слайд 62

    Подавление вступает в действие лишь тогда, когда тенденция нежелательного действия достигает определенной силы

  • Слайд 63

    В этих условиях соответствующие следы снабжаются как бы специальными метками, которые и затрудняют последующее произвольное воспоминание события в целом — блокируют их

  • Слайд 64

    В то же время, информация, маркированная таким образом, в памяти сохраняется. При подавлении страх блокируется путем забывания реального стимула и обстоятельств, связанных с ним по ассоциации. Обычно подавление проявляется при сдерживании эмоции страха и преодолении зависимости от агрессора.

  • Слайд 65

    Рационализация — это защита, связанная с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстает как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам

  • Слайд 66

    Суть рационализации — в отыскании места для испытываемого побуждения или совершенного поступка в имеющейся у человека системе внутренних ориентиров, ценностей, без разрушения этой системы.

  • Слайд 67

    Это подыскивание разумных объяснений постфактум, с целью получения для себя индульгенции

  • Слайд 68

    Этот вид защиты чаще используется людьми с сильным самоконтролем

  • Слайд 69

    Установлено, что рационализация формируется тем быстрее, чем чаще и сильнее человек испытывает субъективное ощущение несправедливости наказания

  • Слайд 70

    При этом в процессе рационализации может осуществляться дискредитация цели или жертвы. Например, цель может переоцениваться как «не настолько желательная, чтобы рисковать».

  • Слайд 71

    Одна из разновидностей рационализации — уклончивость.

  • Слайд 72

    Когда он говорит искренне — он говорит правду. Но совсем не обязательно, что эта правда соответствует объективной реальности, истине.

  • Слайд 73

    Проекция — вид защиты, который связан с бессознательным переносом неприемлемых собственных чувств, желаний и стремлений на других, с целью перекладывания ответственности за то, что происходит внутри «Я»,— на окружающий мир

  • Слайд 74

    С этой целью границы «Я» расширяются настолько, чтобы человек, на которого осуществляется перенос, оказался внутри них. Тогда в этом общем пространстве можно осуществить проекцию и тем самым вынести неприязнь к своим собственным пред­ставлениям и состояниям наружу

  • Слайд 75

    После осуществления проекции, относясь к ним как к внешним, человек избегает необходимости принимать их как собственные

  • Слайд 76

    За счет этого у него полностью блокируется осознание своей вины, т. к. он переносит ответственность за свои поступки на окружающих. В этом плане проекция выступает как попытка справиться с недовольством собой путем приписывания неких качеств или чувств другим людям.

  • Слайд 77

    возникает видение мира как угрожающей среды

  • Слайд 78

    Когда среди других механизмов защиты акцентируется проекция, в характере могут усиливаться: гордость, самолюбие, злопамятность, обидчивость, честолюбие, ревность, нетерпимость к возражениям, тенденция к уличению окружающих

  • Слайд 79

    Идентификация — разновидность проекции, связанная с неосознаваемым отождествлением себя с другим человеком, переносом на себя желаемых чувств и качеств Это возвышение себя до другого тоже осущест­вляется путем расширения границ «Я»

  • Слайд 80

    Однако, в отличие от проекции, процесс направлен в другую сторону. Не от себя, а к себе.

  • Слайд 81

    Идентификация связана с процессом, в котором человек, как бы включив другого в свое «Я,» заимствует его мысли, чувства и действия. Переместив свое «Я» в этом общем пространстве, он может испытать состояние единения, сочувствия, соучастия, симпатии, т. е. почувствовать другого через себя и тем самым не только понять его существенно глубже, но и избавить себя от чувства отдаленности и порожденной этим чувством тревоги.

  • Слайд 82

    Человек, у которого ведущим механизмом защиты является идентификация, тяготеет к занятиям спортом, коллекционированию, литературному творчеству. При акцентуации возможны проявления высокомерия, дерзости и амбициозности.

  • Слайд 83

    Отчуждение — это защита, приводящая к изоляции, обособлению внутри сознания особых зон, связанных с травмирующими факторами

  • Слайд 84

    Вследствие этого некоторые события воспринимаются по отдельности, а эмоциональные связи между ними не актуализируются и, поэтому, не анализируются

  • Слайд 85

    Можно сказать, что отчуждение осуществляет защиту личности путем отстранения «Я» от той части личности, которая провоцирует непереносимые переживания.

  • Слайд 86

    Замещение — это защита от тревожащей или даже нестерпимой ситуации с помощью переноса реакции с «недоступного» объекта на другой объект — «доступный», или замены неприемлемого действия на приемлемое.

  • Слайд 87

    За счет такого переноса происходит разрядка напряжения, созданного неудовлетворенной потребностью.

  • Слайд 88

    Этот механизм защиты связан с переадресацией реакции

  • Слайд 89

    Оно имеет две разные формы: замещение объекта замещение потребности

  • Слайд 90

    Особенности защитного поведения людей с акцентуацией защиты по типу замещения — это импульсивность, раздражительность, требовательность к окружающим, грубость, вспыльчивость, реакция протеста в ответ на критику

  • Слайд 91

    Часто имеет место увлечение «боевыми» видами спорта (бокс, борьба и т. п.) Такие люди предпочитают фильмы со сценами насилия, а профессию выбирают, связанную с риском. Вместе с акцентуацией по типу замещения могут обнаруживаться жестокость, неуправляемая агрессивность и аморальность.

  • Слайд 92

    Сновидение — вид замещения, в котором происходит переориентация, т. е. перенос недоступного действия в иной план: из реального мира в мир сновидений

  • Слайд 93

    Сублимация — это замещение инстинктивного действия реализации цели и использование вместо него иного, не противоречащего высшим социальным ценностям

  • Слайд 94

    Такая замена требует принятия или, по крайней мере, знакомства с этими ценностями, т. е. с идеальным стандартом, в соответствии с которым избыточные сексуальность и агрессия объявляются антисоциальными.

  • Слайд 95

    Сублимация способствует социализации благодаря накоплению социально приемлемого опыта. Поэтому этот механизм защиты развивается у детей достаточно поздно

  • Слайд 96

    Сублимация — это способ уклонения на иной путь разрядки напряженности. Она является наиболее адаптивной формой защиты, поскольку не только снижает чувство тревоги, но и приводит к социально одобряемому результату

  • Слайд 97

    При акцентуации сублимация может обнаруживаться ритуальными и другими навязчивыми действиями.

  • Слайд 98

    Катарсис — защита, связанная с таким изменением ценностей, которое приводит к ослаблению влияния травмирующего фактора

  • Слайд 99

    Для этого в качестве посредника иногда привлекается некая внешняя, глобальная система ценностей, по сравнению с которой травмирующая человека ситуация теряет в своей значимости

  • Слайд 100

    Изменения в структуре ценностей могут происходить только в процессе мощного эмоционального напряжения, накала страстей

  • Слайд 101

    катарсис несет с собой очистительный эффект. Катарсис — это и средство защиты личности от необузданных импульсов (своего рода клапан, спасающий от примитивных инстинктов), и способ создания нового направления в устремленности в будущее

  • Слайд 102

    Особенности психологической защиты у детей

  • Слайд 103

    Я на всех обижусь. В Африку уеду, Конь мой деревянный отвезет меня. Будут апельсины в Африке к обеду, Я совсем не буду ни о ком скучать.   Конь заржет тихонько. Плакать мы не станем, Если и взгрустнется нам когда-нибудь. Радужные бабочки пролетят над нами И расскажут сказки. Тихие, как сны... ВитезславНезвал (пер. И. Токмаковой)

  • Слайд 104

    У ребенка каждый защитный механизм вначале формируется для овладения конкретными инстинктивными побуждениями и связан, таким образом, с определенной фазой индивидуального развития.

  • Слайд 105

    Побудителем их формирования выступают возникающие в онтогенезе многообразные типы тревоги, типичные для детей.

  • Слайд 106

    Основные реакции беспокойства на физический дискомфорт, страх разлуки и самостоятельности (одиночества, темноты, замкнутых пространств), страх смерти (нападения, заболевания, смерти родителей, сказочных персонажей, стихии и пр.), страх подчинения (быть наказанным, быть пристыженным, утратить расположение), страх изменения

  • Слайд 107

    На каждом возрастном этапе — свои страхи, и каждый из них может быть как полезным для дальнейшего развития ребенка, так и вредным. Однако упоминание о пользе не относится к устойчивым страхам, т. е. к такому субъективному опыту преодоления объективных обстоятельств, навыков справляться с которыми ребенок в процессе своего развития еще не приобрел.

  • Слайд 108

    Для некоторых современных исследователей защитный механизм — это, в первую очередь, именно прочный защитный поведенческий рисунок: внешне наблюдаемые действия, эмоции и проявления мышления, которые функционируют как обходные маневры для избежания тревожащих сведений или как преобразователи того, что порождает чувство или ощущение тревоги.

  • Слайд 109

    Для других авторов такие наблюдаемые и регистрируемые виды защитного поведения являются всего лишь внешними, иногда даже частными, проявлениями скрытого психического процесса, который как раз и выступает как истинный защитный механизм

  • Слайд 110

    Во втором случае идет разнесение понятий «защитная (поведенческая) реакция» и «защитный (интрапсихический) механизм»

  • Слайд 111

    На базе такого разнесения выделяют три основные формы адаптации человека к внешней среде:

    • поиск человеком той среды, которая благоприятна для его функционирования, • изменения, которые он совершает в среде для приведения ее в соответствие со своими потребностями, • внутренние психические изменения человека, с помощью которых он приспосабливается к среде

  • Слайд 112

    Защитные автоматизмы

    Механизмы психологической защиты действуют автоматично, не согласуясь с сознанием, А. Фрейд относила их к особому классу неосознаваемых явлений, которые называют автоматизмами. Автоматизм — это действия и акты, которые совершаются сами собой, независимо от сознательных желаний и намерений человека

  • Слайд 113

    Некоторые из этих процессов никогда не осознавались, так как были врожденными или сформировались очень рано, часто в течение первого года жизни ребенка.

  • Слайд 114

    Другие процессы прошли через сознание и только потом перестали осознаваться.

  • Слайд 115

    Главным в этой связи является понимание того, что личность «реагирует», «не замечает», «забывает» «оправдывает себя» в неприятной ситуации автоматично, т. е. не отдавая себе в этом отчета.

  • Слайд 116

    Как средство адаптации и разрешения психологических конфликтов защитные автоматизмы развиваются в онтогенезе.

  • Слайд 117

    Во время первой фазы развития, до 1 года, незрелый организм имеет минимальные средства защиты от негативных эмоций, связанных с неприятными и опасными стимулами

  • Слайд 118

    Это ряд врожденных двигательных реакций, к которым относят защитное отдергивание, зажмуривание, крик, плач, улыбку, сосание, движения туловища, конечностей, головы и т. д., а также их комплексы.

  • Слайд 119

    Сын зовет: — Агу, агу! — Мол, побудь со мною. А в ответ: — Я не могу, Я посуду мою.   Но опять: — Агу, агу! — Слышно с новой силой. И в ответ: — Бегу, бегу, Не сердись, мой милый!

  • Слайд 120

    На базе врожденных безусловных реакций путем усложнения форм поведения (форм двигательной активности) в процессе индивидуального наученияусложняются и формы психического отражения.

  • Слайд 121

    В результате такого развития и наученияначинают функционировать и более сложные защитные поведенческие реакции пассивный протест, оппозиция, имитация, компенсация, и первые защитные психологические механизмы отрицание, проекция, замещение

  • Слайд 122

    Становление защитных автоматизмов большинство исследователей связывает с удовлетворением либо неудовлетворением базисных психологических потребностей ребенка, самой ранней из которых является потребность в безопасности

  • Слайд 123

    Моей сестренке двадцать дней, Но все твердят о ней, о ней: Она всех лучше, всех умней.   Мама шепчет: — Прелесть! — В восторге от Аленки. — Смотрите, разоделись Мы в новые пеленки.   — Смотрите, мы зеваем, Мы ротик разеваем! — Кричит довольный папа. И он неузнаваем.   Обиду трудно мне скрывать, Я больше не могу. И вот я тоже лег в кровать И стал кричать: — Агу!   Тогда я лег лицом к стене, И ждал я нахлобучки. Вдруг мама бросилась ко мне: — Давай возьму на ручки?   А я в ответ: — Я не грудной! Ты просто так побудь со мной.

  • Слайд 124

    Регрессия — это возвращение к той стадии психического развития личности, в которой раньше переживалось чувство удовольствия

  • Слайд 125

    На уровне поведения регрессия выражается в том, что мальчик сначала начинает подражать сестричке, полностью имитируя ее поведение На уровне психики регрессия проявляется в том, что мальчик, у которого родилась сестренка, не хочет или еще не может принять новый образ своего «Я» — старшего ребенка в семье

  • Слайд 126

    Защитные поведенческие реакции у детей

  • Слайд 127

    К типичным детским защитным реакциям (внешне наблюдаемым, регистрируемым бессознательным поведенческим паттернам) относят: отказ (пассивный протест), оппозицию (активный протест), имитацию, компенсацию эмансипацию

  • Слайд 128

    Отказ — это самая ранняя форма защитного поведения. В ее основе лежит невозможность удовлетворения базисных потребностей в безопасности и защищенности

  • Слайд 129

    Пассивный протест можно понимать как элемент более глобальной защитной поведенческой стратегии отдаления (отделения), сущность которой составляют подсознательные защитные автоматизмы изоляции и отрицания

  • Слайд 130

    Реакция пассивного протеста проявляется в отстранении от общения даже с близкими людьми, отказе от пищи, от игр, в уходах из дома. Такая реакция чаще всего возникает у ребенка, если его внезапно оторвали от матери, семьи, привычной группы сверстников и поместили в больницу, санаторий, ясли или в чужую семью.

  • Слайд 131

    Достаточно часто пассивный протест обнаруживается в так называемом синдроме госпитализма

  • Слайд 132

    У детей постарше пассивный протест обнаруживается в немотивированном отказе от выполнения требуемых действий или в уходе из дома, интерната, детского сада, школы.

  • Слайд 133

    Частными случаями реакции пассивного протеста является мутизм (отсутствие речи) и нарушения соматовегетативных функций (рвота, недержание мочи, кала, насильственный кашель и пр.).

  • Слайд 134

    В случае локального мутизма ребенок не разговаривает либо в определенном месте (семья, детсад, школа), либо с определенными людьми (мачеха, врач, учитель)

  • Слайд 135

    При тотальном мутизмеотсутствие речи наблюдается вне зависимости от ситуации или собеседника. Нарушения соматовегетативных функций, как правило, сочетаются с упрямством и отказом от общения с теми, на кого направлен протест

  • Слайд 136

    Оппозиция — активный протест ребенка против норм и требований взрослых — наблюдается при утрате или снижении внимания со стороны близких

  • Слайд 137

    Еще 3. Фрейд отмечал, что когда младенец не может удовлетворить свою потребность в удовольствии за счет поглощения пищи, то становится требовательным и агрессивным (начинает кусать материнскую грудь или сосать замещающий ее объект, например, свой палец).

  • Слайд 138

    это предстадияк формированию зрелых защитных механизмов проекции и замещения

  • Слайд 139

    Обычно оппозиция провоцируется обидой, неудовлетворением капризов, просьб и развивается остро и бурно.

  • Слайд 140

    Иногда реакция активного протеста развивается медленно и накапливающееся возбуждение разряжается отдельными враждебными поступками, повреждением или уничтожением вещей «обидчика», нанесением телесных повреждений или оскорблениями, наговорами, мучительством животных

  • Слайд 141

    Если трактовать оппозицию, поведенческую реакцию активного протеста, как элемент более общей защитной стратегии конфронтации, можно выделить и ее основные подсознательные грани — проекцию и замещение

  • Слайд 142

    Имитация — это незрелая форма идентификации

  • Слайд 143

    Она существенно отличается от идентификации тем, что является целостной. Незрелость обнаруживается в выраженном стремлении подражать определенному лицу, любимому герою, во всем. Поэтому нередко имитацию рассматривают как процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом

  • Слайд 144

    В отличие от ребенка, у взрослого подражание избирательно Соответственно и эмоциональное отношение к предмету подражания у взрослого более сдержанное, чем у ребенка

  • Слайд 145

    с ее помощью дети могут научиться новым реакциям даже без внешнего подкрепления, просто наблюдая за другим

  • Слайд 146

    Для дошкольников и младших школьников характерно или глобальное приятие кого-либо (положительная имитация), или его глобальное отрицание (отрицательная имитация)

  • Слайд 147

    Скоро десять лет Сереже. Диме Нет еще шести, — Дима все никак не может До Сережи дорасти.   Бедный Дима, Он моложе! Он завидует Сереже!   Брату все разрешено — Он в четвертом классе! Может он ходить в кино, Брать билеты в кассе.   У него в портфеле ножик, На груди горят значки. А теперь еще Сереже Доктор выписал очки.   И наутро вот что было: Бедный Дима вдруг ослеп. На окне лежало мыло — Он сказал, что это хлеб.   Ничего не видит Дима. Стул берет — садится мимо И кричит: — Я близорукий! Мне к врачу необходимо!   Я хочу идти к врачу. Я носить очки хочу!   — Не волнуйся и не плачь, — Говорит больному врач. Надевает он халат, Вынимает шоколад.   Не успел сказать ни слова, Раздается крик больного: — Шоколада мне не надо, Я не вижу шоколада!   Доктор смотрит на больного, Говорит ему сурово: — Мы тебе не дурачки! Не нужны тебе очки!

  • Слайд 148

    дети, отвергнутые родителями, склонны во всем имитировать их поведение в надежде вернуть их любовь, а подростки, стремящиеся стать членами подростковой группы,— во всем имитировать групповое поведение

  • Слайд 149

    Для того чтобы защита с помощью имитации была эффективной, она должна существенно снижать внутреннее напряжение

  • Слайд 150

    Компенсация — это реакция, с помощью которой ребенок стремится объяснить себе и восполнить слабость и неудачливость в одной области — успехами в другой

  • Слайд 151

    Можно считать, что компенсация — это отвлечение от основной проблемы с помощью переключения на другие успехи.

  • Слайд 152

    «зато»

  • Слайд 153

    Защита по типу компенсации осуществляется не по месту недостатка или нарушения, а в другой, далекой сфере

  • Слайд 154

    Эмансипация — это борьба детей за самоутверждение, самостоятельность, свободу и даже за имущественные права

  • Слайд 155

    В общем случае — это высвобождение из-под контроля и покровительства взрослых.

  • Слайд 156

    Когда родители или воспитатели часто предъявляют ребенку необоснованные претензии, чрезмерные требования, которые не соответствуют его возрасту или возможностям достигнутого им уровня развития, когда «все нельзя», то увеличивается вероятность формирования реакций эмансипации

  • Слайд 157

    Вырабатывая приемы эмансипации, ребенок с их помощью отрабатывает перенесение на себя способов поведения и черт характера взрослых, перенимая их права и возможности.

  • Слайд 158

    стимулом может служить жесткая авторитарная требовательность отца

  • Слайд 159

    При подавлении физиологические и эмоциональные компоненты реакции сохраняются, поэтому они обнаруживаются в виде нарастающего подсознательного страха, либо приводя к приниженной подчиненности отцу, либо выливаясь в бунт против жизни вообще

  • Слайд 160

    Замещение. Этот вид защиты иногда проявляется достаточно рано. Для нас он особенно значим, поскольку тесно связан с развитием детских игр и ролью игрушек в нормализации психического равновесия ребенка в трудных ситуациях

  • Слайд 161

    Вместе с тем, замещение может выступать не только как смещенная агрессия, но и как возможность облегчить груз своих эмоций и проработать свои чувства.

  • Слайд 162

    Вытеснение Помимо замещения, проекции и идентификации, у детей нередко можно наблюдать отдельные эпизоды вытеснения.

  • Слайд 163

    Сновидение

  • Слайд 164

    «Король Матиуш Первый» Я. Корчак

  • Слайд 165

    Вконец измученный Матиуш прилег на траву, поло­жил голову на березовый пень и заснул. И приснился ему сон. Будто на троне сидит отец, а перед ним навы­тяжку все министры. Вдруг в тронном зале пробили часы, которые испортились, кажется, лет четыреста назад, и в зал торжественно вступил церемониймей­стер, а за ним четыре лакея с золотой короной. Отец подозвал к себе Матиуша и протянул ему корону с та­кими словами: «Передаю тебе свою корону и свой ум, потому что корона без разума — кусок золота, кото­рый может принести большой вред людям». Сказал, и положил Матиушу руку на плечо. Тут Матиуш про­снулся... поднялся с земли, на которой так сладко спал, и — странное дело! — отчаяния и растерянности как не бывало...

  • Слайд 166

    Отчуждение (или изоляция) — это защитный механизм, связанный с отделением чувства от ситуации.

  • Слайд 167

    Нередко изоляция проявляется у ребенка достаточно рано при восприятии эмоционально травмирующих ситуаций или воспоминаниях о них с чувством тревоги, этими событиями спровоцированным

  • Слайд 168

    Сублимация В процессе сублимации у детей происходит вытеснение сексуальности, особенно детского сексуального любопытства. Вначале оно сублимируется из частного в общую любознательность, а затем перерастает в мощное влечение к исследовательской деятельности

  • Слайд 169

    Регрессия — это защита за счет возвращения чувств и действий к той стадии психического развития личности, в которой эти действия были успешными, а чувства переживались как удовольствия

  • Слайд 170

    Семья — среда, определяющая развитие защиты

  • Слайд 171

    в процессе взросления каждый индивид сталкивается с большим разнообразием ситуаций, вызывающих эмоциональные состояния, выражения которых чреваты дальнейшим конфликтом и дополнительной опасностью. В результате ребенок развивает механизмы защиты, представляющие из себя косвенные пути переживания эмоционального конфликта и совладания с ним Р. Плутчик

  • Слайд 172

    Защитные механизмы возникают у ребенка как результат: - в усвоения демонстрируемых родителями образцов защитного поведения, - негативного воздействия со стороны родителей.

  • Слайд 173

    Под негативным воздействием со стороны родителей подразумевают недостаточное удовлетворение базовых потребностей ребенка.

  • Слайд 174

    если ребенок не имеет правильного и постоянногоматеринского ухода (не удовлетворяется потребность в привязанности и безопасности) — у него быстро развивается болезненное состояние напряжения.

  • Слайд 175

    У холодных и безразличных матерей младенцы часто бывают напряженными, сопротивляющимися Они даже сосать не хотят, а иногда становятся совершенно отчужденными, впадая в состояние, близкое к ступору (вариант реакции пассивного протеста).

  • Слайд 176

    ребенок, оторванный от матери или оказавшийся в индифферентной к нему среде проходит три стадии: протест, отчаяние отрешенность Д. Боулби

  • Слайд 177

    дети властных матерей проявляют много признаков ранней невротизации, и в дальнейшем они проявляются как особенности их характера: застенчивость, устойчивые страхи, повышенная тревожность излишняя покорность

  • Слайд 178

    в случаях материнской сверхзаботы, когда не удовлетворяется потребность ребенка в свободе и автономии, последствия для личности могут быть столь же разрушительны

  • Слайд 179

    Чрезмерная забота способствует организации вокруг ребенка круговой обороны по типу «наш ребенок всегда прав» В такой семейной обстановке дети вырастают лживыми, жестокими и в дальнейшем трудно поддаются коррекции

  • Слайд 180

    Эмоциональное отвержение и эмоциональный симбиоз, которые блокируют, соответственно, тенденцию к присоединению и тенденцию к отвержению, являются теми экстремальными родительскими установками, которые затем переходят в типичные нарушения родительского поведения Е. Т. Соколова

  • Слайд 181

    Неправильные стратегии родителей прямое и непрямое доминирование, безразличие, нестабильное поведение, недостаток уважения к индивидуальным потребностям ребенка, недостаток реального руководства, слишком большое восхищение или его полное отсутствие, недостаток теплоты, понуждение принимать чью-то сторону в родительских спорах, слишком большую или слишком малую ответственность, сверхпротекцию, изоляцию от других детей, несправедливость, дискриминацию, невыполнение обещаний, враждебную атмосферу и пр. К. Хорни

  • Слайд 182

    Повторные браки могут сформировать у ребенка защитный механизм проекции и начинают воспринимать окружающий мир как источник постоянной угрозы

  • Слайд 183

    Авторитарный жестокий отец, унижающий и обижающий ребенка, и слабая, потакающая мать, не способная защитить свое дитя, способствуют формированию в характере ребенка садистской жестокости на фоне излишней сентиментальности.

  • Слайд 184

    При этом подавленная враждебность к авторитарному отцу может либо усилить страх перед ним и привести к еще большему подчинению, либо вызвать бунт.

  • Слайд 185

    Не менее важным является наличие в семье барьеров общения «замаскированная коммуникация».

  • Слайд 186

    Особую роль играет семья в формировании правильного, адекватного отношения ребенка к своей внешности. желательно снизить роль внешности в иерархии жизненных ценностей ребенка.

  • Слайд 187

    В 6—7 лет ребенок окончательно осознает необ­ратимость своей половой принадлежности. Осознание своей половой роли предполагает понимание и того, как к этому относятся окружающие, насколько его пол соответствует их ожиданиям. Несовпадение желаемого и ре­ального пола (кто я и кем я хочу быть?) порождает кон­фликт и проявляется в поведении.

  • Слайд 188

    У моих родителей первым ребенком была девочка, и они очень хотели, чтобы вторым родился мальчик. Когда снова родилась девочка, они были сильно разочарованы. На моих детских фотографиях я часто в брючках и беретике или острижена наголо, как мальчик. Даже когда я стала взрослой, родители относились ко мне, как к мальчику. Когда я сразу после окончания института вышла замуж, они огорчились, поскольку хотели, чтобы я, как сын, прежде всего заботилась о своей карьере.

  • Слайд 189

    Необходимость защитить себя! Что при этом защищается? Положительное отношение к себе (самопринятие) И ощущение себя как достойного, полноценного, независимого

  • Слайд 190

    При этом ребенок сталкивается с тем, что нормы, формирующие отношение к нему взрослых, ему непонятны. Это нередко приводит к формированию у детей двойной морали, части которой могут не совпадать и порождать глубинный конфликт

  • Слайд 191

    Игрушки оказывают ребенку неоценимую помощь в самозащите.

  • Слайд 192

    Как известно, игра представляет собой попытку детей не только отреагировать на ситуацию, но и организовать свой опыт

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке