Презентация на тему "Особенности политических представлений в странах Арабского Востока в Средние века"

Презентация: Особенности политических представлений в странах Арабского Востока в Средние века
Включить эффекты
1 из 24
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Особенности политических представлений в странах Арабского Востока в Средние века

Содержание

  • Презентация: Особенности политических представлений в странах Арабского Востока в Средние века
    Слайд 1

    Особенности политических представлений в странах Арабского Востока в Средние века

  • Слайд 2

    В начале VII в. население Аравии переживало смену эпох. Распадались древние государства, родоплеменной строй постепенно сменялся феодальным. Традиционные племенные культуры теряли значение под натиском идей монотеистических религий. В этих исторических условиях складывалась новая мировая религия – ислам.

  • Слайд 3

    Ислам - самая молодая и вторая по численности приверженцев, после христианства, мировая монотеистическая авраамическаярелигия. Ислам возник в начале VII века в Западной Аравии. Язык богослужения - арабский. Приверженцев ислама называют мусульманами.

  • Слайд 4

    Арабский халифат в конце VIII – начале IX вв.

  • Слайд 5

    Мухаммед - арабский религиозный и политический деятель, проповедник единобожия и центральная фигура ислама. Согласно исламскому вероучению последний пророк и посланник Аллаха.

  • Слайд 6

    Священная книга - Коран. Второй важнейший источник исламского вероучения и права - Сунна, представляющая совокупность преданийоб изречениях и деяниях пророка Мухаммеда.

  • Слайд 7

    У мусульман нет иерархически организованного сословия духовенства, но есть "люди религии". К ним относятся проповедники, учителя богословия, теории и практики мусульманского права, кади и муфтии, служители мечетей, руководители общин. "Люди религии« имели громадное влияние, считали своим правом контролировать и направлять политику халифов, султанов, эмиров, других носителей светской власти.

  • Слайд 8

    Течения ислама: Суннизм, шиизм и хариджизм - это три основные конфессии ислама. Всего же в исламе несколько десятков конфессий (существуют еще друзы, зейдиты, ибадиты, суфии и др.). Наиболее распространённая из них – суннизм.

  • Слайд 9

    Различия суннитов и шиитов: - сунниты признают исключительно пророка Мухаммеда, шииты равно почитают как Мухаммеда, так и его двоюродного брата Али, - у суннитов власть принадлежит избираемым или назначаемым духовным лицам, а у шиитов представитель высшей власти должен быть исключительно из рода Али, - для суннитов имам - это духовное лицо, которое заведует мечетью. Для шиитов это духовный лидер и потомок пророка Мухаммеда, - сунниты изучают весь текст сунны, а шииты только ту её часть, которая рассказывает о Мухаммеде и членах его семьи, - шииты верят в «скрытого имама».

  • Слайд 10

    В процессе развития мусульманского правоведения (фикх – право и доктрина права) в суннизме сложилось несколько мазхабов (религиозно-правовых школ): - ханбалиты признают источником права только Коран и Сунну, отвергают все логико-рационалистические истолкования догматов веры и права, - ханафиты признают Коран, Сунну, иджму, кияс, т.е. шире других школ допускают рационалистические методы формирования норм фикха-права, - шафииты и маликиты занимают промежуточное положение между названными.

  • Слайд 11

    В разных частях арабского мира действовали разные доктрины, определяющие приемы толкованияправа. Cуннитские богословы решили,что число правовых школ достигло критической точки. Было признано невозможным дальнейшее развитие богословия, права, морали. "Двери иджтихада были закрыты". Это привело к длительному застою в культуре, экономике, науке, праве.

  • Слайд 12

    В отличие от суннитов шиитские богословы-правоведы считают, что "врата иджтихада" всегда открыты. На основании Корана и ахбаров (так называются те хадисы Сунны, которые шииты признают достоверными) шиитские муджтахиды имеют право по запросу общины выносить фетву – предписание по правовому вопросу.

  • Слайд 13

    Фатимидский халифат (909 - 1171)

  • Слайд 14

    Аль-Фараби - философ, математик, учёный Востока. Один из крупнейших представителей средневековой восточной философии, автор комментариев к сочинениям Аристотеля и Платона.

  • Слайд 15

    В трудах Фараби предпринимается попытка изложить проект идеального общества (города-государства). Общества Фараби классифицирует на: - великое (объединение всех людей, народов, населяющих землю), - среднее (общество определенного народа), - малое (объединение людей в отдельные города).

  • Слайд 16

    Фараби пишет о пяти слоях населения в добродетельном государстве: 1) мудрецы и другие достойные лица; 2) "люди религии", поэты, музыканты, писцы; 3) счетоводы, геометры, врачи, астрологи и т.п.; 4) воины – ратники, стражники и т.п.; 5) богатые люди, земледельцы, скотоводы, купцы и т.п.

  • Слайд 17

    Ибн Рушд (Аверроэс) - андалусский философ и учёный. Автор трудов по логике, философии, религиозному праву и политике, переводы его трудов на латынь способствовали популяризации Аристотеля в Европе.

  • Слайд 18

    Аверроэса (Ибн Рошд)в своих трудах обосновал концепцию "двух истин". Согласно этой концепции необходимой для "широкой публики" является религия. Философия доступна лишь ученым. Поэтому существуют две истины - философии и религии.

  • Слайд 19

    Ибн-Хальдун - арабский историк, философ, общественный и государственный деятель. Ему принадлежит идея о создании «справедливого общества» во главе с «правителем-философом».

  • Слайд 20

    Ибн-Хальдун различал общество и государство, стремился выявить их соотношение и закономерности развития. Согласно его концепции, люди создали общество для совместного добывания средств к жизни. Разделение труда – первейший фактор объединения.

  • Слайд 21

    Государство проходит пять этапов: 1) возникновение новой принудительной власти; 2) расправа правителя с теми, кто помог ему прийти к власти, сосредоточение власти в одних руках; 3) расцвет государства, утверждение порядка; 4) переход к насилию и деспотическим методам для подавления оппозиции; 5) упадок и гибель государства.

  • Слайд 22

    Ибн-Хальдун делит государства на три типа: 1) "естественная монархия" - это деспотическое государство, осуществляющее только интересы правителей, опирающееся на силу; 2) "политическая монархия" - государство, которое проводит разумную политику, защищает земные интересы подданных, но остается для подданных "чужой", поскольку не связана с ними общей религией; 3) "халифат" - государство, защищающее веру, поддерживающее земной порядок, мусульманская община со "своим" правителем.

  • Слайд 23

    Доктрины исламских теоретиков значительно отличались от учений западноевропейских мыслителей. В странах ислама более, чем в средневековой Европе, была выражена тесная связь религии и политики по той причине, что действующее право содержалось в Коране. Центральное место заняли вопросы о нравственно-религиозных качествах носителей власти, об их связях с мусульманской общиной или с преемниками Пророка.

  • Слайд 24

    Спасибо за внимание

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке