Презентация на тему "Психология стресса"

Презентация: Психология стресса
Включить эффекты
1 из 32
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Психология стресса" в режиме онлайн с анимацией. Содержит 32 слайда. Самый большой каталог качественных презентаций по психологии в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    32
  • Слова
    психология
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Психология стресса
    Слайд 1

    Психология стресса

    Эмоциональное выгорание

  • Слайд 2

    Эмоциональное выгорание

      Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

  • Слайд 3

    Синдром эмоционального выгорания (burn-out)

    представляет собой состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического неразрешенного стресса на рабочем месте. Развитие данного синдрома характерно для альтруистических профессий, где доминирует забота о людях (социальные работники, врачи, медицинские сестры, учителя и др.).

  • Слайд 4

    Эмоциональное выгорание

    Как пишет ряд авторов, существует очень много определений "burnout", но амер. психиатр Х.Дж. Фрейденбергер, автор идеи эмоц. выгорания, говорит, что профессиональное выгорание «является истощением энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей. Это, как он утверждает, сопровождается циничной установкой: «Зачем беспокоиться? Это не имеет никакого значения». Когда сотрудник выгорает, по какой-либо причине, он становится неэффективным в своих целях и действиях.

  • Слайд 5

    Другой основоположник идеи выгорания, C. Maslach определяет это понятие как «синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствуя по отношению к клиентам». Доктор Maslach подчеркивает, что выгорание - это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее «эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением».

  • Слайд 6

    Синдром хронической усталости

    Ученые выяснили, что синдром хронической усталости , который ранее врачи не признавали болезнью, вызван генетическими мутациями. В результате сбоя работы центральной нервной системы человек не может приспособиться к стрессам, сообщает Forbes. Чтобы сделать такой вывод, четыре независимых команды провели свои исследования в американском Центре контроля и профилактики заболеваний. В каждую команду входили врачи, математики, молекулярные биологи и компьютерщики. «Группой риска» являются женщины в возрасте между 40 и 60 годами»

  • Слайд 7

    Перезагруженный специалист

    После работы До работы

  • Слайд 8

    Изможденный специалист

    До работы После работы

  • Слайд 9

    Кто подвержен риску выгорания?

    По данным А. Анголд (A. Angold, 1991), девушки в 2 раза чаще юношей обнаруживают депрессивные расстройства. Каннели с соавторами (1993; цит. по Г. Крайг, 2000) тоже выявили, что переживание школьниками депрессии средней и тяжелой степени чаще наблюдается у девочек, чем у мальчиков. У мальчиков-подростков и юношей депрессия нередко сопровождается срывами, а у девочек и девушек - нарушениями пищевого поведения (анорексией и булимией).

  • Слайд 10

    ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО:

      ИНОГДА СТАВИТЬ СЕБЯ НА ПЕРВОЕ МЕСТО;   ПРОСИТЬ О ПОМОЩИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ;   ПРОТЕСТОВАТЬ ПРОТИВ НЕСПРАВЕДЛИВОГО ОБРАЩЕНИЯ ИЛИ КРИТИКИ;   НА СВОЁ СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И УБЕЖДЕНИЯ;   СОВЕРШАТЬ ОШИБКИ, ПОКА НЕ НАЙДЁТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ПУТЬ;   ПРЕДОСТАВЛЯТЬ ЛЮДЯМ РЕШАТЬ СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ;   ГОВОРИТЬ "НЕТ, СПАСИБО", "ИЗВИНИТЕ, НЕТ";   НЕ ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЯ НА СОВЕТЫ ОКРУЖАЮЩИХ И СЛЕДОВАТЬ СВОИМ СОБСТВЕННЫМ УБЕЖДЕНИЯМ;   ПОБЫТЬ ОДНОМУ (ОЙ), ДАЖЕ ЕСЛИ ДРУГИМ ХОЧЕТСЯ  ВАШЕГО ОБЩЕСТВА;   НА СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА - НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО, ПРИНИМАЮТ ЛИ ИХ ОКРУЖАЮЩИЕ;   МЕНЯТЬ СВОИ РЕШЕНИЯ ИЛИ ИЗБИРАТЬ ДРУГОЙ ОБРАЗ ДЕЙСТВИЙ;   ДОБИВАТЬСЯ ПЕРЕМЕНЫ ДОГОВОРЁННОСТИ, КОТОРАЯ ВАС НЕ УСТРАИВАЕТ.

  • Слайд 11

     ВЫ НИКОГДА НЕ ОБЯЗАНЫ:

      БЫТЬ БЕЗУПРЕЧНЫМ (ОЙ) НА 100%;   СЛЕДОВАТЬ ЗА ТОЛПОЙ; ЛЮБИТЬ ЛЮДЕЙ, ПРИНОСЯЩИХ ВАМ ВРЕД; ДЕЛАТЬ ПРИЯТНОЕ НЕПРИЯТНЫМ ЛЮДЯМ;   ИЗВИНЯТЬСЯ ЗА ТО, ЧТО БЫЛИ САМИМ (ОЙ) СОБОЙ; ВЫБИВАТЬСЯ ИЗ СИЛ РАДИ ДРУГИХ;   ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ВИНОВАТЫМ ЗА СВОИ ЖЕЛАНИЯ;  МИРИТЬСЯ С НЕПРИЯТНОЙ СИТУАЦИЕЙ;  ЖЕРТВОВАТЬ СВОИМ ВНУТРЕННИМ МИРОМ РАДИ КОГО БЫ ТО НИ БЫЛО; СОХРАНЯТЬ ОТНОШЕНИЯ, СТАВШИЕ ОСКОРБИТЕЛЬНЫМИ; ДЕЛАТЬ ЧТО-ТО, ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ НЕ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ; ВЫПОЛНЯТЬ НЕРАЗУМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ; ОТДАВАТЬ ЧТО-ТО, ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ ВАМ НЕ ХОЧЕТСЯ ОТДАВАТЬ; НЕСТИ НА СЕБЕ ТЯЖЕСТЬ ЧЬЕГО-ТО НЕПРАВИЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ; ОТКАЗЫВАТЬСЯ ОТ СВОЕГО "Я" РАДИ КОГО БЫ ТО НИ БЫЛО.  

  • Слайд 12

    Методика В.В. Бойко

    Позволяет оценить фазу эмоционального выгорания и выраженность тех или иных симптомов в каждой фазе. Ниже даны подробные описания каждой из фаз и симптомов.  

  • Слайд 13

    I Фаза напряжения – является предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Состоит из следующих симптомов: 

  • Слайд 14

    1.      Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств»

    Проявляется как осознание психотравмирующих факторов деятельности, которые трудно устранить. Накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений «выгорания».

  • Слайд 15

    2.      Симптом неудовлетворенности собой

    В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, профессией, конкретными обязанностями. Действует механизм «эмоционального переноса» – энергия эмоций направляется не столько вовне, сколько на себя.

  • Слайд 16

    3.  Симптомы «загнанности в клетку»

    Возникают не во всех случаях, хотя являются логическим продолжением развивающегося стресса. Когда психотравмирующие обстоятельства давят, и мы ничего не можем изменить, к нам приходит чувство беспомощности. Мы пытаемся что-либо сделать, сосредотачиваем все свои возможности – психические ресурсы: мышление, установки, смыслы, планы, цели. И если не находим выхода, наступает состояние интеллектуально-эмоционального ступора.

  • Слайд 17

    4. Симптом «тревоги и депрессии»

    Симптом «загнанности в клетку» может перейти в тревожно-депрессивную симптоматику. Профессионал переживает личностную тревогу, разочарование в себе, в профессии или месте работы. Этот симптом является крайней точкой в формировании

  • Слайд 18

    II. Фаза «резистенции» (сопротивления)

    Человек стремится к психологическому комфорту и поэтому старается снизить давление внешних обстоятельств. Формирование защиты на этапе сопротивления происходит на фоне следующих явлений:

  • Слайд 19

    1. Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования»

    Несомненный признак «выгорания», когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичное проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование

  • Слайд 20

    2. Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации».

    Он является логическим продолжением неадекватного реагирования в отношениях с деловым партнером. Профессионал не только осознает, что не проявляет должного эмоционального отношения к своему подопечному, он еще и оправдывается: «таким людям нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться», «она еще и на шею сядет» и т.п.

  • Слайд 21

    3. Симптом «расширения сферы экономии эмоций»

    Симптомы эмоционального  выгорания проявляются вне профессиональной деятельности – дома, в общении с приятелями, знакомыми. Случай известный: на работе вы до того устаете от контактов, разговоров, что вам не хочется общаться даже с близкими. На работе вы еще держитесь, а дома замыкаетесь или вообще «рычите» на супруга и детей. Кстати, именно домашние часто становятся «жертвой» эмоционального выгорания.

  • Слайд 22

    4. Симптом «редукции профессиональных обязанностей»

    Проявляется в попытке облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Подопечных обделяют элементарным вниманием.

  • Слайд 23

    III. Фаза истощения

    Характеризуется падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. «Выгорание» становится неотъемлемым атрибутом личности.

  • Слайд 24

    1. Симптом «эмоционального дефицита»

    К  профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он не может помогать своим клиентам, подопечным. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать. О том, что это ничто иное как эмоциональное выгорание, свидетельствует прошлое: раньше таких ощущений  не было, и личность переживает их появление. Появляется раздражительность, обиды, резкость, грубость.

  • Слайд 25

    2. Симптом «эмоциональной отстраненности»

    Человек постепенно научается работать как бездушный автомат. Он почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. В других сферах он живет полнокровными эмоциями.    Реагирование без чувств и эмоций - наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения.    Подопечный может быть глубоко травмирован проявленным к нему безразличием. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстраненности, когда профессионал всем своим видом показывает: «наплевать на вас». 

  • Слайд 26

    3. Симптом личностной отстраненности, или деперсонализации

    Проявляется не только на работе, но и вне сферы профессиональной деятельности. Метастазы «выгорания» проникают в систему ценностей личности. Возникает антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности. В наиболее тяжелых формах «выгорания» личность рьяно защищает свою антигуманистическую философию: «ненавижу…», «презираю…», «взять бы автомат и всех…». В таких случаях «выгорание» смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Таким личностям противопоказана профессиональная работа с людьми.

  • Слайд 27

    4.     Симптом «психосоматических и психовегетативных» нарушений

    Если с нравственностью у человека все нормально, он не может себе позволить «плевать» на людей, а «выгорание» продолжает нарастать – могут происходить отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о трудных больных, подопечных  вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний.

  • Слайд 28

    Снятие эмоциональное напряженияУпражнение на осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими

    Упражнение «Самокритика» У каждого человека есть свое собственное представление о том, что делает его уникальным, неповторимым, отличает от других. Но при этом возникает вопрос: разделяют ли окружающие его мнение о самом себе, видят ли его другие таким, каким он сам видит себя. Данное упражнение помогает прояснить этот вопрос. Чистый лист бумаги разделить на три вертикальных полосы:1-я графа: «Кто я?» . Написать 10 слов-эпитетов. Записывать быстро, точно в той формулировке, в которой они приходят в голову.2-я графа: «Как на этот вопрос ответили бы мои родители, знакомые, друзья?» (можно выбрать кого-то одного).3-я графа: на этот же вопрос отвечает кто-то из родственников или знакомых. Когда все графы заполнены, нужно сравнить ответы, выделяя сходство характеристик. Можно выделить доминирующую линию поведения – она повторяется во всех трех характеристиках. Подсчитывается количество совпадений, которое определяет степень открытости человека.

  • Слайд 29

    Упражнение на развитие позитивного самовосприятия

    Упражнение «Сильные стороны» Это упражнение направлено не только на самораскрытие, но и на умение мыслить о себе в положительном ключе. Выполняя его, необходимо избегать высказываний о своих недостатках, ошибках и слабостях, никаких попыток самокритики и самоосуждения. Возьмите чистый лист бумаги и напишите все свои сильные стороны – что вы любите, цените, принимаете в себе, что дает вам чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях, отметьте то, что является точкой опоры в различные моменты жизни.После этого попытайтесь провести «инвентаризацию» своих сильных сторон.

  • Слайд 30

    Упражнение на развитие эмпатии

    Упражнение «Эпитеты» Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающего. Эмпатия – это способность к сочувствию: отразить чувство, принять его не растворяя полностью чувство другого в своих чувствах, что предотвратит развитие синдрома «Эмоционального выгорания». Эмпатия, как и всякое эмоциональное явление, поддается развитию и совершенствованию. Возьмите какую-нибудь фотографию «эмоционального состояния» человека. Внимательно рассмотрите фотографию и охарактеризуйте ее. Это должна быть характеристика не каких-то отдельных частей лица, а личности в целом. Подберите не менее семи эпитетов, раскрывающих характер человека и его эмоциональное состояние. (Например: этот человек спокойный, уживчивый, слабый, бесхитростный, дружелюбный, покладистый, простой, веселый, радостный, беззаботный).

  • Слайд 31

    Первая помощь, система приемов эмоциональной саморегуляции после воздействия стрессовых факторов

    1.Смочить лоб, виски, артерии на руках холодной водой.2.Медленно осмотреться по сторонам, переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывая их внешний вид.3.Посмотреть в окно на небо, сосредоточиться на том, что видите.4.Медленно, глотками выпить стакан воды, сосредоточив внимание на ощущениях в тот момент, когда вода будет течь по горлу.5.Представить себя в приятной обстановке – в саду, на пляже, на качелях, под душем...6.Проговорить (лучше вслух) формулы успокоения, например: «Сегодня я игнорирую пустяки».7.Переключитесь на интересную деятельность, интересное занятие – создайте новую доминанту.8.Вспомните приятные события из собственной жизни, постарайтесь почувствовать это состояние вновь всем телом – позой, улыбкой, жестами, походкой, осанкой.

  • Слайд 32

    9.Используйте приемы логики, включите рассудочную деятельность. Произведите общую переоценку значимости ситуации по типу: «Не очень то и хотелось» или постарайтесь найти что-то положительное, используя прием «зато». Успокойтесь, а затем все обдумайте – по принципу: «Подумаю об этом завтра». 10.Не надо блокировать физиологические механизмы разрядки, в виде плача, смеха, желания ударить, выговориться: - чувство раздражения и агрессии можно снять, сделав несколько ударов ногой по воображаемому предмету, побоксировать подушку и т.д;- разрядить эмоции – выговориться кому-то до конца, т.к. после снятия возбуждения человек может осознать свои ошибки и принять правильное решение;- дать себе усиленную физическую нагрузку (приседания, бег на месте, подъем пешком на несколько этажей);- найти место, где можно проговорить, прокричать, выплакать: пустая комната, закрытая машина;- техника «пустой стул». Представьте, что на этом стуле сидит человек, который вас обидел. Излейте ему все свои чувства, скажите ему все, что хочется;

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке