Презентация на тему "Алгоритм психолого-педагогического сопровождения внедрения и реализации ФГОС"

Презентация: Алгоритм психолого-педагогического сопровождения внедрения и реализации ФГОС
Включить эффекты
1 из 79
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.2
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Алгоритм психолого-педагогического сопровождения внедрения и реализации ФГОС" по педагогике, включающую в себя 79 слайдов. Скачать файл презентации 4.52 Мб. Средняя оценка: 4.2 балла из 5. Для студентов. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по педагогике

Содержание

  • Презентация: Алгоритм психолого-педагогического сопровождения внедрения и реализации ФГОС
    Слайд 1

    Алгоритм психолого-педагогического сопровождения внедрения и реализации ФГОС

  • Слайд 2

    Психолого-педагогическое сопровождение в рамках введения ФГОС

    Работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

  • Слайд 3

    Цель психологического сопровождения

    создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

  • Слайд 4

    задачи психологического сопровождения

    систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения. формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению; создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении

  • Слайд 5

    Основные направления деятельности школьной психологической службы:

    Диагностико-коррекционная (развивающая) работа Психопрофилактическая работа Психологическое консультирование Психологическое просвещение

  • Слайд 6

    Диагностико-коррекционная (развивающая) работа

    выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества: изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования); формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза); разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.

  • Слайд 7

    Психопрофилактическая работа

    обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей: разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа; выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии; предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

  • Слайд 8

    Психологическое консультирование

    помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.

  • Слайд 9

    Психологическое просвещение

    приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре. Концепция образования дополняет традиционное содержание и обеспечивает преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и послешкольное образование. Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.

  • Слайд 10

    Основа разработки критериев и методов оценки

    Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе

  • Слайд 11

    I этап (1 класс) – поступление ребенка в школу

    Он начинается в ноябре-декабре месяце одновременно с записью детей в школу на подготовительные курсы и заканчивается в начале сентября. В рамках этого этапа предполагается: 1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка. как правило, диагностика состоит из двух составных частей. Сначала осуществляется общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка. Затем, по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты, организуется второй «диагностический тур». Он направлен на выявление причин низких результатов. В ряде случаев второй диагностический срез осуществляется в апреле.

  • Слайд 12

    2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе. 3. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер. 4. Проведение психолого–педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация подхода к комплектованию классов, динамика личностного развития педагогов, показателем которой является положительное самоопределение, мотивационная готовность к реализации нового ФГОС в 1 классе.

  • Слайд 13

    II этап – первичная адаптация детей к школе

    Без преувеличения его можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается: 1. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям. 2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом. 3. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявление в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.

  • Слайд 14

    4. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Такая работа проводится, как правило, психологом, воспитателями, педагогами во внеурочное время, проводится развивающая система занятий психолога в период адаптации. Цель курса: создание социально-психологических условий в ситуации школьного обучения, которые позволят ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной среде. 5. Основной формой ее проведения являются различные игры. Подобранные и проводимые в определенной логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроить на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, формировать у детей коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. На занятиях у учащихся формируется внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка. Психолог также содействует формированию познавательных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе. 6. Организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.

  • Слайд 15

    III этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации

    Работа в этом направлении осуществляется в течении второго полугодия 1-го класса и предполагает следующее: 1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий. 2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики. 3. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Групповая и индивидуальная просветительская работа по проблеме профилактики профессиональной деформации

  • Слайд 16

    4. Семинарские занятия с учителями начальных классов по преодолению психологических барьеров. 5. Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики. Здесь же – методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности. 6. Организация групповой психо-коррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении. Выявление детей  с ООП (ограниченными образовательными потребностями) в ОУ, осуществление психолого-медико-социального сопровождения. 7. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в течение полугодия и года в целом работы

  • Слайд 17

    Результативность сопровождения

    Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.

  • Слайд 18

    «Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.» Д.А. Медведев, Президент РФ (Послание Федеральному Собранию Российской Федерации; Москва, Кремль, 12 ноября 2009 года)

  • Слайд 19

    «Мы также приступаем к реализации образовательной инициативы «Наша новая школа». Её смысл заключается в создании современной школы, такой школы, которая способна раскрыть личность ребёнка, способна воспитать в детях интерес к образованию, к учёбе; способна быть современной, адекватной нашей жизни образовательной системой.» Д.А. Медведев, Президент РФ (из выступления на церемонии открытия Года учителя; Санкт-Петербург, 21 января 2010 года)

  • Слайд 20

    Необходимостьпересмотра целей образования

    Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования.

  • Слайд 21

    Базовые компетентности современного человека

    информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

  • Слайд 22

    Фундаментальные цели образования

    научить получать знания (учить учиться); научить работать и зарабатывать (учение для труда); научить жить (учение для бытия); научить жить вместе (учение для совместной жизни).

  • Слайд 23

    Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

    Школа будущего Основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты Развитие системы поддержки талантливых детей Совершенствование учительского корпуса Изменение школьной инфраструктуры Сохранение и укрепление здоровья школьников Расширение самостоятельности школ

  • Слайд 24

    Основные требования общества к образовательной системе:

    формирование культурной идентичности учащихся как граждан России; сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы; обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях; формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.

  • Слайд 25

    Цели образования

    Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».

  • Слайд 26

    Новая цель Российского образования

    Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

  • Слайд 27

    Требования к результатам освоения основной образовательной программы

    Результаты образования по новым образовательным стандартам личностные метапредметные предметные

  • Слайд 28

    28 Требования к результатам освоения основной образовательной программы Личностным готовность и способность к саморазвитию мотивация к обучению и познанию ценностно-смысловые установки социальные компетенции, личностные качества Метапредметным универсальные учебные действия: познавательные регулятивные коммуникативные Предметным опыт деятельности специфической для данной предметной области система основополагающих элементов научного знания

  • Слайд 29

    Приоритетные направления новых образовательных стандартов

    Реализация развивающего потенциала общего среднего образования Актуальная задача: обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию,ане только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

  • Слайд 30

    Портрет выпускника начальной школы

    Выпускник начальной школы Любознательный, интересующийся, активно познающий мир Владеющий основами умения учиться. Любящий родной край и свою страну. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение. Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

  • Слайд 31

    Теоретико-методологическая основа развития УУД

    Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. Концепция развивающего образования была теоретически обоснована и развита в трудах Л.С. Выготского. Он рассматривал обучение как движущую силу развития. Л.С. Выготский делал вывод о том, что обучение ведет за собой развитие и должно осуществляться в зоне ближайшего развития ребенка; Зона ближайшего развития — это расхождение между уровнем развития, обнаруживаемым в самостоятельной дея­тельности ребенка, т. е. уровнем его актуального развития, и уровнем, который ребенок достигает в сотрудничестве со взрослым. Уровень, достигаемый в сотрудничестве, — это потенциальный уровень развития ребенка, который станет актуальным в ближайшем будущем.

  • Слайд 32

    Проблема преемственности дошкольного и школьного образования. Готовность детей к школе.

    Физическая готовность определяется состоянием здоровья, в том числе развитием двигательных навыков и качеств (зрительно-моторная координация), физической и умственной работоспособности. Психологическая готовность включает в себя эмоционально-личностную, интеллектуальную и коммуникативную готовность. В эмоционально-личностной готовности главную роль играет произвольность поведения, учебно-познавательная мотивация и формирование самооценки. Наличие у ребенка мотивов учения является одним из важнейших условий успешности его обучения в начальной школе. Интеллектуальная готовность предполагает развитие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-логического мышления. Социальная готовность определяется развитием мотивов и элементарных навыков общения со взрослыми и сверстниками.

  • Слайд 33

    Как обеспечивается сегодня психологическая готовность дошкольников к обучению в школе?

    Два подхода к проблеме преемственности на этапе дошкольного образования. Первый подход опирается на тактику форсирования темпов детского развития. Он состоит в простой и прямой подгонке социально-педагогических приоритетов дошкольного учреждения к требованиям и особенностям школьного обучения. Второй подход основан на тактике доразвития в начальной школе тех элементарных ЗУНов, с которыми ребенок приходит из детского сада. Однако ни тот ни другой подходы не дают удовлетворительного решения этой проблемы. В итоге наблюдается противоречивая и даже парадоксальная картина. С одной стороны, в детском саду форсированная подготовка к школе фактически вытесняет специфические формы активной деятельности ребенка-дошкольника (от игры до разных видов художественного творчества). Они либо уступают место «обучению на занятиях», либо сами существенно изменяются («дидактизируются»)— в их содержании начинают зримо проступать черты учебных предметов. Иначе говоря, вместо предпосылок учебной деятельности у дошкольников пытаются сформировать ее элементы. С другой стороны, начальная школа, по выражению В.В. Давыдова (1996), «подхватывает» и утилизирует налич­ный репертуар дошкольных форм познания (в основном это житейские, эмпирические представления о действительности).

  • Слайд 34

    Образовательные программы в России, комплексно обеспечивающие премственность дошкольного и начального образования

    «Золотой ключик» «Из детства — в отрочество», «Преемственность» «Сообщество» Определенные попытки решения этой проблемы отражены в программах «Радуга», «Развитие», «Детство» и др.

  • Слайд 35

    Рекомендации по формированию предпосылок учебной деятельности напредшкольной ступени образования  включают

    использование игр с правилами и сюжетно-ролевых игр для пропедевтики произвольности; игра «в школу»; доброжелательное и уважительное отношение учителя к ученикам; поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия,направленные на решение задачи любой ответ,  даже неверный; использование игровой формы занятий, загадок,  предложения что-то придумать,предложить самим; адекватная оценка  -развернутое описание того, что сумел сделать ученик, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, конкретные указания,  как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать,  запрет на прямые оценки личности ученика (ленивый, безответственный, глупый, неаккуратный и пр.).

  • Слайд 36

    Характеристика универсальных учебных действий и возрастные особенности их развития у младших школьников

  • Слайд 37

    В помощь учителю серия: «Стандарты второго поколения»

    Универсальные учебные действия под ред. А.Г. Асмолова

  • Слайд 38

    Определение понятия «универсальные учебные действия»

    В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

  • Слайд 39

    Функции универсальных учебных действий

    обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные задачи, использовать необходимые средства и способы для их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «уменияучиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, социальной мобильности; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

  • Слайд 40

    Виды универсальных учебных действий

    1) личностные 2) регулятивные (включающие также действия саморегуляции) 3)познавательные включая общеучебные, логические и знаково-символические 4)коммуникативные

  • Слайд 41

    Модель системы универсальных учебных действий, демонстрирующая взаимозависимость и взаимообусловленность всех видов УУД 

    Познавате льные Регуля тивные Коммуника тивные Личностные

  • Слайд 42

    Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий

    соответствие возрастно-психологическим нормативнымтребованиям; соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.

  • Слайд 43

    Младший школьный возраст

    это период детства с 7 до 10 лет ведущей в котором становится учебная деятельность

  • Слайд 44

    Формируется личность ребенка

    Закладывается фундамент нравственного поведения Формируется характер усвоение моральных норм и правил поведения

  • Слайд 45

    1. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся

    самоопределение Смыслообразование т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом нравственно-этическая оцениваниеусваиваемого содержания материала, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

  • Слайд 46

    Основные характеристики личностного развития учащихся начальной школы

    Самоопределение 1.Формирование основ гражданской идентичности личности: чувства сопричастности своей Родине, народу и истории ответственности человека за благосостояние общества; осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России. 2.Формирование картины мира культуры: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием. 3.Развитие Я-концепции и самооценки личности: формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

  • Слайд 47

    Самоопределение

    Осознание своих возможностей в учении и осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; Регулятивный компонент: способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием Диагностика: Методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха (9-10 лет)

  • Слайд 48

    Личностные УУД определяют личностную готовность ребенка к обучению в школе.

    Личностная готовность включает а)мотивационную и коммуникативную готовность б) сформированность Я-концепции и самооценки в) эмоциональную зрелость ребенка. Сформированность социальных мотивов (стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга), а также учебных и познавательных мотивов определяет мотивационную готовность первоклассника.

  • Слайд 49

    Возрастной формой самоопределения является Внутренняя позиция школьника

    Критерии сформированности внутренней позиции школьника: положительное отношение к школе, чувство необходимости учения проявление особого интереса к новому, школьному содержанию занятий, что отражается в предпочтении уроков школьного типа урокам дошкольного типа предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине; предпочтение отметки дошкольным способам поощрения Диагностика: Методика «Беседа о школе» (6-7 лет)

  • Слайд 50

    Развитие мотивов учения - показатель сформированности внутренней позиции школьника, самоопределения и смыслообразования

     Виды учебных мотивов Учебно-познавательные мотивы. Социальные мотивы (потребность в социально значимой деятельности, мотив долга). Позиционный мотив (стремление занять новое положение ) Внешние мотивы Игровой мотив. Мотив получения высокой оценки.  Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для желания учиться, т.к. результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов. Диагностика:«Незавершенная сказка».«Беседа о школе» (6-7 лет) Шкала выраженности учебно-познавательного интереса; Опросник мотивации (9-10 лет)

  • Слайд 51

    Организация учебного процесса для развития познавательных мотивов

    создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к учебе; формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения (осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью); обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач, оценивание знаний учащегося с учетом его новых достижений; организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.

  • Слайд 52

    Нравственно-этическая ориентация включает:

    Формирование целостного образа мирапри разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности Ориентацию в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения формирование моральной самооценки развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости формирование установки на здоровый образ жизни формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

  • Слайд 53

    Самооценка — обобщенное и дифференцированное отношение ребенка к самому себе

    Самооценкаформируется на основе оценивания учителями и родителями достигнутых результатов в учении (Либо развитие уверенности в себе, либо снижение самооценки и развитие комплекса неполноценности) Два варианта нарушения развития самооценки: Заниженная самооценка. тревожность, неуверенность в своих силах, отказ от трудных заданий, феномен «выученной беспомощности» Пути коррекции: адекватная оценка учителя с акцентом на достижения ребенка Завышенная самооценка. Доминирование, демонстративность, неадекватная реакция на оценку учителя, игнорирование своих ошибок, отрицание неуспеха. Необходимо спокойное и доброжелательное отношение учителя, адекватная оценка, не затрагивающая личности самого учащегося, продуманная система требований, доброжелательность и поддержка, оказание помощи Диагностика: Методика «Кто Я?»; Методика «Хороший ученик» (9-10 лет)

  • Слайд 54

    В этот период происходит перестройка познавательных процессов

    формирование произвольности, продуктивности и устойчивости — развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической памяти) Новообразование: формируется способность выполнять действия в уме - умственный план действий: произвольность поведения, развивается умение управлять своим поведением, состоянием

  • Слайд 55

    Развивается мышление

    переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому и рассуждающему мышлению Новообразование: формирование словесно-логического мышления на основе конкретных понятий

  • Слайд 56

    2.Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

    целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция оценка волевая саморегуляция

  • Слайд 57

    2.Формирование регулятивных действий

    целеполаганиекак постановка учебной задачи планирование– определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. волевая саморегуляциякак способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

  • Слайд 58

    Показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий к 7 годам

    Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; Умение сохранять заданную цель; Умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; Умение контролировать свою деятельность по результату; Умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

  • Слайд 59

    Новообразования младшего школьника

    Рефлексия - способность ребенка осознавать, что он делает, зачем и правильно ли делает Целенаправленное восприятие, осмысленное произвольное запоминание Саморегуляция поведения Овладение навыками домашнего труда

  • Слайд 60

    В чем выражается сформированностьсаморегуляции младшего школьника

    1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка): способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; преодоление импульсивности, непроизвольности; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. 2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей

  • Слайд 61

    Формируются учебные навыки

    усвоение умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний

  • Слайд 62

    3.Познавательные универсальные действия включают

    1.Общеучебные действия 2.Логические действия 3.Постановка и решение проблемы.

  • Слайд 63

    1.Общеучебные универсальные действия:

    Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; знаково-символические моделирование умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; постановка и формулирование проблемы

  • Слайд 64

    2.Универсальные логические действия:

    Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) Синтез как составление целого из частей Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; Установление причинно-следственных связей, Построение логической цепи рассуждений, Доказательство; Выдвижение гипотез и их обоснование. 3.Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

  • Слайд 65

    Сфера общения

    расширение сферы общения появление новых авторитетов (учитель) Сензитивность возраста Развитие доброты Формирование коллективистических отношений

  • Слайд 66

    4.Коммуникативные УД

    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением (своего и партнера) – контроль, коррекция, оценка действий (своих и партнера); умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

  • Слайд 67

    Три группы коммуникативных действий

    коммуникация как взаимодействие коммуникацией как сотрудничество коммуникация как условие интериоризации.

  • Слайд 68

    1.Коммуникация как взаимодействие

    Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности. К концу начальной школы дети становятся способными понимать возможность разных оснований (у разных людей) для оценки одного и того же предмета. Вместе с преодолением эгоцентризма дети начинают лучше понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир Названные характеристики служат показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе. Диагностика: задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже) Методика «Кто прав?»(Г.А.Цукерман и др.) 6,5-7 лет

  • Слайд 69

    2.Коммуникативные действия, направленные на кооперацию, сотрудничество.

    Показатели: Умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в спорных обстоятельствах (конфликт интересов); Умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и помощь по ходу выполнения задания. Диагностика: задание «Рукавички» Г.А.Цукерман

  • Слайд 70

    3.Коммуникация как условие интериоризации.

    Коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии. Правила групповая работы: нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать ; Совместная работа не должна превышать 10—15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной тишины Для групповой работы можно использовать время на уроках; привлекать другие формы (проектные задания, специальные тренинговые занятия по развитию коммуникативных навыков под руководством школьного психолога ) Групповые занятия полезны только в случае создания благоприятной общей атмосферы в отдельном классе и в школе в целом — атмосферы поддержки и заинтересованности. Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей Решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом неавторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой. Диагностика: «Дорога к дому» (модифицированный вариант) (6,5-7 лет)

  • Слайд 71

    Стили педагогического общения

    Авторитарный (тон речи командный, жесткая дисциплина, в детях видит лишь учеников; пресекает инициативу; не верит в способности учеников; чаще ругает, чем хвалит; с детьми не советуется; общается только на уроках, дети не любят и боятся, что ведет к «школьным неврозам», повышенной тревожности, дезадаптации)) Демократический (сотрудничество, доверие, открытость отношений; видит в детях личность, верит в их способности, поддерживает, хвалит, одобряет; советуется с детьми, общается неформально, не допуская панибратства; является неформальным лидером, уважаем и любим детьми. Дети вырастают самостоятельными, активными, инициативными, творческими людьми) Попустительский (непоследовательность и непредсказуемость взаимоотношений, формальное лидерство)

  • Слайд 72

    Пять глаголов личностного подхода (по Е.Н.Ильину)

    Любить! Понимать! Принимать! Сострадать! Помогать!

  • Слайд 73

    Значение универсальных учебных действий для успешности обучения на ступени начального образования.

  • Слайд 74

    Что дают универсальные учебные действия?

    1.Обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;2 .Создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;3 Обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

  • Слайд 75

    Алгоритм проведения диагностики УУД

    1. Системный подход. Определение цели и задач изучения 2. Подбор критериев и показателей для определения сформированности УУД Выбор методик изучения, соответствующих возрасту испытуемых и уровню их актуального развития Подготовка диагностического инструментария Исследование испытуемых (не реже 2-х раз в год: октябрь, апрель) Требования: А) проводится на 1-2 уроке Б) необходима подробная инструкция о процедуре диагностики В) детям желательно сидеть по одному Г) спокойная, доброжелательная атмосфера. Педагогический такт Обработка и интерпретация результатов исследования. Закрытость информации! Составление плана индивидуальной и групповой коррекционо-развивающей работы по формированию УУД

  • Слайд 76

    Личностный подход в жизни ребенка

    Если ребенка поддерживают, он учится уважать и ценить себя. Если ребенок живет в честности, он учится быть справедливым. Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей. Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя. Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным. Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым. Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины. Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности. Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

  • Слайд 77

    М. Коллинз. Кодекс учителя

    Твердо верьте: все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются, – это в вере в них; вытягивании их них лучшего; Вера двигает горы, вера в учащихся может поднять их на высоты, которые трудно представить. Каждый день собирайте большой урожай успеха учащихся, не позволяйте не одному из них быть неудачником. Учите так, как будто каждый ребенок независимо от его семейных условий сын или дочь короля. Учите со страстью, учите с преданностью и стальной ориентацией на успех, которая не позволит учащимся соскользнуть в неуспех. Никогда не падайте духом; если вначале вам не удается ничего сделать с ребенком, старайтесь вновь и вновь, веря, что еще одно усилие может изменить в корне ситуацию.

  • Слайд 78

    В начальной школе ребенку обязательно нужно:

    «Научиться учиться» Полюбить школу Поверить в себя

  • Слайд 79

    Успехов Вам, дорогие педагоги-психологи!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке