Презентация на тему "Александр Фёдорович Тур"

Презентация: Александр Фёдорович Тур
1 из 14
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация powerpoint на тему "Александр Фёдорович Тур". Содержит 14 слайдов. Скачать файл 4.35 Мб. Самая большая база качественных презентаций. Смотрите онлайн или скачивайте на компьютер.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    14
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Александр Фёдорович Тур
    Слайд 1

    Александр Фёдорович Тур

    3.09.1894 – 24.07.1974

  • Слайд 2

    Великий человек

    Советский педиатр, доктор медицинских наук, профессор, академик АМН СССР (1952), заслуженный деятель науки РСФСР (1947), заведующий кафедрой госпитальной педиатрии Ленинградского Педиатрического медицинского института. Из потомственных дворян, сын действительного статского советника, профессора, ректора 1-го Педагогического института, заведующего кафедрой физиологии 2-го Ленинградского медицинского института Фёдора Евдокимовича Тура. Участник Первой мировой войны, участник Гражданской войны, житель блокадного Ленинграда.

  • Слайд 3

    Ранние годы.

    Родился в семье ассистента кафедры физиологии Императорского Санкт-Петербургского университета, Фёдора Евдокимовича Тура и его жены Веры Васильевны. Хотя семья давно уже проживала в Санкт-Петербурге, местом рождения Александра стала родина родителей, дом его деда Евдокима Николаевича Тура — крестьянина из небольшого городка Новгород-Северский, что в Черниговской губернии на Украине. Вскоре после рождения А. Тур переехал в Петербург. Детские годы провел на Васильевском острове, где в 1901 г. был определен на подготовительное отделение престижной Ларинской петербургской гимназии. Задолго до этого его отец Фёдор Евдокимович активно участвовал в общественной жизни гимназии. Он был Товарищем председателя общества вспоможения её нуждающимся ученикам. В эти годы он оказался близко знаком с врачом гимназии — известным петербургским педиатром Д. А. Соколовым. Тот нередко бывал в доме Туров, и как позже сам свидетельствовал Александр Фёдорович, это знакомство оказало существенное влияние на выбор им своей будущей профессии.

  • Слайд 4

    Годы учебы в Императорской военно-медицинской академии. Первая мировая и Гражданская войны

    Окончив гимназию с золотой медалью, в 1911 г. А. Ф. Тур поступил в Императорскую военно-медицинскую академию. Среди учителей Александра Федоровича были такие выдающиеся деятели отечественной медицины, как И. П. Павлов, А. А. Максимов, Н. П. Кравков, В. Н. Шевкуненко. Через год после начала Первой мировой войны, летом 1915 г. в звании зауряд-врача А. Ф. Тур вместе с другими слушателями академии оказался в Действующей армии. Врачом госпиталя Новогеоргиевской крепости, что в 30 км от Варшавы, он был направлен под начало Н. М. Филончикова. Вместе с товарищами А. Ф. Тур выполнял свой долг врача, но далеко не всех раненых удавалось вернуть в строй. В ночь с 19 на 20 августа был подписан акт о сдаче крепости немецкому командованию, которое придавало этой победе настолько большое значение, что при сдаче крепости присутствовал кайзер Вильгельм II. По условиям акта о капитуляции весь гарнизон был пленен. Все без разбору, офицеры и солдаты были погружены в эшелоны и перевезены в лагерь Тухоля. Врачи госпиталя разделили участь защитников крепости. Находясь в плену они продолжали оказывать помощь раненым и больным. В лагере не раз вспыхивали эпидемии, бороться с которыми при полном отсутствии лекарств было очень трудно. Смертность среди заболевших пленных солдат была чрезвычайно высокой.

  • Слайд 5

    А. Ф. Тур (3-й слева) в Действующей армии. Крепость Новогеоргиевск, 1915 г. В плену, который продолжался более двух с половиной лет, А. Ф. Тур узнал о том что на Родине в феврале 1917 г. отрекся от престола император Николай II, а в октябре случилась пролетарская революция. Только после марта 1918 г., когда новое Советское правительство заключило с Германией Брестский мирный договор, военнопленных стали постепенно освобождать. Многие офицеры отправились в Добровольческую армию белых. У А. Ф. Тура выбора не было. Он вернулся в Петроград где оставались родители и брат с сестрой. В отличие от подавляющего большинства других военно-учебных заведений царской России, Военно-медицинская академия не была закрыта новой властью и продолжала свою работу. Осталось на месте и подавляющее число прежних преподавателей и профессоров. Это позволило А. Ф Туру продолжить прерванную учёбу.

  • Слайд 6

    Советско-польская война.

    Уже на следующий год А. Ф. Туру, как прослушавшему полный курс медицинских наук и выдержавшему установленные испытания, был присвоено звание врача (лекаря). Набранные баллы, позволили Туру участвовать в конкурсе «для оставления в академии с целью подготовки к научной деятельности». Он выбрал кафедру детских болезней профессора А. Н. Шкарина, с которым его связывали интересы ещё с младших курсов учебы в академии. Часто бывая в клинике детских болезней, А. Ф. Тур увлекся и научными интересами профессора. Конкурс А. Ф. Тур прошёл весьма успешно и получил положительное решение комиссии, но в стране шла Гражданская война, и распоряжением Главного военно-санитарного управления РККА он был направлен врачом в Действующую армию. В рядах 11-й стрелковой дивизии Александр Федорович оказывал помощь раненым во время боёв против Юденича, затем в Польском походе, где дивизия действовала в составе 15-й армии. После того, как 15-я армия на подступах к Варшаве была разбита, А. Ф. Тур оказался в окружении и с разрозненными частями своей дивизии с боями отступал в Белоруссию. После окончания войны дивизия была расквартирована в Петрограде, где в марте 1921 г. участвовала в подавлении Кронштадтского мятежа. Во время этой братоубийственной бойни было особенно много раненых как среди атакующих, так и среди обороняющихся солдат и матросов. После этих событий, в мае 1921 года старшему врачу подвижного батальона 11-й стрелковой дивизии, военврачу 3-го ранга А. Ф. Туру было дозволено вернуться в Военно-медицинскую академию.

  • Слайд 7

    Начало научной деятельности.

    Маслов, Михаил Степанович Возвращению А. Ф. Тура в академию предшествовало драматическое событие. Годом ранее, 12 августа 1920 г. вследствие автомобильной аварии в больнице скончался профессор А. Н. Шкарин. Выборы нового профессора, начальника кафедры состоялись лишь 28 мая 1921 г., то есть через несколько дней после прихода туда Александра Фёдоровича. С этого дня и на следующие 40 лет руководителем кафедры стал 36-летний профессор Михаил Степанович Маслов, с которым судьба связала А. Ф. Тура на всю последующую жизнь.

  • Слайд 8

    Клиники детских болезней ВМА.

    В сентябре 1921 г. А. Ф. Тур был назначен ординатором детской клиники, а с февраля следующего года — младшим преподавателем кафедры. В сентябре он был переведен на должность младшего ассистента с тем, чтобы с 1923 г. занять должность ассистента кафедры детских болезней. К сожалению, в том же 1923 г. А. Ф. Тур вновь был возвращен на службу в РККА. На этот раз он был назначен на должность старшего врача 20-го отдельного железнодорожного батальона, который только недавно был переформирован из Кронштадтской отдельной крепостной железнодорожной роты. На этот раз служба в условиях мирного времени продолжалась всего 1 год, и в 1924 г. Александр Фёдорович вернулся к своим обязанностям ассистента. В том же 1924 г. он защитил диссертацию «Протеинотерапия и её влияние на организм ребенка» на степень доктора медицины (в 1935 г. утвержден в ученой степени доктора медицинских наук, учрежденной постановлением СНК СССР от 13.01.1934 г.). В последующие несколько лет, работая на кафедре и одновременно в период с 1924 по 1930 гг., в Институте по изучению мозга и психической деятельности, А. Ф. Тур опубликовал 21 научную работу, в которых представил результаты своих исследований. В контексте научного направления кафедры в его трудах, которые всегда имели клиническую направленность, большое внимание уделялось лабораторным исследованиям. В эти годы А. Ф. Тур активно занимался изучением активности некоторых ферментов, холестерина крови и мочи у здоровых детей и при аномалиях конституции, анемиях, диспепсиях и т. д. В 1928 г. в соавторстве с М. С. Масловым он опубликовал свою первую монографию «Расстройства питания и пищеварения у детей грудного возраста».

  • Слайд 9

    В январе 1925 г. в Ленинграде на базе бывшей 2-й Городской детской больницы «В память священного коронования Их Императорских Величеств» был открыт научно-практический институт Охраны материнства и младенчества им. Клары Цеткин (ОММ). М. С. Маслов, ставший вскоре заместителем директора этого института, пригласил А. Ф. Тура на должность научного сотрудника и заведующего биохимической лабораторией. Оставаясь ассистентом кафедры детских болезней ВМА, 15 июля 1925 г. Александр Фёдорович приступил к своим новым обязанностям. В 1928 г. в институте ОММ был открыт факультет усовершенствования врачей. Это факт стал толчком к образованию кафедр. Одной из первых появилась кафедра физиологии, гигиены и диететики раннего детского возраста. Вначале её возглавил М. С. Маслов, а с 1930 г., после присвоения профессорского звания, — А. Ф. Тур. Коллектив кафедры, которая вскоре была переименована в кафедру пропедевтики детских болезней, оказался небольшим — всего 5 преподавателей. Базой её стало физиологическое отделение на 50 коек. С этого момента Александр Фёдорович оставил кафедру детских болезней ВМА и полностью сконцентрировался на работе в институте ОММ. В научном плане это было весьма плодотворное время. Фактически именно в 30-е годы полностью обозначились основные научные интересы А. Ф. Тура. «Практическая гематология детского возраста» (1931), «Справочник по диететике раннего детского возраста» (1935), «Физиология и патология периода новорожденности» (1936), «Гимнастика ребенка раннего возраста» (1937), «Пропедевтика детского возраста» (1940). В 1935 г. институт ОММ был преобразован в учебный и получил название Ленинградский педиатрический медицинский институт (ЛПМИ). С этого момента впервые в мире началась подготовка детских врачей в рамках первичного педиатрического образования. Через 4 года, в 1939 г. кафедра пропедевтики детских болезней А. Ф. Тура со всем своим коллективом была преобразована в кафедру госпитальной педиатрии. Главной же заботой Александра Фёдоровича всегда оставался ЛПМИ, где на этапе становления педиатрического образования приходилось особенно много времени уделять вопросам методики преподавания сначала пропедевтического курса, затем госпитального. Но все это внезапно было прервано начавшейся Великой Отечественной войной.

  • Слайд 10

    Блокада Ленинграда.

    С началом войны в ЛПМИ уже в июне 1941 г. были мобилизованы в Действующую армию 129 врачей и 150 медицинских сестер. Ещё несколько десятков сотрудников пополнили ряды 5-й дивизии народного ополчения.[8]. В этих условиях институт ни на один день не прекращал своей деятельности. Все 900 дней блокады, зимой и летом дважды в день преодолевая путь в 2,5 км от дома № 104 на Большом пр. П. С. до Литовской ул., где находился институт, Александр Фёдорович продолжал руководить своей кафедрой, занимался лечебной и научной работой. ЛПМИ оказался единственным ВУЗом Ленинграда, который продолжал учить студентов даже в кольце блокады, лишь на короткое время в зиму 1941—1942 г. прервав учебный процесс. Уже в 1942 г. был объявлен очередной набор студентов. Война и блокада Ленинграда существенно скорректировали научную направленность деятельности кафедры. В условиях тотального голода главными стали вопросы дистрофии детей, острых кишечных заболеваний, авитаминозов. Большое внимание сотрудники кафедры уделяли разработке рецептур смесей для вскармливания грудничков и детей раннего возраста. Институт взял на себя разработку режима питания детей, введения новых блюд из различных заменителей и веществ, ранее не применявшихся для детского питания (из сои, восстановленного растительного масла из олифы, дрожжевой суп и др.). В июле 1942 г. вместе с ректором ЛПМИ Ю. А. Менделевой А. Ф. Тур возглавил Совет детского питания. Итоги работы ленинградских педиатров за годы блокады А. Ф. Тур обобщил в двух сборниках: «Вопросы педиатрии в годы блокады Ленинграда»

  • Слайд 11

    Член Академии медицинских наук СССР.

    Вскоре после окончания войны, в том же 1945 году А. Ф. Тур был избран членом-корреспондентом Академии медицинских наук СССР, а уже в 1952 г. — академиком. Он продолжал возглавлять кафедру госпитальной педиатрии ещё почти 30 лет. Пожалуй, это был самый стабильный и наиболее плодотворный в научном и педагогическом плане период. Кафедра госпитальной педиатрии непрерывно наращивала свою мощь как за счет количественного прироста числа сотрудников, так и благодаря качественному состава преподавателей и научных сотрудников академической группы. Преподавание велось на двух самых старших курсах института: цикл госпитальной педиатрии для студентов 5-го курса и субординатура у шестикурсников. Все это требовало огромной методической работы. Одновременно, Александр Фёдорович постоянно увеличивал объём научных исследований на кафедре. Прежде всего это касалось таких направлений, как детская гематология, неонатология, диететика раннего возраста, эндокринология. Благодаря деятельности А. Ф. Тура педиатрия как наука получила четкую физиологическую направленность. Занимаясь вопросами вскармливания А. Ф. Тур не мог пройти мимо проблем развития детей и методов его контроля. Одним из первых он обратил внимание на диссоциации возрастного развития и стал настаивать на необходимости раздельного определения возраста календарного, возраста психоневрологического и моторного развития ребенка.

  • Слайд 12

    Научная деятельность.

    Общая направленность научных исследований на кафедре стала определяющей при создании первых специализированных служб в детском здравоохранении. Благодаря деятельности А. Ф. Тура в 60-70 годы в Ленинграде оформились такие самостоятельные направления в педиатрии, как гематология, эндокринология и неонатология. физиологические особенности и воспитание здоровых детей; диететика здорового и больного ребенка; гематология здорового и больного ребенка; физиология и патология, выхаживание новорожденных и недоношенных детей; алиментарная дистрофия у детей Ленинграда в годы блокады; рахит и его профилактика; детская эндокринология;

  • Слайд 13

    На протяжении всей своей жизни ученого и педагога, главным для Александра Фёдоровича всегда оставался конкретный маленький пациент. Так было, когда он впервые переступил порог детской клиники ВМА, так было в годы блокады Ленинграда, так оставалось на протяжении всех послевоенных лет его жизни. Ежедневные обходы больных с врачами базовых клиник кафедры составляли главную заботу профессора А. Ф. Тура. Прежде всего именно здесь, у постели больного ребенка, а не в лабораториях и библиотеках, где у каждого был свой комплекс научных интересов, формировался тот коллектив единомышленников, который получил название «Школа академика Тура». Как было заведено с давних пор, 1 сентября 1974 г. Александр Фёдорович готовился открыть очередной учебный год вступительной лекцией по курсу госпитальной педиатрии для вновь пришедших пятикурсников. Впервые за 39 лет этого не случилось, и лекцию, посвященную памяти своего Учителя в этот день прочитал один из его ближайших учеников доцент Олег Феодосьевич Тарасов. Александр Федорович Тур скоропостижно скончался 24 июля 1974 г., находясь на отдыхе на черноморском побережье Кавказа. Тело академика было доставлено в Ленинград и похоронено на Серафимовском кладбище.

  • Слайд 14

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке