Содержание
-
Адаптация первоклассников
-
Мы все с волнением и нетерпением ожидаем того дня, когда наш ребёнок пойдёт в первый класс, станет школьником. Это важное событие в его жизни, но оно не менее значимо и для нас. Особенности адаптации ребёнка к школе во многом зависят от нашего поведения, и в наших силах сделать так, чтобы этот процесс прошёл для него наиболее безболезненно.
-
Обычно от поступления ребёнка в школу мы ожидаем очень многого. Нам кажется, что 1 сентября ребёнок, как по волшебству, изменится, станет настоящим первоклассником. Он будет с удовольствием ходить в школу, делать уроки, читать, интересоваться учёбой, а не игрой. Но что же происходит в реальности? Никаких волшебных изменений с ребёнком не происходит. И второго, и десятого сентября. Он остаётся всё тем же вчерашним дошкольником.
-
Важно, чтобы мы понимали: невозможно стать школьником В один момент. Должно пройти время. Адаптация ребёнка к школе занимает не один день и не одну неделю, это процесс длительный и сложный. Первое время ребёнок находится на границе школьного и дошкольного возраста, и переступит он эту границу не сразу.
-
Ребёнку необходимо понять, в каких ситуациях он должен Быть школьником (на уроке, во время приготовления домашнего задания)\, а когда он имеет право вести себя как Дошкольник. Подобные требования реальны и абсолютно выполнимы для ребёнка. Нам необходимо помнить, что ребёнок имеет право на дош- кольные формы поведения. Это значит, что не стоит Осуждать его интерес к играм и игрушкам. Это естественное занятие для вчерашнего дошкольника.
-
Зачастую мы рассматриваем чтение и письмо как «серьёзные « «нужные» занятия, тогда как игра представляется нам пустой тратой времени. Такое представление мы невольно передаём нашим детям, например, когда радуемся, увидев у него в руках книжку, и никак не реагируем на игрушку. Тем самым мы показываем ребёнку, что школьником быть хорошо, тогда как дошкольником – плохо. А теперь давайте представим, каково в этой ситуации ребёнку, который понимает: играть плохо, но так хочется, а вот учи- ться хорошо, но сил заниматься уже нет. Мы сами создаём ребёнку конфликтную ситуацию, разрешить которую ему непросто. Ребёнок либо отказывает себе играть, либо мучается угрызением совести, либо идёт на конфронта- цию («Всё равно буду!»)
-
Избежать такой ситуации можно, признав игру естественным занятием первоклассника. Если мы активно поощряем его учебные успехи, важно поддержать и его игровую инициативу. Это значит, что мы не только говорим: «Какой молодец, взял книжку и читает!», но также и «Как же ты здорово умеешь играть!». Для многих детей характерно некоторое усиление интереса к игре. Это естественное явление, помогающее, кроме всего прочего, снять напряжение. Игровая деятельность постепенно сойдёт «на нет» с возрастом, но если стараться её искоренить, это не принесёт ребёнку никакой пользы.
-
Очень важно опираться на желание ребёнка учиться. Как правило, большинство детей идут в первый класс, горя желанием стать школьниками. Важно всячески поддерживать это желание. Если родители искренне интересуются школьной жизнью ребёнка, расспрашивают его о школе, делятся своим школь- ным опытом, это, безусловно, укрепляет учебную мотивацию. И здесь возникает очень сложный вопрос: как относиться к школьным успехам и неудачам ребёнка, как хвалить его или ругать?
-
Но хвалить первоклассника – это не просто называть его молодцом или умницей. Здесь есть несколько тонкостей. Поощрение должно быть конкретным: мы хвалим не ребёнка самого по себе, а какую-то черту его поведения, результат его деятельности. Когда мы говорим ребёнку: «Ты сегодня очень аккуратно написал буквы!», или: «Мне очень нравится хвостик у этой цифры!», ребёнок получает информацию о том, что нужно делать, чтобы быть хорошим школьником, и понимает – для него это возможно. Если же мы говорим: «Умница, отлично!», - то не очень понятно, за что ребёнка хвалят, и ему трудно сориентирова- ться в том, какое поведение является одобряемым.
-
Бывает и так, что порой не знаешь, за что ребёнка похвалить В этом случае нужно найти что-то такое, что у него всё-таки получается хорошо, пусть это всего лишь один крючок из прописей.
-
Для многих детей отметки поученные в школе –это оценка не его работы, а его самого: «Если я получаю хорошие оценки, значит, я хороший». Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к формированию зависимости от мнения окружающих, от внешней оценки. Поэтому оценки, которые получает ребёнок, ни в коем случае не должны влиять на наше мнение о нём и на наши чувства к нему. Важно, чтобы ребёнок понимал: иногда у него что-то не получается, но он сам при этом не становится плохим. Что оценивается не он сам, а всего лишь результат его дея- тельности. Так, при выполнении домашнего задания можно спросить: «Как ты думаешь, что у тебя получилось особенно хорошо? А что – не очень?»
-
Если ребёнок болезненно переживает из-за оценок, можно помочь ему, используя слово «зато», то есть постараться найти в работе какое-то достоинство. Например: «Задачу ты решил неправильно. А что тебе удалось? Да, зато у тебя получились очень красивые цифры».
-
Очень важно ограничить время приготовления уроков. Многочасовое выполнение домашних заданий не только не способствует усвоению материала, но и приводит к переутомлению. Время, отведённое на приготовление уроков, не должно превышать одного часа. Лучше, если ребёнок занимается В течение получаса, после чего следует физкультминутка.
-
Быть родителями первоклассника действительно непросто. Бывает, что нам не хватает терпения, выдержки, когда мы занимаемся с ребёнком. Порой мы забываем, как трудно осваивать совершенно новую деятельность.
-
Возьмите, пожалуйста, ручку и напишите: «Мой ребёнок – первоклассник».
-
-
-
-
-
-
-
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.