Содержание
-
Факторы суицидального риска у подростков
Канькова Анастасия Анатольевна МБОУ «Центр ПМСС «Содружество» г. Чебоксары, 2011г
-
Основные понятия
Суицид - осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.
-
В России рост суицидальных попыток ежегодно составляет 1-2 тысячи детей. За последнее десятилетие рост детских самоубийств составил 100 %. Сравнение числа попыток с числом самоубийств показывает, что из 15 попыток суицидом заканчиваются одна-две. Более трети молодых людей (34%) повторяют эти попытки - с каждой следующей риск смертельного исхода увеличивается. Отмечено, что лишь в 10% случаев имеется истинное желание покончить с собой, а в 90% суицидальное поведение подростков - это крик о помощи. Не случайно 80% таких попыток предпринимается в дневное или вечернее время - крик этот адресован прежде всего к близким людям!
-
Основная причина суицида
социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением.
-
Возраст
от15 до 24лет Спецификой подросткового возраста является повышенная сензитивность, совпадающая с периодом неопределенности и вхождения во взрослую жизнь. Зачастую это способствуют тому, что в кризисной ситуации подросток может выбирать добровольный уход из жизни как наиболее «легкий» способ ее разрешения
-
Место жительства
В городе самоубийств больше, чем на селе.
-
Что важно знать о суициде
Суицид - основная причина смерти у сегодняшней молодежи. Как правило, суицид не происходит без предупреждения. Суицид можно предотвратить. Разговоры о суициде не наводят подростков на мысли о суициде. Суицид не передается по наследству. Суициденты, как правило, психически здоровы. Тот, кто говорит о суициде, совершает суицид. Суицидальные подростки считают, что их проблемы серьезны. Суицид - следствие не одной неприятности, а многих. Самоубийство может совершить каждый. Чем лучше настроение у суицидента, тем больше риск. Самое важное: друг может предотвратить самоубийство!
-
Для детей характерны импульсивные суицидальные действия, их наиболее частой причиной являются ссоры в семье, агрессивное, негативное отношение родителей к ребенку. В подростковом возрасте причиной импульсивных суицидальных действий обычно являются конфликтные отношения с родителями, реже с учителями. Подростки нередко тщательно планируют суицидальные действия, их основой является экзистенциальный кризис, обусловленный психологической депривацией. В молодом возрасте наиболее часто встречаются суицидальные попытки (100:1 по отношению к самоубийствам), значительно чаще их совершают девушки (10:1 по отношению к юношам). В подавляющем большинстве случаев суицидальные действия носят импульсивный характер и обусловлены разрывом отношений или ссорой с партнером.
-
Депрессивное состояние Эмоциональные, поведенческие и социальные проблемы Злоупотребление психоактивными веществами Расстройство настроения и тревожное состояние Побеги из дома Чувство безнадежности увеличивают риск совершения попыток самоубийства.
-
История жизни
У подростков такие факторы, как психические заболевания в семье наряду с нездоровыми семейными отношениями, пренебрежение и жестокое обращение, отсутствие любви и заботы в детстве могут потенциально увеличить риск суицида.
-
Крушение романтических отношений, неспособность справиться с трудностями учебной программы и иные жизненные стресс-факторы и проблемы, связанные со слабо развитыми умениями решать поставленную задачу, заниженная самооценка и попытка разобраться с собственной сексуальной идентификацией
-
Дополнительным фактором риска
становится самоубийство известных личностей или лиц, которых подросток знал лично. В частности, среди молодежи тоже существует феномен самоубийства из подражания (за компанию). Хорошо разрекламированные попытка самоубийства или совершенное самоубийство могут привести к членовредительству в группе сверстников или иной схожей группе, которая, как зеркало, отражает стиль жизни или качества личности суицидального индивидуума.
-
Признаками эмоциональных нарушений являются:
потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней; частые жалобы на соматическое недомогание (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость); необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду; постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти; ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие; уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку; нарушения внимания со снижением качества выполняемой работы; погруженность в размышления о смерти; отсутствие планов на будущее («Почему это должно меня беспокоить? Ведь завтра я могу умереть»); внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из- за мелочей.
-
Маркеры суицидального состояния
Высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мне нельзя помочь»; фиксация на теме смерти в литературе и живописи, частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида и их соотношение; активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ); сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное). Косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, появление среди сверстников с петлей на шее из подручных средств; стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен; раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния, чувство одиночества (меня никто не понимает и я никому не нужен), сложности контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния). Негативные эмоции связаны с нарушением (блокированием) удовлетворения потребности в безопасности, уважении, независимости (автономности). Накануне и в день совершения самоубийства возможно спокойствие; угроза нарушению позитивной социальной идентичности «Я», «мое окружение», потеря перспективы будущего; необычное, нехарактерное для данного человека поведение, в том числе более безрассудное, импульсивное, агрессивное, аутоагрессивное, антисоциальное, несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных людей и, наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых. Возможны злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами; стремление к рискованным действиям, отрицание проблем; снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий; приведение в порядок дел, примирение с давними врагами; символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким); дарение другим вещей, имеющим большую личную значимость; попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков).
-
Это важно!
Подростки, которые подумывают о самоубийстве, не в состоянии говорить о своих чувствах и переживаниях и слова заменяют действием. Суицидальные подростки не могут сказать: "У меня неприятности. Одному мне не справиться. Я веду себя так, словно собираюсь убить себя, потому что хочу, чтобы кто-то вмешался в мои суицидальные планы".
-
Антисуицидальные факторы:
Нежелание вызывать отрицательные переживания близких. Чувство долга к родителям. Представление о греховности и о позорности суицида. Наличие нереализованных планов. Боязнь физических страданий. Любовь к жизни.
-
Благодарю за внимание! Т. 62-24-37 Адрес: г. Чебоксары, ул. Университетская, 25 МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Содружество»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.