Презентация на тему "Количественный и качественный подходы в исследованиях"

Презентация: Количественный и качественный подходы в исследованиях
Включить эффекты
1 из 45
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.2
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Количественный и качественный подходы в исследованиях", состоящую из 45 слайдов. Размер файла 0.92 Мб. Средняя оценка: 4.2 балла из 5. Каталог презентаций, школьных уроков, студентов, а также для детей и их родителей.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    45
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Количественный и качественный подходы в исследованиях
    Слайд 1

    Дисциплина «Качественные и количественные методы исследования в психологии».Лекции № 1, 2. Количественный и качественный подходы в исследованиях. Психометрические и проективные тесты.

    Лектор: доктор биологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии Григорьев Павел Евгеньевич vk.com/int.research grigorievpe@cfuv.ru

  • Слайд 2

    Количественный vs. качественный «подход»?

    Под количественным подходом подразумевается естественнонаучный подход, распространяемый на психологическую науку и практику как как средство выявления устойчивых и объективных характеристик изучаемого объекта. Однако абсолютизация математической статистики и экспериментальных технологий с критериями научности без учета индивидуальных различий приводит к опасности редуцирования образа человека как объекта (а не субъекта!) исследований к жесткой теоретической схеме, к набору наблюдаемых реакций на предложенные стимулы. При этом не следует забывать о пропасти между изучаемыми свойствами и наблюдаемыми признаками в психологии, а также о проблемах воспроизводимости, существующих в психологических исследованиях, и т.д.

  • Слайд 3

    В отличие от количественного подхода в гуманитарных науках под качественным, определяемым как интуитивистский подход, понимается «гуманистический, гуманитарный, опытный, феноменологический, клинический, исследование случаев, включенное наблюдение, оценивание и обыденное знание». На самом же деле количественный и качественный подход не могут вульгарно противопоставляться друг другу в психологии, потому что в любом достоверном и обобщаемом исследовании с необходимостью надо использовать сочетание двух подходов. Что мы и увидим на протяжении изучения данного курса.

  • Слайд 4

    Использование любых методов исследований или воздействий в психологии подразумевает как определенную степень формализации и алгоритмизации, при этом неизбежно возникает ситуация, связанная с учетом, подсчетом тех или иных признаков. Но сама проблема их регистрации и соответствия признаков исследуемым психологическим свойствам, состояниям, процессам, явлениям не может быть однозначно решена в рамках количественного подхода, поскольку объективизация психических явлений вообще говоря проблематична и возможна лишь как анализ внешних проявлений (деятельность, поведение), или как анализ физиологических процессов, которые лишь в редчайших случаях могут однозначно содержательно характеризовать сферу психики – наисложнейший из всех возможных объектов исследования. Кроме того, опора методов психологии на определенные парадигмы или методологии зачастую затемняет существо дела, поскольку в отличие от естественных наук, допускает больший произвол, предопределяющий интерпретацию результатов. Результаты любых исследований обретают смысл исключительно в рамках концептуальных установок ученого. На каждом этапе работы ученого его личностные особенности, интересы, принадлежность к определенной научной школе и т. д. будут влиять на конечный результат.

  • Слайд 5

    Если брать за исходное модель оснований человеческих действий, фиксирующую наличие биологической, символической и рефлексивной сущностей, то количественные методы наиболее продуктивны по отношению к изучению биологической природы человека, так как на этом уровне наличествует возможность точных измерений; в значительно меньшей степени они применимы к символической сущности и совсем неприменимы к рефлексивной сущности. Качественные методы, будучи практически неприменимыми по отношению к биологическому аспекту, в высшей степени продуктивны по отношению к аспекту символическому и исключительно – к рефлексивному. Способность улавливания нюансов поточного мира экзистенциально-феноменальных переживаний личности является для них приоритетной, но одновременно создает ряд проблем, связанных с соотнесением уникальных переживаний в рамках одной личности, а тем более – множества людей и их социального окружения.

  • Слайд 6

    B. Wildemuth утверждает, что различие количественных и качественных методов, представляющих позитивистскую и интерпретативистскую парадигмы, заключается в том, что первая признает существование объективной реальности как независимой от исследователя, а вторая рассматривает ее как субъективную и социально конструируемую. Бредли говорит, что «позитивистский подход с его направленностью на нахождение статистической регулярности поведения ориентирован на выявление и измерение изучаемого поведения. В противоположность этому, интерпретативный подход, с его направленностью на понимание социального мира с точки зрения действующего в нем, ориентирован на детальное описание познавательных и символических действий, точнее значений, ассоциируемых с наблюдаемым поведением». По существу, свободные данные получают с помощью качественных, неформализованных методов, а строгие – с помощью количественных формализованных методов. Вышесказанное свидетельствует о том, что качественные методы не опровергают, а гармонично дополняют статистические количественные методы.

  • Слайд 7

    Сравнительная характеристика специфики, возможностей и ограничений количественных и качественных методов

  • Слайд 8
  • Слайд 9

    * При обладающем внутренней валидностью исследовании исследователь уверен, что результаты, полученные измерением зависимой переменой, непосредственно связаны с независимой переменной, а не с каким-нибудь другим неконтролируемым фактором. ** Внешняя валидность определяет то, в какой мере результаты, полученные в эксперименте, могут соответствовать тому типу жизненной ситуации, которая была исследована, и то, насколько возможно обобщить эти результаты на все подобные жизненные ситуации. *** Здесь: возможность получения одинаковых результатов у испытуемых в различных случаях (ретестовая надежность).

  • Слайд 10

    Классификации психологических данных

    Данные можно классифицировать по различным основаниям (критериям). I. По научному обоснованию: Научные - это сведения, полученные в результате научных изысканий и характеризующиеся высокой степенью достоверности (доказанности и надежности), возможностью проверки, теоретической обоснованностью, включенностью в широкую систему научных знаний. Характерной особенностью научных данных, как и вообще научных знаний, является их относительная истинность, т. е. потенциальная возможность их опровержения в результате научной критики. Ненаучные - сведения, полученные ненаучными путями. Например, из житейского опыта, из религиозных источников, из традиций, от авторитетов и т. д. Эти данные не доказываются, зачастую считаются самоочевидными. Не имеют теоретических обоснований. Многие из них претендуют на абсолютную истинность, их принятие субъектом познания базируется на некритическом усвоении, доверии (своему опыту, догматам, авторитетам).

  • Слайд 11

    II. По вкладу в проверку гипотезы и решение проблемы Ненаучные данные – сведения, полученные ненаучными путями. Например, из житейского опыта, из религиозных источников, из традиций, от авторитетов и т. д. Эти данные не доказываются, зачастую считаются самоочевидными. Не имеют теоретических обоснований. Многие из них претендуют на абсолютную истинность, их принятие субъектом познания базируется на некритическом усвоении, доверии (своему опыту, догматам, авторитетам). Решающие данные – это сведения, позволяющие однозначно принять или отвергнуть выдвинутую гипотезу. Значительные данные – это данные, вносящие весомый вклад в решение проблемы, но недостаточные для ее решения без привлечения других сведений.

  • Слайд 12

    III.По области и характеру источников информации Социологические. Психологические. Педагогические. Физиологические и т. д. Это данные, полученные в соответствующих сферах бытия, в первую очередь – общественного бытия. В узком смысле – это данные соответствующих наук IV. По методам исследования Данные наблюдения. Данные опроса. Экспериментальные данные и т. д. сведения, полученные с помощью того или иного эмпирического метода.

  • Слайд 13

    V. По методам в сочетании с источниками (классификация Р. Б. Кеттелла) L-данные (life data) – сведения, получаемые путем регистрации фактов реальной жизни. Обычно это данные наблюдения за повседневной жизнью человека или группы. С них рекомендуется начинать предварительное исследование проблемы. Q-данные (questionnaire data) – сведения, получаемые с помощью опросников, тестов интересов, самоотчетов и других методов самооценок, а также путем свободного обследования психиатров, учителей и т. п. Благодаря простоте инструментария и легкости получения информации Q-данные занимают ведущее место в исследованиях личности. Число методик огромно. Наиболее известные: опросники Айзенка (EPI, EPQ), Миннесотский многопрофильный личностный перечень (MMPI), Калифорнийский психологический тест (CPI), 16-факторный личностный опросник Кеттелла (16PF) и т.п. Т-данные (test data) – сведения, получаемые с помощью объективных тестов, а также физиологических измерений. Эти данные «объективны», поскольку их получают в результате объективного измерения реакций и поведения человека без обращения к самооценке или оценке экспертов. Количество методик для получения Т-данных также очень велико. Это тесты способностей, тесты интеллекта, тесты достижений, антропометрические и физиологические измерения, ситуативные и проективные тесты (всего более 400 методик, разбитых на 12 групп). Наиболее, известны: тест «пятна Роршаха», тест Розенцвейга, тест тематической апперцепции (ТАТ), тесты интеллекта Стенфорд-Бине, Векслера, Амтхауэра.

  • Слайд 14

    VI. По информативности (базируется на качественно-количественной нагрузке их содержания, позволяющей эти сведения соотносить друг с другом или с уже имеющимися сведениями в данной области на том или ином уровне точности. Эта группировка данных согласуется с классификацией измерительных шкал по С. Стивенсу) 1. Неметрические (не имеют метрики, т. е. единиц измерения): а) качественные (классификаторные, номинативные). б) порядковые (компаративные). 2. Метрические (количественные данные, имеющие единицы измерения): а) интервальные. б) пропорциональные.

  • Слайд 15

    Качественные данные (классификаторные, номинативные) – сведения, на основании которых изучаемый объект (или его состояние) можно отнести к какому-либо множеству (классу) сходных объектов. В этих данных отражаются сугубо качественные характеристики объекта, не позволяющие выяснить степень выраженности признака объекта, а следовательно, и его соотношение с подобными объектами, входящими в тот же класс. Эти данные указывают только на наличие или отсутствие какого-либо признака, по которому объект можно отнести к тому или иному классу. Каждый класс сходных объектов имеет определенное наименование, поэтому система классов носит название шкалы наименований (номинальной шкалы), а сами данные называются номинативными. Психологическая основа получения таких данных и построения таких шкал – процессы опознания (идентификации), т. е. установление отношений равенства или неравенства. Примеры: 1) синий – красный – желтый и т. д.; 2) мужчина – женщина; 3) холерик – сангвиник – флегматик – меланхолик.

  • Слайд 16

    Порядковые, или компаративные (лат. comparativus– сравнительный) – это данные, на основании которых объекты можно сравнивать по степени выраженности их признаков в системе оценок «больше – меньше». Это дает возможность упорядочивать объекты по определенному изучаемому признаку в возрастающем (убывающем) порядке, т. е. ранжировать. Соответствующие шкалы называются порядковыми или ранговыми. Но далее субординации здесь не продвинуться. Указать, насколько различаются между собой объекты, невозможно. Психологическая основа выявления этих данных и построения порядковых шкал – процессы различения и предпочтения, т. е. установление отношений «равно – неравно» и «больше – меньше». Примеры: любые шкалы оценок, шкала твердости минералов Мооса, итоговая турнирная таблица без указания результатов, ранжирование популярных артистов, приятность звуков, запахов, цветов и т. п.

  • Слайд 17

    Интервальные данные – это те, которые позволяют метрически оценить выраженность признака и ответить на вопрос, «на сколько» у одного объекта этот признак выражен больше или меньше, чем у другого. Эта разница на континууме значений измеряемого признака (на шкале) представляется как некоторая сумма субъективно равных интервалов, поэтому и данные называются интервальными. А шкалы – шкалами интервалов, расстояний или разностей, где интервалы являются единицами измерения. Психологическая основа – способность к уравниванию субъективных (в первую очередь, сенсорных и эмоциональных) расстояний. Примеры: шкалы температур по Цельсию, Реомюру и Фаренгейту; календарные даты; шкалы, основанные на прямом измерении сенсорных расстояний.

  • Слайд 18

    Пропорциональные данные – это те, которые дополнительно к интервальной информации дают ответ на вопрос, «во сколько раз» признаку одного объекта выражен сильнее или слабее, чем у другого. Для этого на шкале данных должна иметься опорная точка, соответствующая естественному нулевому значению измеряемого признака. Такие шкалы называются пропорциональными, или шкалами отношений. Точка отсчета, называемая абсолютным нулем, указывает на отсутствие данного качества. Абсолютный нуль нельзя путать с относительным, или условным. Последний вводится искусственно, по договоренности. Например, на шкале температур по Цельсию, Фаренгейту и Реомюру за нулевую точку условно принята температура плавления льда. И в этих координатах бессмысленно говорить, во сколько раз что-то теплее или холоднее чего-то другого. Только шкала Кельвина имеет абсолютный нуль (-273,16° по Цельсию). К сожалению, для психологических характеристик обычно очень трудно указать нулевое значение, а значит, и получить пропорциональные данные. Тем не менее ряд специальных приемов, объединенных под наименованием процедур прямого (субъективного) шкалирования, открывает возможность получения пропорциональных данных и построения шкал отношений. Психологическая основа этих процедур – способность человека к определению субъективных отношений. Обычно это отношения, фиксирующие двойное или тройное превосходство (2:1, 3:1). Примеры: физические данные и соответствующие шкалы длин, весов, плотностей и т, д.; прямые психофизические шкалы громкости (сонов), яркости (брилов), тяжести (вегов) и т. п.

  • Слайд 19

    Количественные и качественные методы добычи и обработки данных

    К основным методам количественного анализа (и синтеза) в психологии относятся следующие: 1. Методы первичной обработки данных (табулирование, построение диаграмм, гистограмм, полигонов и кривых распределения). 2. Методы вторичной обработки данных (вычисление статистик). Корреляционный анализ. Дисперсионный анализ. Регрессионный анализ. Факторный анализ. Таксономический (кластерный) анализ. Шкалирование. Более подробно разберем их на практических занятиях

  • Слайд 20

    Качественные методы (КМ) позволяют выявить наиболее существенные стороны изучаемых объектов, что дает возможность обобщать и систематизировать знания о них, а также постигать их сущность. Очень часто КМ опираются на количественную информацию. Наиболее распространены такие приемы, как классификация, типологизация, систематизация, периодизация, казуистика.

  • Слайд 21

    Классификация (лат. classic – разряд, facere– делать) – это распределение множества объектов по группам (классам) в зависимости от их общих признаков. Сведение в классы может производиться как по наличию обобщающего признака, так и по его отсутствию. Результатом подобной процедуры становится совокупность классов, которую как и сам процесс группировки называют классификацией. Классификационная процедура – это, по существу, дедуктивная операция деления (декомпозиция): известное множество элементов по некоторому критерию делится на подмножества (классы). Классы строятся путем определения границ подмножеств и включения в эти границы тех или иных элементов. Элементы с характеристиками, выходящими за границы данного класса, помещаются в другие классы или выпадают из классификации. Если в основании классифицирования кладется признак, существенный для данных объектов, то классификация называется естественной. Например, предметный каталог в библиотеках, классификация ощущений по модальности. Если же критерий не существенен для самих объектов, а только лишь удобен для какого-либо их упорядочивания, то получают искусственную классификацию. Например, алфавитный библиотечный каталог, классификация ощущений по расположению рецепторов.

  • Слайд 22

    Типологизация – это группировка объектов по наиболее существенным для них системам признаков. В основе такой группировки лежит понимание типа как единицы расчленения изучаемой реальности и конкретной идеальной модели объектов действительности. В результате проведения типологизации получают типологию, т. е. совокупность типов. Процесс типологизации в противоположность классификации есть операция индуктивная (композиционная): элементы некоторого множества группируются вокруг одного или нескольких элементов, обладающих эталонными характеристиками. При выявлении типов границ между ними не устанавливается, а задается структура типа. С ней соотносят по признакам равенства или подобия другие элементы. Таким образом, если классификация – это группировка на основе различий, то типологизация – это группировка на основе сходства. Известны два принципиальных подхода к пониманию и описанию типа: 1) тип как среднее (предельно обобщенное) и 2) тип как крайнее (предельно своеобразное). В первом случае типичным является объект со свойствами, близкими по своей выраженности к среднему значению выборки. Во втором – с максимально выраженными свойствами. Тогда в первом случае говорят о типичном представителе той или иной группы (подмножества), а во втором – о ярком представителе группы, о представителе с сильным проявлением специфических для этой группы качеств. Так, определение «типичный представитель интеллигенции» нужно отнести к первому варианту, а «рафинированный интеллигент» ко второму. Первое понимание типа характерно для художественной литературы и искусства, где выводятся типажи. Вторая трактовка присуща научным описаниям типа. В житейской практике наблюдаются оба подхода.

  • Слайд 23

    Примеры типологизаций: конституциональные (типологии Э. Кречмера и У. Шелдона); психологические (типологии К. Юнга, К. Леонгарда, А. Е. Личко, Г. Шмишека, Г. Айзенка); социальные (типы руководства и лидерства); астропсихологические (гороскопы) – как пример ненаучной типологизации. Классификация и типология – два разных пути качественной обработки эмпирических данных, приводящих к двум совершенно разным видам представительства результатов исследования – классификации как совокупности групп (классов) и типологии как совокупности типов. Поэтому никак нельзя согласиться с довольно распространенным смешением этих понятий, а тем более с их отождествлением. Класс – это некоторое множество сходных реальных объектов, а тип – это идеальный образец, на который в той или иной степени похожи реальные объекты. Принципиальное отличие класса от типа предопределяет и принципиальное разведение процедур типологизации и классификации и категорическое различение итогов этих процедур – типологии и классификации.

  • Слайд 24

    Систематизация – это упорядочивание объектов внутри классов, классов между собой и множества классов с другими множествами классов. Это структурирование элементов внутри систем разных уровней (объектов в классах, классов в их множестве и т. д.) и сопряжение этих систем с другими одноуровневыми системами, что позволяет получать системы более высокого уровня организации и обобщенности. В пределе систематизация есть выявление и наглядное представление максимально возможного числа связей всех уровней в множестве объектов. На практике это выливается в многоуровневую классификацию. Примеры: систематики растительного и животного мира; систематика наук (в частности, наук о человеке); систематика психологических методов; систематика психических процессов; систематика свойств личности; систематика психических состояний.

  • Слайд 25

    Периодизация – это хронологическое упорядочивание существования изучаемого объекта (явления). Заключается в разделении жизненного цикла объекта на существенные этапы (периоды). Каждый этап обычно соответствует значительным изменениям (количественным или качественным) в объекте, что можно соотнести с философской категорией «скачок». Примеры периодизации в психологии: периодизация онтогенеза человека; этапы социализации личности; периодизация антропогенеза; этапы и фазы развития группы (групповая динамика) и др.

  • Слайд 26

    Психологическая казуистика – это описание и анализ как наиболее типичных, так и исключительных случаев для исследуемой реальности. Этот прием характерен для исследований в области дифференциальной психологии. Индивидуальный подход в психологической работе с людьми также предопределяет широкое использование казуистики в практической психологии. Наглядным примером применения психологической казуистики может служить используемый в профессиографии метод инцидентов (Этот метод связан со сбором сотен описаний эпизодов эффективных и неэффективных трудовых действий, которые реально наблюдали в своей трудовой деятельности опытные специалисты, руководители и другие работники)

  • Слайд 27

    Понятие теста. Виды тестов

    Под тестом (англ. test — проба, испытание, проверка) понимается ансамбль стандартизированных, стимулирующих определенную форму активности, часто ограниченных по времени выполнения заданий, результаты которых поддаются количественной (и качественной) оценке и позволяют установить индивидуально-психологические особенности личности. В психодиагностике известны разнообразные классификации тестов. Они могут подразделяться по особенностям используемых тестовых заданий на тесты вербальные и тесты практические, по форме процедуры обследования —на тесты групповые и индивидуальные, по направленности — на тесты способностей, тесты личности и тесты отдельных психических функций, а в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений — на тесты скорости и тесты результативности. Так же тесты могут различаться по принципам их конструирования. За последние десятилетия многие известные тесты были приспособлены к среде компьютера (предъявление, обработка данных и др.), их можно обозначить как тесты компьютеризированные. Активно разрабатываются тесты компьютерные, изначально конструируемые с учетом возможностей современной вычислительной техники.

  • Слайд 28

    Психометрические основы психодиагностики

    психологический тест может быть охарактеризован как эффективный в том случае, если он удовлетворяет следующим основным условиям: 1) использование шкалы интервалов (отражает точные утверждения относительно различий между наблюдаемыми величинами; то есть где интервал измерения определен; со шкалами интервалов могут выполняться статистические операции сложения и вычитания, а также вычисления среднего и стандартного отклонения) 2) надежность (постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых; независимость методики от действия случайных факторов); 3) валидность (мера соответствия методик и результатов исследования поставленным задачам); 4) дискриминативность(дифференцирующая, различающая способность ТЕСТА в целом или отдельного ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ, указывающая на их способность разделять отдельных испытуемых по уровню выполнения. Если все испытуемые дают на тестовое задание один и тот же ответ, то это означает, что данное задание не обладает дискриминативностью); 5) наличие нормативных данных (то есть показателей четко определенных выборок. Разработка процедуры получения этих показателей является стандартизацией данных).

  • Слайд 29

    Система «Психодиагностический метод—подход—методика (группы методик)» (по Бурлачуку)

    Перцепция (от лат. perceptio — восприятие) — процесс непосредственного активного отражения когнитивной сферой человека внешних и внутренних предметов (объектов), ситуаций, событий, явлений и т. п. Апперцепция — зависимость восприятия от прошлого опыта, содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Различают устойчивую апперцепцию — зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности (мировоззрения, убеждений, образованности и т.п.) и временную апперцепцию, в которой сказываются ситуативно возникающие психические состояния (эмоции, экспектации, установки и т.п.)

  • Слайд 30

    Проективная техника

    В основе всех проективных методик лежит извечно присущее человеку стремление истолковывать явления и предметы окружающей действительности во взаимосвязи со своими желаниями, потребностями, чувствами, всем тем, что составляет интимный мир личности, то есть «внутренними условиями». Лоуренс Франк (1948 г.) выдвинул три основных принципа, лежащих в основе проективного исследования личности: 1. Направленность на уникальное в структуре или организации личности. В отличие от традиционных психометрических процедур, личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень (набор) способностей, или черт. 2. Личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта. 3. Эта система основных динамических процессов постоянно, активно действует на протяжении жизни индивида, «формируя, направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждую ситуацию в систему (конфигурацию) внутреннего мира индивида». Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Это третье и основное теоретическое положение обычно называют «проективной гипотезой».

  • Слайд 31

    Л. Франк не рассматривает проективные методики как замену уже известным психометрическим. Назначение этих методик — исследование «идиоматичной» внутренней сферы, которая может быть рассмотрена как способ организации жизненного опыта. Проективные методики удачно дополняют существующие, позволяя заглянуть в то, что наиболее глубоко скрыто, ускользает при использовании традиционных приемов исследования. Общими для всех проективных методик являются следующие признаки: 1) неопределенность, неоднозначность используемых стимулов; 2) отсутствие ограничений в выборе ответа; 3) отсутствие оценки ответов испытуемых как «правильных» и «ошибочных».

  • Слайд 32

    Классификация проективных методик (по Бурлачуку, Франку): 1. Конститутивные. Испытуемому предлагается какой-либо аморфный материал, которому он должен придать смысл. Примером может служить методика Роршаха, состоящая из 10 таблиц, на которых изображены симметричные одноцветные и полихромные изображения — пятна, которые легко получить, нанеся на лист бумаги немного чернил или краску, а затем перегнув этот лист пополам. Обследуемому задается только один вопрос: «Что это может быть, на что это похоже?» Полагается, что в процессе интерпретации изображений, придания им смысла, испытуемый проецирует свои внутренние установки, стремления и ожидания на тестовый материал. Разработаны детальные, порой занимающие несколько томов, схемы интерпретации ответов испытуемого. Пример: некоторые варианты пятен Роршаха.

  • Слайд 33

    2. Конструктивные. Предлагаются оформленные детали (фигурки людей и животных, модели их жилищ и пр.), из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его. Сценотест, например, состоит из миниатюрных человеческих фигур, фигурок животных, деревьев и предметов повседневной жизни. Испытуемые, обычно дети и подростки, создают разные сцены из своей жизни (или заданные им экспериментатором), а по определенным особенностям этих сцен и рассказа о них делаются выводы как о личности их создателя, так и о специфике социального окружения. Пример стимула. Ребенок в лесу. Всего 42 стимула

  • Слайд 34

    3. Интерпретативные. Необходимо истолковать, интерпретировать какое-либо событие, ситуацию. Тест тематической апперцепции — хорошая иллюстрация этого вида методик. Испытуемому предлагаются таблицы-картины, на которых изображены относительно неопределенные ситуации, допускающие неоднозначную интерпретацию. В ходе обследования испытуемым составляется небольшой рассказ, в котором необходимо указать, что привело к изображенной ситуации, что происходит в настоящее время, о чем думают, что чувствуют действующие лица, чем эта ситуация завершится. Предполагается, что испытуемый идентифицирует себя с «героем» рассказа, что дает возможность раскрытия внутреннего мира обследуемого, его чувств, интересов и побуждений. Пример: некоторые сцены из ТАТ.

  • Слайд 35

    4. Катартические. Предлагается осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях. Например, психодрама в виде импровизированного театрального представления позволяет субъекту не только аффективно отреагировать (игровой катарсис) — а тем самым добиться терапевтического эффекта, — но и дает исследователю возможность обнаружить выносимые вовне конфликты, проблемы, другую личностно насыщенную продукцию. 5. Рефрактивные. Личностные особенности, скрытые мотивы исследователь стремится диагностировать по тем непроизвольным изменениям, которые вносятся в общепринятые средства коммуникации, например речь, почерк.

  • Слайд 36

    6. Экспрессивные. Осуществление испытуемым изобразительной деятельности, рисунок на свободную или заданную тему, например методика «Дом-дерево-человек». Предлагается нарисовать дом, дерево и человека. По рисунку делают выводы об аффективной сфере личности, уровне психосексуального развития и других особенностях. Пример. Рисунок дома, дерева и человека, выполненный ребенком

  • Слайд 37

    7. Импрессивные. Эти методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. Испытуемый выбирает наиболее желательные, предпочитаемые им стимулы. Например, тест Люшера, состоящий из 8 цветных квадратов (неполный набор). Предъявляются все квадраты с просьбой выбрать наиболее приятный. Процедура повторяется с оставшимися квадратами до тех пор, пока в итоге образуется ряд, в котором цвета располагаются по их привлекательности. Психологическая интерпретация исходит из символического значения цвета. В качестве стимулов могут выступать фактически любые объекты живой и неживой природы.

  • Слайд 38

    8. Аддитивные. В этих методиках от обследуемого требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории. Например, предлагается серия незаконченных предложений типа: «Будущее кажется мне...», «Думаю, что настоящий друг...» и т. п. Эти методики предназначены для диагностики разнообразных личностных переменных, от мотивов тех или иных поступков до отношения к половому воспитанию молодежи. Пример: методика незаконченных предложений Думаю, что мой отец редко… Если все против меня, то… Я всегда хотел… Если бы я занимал руководящий пост… Будущее кажется мне… Мое начальство… Знаю, что глупо, но боюсь… Всего 60 незаконченных предложений-стимулов.

  • Слайд 39

    Рекомендованная для закрепления материала лекций литература

    Лысенко О.Ю., Марковская И.М. Качественные методы социально-психологических исследований: Учебное пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. 106 с. http://lib100.com/book/social_psychology/qualitative_methods/pdf/ Шишова Е.О. Качественные и количественные методы исследований в психологии. Казань, 2014. 73 с. http://tulpar.kpfu.ru/enrol/index.php?id=843 Мельникова О.Т., Кричевец А.Н., Хорошилов Д.А. Историко-эпистемологический контекст развития качественных исследований в психологии: часть 1 и 2 // Психологические исследования, 2013, 32; 2014, 33. http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n32/903-melnikova32.htmlhttp://psystudy.ru/index.php/num/2014v7n33/930-melnikova33.html Б.С. Волков, Н.В. Волкова, А.В. Губанов. Методология и методы психологического исследования: учебное пособие для вузов М.: Академический проект, 2005. 383 с. http://www.intellect-invest.org.ua/content/userfiles/files/library/Volkov_Metod_i_met_psihol_issled_2005.pdf Соотношение количественных и качественных методов в психологическом исследовании // Янчук В.А. Методология, теория и метод в современной социальной психологии и персонологии: Интегративно-эклектический подход. Минск: Бестпринт, 2000. http://www.yanchukvladimir.com/docs/Instr/Qualit-quant.html В.А. Рыбаков, А.Л. Покрышкин Совместима ли психология и естественнонаучная парадигма. Томск, 2005. http://www.nlp.ru/center/d/scien.html

  • Слайд 40

    Спасибо за внимание!

    Скачайте презентацию этой лекции с рабочими ссылками на литературные источники и компьютерные программы в группе www.vk.com/int.research Принимайте участие в обсуждениях, играйте в игру «Мир магии», а также других исследованиях интуиции (18+)

  • Слайд 41

    Научно-исследовательская работа: помощь, участие, направления квалификационных (курсовых, дипломных) работ, выполняемых под руководством профессора Григорьева Павла Евгеньевича и доцента Васильевой Инны Витальевны

    Исследования различных аспектов интуиции у представителей различных групп (возраст, пол, потребности, особенности физиологического статуса и проч.) с помощью психологических, программно-аппаратных методов и методик Психофизиологические исследования функционального состояния представителей различных групп в зависимости от нагрузок, ситуации, деятельности Разработка новых методов улучшения эффективности деятельности представителей опасных и связанных с повышенной ответственностью профессий в условиях дефицита времени и/или информации

  • Слайд 42

    Вопросы для закрепления материала лекций и самостоятельного изучения

    Количественные и качественные методы исследования в экспериментальной и практической психологии и социологии. Влияние методологии на исследовательский и терапевтический процесс. Позитивистская методология и ее ограничения. Проблема доказательства. Взаимодействие логических и эмпирических аспектов познавательного процесса. Функция количественных и качественных методов исследований. Содержание количественного и качественного подходов, их общие и отличительные черты: «гибкость», «субъективность» и «точность» и «свобода от оценочности». Сущность количественного и качественного подходов. Перекрестная валидизация количественных и качественных подходов. Особенности качественных методов исследования. Исследовательские функции качественных методов. Категоризация и проблема достоверности в качественных методах исследования: проблема обеспечения надежности информации. Способы осуществления перекрестной интерпретации. Критерии достоверности качественных результатов. Обоснование выбора метода.

  • Слайд 43

    7. Реализация номотетического и идеографического подходов в психологических исследованиях. Виды психологических исследований: теоретические и эмпирические, фундаментальные и прикладные, монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и комплексные. 8. Моделирование, виды моделей. 9. Типы научного исследования: поисковое, описательное, объяснительное и прогностическое исследование. 10. Фактуальноенаучное описание. 11. Критическое исследование, уточняющее, воспроизводящее исследование. 12. Полевое исследование. Таксономия. 13. Особенности пилотажного исследования. 14. Исследование как квалификационная научно-исследовательская работа. Реферат. Курсовая работа. Выпускная квалификационная (дипломная) работа магистра.

  • Слайд 44

    15. Типы психодиагностических методик. 16. Методики высокого уровня формализации /строго формализованные методики/: экспериментальные методики, тесты, психофизиологические методики и другие. Общая характеристика методик высокого уровня формализации. 17. Малоформализованныеметодики: наблюдениe, беседа, анализ продуктов деятельности и другие. Общая характеристика малоформализованных методов. 18. Дифференциальный анализ психодиагностической ценности методик строго и малоформализованных. Комплементарность строго- и малоформализованных методик. 19. Закономерности построения экспериментальных психодиагностических методик. Основные структурные компоненты экспериментальных методик: содержание компонентов, их специфика и вариативность, направленность и последовательность. 20. Основные стратегии экспериментальных психодиагностических исследований: трансверсальная стратегия (или стратегия поперечных срезов), лонгитюдная стратегия (или стратегия продольного изучения), экспериментально-генетическая стратегия (или формирующая).

  • Слайд 45

    21. Понятие «стандартизация». Направления работы по стандартизации методик: выработка единых требований к процедуре проведения эксперимента, определение единого критерия оценки результатов экспериментальных диагностических испытаний (статистическая норма, социально-психологический норматив). 22. Понятие «надежность» в психодиагностике. Проверка экспериментальных методик на надежность. 23. Понятие «валидность», содержание термина. Теоретическая и прагматическая валидизация. Виды валидности: валидность по содержанию, текущая валидность, прогностическая валидность, ретроспективная валидность, очевидная валидность и другие. 24. Теоретическое обоснование проективного подхода к измерению личности. Понятие «проекции» в психодиагностике. 25. Возможности и ограничения проективных методик. Проблемы их надежности и валидности. 26. Классификация проективных методик. Проективные методики, их виды. 27. Инструментальные ошибки при работе с проективными методиками. «Встречная» и «вторичная» проекции психодиагноста.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке