Презентация на тему "Очерки исторических типов культуры"

Презентация: Очерки исторических типов культуры
Включить эффекты
1 из 43
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (10.1 Мб). Тема: "Очерки исторических типов культуры". Содержит 43 слайда. Посмотреть онлайн с анимацией. Загружена пользователем в 2017 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Оценить. Быстрый поиск похожих материалов.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    43
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Очерки исторических типов культуры
    Слайд 1

    Т.А.Кемерова Очерки исторических типов культуры

  • Слайд 2

    Цель изучения:1. Рассмотреть проблемы типологизации культур на конкретно-историческом материале 2. Знать особенности и типологические черты различных типов культур5. получить основу для толерантного отношения к иным культурам

    2 Проблемы типологии культуры. Часть 2. Очерки исторических типов культуры

  • Слайд 3

    Содержание:

    2 1.Культура первобытного общества 2. Культура Номадов 3. Древние цивилизации : а) Месопотамия б) Египет в) античная Греция г) Рим 4. Культура Христианского мира: а) культура Средних веков б) культура Возрождения г) культура Нового времени 5. Индо-буддийский тип культуры 6) Китайско-конфуцианский тип культуры 7) Культура ислама 8) Русская культура

  • Слайд 4

    2 пе Каменный век Неолит: 8 - 4 тыс. лет назад Мезолит: 12 – 8 тыс. лет назад палеолит Верхний: 40 – 12 тыс. лет назад Средний: 150 – 40 тыс. лет назад Нижний: закончился 150 тыс. лет назад Периодизация первобытной культуры

  • Слайд 5

    2 Особенности первобытной культуры: ∙ синкретизм ∙ традиционный характер ∙ мифологический способ мышления ∙ невыделенность человека из природного мира ∙бесписьменный характер Формы верований: ∙ тотемизм ∙ анимизм ∙ фетишизм

  • Слайд 6

    2 Изобразительное искусство первобытной эпохи: изображения животных и контуры руки Пещера Альтамира, Испания. Так называемые «макароны» - волнистые линии, прочерченные пальцами на влажной глине. Пещера Ляско, Франция Писаницы Приамурья, Сибири и Урала

  • Слайд 7

    2 Женщина была центром первобытной общины, с ней связывали продолжение рода, она была прародительницей рода, она также была хранительницей огня – все это подчеркивало ценность женщины в системе социальных отношений того времени Венера Виллендорфская Венеры. Стоянка Костёнки Палеолитические Венеры

  • Слайд 8

    2 т Мегалитические сооружения эпохи Неолита Типы мегалитов: Дольмен - сооружения чаще всего в виде 2 и более поставленных стоймя каменных глыб, на которых покоится большая каменная плита. Считается, что они ставились над захоронениями. 2. Менгир – простейший мегалит в виде грубо обработанного и установленного вертикально камня. Могут стоять отдельно, образовывать аллеи или входить в состав мегалитического комплекса. Могут достигать 4-5 м в высоту. Самый высокий имеет высоту 20 м. 3. Кромлех - один из видов мегалитических построек времени неолита и главным образом бронзового века. Обычно состоит из огромных (до 6—7 м высотой), отдельно стоящих камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей. Они опоясывают площадку, в середине которой иногда находится дольмен или менгир. Кромлехи свидетельствуют, что их создатели уже овладели началами композиции, чувством ритма и масштаба, тектоникой стоечно-балочной конструкции. Самым известным кромлехом является Стоунхендж в Великобритании.

  • Слайд 9

    2 Типы мегалитов: менгир дольмен Кромлех. Стоунхэндж

  • Слайд 10

    2 Культуры номадов – кочевников. Культуры номадов могут отличаться в зависимости от среды обитания, но основу всех их составляют скотоводство, отсутствие, переносной тип жилища. Модель-образец культуры номадов – животное.

  • Слайд 11

    2 Юрта: семейная территория хозяйственная единица модель Вселенной юрта-храм Ориентация по сторонам света: Центральная ось: очаг – дымовое отверстие, север - юг Семантические зоны: правая – левая, северная – южная, верх – низ, почетная– рядовая, мужская – женская. Предметный мир, упорядочивающий жилище кочевника : очаг, дверь и порог, дымовое отверстие, шест и веревка, изображение духа –хранителя, алтарь (у монголов и др. – буддийский), ковры и платки с благопожелательной символикой. Культура номадов

  • Слайд 12

    2 Пространственная ориентация и семантические зоны юрты юг север мужская половина женская половина вертикальная ось

  • Слайд 13

    2 Начало цивилизации. Чатал-Хююк: раскопки одного из древнейших городов Признаки цивилизации: города, письменность, разделение труда, социальная иерархия, государство, писаное право Клинописное письмо шумеров

  • Слайд 14

    2 Культура Месопотамии Тип цивилизации – аграрная. Крупные города: Ур Урук Ниппур Лагаш Умма ЗиккуратДур- Унам, 13 век до н.э Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня

  • Слайд 15

    2 Персонажи религиозно-мифологического комплекса Глиняные библиотеки Месопотамии. Космогоническая поэма «Энума Элиш» и эпос о Гильгамеше

  • Слайд 16

    2 Культура Древнего Египта Мифология и религия Богиня неба Нут в виде коровы Суд Осириса Осирис, Анубис и Хор Основные черты: политеистический характер, зооморфизм, развитые представления о душе и загробной жизни, идея воздаяния, развитый заупокойный культ

  • Слайд 17

    2 Архитектура и скульптура Древнего Египта Пирамиды в Гизе Храм Амона в Луксоре и его план (внизу) Храм царицы Хатшепсут

  • Слайд 18

    2 Осирис, Исида и Гор Богиня Сохмет Царевич Рахотеп и его жена. Погребальная скульптура

  • Слайд 19

    2 Эхнатон (1375-1325 гг. до н.э.) и его религиозная реформа Скульптурные портреты Эхнатона и Нефертити Эхнатон и Нефертити поклоняются богу Атону Раскопки Ахетатона, новой столицы Эхнатона Погребальная камера гробницы Нефертити

  • Слайд 20

    2 Искусство Амарны Новые черты: психологизм, динамичность композиции, отсутствие идеализации персонажей, интерес к частной жизни

  • Слайд 21

    2 Искусство античной Греции Чернофигурная и краснофигурная вазопись Искусство Крито-микенской эпохи

  • Слайд 22

    2 Искусство античной Греции: эволюция форм Схемы 3 ордеров: дорического, ионического, коринфского Парфенон Фаюмский портрет. Эпоха эллинизма

  • Слайд 23

    2 Искусство Рима Храм Весты Храм Портума Пантеон Колизей Термы Каракаллы Триумфальная арка Константина

  • Слайд 24

    2 Антиной Капитолийский Венера Капитолийская

  • Слайд 25

    2 Христианский тип культуры. Культура Европейского средневековья Христианская символика: Ихтис, н. 3 века Монограмма имени Христа в окружении виноградных лоз, 6 в. Вестготский крест, 5-8 вв. Христос – агнец. Мозаика

  • Слайд 26

    2 Евфразиева базилика, Пореч, 3 век Базилика Санта Мария Маджоре, Рим, 4 век План раннехристианской базилики Базилика св.Дмитрия, Константинополь, 4 в.

  • Слайд 27

    2 Базилика (греч. — царский дом) — тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (3 или 5) различных по высот е нефов. Нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф — более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса и завершается апсидой, увенчанной полукуполом. Входом в базилику является поперечный объем— нартекс —притвор, входное помещение, которое обычно примыкает к западной стороне христианских церквей. В храмах раннехристианского и средневекового периодов нартекс был предназначен для прихожан, не имевших разрешения входить внутрь главного помещения, т. н. оглашенных, готовых принять христианство. Базилика Константина в Трире

  • Слайд 28

    2 Картины ГаспараФоссати «Святая София», 1852 Интерьер и мозаики храма Святой Софии в Константинополе (Стамбул)

  • Слайд 29

    2 Интерьер готического собора в Кутансе, Франция Схема готического собора Собор Парижской Богоматери Реймсский собор Романское и готическое искусство Западной Европы Капелла кающихся грешников. Больё-сюр-Дордонь. Романский стиль.

  • Слайд 30

    2 Искусство эпохи Возрождения Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из главных мировоззренческих задач эпохи Возрождения. Джотто. Введение во храм Богородицы Ф.Брунеллески. Купол собора во Флоренции и капелла Пацци

  • Слайд 31

    2 С.Боттичелли. Рождение Венеры. 1482-1483 Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1497 Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. Основные темы искусства Возрождения – античные и библейские сюжеты, портрет и автопортрет. За всеми стоит интерес к человеку. Альбрехт Дюрер. Автопортрет. 1498 Леонардо да Винчи. Витрувианский человек. 1487

  • Слайд 32

    2 Художественные стили Нового времени Караваджо. Лютнист. 1595 Рубенс. Портрет Изабеллы Брант Барокко: декоративность, текучесть форм, совмещение реальности и фантазии Валь-де-Грас. Мансар Фр.Борромини. Церковь Сан-Карло алле куатро фонтане,1635-1667, Рим Скала Реджа. Собор Св.Петра в Риме.

  • Слайд 33

    2 Классицизм У.Кент. Замок Холькхэм и ландшафтный парк А.Палладио. Вилла Ротонда близ Виченцы. Идеал классицизма был сформулирован Винкельманом в трудах «Мысли о подражании греческому искусству» и «История искусств древности» ( 1750—1760-е гг.). Его толкование сущности греческого искусства как «благородной простоты и спокойной величественности» определяет идеал красоты классицизма. Классицизм был выражением философского рационализма, Эстетика простых античных форм и строгий ордер ставились в противовес случайности, нестрогости , свойственных барокко. Церковь Св.Женевьевы (Пантеон),1775-1790, Париж

  • Слайд 34

    2 Ж.Л.Давид. Клятва Горациев Н.Пуссен. «Танец под музыку времени» ,1636. Ж.Л.Давид. Смерть Сократа Ж.Л.Давид. Портрет мадам Рекамье Живопись классицизма Д.Энгр. Жанна Д’Арк на коронации Карла VII, 1854 г.

  • Слайд 35

    2 Романтизм— явление европейской культуры в 18-19 веках, реакция на рационализм Просвещения и стиль классицизма в искусстве. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных ,часто бунтарских характеров, одухотворённой и целительной природы, идеализацией Средневековья. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму. Ф.Гойя. Махи на балконе, 1808-1812 Э.Делакруа. Свобода, ведущая народ, 1830 Т.Жерико. Плот «Медузы», 1817

  • Слайд 36

    2 Т.Руссо. Рынок в Нормандии. 1845-1848 Ж.Ф.Милле. Сборщицы колосьев Ж.Ф.Милле. Сеятель. 1850 Реализм в западноевропейской живописи Ш.-Ф.Добиньи. Крестьянский двор. 1855

  • Слайд 37

    2 Ваступурушамандала – математическая модель построения индуистского храма Типы индуистской храмовой архитектуры Индо-буддийский тип культуры

  • Слайд 38

    2 Архитектура буддизма Ступа в Санчи. Общий вид и план Ступа в Гянтзе Шведагон, Мьянма Буддийский храм и пагода, Киото, Япония Субурган, Бурятия Боробудур, Индонезия

  • Слайд 39

    2 Китайско-конфуцианский тип культуры Алтарь храма Неба в Пекина Живопись и каллиграфия Фарфор Искусство пейзажного сада Запретный город

  • Слайд 40

    2 Время возникновения -7 в.н.э. Основатель – Мухаммад Священное писание - Коран 622 г. – бегство в Медину, хиджра ( начало мусульманского летоисчисления) 5 столпов ислама: шахада намаз саум закят хадж Мечеть в Мекке, Кааба Суры Корана, записанные 3 разными почерками: куфи, насх и андалузским Интерьер мечети Культура ислама

  • Слайд 41

    2 Русская культура Русская культура имеет славянские языческие истоки. Збручский идол ( вид всех 4 граней) 1.Клетский тип Один из древнейших деревянных храмов- церковь Ризположения из села Бородава, 1485 г. Типы русских православных храмов: 1.Клетский 2.Шатровый 3.Ярусный 4.Многоглавый 5.Церковь с одной главкой 2.Шатровый тип.ЦерковьПреображения в селе Остров, 2-я пол.16 в. 3. Ярусный тип. Церковь Ильи пророка на Цыпинском погосте, 1755 г.

  • Слайд 42

    2 4. Многоглавые храмы Церковь Преображения на о.Кижи, 1714 г. Софийский собор в Великом Новгороде, н.12 в. Успенский собор Московского Кремля Георгиевский собор в Великом Новгороде, н.12.в. 5. Храмы с высокими подпружными арками и одной главкой. Церковь Покрова на Нерли Собор Василия Блаженного – соединяет все типы. 1555 г.

  • Слайд 43

    2 Источники: Алексеев В.П. Становление человечества. Л., 1984 Бартольд В. В. Культура мусульманства. М., 1998. Баткин Л. М. Культура Возрождения: проблемы и люди. М., 1995 Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 2003 Васильев Л. С. История религий Востока. Уч., Гл. 4. М., 2001 Величие здравого смысла: Человек эпохи Просвещения. М., Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984 Дмитриева. Краткая история искусств. Вып. 1 – 4. Любое издание Древние цивилизации. М., 1989 Дьяконов И.М. Пути истории: от древнейшего человека до наших дней. М., 1994 Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. М., 1997 Культура древнего Рима: В 2-х тт. М., 1985 Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб., 2001 Малявин В. Китайская цивилизация. М., 2000 Медведев А. В. Священные книги. Екатеринбург, 1997 Милюков П.Н.Очерки по истории русской культуры. В 3-х т. М.,1993 Мифы народов мира: энц. В 2-х т. Любое издание Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1995 тровский

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке