Содержание
-
Социально-психологическая адаптация 10 классов. Рекомендации по профилактике дезадаптации.
-
Новая учебная ситуация новой ступени образования
Потеря первичного статуса в окружении: вновь сформированные классы, изменения в коллективе и учителях Качественный и количественный рост «трудности» обучения Смена критериев оценки учебного процесса Статус старшеклассника: необходимость взять ответственность за успешность своего образования и самоопределение
-
Новый возрастной этап – юность
Активный мировоззренческий поиск – смысла жизни, своего «Я», своей индивидуальности Стремление к автономии, самостоятельности и независимости от взрослых Познавательная избирательность Самоутверждение, самореализация среди сверстников (отсутствие дружбы воспринимается как недостаток) Рост интереса к противоположному полу и персонификация своей половой роли
-
Адаптация проходит индивидуально - от 6 недель до 4-х месяцев.
Снижение адаптации характеризуется с педагогической точки зрения: низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и её результатам с психологической точки зрения: низкой удовлетворенностью школьной жизнью, слабым проявлением дружеских отношений в классе, снижением самооценки, неадекватным уровнем притязаний, высоким уровнем ситуативной тревожности, ощущением ухудшения самочувствия.
-
Результаты диагностики(конец сентября):
Состояние психологического климата - во всех 10 классах средний показатель высокий, обучающиеся высоко оценили психологический климат внутри класса При этом выявлено: Сниженная мотивация - у 25% школьников Повышенная тревожность – у 17% Чувство гнева – испытывали 31%
-
Результаты на данный период:
-
-
88% обучающихся волнуют возможные неудачи 88% интересно на уроках 63% падают духом, сталкиваясь с трудностями 10% проявляют своё раздражение только 17% безразлично, то как к ним обращаются учителя 19% чувствуют грубость по отношению к себе
-
Профилактика школьной дезадаптации – одна из важнейших задач, объединяющих учителей!Рекомендации:
Обращайте внимания на признаки дезадаптации - инициируйте встречу с родителями, психологом; По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах; Проверка знаний в любом виде по природе своей оценочная - лишний раз не стоит нагнетать обстановку, напоминая о серьезности и значимости; Учитывайте возросшую потребность к дружескому и интимному общению. Разговаривайте о жизни, не только об оценках; Используйте творческие, исследовательские задания, развивающие кооперацию, создавая ситуации взаимопомощи, взаимопроверки; Рабочие подгруппы выделяйте случайным образом, каждый раз изменяйте состав ребят;
-
Залог успеха – гибкость, готовность корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных ребят; Сохраняйте чувство юмора и оптимизма! Важно присутствие безусловного принятия, понимания и позитивного отношения в независимости от поведения и успехов по предмету; Учитывайте уязвимость и противоречивость формирующегося образа «Я» - избегайте прямых приказов, любое требование должно быть уместным и аргументированным; Доносите свои опасения в индивидуальной беседе. Делитесь своим опытом, расскажите о том, что интересовало вас в их возрасте, о каких упущенных возможностях вы жалеете, но делайте это спокойно, не поучая и не раздражаясь; Избегайте публичных сравнений с другими - они чувствительны к любой критике; Сравнение - только с собственными успехами и неудачами ребенка («Посмотри, сегодня ты меньше постарался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в прошлый раз. Но я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше»). Оптимистические прогнозы «на завтра» не дают повода считать себя безнадежным, способствуют уверенности в своих силах;
-
Учитывайте индивидуальные возможности - сложным, непосильным заданием Вы заранее обрекаете на неуспех; Плохие отметки ведут к неудовлетворенности собой, снижению самооценки (и как следствие - замкнутость или, наоборот озлобленность в поведении); Вместе проанализируйте затруднения, ошибки. Акцент не на объёме приобретаемых знаний, а на способе их получения. Обратите внимание - умеет ли ваш ученик конспектировать, владеет ли элементарными умениями. Важно разобрать каким условиям должны отвечать его письменные и устные работы; Желательно не ставить тревожного школьника в ситуации соревнования, публичного выступления, не следует настаивать на выполнении и акцентировать внимание других, если вы видите затруднение;
-
Не скупитесь на поощрения, поддержку («Я уверен, что ты справишься», «Ты так хорошо справился с контрольной по физике»). Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и др. Тем самым взрослый как бы говорит ребенку: «Я здесь, я с тобой, ты не один». Им свойственно переоценивать значимость внутренних психологических проблем. Попробуйте помочь, но не используйте фразы: «Толи еще будет», «Разве это проблема», «В жизни и не такое бывает». Инициируйте встречу с психологом. _____________________________________________________________________ Не жди, что ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой! Постарайся увидеть его маленькую Вселенную! Я. Корчак
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.