Содержание
-
Структура взаимодействия. Типы взаимодействия. Особенности взаимодействия в образовательном процессе.
Спицына Ю.В.
-
Взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного взаимного влияния людей друг на друга, предполагающий их взаимную обусловленность общими задачами, интересами, совместной деятельностью и взаимно ориентированными реакциями. Образовательный процесс представляет собой многоплановое и полиморфное взаимодействие.
-
Во взаимодействии образовательного процесса лежит тот или иной ведущий признак:
Субъект и объект-субъект: ученик – ученик, педагог – ученик, ученик-родитель, педагог – родитель, педагог – педагог-администрация. Направленность взаимодействия: прямое и косвенное. Наличие или отсутствие цели: целенаправленное, стихийное. Степень управляемости: управляемое, полууправляемое, неуправляемое. Тип взаимосвязи: «на равных», руководство. Характер взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность (безразличие, равнодушие, безучастность), конфронтация, конфликт.
-
Наиболее распространено антагонистическое деление на два вида взаимодействий: кооперация и конкуренция, согласие – конфликт, приспособление – оппозиция, ассоциация – диссоциация и т. д.
Кооперация– координация единичных сил участников, что проявляется во взаимопомощи, взаимовлиянии. Конкуренциявыражает отрицательное отношение к процессу взаимодействия, но может рассматриваться и как продуктивный тип, в ходе которого у субъектов взаимодействия возникает конкурентно-созидательная мотивация.
-
Р. Блейк и Д. Моутон выделяют 5 стратегий взаимодействия:
Соперничество (конкуренция) – открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции. Компромисс – урегулирование разногласий через уступки. Сотрудничество – совместная выработка решений, удовлетворяющих интересы всех сторон. Приспособление – сглаживание противоречий, перестройка своих позиций. Избегание (уклонение) – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее.
-
Взаимодействие бывает:
Горизонтальное - это связь между равноправными органами управления. Вертикальное -делится на линейное, определяющее обязательное подчинение по всем вопросам управления, и функциональное, определяющее подчинение по определённой группе вопросов.
-
Основные характеристики взаимодействия в образовательном процессе:
взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимовлияние.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.