Презентация на тему "Индивидуальные различия и эмоции. Методы исследования эмоции"

Презентация: Индивидуальные различия и эмоции. Методы исследования эмоции
1 из 13
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Индивидуальные различия и эмоции. Методы исследования эмоции" для студентов в режиме онлайн. Содержит 13 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по психологии в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    13
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Индивидуальные различия и эмоции. Методы исследования эмоции
    Слайд 1

    Индивидуальные различия и эмоции. Методы исследования эмоции.

  • Слайд 2

    Эмоциями (аффектами, душевными волнениями) называют такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т.п. Эмоции проявляются в определенных психических переживаниях, каждому известных по своему опыту, и в телесных явлениях. Как и ощущение, эмоции имеют положительный и отрицательный чувственный тон, связаны с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувство удовольствия при усилении переходит в аффект радости. Удовольствие и неудовольствие проявляются в определенной мимике лица и изменениях пульса. Кант делил эмоции на стенические (радость, воодушевление, гнев) - возбуждающие, повышающие мышечный тонус, силу, и астенические (страх, тоска, печаль) - ослабляющие.

  • Слайд 3

    Толчком к опытному исследованию чувств явилась теория эмоций Джемса—Ланге. В соответствии с этой теорией эмоции выступают в роли постижения физических органических трансформаций, порожденных восприятием обстоятельств. Ценность теории Джемса—Ланге состояла в том, что она обнаруживала широкий простор для введения физических способов изучения. Приемы, с которыми было связано опытное исследование чувств по их физическим и органическим особенностям, названы общим именем – «методом выражения». Метод выражения предполагает инструментальную фиксацию многообразных моторных и вегетативных видоизменений, сопутствующих эмоциональные волнения. .

  • Слайд 4

    В качестве объективных показателей чувств применялись сбои в дыхании (плотность, глубина, форма дыхания, продолжительность вдоха и выдоха), в кровообращении (частота пульса, кровяное давление, объем сосудов, состав крови, кардиограмма), другие вегетативные показатели: уровень обмена, слюноотделение, потоотделение, химический состав слюны, температура кожи. Из технических средств для фиксации дыхания использовались пневмограф и аппарат для записи потока воздуха. Общим результатом большинства начальных опытных изучений (А. Моссо, Ш. Фере и др.) было заключение о том, что при ощущении наслаждения все физические признаки увеличиваются, усиливаются, а при ощущении неудовольствия – уменьшаются и ослабляются.

  • Слайд 5

    Наряду со способом формулирования немалую роль в исследовании чувств сыграл «метод впечатления». Глубокую методическую разработку реализовал Г. Фехнер. Значительным для этого способа является прием индивидуального сопоставления и оценки нескольких синхронно или постепенно предъявляемых раздражений, на базе которых индивид осуществляет выбор избираемого или отклоняемого внешнего объекта. Эксперименты Г. Фехнера были объединены в основном с эстетической оценкой многообразных геометрических конфигураций (прямоугольники, треугольники, эллипсы и др.). В дальнейшем все эти методы применялись в лаборатории В. Вундта. Результатом аналогичных изучений было структурирование для каждого из испытуемых аффективных кривых наслаждения и неудовольствия. Кроме двух главных методов, использовали всякого рода опросники, фото– и киносъемку для фиксирования мимики лица, положений тела и других выразительных движений, сопутствующих чувствам субъекта.

  • Слайд 6

    При исследовании эмоциональной сферы в клинической практике главное значение придается беседе и наблюдению за эмоциональными реакциями пациента, а также анализу поведения больного, о котором могут сообщить врачу его родственники или сослуживцы по работе. В условиях психологической лаборатории для исследования степени эмоциональной возбудимости часто используются методики регистрации кожно-гальванического рефлекса, электроэнцефалограммы, пульса, артериального давления и других физиологических, а также биохимических параметров при различных эмоциогенных нагрузках. Определенная независимость от воли возникновения вегетативных реакций при эмоциогенных стимулах легла в основу создания "детекторов лжи", т.е. специальных приборов (полиграф), которые регистрируют различные телесные проявления эмоций. Полиграфические методы исследования приобрели большую распространенность в различных психофизиологических исследованиях.

  • Слайд 7

    Изучение эмоций по их телесным проявлениям названо немецким психологом Освальдом Кюльпе (1862 — 1915) "методом выражения". Первые экспериментальные исследования эмоциональных состояний по методу выражения были проведены А. Моссо (1881), который сконструировал плетизмограф, Ш. Фере (1888) и И.Р. Тархановым (1890), которые независимо друг от друга предложили психогальванический метод. Определенные данные об эмоциональной сфере больного дают тесты изучения темперамента и личности, опросники выраженности реактивной и личностной тревоги, наличия депрессии. Могут быть полезными для оценки эмоциональной сферы и ряд других методик экспериментально-психологического исследования: изучение уровня притязаний, тест фрустрационной толерантности Розенцвейга, метод "чернильных пятен" Роршаха, тест "портретов" Сонди, цветовой тест Люшера, исследование понимания эмоционального подтекста в рассказе, исследование юмора и другие. Для объективной оценки депрессии в психиатрии разработано множество шкал, которые могут быть подразделены на две группы: шкалы самооценки (например, шкала Цунга) и шкалы, где оценку состояния больного проводит врач (например, шкала Гамильтона, шкала Раскина, шкала Монтгометри — Асберга и др.).

  • Слайд 8
  • Слайд 9

    Индивидуальные различия, связанные с особенностями функциональной асимметрии мозга, а также со свойствами темперамента, являются одним из факторов, определяющих специфику и силу эмоционального переживания. К измерениям темперамента, наиболее тесно связанным с эмоциями, относятся тревожность, сила — слабость процессов возбуждения, экстраверсия — интро-версия, импульсивность, эмоциональность. Экстраверты имеют более низкий порог в отношении социальных стимулов с положительным знаком и поэтому более часто реагируют эмоциями радости и интереса. Они более чувствительны к награде, а интроверты — к наказанию. Измерение локального кровотока в мозге у интровертов в отличие от экстравертов выявило усиление кровотока в височных областях. Это различие объясняют более сильными связями коры интровертов с лимбическои системой (миндалиной) — структурой, ответственной за реакции страха. Известно, что разрушение миндалины или височной коры уменьшает эмоциональные реакции страха и стимулирует ориентировочно-исследовательское поведение, в норме подавляемое оборонительными реакциями.

  • Слайд 10
  • Слайд 11
  • Слайд 12
  • Слайд 13

    Вопросы к презентации: Что такое эмоции? На какие два типа Кант разделял эмоции? Какие два самых распространенных метода исследования эмоций(Освальда Кюльпе и В.Фехнра?

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке