Содержание
-
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«КУЗБАССКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТКАФЕДРА УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИНУГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО«ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ»
доцент, к.ю.н. Шелестюков В.Н. КЕМЕРОВО 2015
-
СОДЕРЖАНИЕ
Применение наказания в виде ограничение свободы до 2010 года (3 слайд). Применение наказания в виде ограничение свободы с 2010 года (4 слайд). Применение наказания в виде ограничение свободы с 2010 года (5-6 слайд). Порядок принятия к исполнению приговора суда (определения, постановления) (7 слайд). Порядок исполнения наказания в виде ограничения свободы (8 слайд). Надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы (9 слайд). Уведомление о явке в УИИ для постановки на учет (10 слайд). Назначение наказания в виде ограничение свободы (11 слайд). Ограничение свободы не назначается (12 слайд). Нарушениями порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы (13 слайд). Меры поощрения, применяемые к осужденным к наказанию в виде ограничения свободы (14 слайд). Злостное уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы (15 слайд) Домашний арест (16 слайд). Применение ограничения свободы в качестве основного вида наказания (17 слайд). Применение ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания (18 слайд). Применение ограничения свободы назначенных осужденным, совершившим преступления в возрасте 14 – 17 лет (19слайд). Количество человек, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях (20 слайд). Список используемой литературы (21 слайд).
-
ПРИМЕНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ ДО 2010 ГОДА
Российский законодатель при принятии УК РФ 1996 г. предусмотрел в системе наказаний такой вид наказания, как ограничение свободы. Наказание в виде ограничения свободы должно было начать действовать еще до 2001 г. Однако при всех очевидных плюсах введение его в действие откладывалось почти 15 лет. В соответствии с частью 1 статьи 53 Уголовного кодекса Российской Федерации ограничение свободы заключалось в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Ограничение свободы являлось основным видом наказания и назначалось: - лицам, осужденным за совершение умышленных преступлений и не имеющим судимости, – на срок от одного года до трех лет; - лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, – на срок от одного года до пяти лет. Ограничение свободы должно было отбываться в специальных учреждениях – исправительных центрах, как правило, в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором осужденный проживал или был осужден. Строительство исправительных учреждений новых видов и необходимость содержать персонал в современных условиях оказались слишком дорогостоящими для государства, вследствие чего содержание наказания в виде ограничения свободы при введении его в действие претерпело значительные изменения. 27 декабря 2009 г. Президент РФ Д.А. Медведев подписал Федеральный закон № 377-ФЗ «О несении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса РФ и Уголовно-исполнительного кодекса РФ о наказании в виде ограничения свободы». Поправки, которые внесли изменения в ст. 53 УК РФ (наказание в виде ограничения свободы), вступили в силу 10 января 2010 г. Фоменко Е.Ю. Проблемы применения уголовного наказания в виде ограничения свободы. Вестник ТвГУ. 2011. №26. С. 214
-
ПРИМЕНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ С 2010 ГОДА
В новой редакции ограничение свободы представляет собой «вид уголовного наказания, сущность которого образует совокупность обязанностей и запретов, налагаемых судом на осужденного, которые исполняются без изоляции осужденного от общества в условиях осуществления за ним надзора со стороны специализированного государственного органа». Практически сразу суды активно начали использовать данный вид наказания в качестве как основного вида наказания, так и в качестве дополнительного. Необходимо отметить, что данный вид наказания начал применяться столь быстро, что проявились даже определенные проблемы по его реализации и исполнению. Это связано в первую очередь с тем, что при его исполнении должны использоваться средства электронного мониторинга (перечень аудиовизуальных,электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы установлен Постановлением Правительства РФ от 31.03.2010 г. № 198). Иначе говоря, электронные браслеты, практика применения которых за рубежом является весьма успешной.
-
ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ
В ст. 53 УК РФ, значится запрет на уход из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток. Практика показывает, что обычно под этим временем подразумевается период с 22.00 до 6.00. Но как же инспекция будет проверять, дома ли осужденный ночью, если в соответствии с п. 27 инструкции посещение инспектором его жилища после 22.00 запрещено? По телефону проверить тоже нельзя, ведь вместе с осужденным могут проживать дети или престарелые родители, конституционные права которых контролирующие органы могут нарушить, побеспокоив поздними звонками. Посещение определенных мест, расположенных в пределах территории соответствующего муниципального образования. Здесь возникает проблема с толкованием формулировки. УК РФ не раскрывает понятия «определенные места» и не поясняет причины запрета на посещение. Пункт 49 Инструкции в качестве примера таких мест приводит «места, связанные с употреблением алкогольных напитков и наркотических средств». С первыми все понятно: это разного рода кафе, бары и иные питейные заведения. А что же относится ко вторым, как их выявлять? Не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования. Но каким образом можно это проверить, если, к примеру, осужденный не совершил во время выезда никаких правонарушений, в отчеты правоохранительных органов не попал, протоколы об административных правонарушениях в отношении его не составлялись, свидетелей пересечения установленной границы нет, а сотрудники инспекции в этот день не проверяли его местонахождение? Законодательно такие случаи не регламентированы. Возможно также нарушение установленного требования без злого умысла, вследствие стечения обстоятельств.
-
Исполнение запрета на посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и на участие в них затрудняется в первую очередь тем, что нет практической возможности приставить к каждому осужденному работника инспекции для проверки соответствия его поведения установленным требованиям. Кроме того, во время массовых мероприятий проверяемое лицо легко может скрыться от надзора, и тогда выявление указанного нарушения становится возможным лишь при непосредственной встрече сотрудника инспекции с осужденным, что в толпе маловероятно. Да и сами сотрудники УИИ ввиду загруженности порой не знают всех своих осужденных в лицо. Обязательный для соблюдения запрет на изменение места жительства или пребывания, места работы и (или) учебы без согласия УИИ. Практика же показывает, что зачастую осужденные не утруждают себя написанием заявления и ожиданием решения, а ставят инспекцию перед фактом, что смена места жительства, работы или учебы уже осуществлена. Нарушение установленного законом порядка соблюдения рас- смотренного требования должно вызывать применение к осужденному мер воздействия, чего в практической деятельности УИИ как правило не происходит. Помимо установленных ограничений суд возлагает на осужденного обязанность являться для регистрации в инспекцию от одного до четырех раз в месяц. Но что делать человеку, страдающему заболеванием опорно-двигательного аппарата, если ему физически трудно это исполнить? Даже суд не может отменить данное требование, оно обязательно для всех осужденных к ограничению свободы. В законодательстве существует указание на возможность применения технических средств надзора и контроля, однако материальное и финансовое обеспечение инспекций на сегодняшний момент таково, что они не оснащены указанными устройствами, использование которых позволило бы повысить эффективность применяемого наказания. Звонов А.В. О проблемах исполнения наказания в виде ограничения свободы. Вестник института. 2011. №14. С. 30-32.
-
ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ К ИСПОЛНЕНИЮПРИГОВОРА СУДА (ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПОСТАНОВЛЕНИЯ)
Исполнение наказания в виде ограничения свободы осуществляется на основании копии обвинительного приговора (определения, постановления) суда, вступившего в законную силу. В случаях изменения приговора в установленном законом порядке к копии приговора суда администрацией исправительного учреждения, инспекцией приобщаются: при изменении приговора – копия определения суда кассационной инстанции либо копия определения (постановления) суда надзорной инстанции; при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания – копия определения (постановления) суда; при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания в порядке помилования – документы об исполнении соответствующего акта о помиловании, поступившие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. В случае возникновения сомнений и неясностей при исполнении приговора (определения, постановления) суда в целях их устранения в установленном законом порядке инспекция направляет представление в суд для разъяснения сомнений и неясностей, возникших при исполнении приговора (определения, постановления) суда, а также разъясняет осужденному его право на обращение в суд для разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора, и внесения соответствующих изменений. Приказ Минюста России от 11.10.2010 № 258 (ред. от 22.08.2014) «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы».
-
ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ:
Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного не позднее 15 суток со дня получения копии приговора (определения, постановления) вручает осужденному официальное уведомление о необходимости его явки в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет. Осужденный к наказанию в виде ограничения свободы в течение трех суток после получения указанного уведомления обязан явиться в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства для постановки на учет. Уголовно-исполнительная инспекция разъясняет осужденному его права и обязанности, порядок и условия отбывания наказания, а также ответственность за нарушение порядка и условий отбывания наказания. (ч. 1 ст. 41.1 УИК РФ)
-
НАДЗОР ЗА ОТБЫВАНИЕМ ОСУЖДЕННЫМИ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ
Инспекциями осуществляется надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, который заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия. Для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных инспекция: вызывает осужденного на беседы в инспекцию не реже одного раза в месяц в целях получения от него устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания; не реже одного раза в месяц проводит проверки по месту жительства, работы, учебы осужденного; посещает в любое время суток (за исключением ночного времени) жилище осужденного; наводит справки по месту жительства осужденного, по месту работы и (или) учебы осужденного о его поведении; в отношении осужденных, имеющих ограничения на посещение ими определенных общественных мест, не реже одного раза в месяц проводит проверки в соответствующих местах; своевременно применяет к осужденному установленные законом меры воздействия; принимает решение об использовании аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля к осужденному. Место хранения технических средств надзора и контроля определяется территориальным органом УИС. Приказ Минюста России от 11.10.2010 № 258 (ред. от 22.08.2014) «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы».
-
Рис. 1 – Уведомление о явке в УИИ для постановки на учет
___________________________________ (почтовый адрес) ___________________________________ (фамилия, имя, отчество осужденного) ОФИЦИАЛЬНОЕ УВЕДОМЛЕНИЕ На основании части 2 статьи 47.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Вы официально уведомляетесь о необходимости явки к ____ час. "__" ________ 20__ г. в уголовно-исполнительную инспекцию N ______ по адресу: ______________________________________________________________________ (местонахождение инспекции) _______________________________ телефон ______________________________ к ______________________________________________________________________ (должность, фамилия, инициалы сотрудника уголовно-исполнительной инспекции) для постановки на учет и разъяснения порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного Вам приговором (постановлением, определением) _____________________________________________________ суда (наименование суда) от "__" ________________ 20__ г. При себе иметь: данное уведомление, документы, удостоверяющие личность, в том числе заграничный паспорт, справку об освобождении, справку с места работы и (или) учебы, военный билет, трудовую книжку и др. (ненужное зачеркнуть, ______________________________________________________________________ указать, какие еще документы необходимо представить в уголовно-исполнительную инспекцию) На основании статьи 58 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации неявка без уважительных причин в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет является нарушением порядка и условий (ненужное зачеркнуть) отбывания наказания, злостным уклонением от отбывания наказания, за которое Вам может быть применена мера взыскания в виде предупреждения, (ненужное зачеркнуть) (ненужное зачеркнут ь) (ненужное зачеркнуть) официального предостережения; судом по представлению уголовно-исполнительной инспекции могут быть дополнены ранее установленные ограничения; произведена замена неотбытого срока наказания лишением свободы из расчета один день лишения свободы за два дня ограничения свободы; Вы можете быть привлечены к уголовной ответственности по статье 314 Уголовного кодекса Российской Федерации на срок до одного года. Начальник _____________________ ________________ _____________________________ (звание) (подпись) (инициалы, фамилия) РАСПИСКА О ПОЛУЧЕНИИ ОФИЦИАЛЬНОГО УВЕДОМЛЕНИЯ Официальное уведомление на имя ________________________________________ о явке на "__" _______ 20__ г. в уголовно-исполнительную инспекцию N ________ Получил лично __________________________ _____________________ (дата и подпись осужденного) (расшифровка подписи) Получил близкий родственник (законный представитель) ___________________ ______________________ (дата и подпись) (расшифровка подписи)
-
ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ НАЗНАЧАЕТСЯ:
лицам, осужденным за совершение умышленных преступлений и не имеющим судимости, – на срок от одного года до трех лет; Лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, – на срок от одного года до пяти лет.
-
ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ НЕ НАЗНАЧАЕТСЯ:
лицам, признанным инвалидами первой или второй группы; беременным женщинам; женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет; женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста; мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста; военнослужащие, проходящим военную службу по призыву.
-
НАРУШЕНИЯМИ ПОРЯДКА И УСЛОВИЙ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ ЯВЛЯЮТСЯ:
неявка без уважительных причин осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет; несоблюдение без уважительных причин осужденным установленных судом ограничений; неявка осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию по вызову без уважительных причин для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания; неявка без уважительных причин осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации; нарушение общественного порядка, за которое осужденный был привлечен к административной ответственности; несвоевременное уведомление уголовно-исполнительной инспекции (не позднее семи дней) о изменении места работы и (или) учебы. (ч. 1 ст. 58 УИК РФ)
-
МЕРЫ ПООЩРЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К ОСУЖДЕННЫМ К НАКАЗАНИЮ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ
За хорошее поведение и добросовестное отношение к труду и (или) учебе уголовно-исполнительная инспекция может применять к осужденным меры поощрения: благодарность; досрочное снятие ранее наложенного взыскания; разрешение на проведение за пределами территории соответствующего муниципального образования выходных и праздничных дней; разрешение на проведение отпуска с выездом за пределы территории соответствующего муниципального образования. (ст. 57 УИК РФ)
-
ЗЛОСТНО УКЛОНЯЮЩИМСЯ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ ПРИЗНАЕТСЯ:
осужденный, допустивший нарушение порядка и условий отбывания наказания в течение одного года после применения к нему взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений; осужденный, отказавшийся от использования в отношении его технических средств надзора и контроля; скрывшийся с места жительства осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней; осужденный, не прибывший в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в соответствии с предписанием, указанным в части третьей статьи 47.1 УИК РФ. (ч. 4 ст. 58 УИК РФ)
-
ДОМАШНИЙ АРЕСТ
Домашний арест – в качестве меры пресечения избирается по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения и заключается в нахождении подозреваемого или обвиняемого в полной либо частичной изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, с возложением ограничений и (или) запретов и осуществлением за ним контроля. С учетом состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого местом его содержания под домашним арестом может быть определено лечебное учреждение. Домашний арест избирается на срок до двух месяцев. Срок домашнего ареста исчисляется с момента вынесения судом решения об избрании данной меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого. В срок домашнего ареста засчитывается время содержания под стражей. Суд с учетом данных о личности подозреваемого или обвиняемого и фактических обстоятельств при избрании домашнего ареста в качестве меры пресечения может ему запретить и (или) ограничить: 1) выход за пределы жилого помещения, в котором он проживает; 2) общение с определенными лицами; 3) отправку и получение почтово-телеграфных отправлений; 4) использование средств связи и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В решении суда об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста указываются условия исполнения этой меры пресечения (место, в котором будет находиться подозреваемый или обвиняемый, срок домашнего ареста, время, в течение которого подозреваемому или обвиняемому разрешено находиться вне места исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, запреты и (или) ограничения, установленные в отношении подозреваемого или обвиняемого, места, которые ему разрешено посещать). Контроль за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных. В целях осуществления контроля могут использоваться аудиовизуальные, электронные и иные технические средства контроля (ст. 107 УПК РФ)
-
ПРИМЕНЕНИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ В КАЧЕСТВЕ ОСНОВНОГО ВИДА НАКАЗАНИЯ
СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ С САЙТА СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
-
ПРИМЕНЕНИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ В КАЧЕСТВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ВИДА НАКАЗАНИЯ
СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ С САЙТА СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
-
ПРИМЕНЕНИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ НАЗНАЧЕННЫХ ОСУЖДЕННЫМ, СОВЕРШИВШИМ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ВОЗРАСТЕ 14 - 17 ЛЕТ
СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ С САЙТА СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
-
КОЛИЧЕСТВО ЧЕЛОВЕК, СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЯХ
СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ С САЙТА ФСИН РФ
-
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации. – (принята всенародным голосованием 12.12.1993). – (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №7 – ФКЗ). – СПС Консультант Плюс. «Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 №1-ФЗ (ред. от 13.07.2015). – СПС Консультант Плюс. Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу c 13.07.2015). – СПС Консультант Плюс. Приказ Минюста России от 11.10.2010 № 258 (ред. от 22.08.2014) «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы». – СПС Консультант Плюс. Барков, Л. А. Ограничение свободы как вид наказания: первые результаты применения и перспективы Боровиков, С. А. Проблемы и перспективы применения ограничения свободы в контексте реформирования УИС / С.А. Боровиков // Вестник института. – 2013. – № 2. – С. 70-75. Звонов, А. В. О проблемах исполнения наказания в виде ограничения свободы / А.В. Звонов // Вестник института. – 2011. – № 14. – С. 30-32. Фоменко, Е. Ю. Проблемы применения уголовного наказания в виде ограничения свободы / Е.Ю. Фоменко // Вестник ТвГУ. Серия Право. – 2011. – № 26. – С. 214-220. Сайт Судебного департамента при ВС РФ http://www.cdep.ru/index.php?id=79 Сайт ФСИН РФ http://xn--h1akkl.xn--p1ai/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20YII/
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.