Содержание
-
Профилактика социальной дезадаптации у детей и подростков
ГКУ СО КК «Усть-Лабинский СРЦН» Автор: Педагог-психолог И.А. Попова
-
Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений рассматривается сегодня как система социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий распространения дезадаптации среди несовершеннолетних. Все настойчивее звучит мысль о необходимости оформления целостности социальной политики в отношении несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении. Социальная адаптация – сложный процесс, осуществляемый в различных сферах жизнедеятельности человека. Адаптация является одной из составляющих социализации. В переводе с латинского (от лат. – adaptio – приспособляю) она означает «прилаживание организма и его функций, органов, клеток с условиями среды». Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности системы органов и психологической организации индивида при изменившихся условиях жизни. Как процесс она означает приспособление личности или социальной группы, попавшей в трудную ситуацию в реальной среде к этой среде.
-
Мы выделяем наиболее эффективные виды и формы работы с детьми от 3 до 18 лет, которые могут лежать в основе составления реабилитационных и психокоррекционных программ. Метод игротерапии, т.е. использование разного рода игр. Это могут быть игры в образах игры, основанные на литературных произведениях, на импровизированном диалоге, на сочетании пересказа и инсценировки и т.д. Использование образов в игре имеет ряд психологических преимуществ. Во-первых, создаются наиболее благополучные условия для личностного роста ребенка, изменяется отношение к своему "Я", повышается уровень самопринятия. Этому способствуют ограничения переноса эмоциональных переживаний ребенка, связанных с низкой самооценкой, неуверенностью в себе, беспокойством о себе, уменьшается напряженность, купируется острота переживаний.
-
Мы видим, что игра служит для раскрытия и лечения искажений в развитии ребенка. Игротерапия ценна тем, что отбрасывает тень на подсознание и позволяет увидеть, с чем в игре ассоциируется у ребенка травма, проблема, опыт прошлого, что мешает ему нормально жить.Можно выделить пять признаков, по которым игру относят к терапевтическому средству.1.Игра - это естественная обстановка для самовыражения ребенка.2. То, что ребенок делает во время игры, символизирует его эмоции и страхи. 3. Бессознательно ребенок выражает эмоциями в игре то, что потом может осознать, он лучше понимает свои эмоции и справляется с ними.4. Игра помогает строить хорошие отношения между ребенком и психологом и его поведение будет спонтанное.5.Игра позволяет специалистам больше узнать об истории жизни ребенка.
-
Методы арттерапииДанный метод построен на использовании искусства, как символической деятельности. Применение этого метода имеет два механизма психологического коррекционного воздействия. Первый направлен на влияние искусства через символическую функцию реконструрирования конфликтной травмирующей ситуации и нахождение выхода через переконструирование этой ситуации. Второй связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить реакцию проживания негативного аффекта по отношению к формированию позитивного аффекта, приносящего наслаждение. В работе с детьми социальный педагог психолог, используя игротерапию, дополняет ее арттерапевтическими методами.Различают несколько видов арттерапии: изотерапия, основанная на изобразительном искусстве, библиотерапия, драмтерапия и музыкальная терапия.
-
Изотерапия.При её использовании можно порекомендовать задания на определенную тему с заданным материалом: рисунки, лепка, аппликация, оригами и т.д. Социальный педагог или психолог предлагают детям задания на произвольную тему с самостоятельным выбором материала. Как один из вариантов рекомендуется использование уже существующих произведений искусства (картины, скульптуры, иллюстрации, календари) для их анализа и интерпретации. Показаниями для использования изотерапии, являются: трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, импульсивность эмоциональных реакции; эмоциональная депривация детей, переживания ребенком эмоционального отвержения и чувства одиночества; наличие конфликтных межличностных ситуаций, неудовлетворенность внутрисемейной ситуацией, повышенная тревожность, страхи, фобические реакции; негативная "Я-концепция", низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень само принятия.
-
Социальные педагоги и психологи могут использовать в своей работе с детьми "группы риска" следующие виды заданий и упражнений:1) предметно-тематический тип - рисование на свободные и заданные темы. 2) образно - символический тип - изображение ребенка в виде образов. 3) упражнения на развитие образного восприятия. 4) игры-упражнения с изобразительным материалом для детей младшего дошкольного возраста .5) задания на совместную деятельность - сочинение сказок, историй с помощью рисования.
-
Музыкотерапия
представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др. В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкотерапии указывают: 1. Катарсис – эмоциональную разрядку. 2. Регулирование эмоционального состояния; 3. Облегчение осознания собственных переживаний; 4. Повышение социальной активности; 5. Приобретение новых средств эмоциональной экспрессии; 6. Формирования новых отношений и установок.
-
Логотерапия предполагает разговор с ребенком, направленный на вербализацию его эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Вербализация переживаний может вызвать положительное отношение к тому, кто разговаривает с ребенком, готовность к сопереживанию, признанию ценности личности другого человека. Использование данного метода предполагает появление само конкуренции совпадения внешней словесной аргументации и внутреннего состояния ребенка, приводящего к самореализации, когда дети делают акцент на личные переживания, мысли, чувства, желания.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.