Презентация на тему "Аптечное дело в Средние века"

Презентация: Аптечное дело в Средние века
1 из 35
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Аптечное дело в Средние века", включающую в себя 35 слайдов. Скачать файл презентации 2.53 Мб. Большой выбор powerpoint презентаций

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    35
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Аптечное дело в Средние века
    Слайд 1

    Аптечное дело в Средние века

    Лекция 7

  • Слайд 2

    Изготовление лекарств в Античности и раннем Средневековье

    Вплоть до Х века изготовление лекарств оставалось обязанностью врача. Он приобретал лекарственное сырье, производил его первичную обработку, изготавливал лекарство и давал его больному. Стоимость лекарства учитывалась в гонораре врача. Поскольку сырьё было широко распространённым, а технология приготовления лекарства – достаточно несложной, такая практика вполне удовлетворяла и врача и пациента. Иногда врач перепоручал изготовление лекарства своим помощникам (ученикам).

  • Слайд 3

    Специализация в изготовлении лекарств

    Получая различное по качеству сырьё, врач не мог быть уверен, что изготавливаемое лекарство будет действовать так же, как и то, которое описано в том или ином медицинском труде. Всё это вызывало необходимость перехода к новому типу описания растений – к кодификации лекарственных средств. Кодификация лекарств – создание универсальных справочников с унифицированными (приведенными к единому стандарту) списками лекарств, которыми могли пользоваться врачи и аптекари.

  • Слайд 4

    Рецептурный принцип в Античности и раннем Средневековье

    Преобладают два основных направления: Фармакогнозическое – описание лекарственных растений и некоторых других видов сырья; Рецептурное – фиксирование состава лекарственного средства, довольно редко – технологии приготовления и соотношения ингредиентов.

  • Слайд 5

    Фармакогнозия

    «Compositionnesmedicamentorum» Скрибония Ларга – 43-48 гг.;«Perihylesiatrikes/De MateriaMedica» ПеданияДиоскорида – около 60 г.,«Historia plantarum», «De causis plantarum»Теофраста ; Средневековые травники: ВалафридСтрабон «Horticulus», Одо из Мена «De Herbis», «Herbarium», «Hortussanitatis»;

  • Слайд 6

    Основное предназначение этих трудов – дать описание растений и их свойств для их поиска и сбора в природных условиях и для плантационного выращивания. Классификация растений – по принципу «благородства», по внешнему сходству, по сигнатурам. С научной точки зрения, самый важный признак – переход к иллюстрированию книги; интересен тот факт, что в печатных сборниках качество иллюстрации было ниже.

  • Слайд 7

    Рецептура

    Гален «De simpliciummedicamentorumtemperamentis et facilitations» "Медицинская книга, посвященная Мансуру" Мухаммеда Закарияар-Рази (Разеса) (865-925 гг.) и "Канон врачебной науки" Абу Али Ибн Сины (Авиценны) (980-1037 гг.). Рецептура Галена прежде всего учитывала различие между простыми и сложными лекарствами, у ар-Рази она сводилась к достаточно глубоким знаниям в области действия ядов и противоядий, а фармакология Ибн Сины стала вершиной качественной фармации античности. В их рецептах главным была не точная дозировка, а следовательно, технология изготовления лекарств, а качественная их классификация.

  • Слайд 8

    Необходимость перехода к кодификации нового типа

    Основной недостаток прежний трактатов – приблизительность рецептуры. Даже там, где указаны единицы измерения (eg. "Мази Зои-царицы", рецепт масла из ромашек: "Цветов ромашки без белых лепестков, сушившихся в течение суток. - 2 унции, масла растительного - 1 италийский секстарий (мера жидких и сыпучих тел - 0,547 литра). Закрыв сосуд редким полотном, вари и испаряй; выставь затем на солнце на 40 дней, после чего, плотно заткнув, убери"), они неоднозначны – в разных странах одни и те же единицы имели разное значение. Но при разделении процессов лечения и изготовления лекарств рецепт должен быть абсолютно точным.

  • Слайд 9

    Салернская медицинская школа

    Большую роль в развитии медицины сыграла медицинская школа в Салерно, позже получившая статус университета. Медики Салернской школы внесли много нового в диагностику болезней, профилактическую медицину, диететику. В школе преподавал ряд выдающихся врачей Средневековья, в том числе и женщин. Но наиболее революционным был вклад салернских медиков в кодификацию лекарств.

  • Слайд 10

    Николай Салернитанский и система аптекарских мер

    Ректор Салернской школы Николай СалернитанскийПрепозит (XII в.) предложил перейти от объемных к весовым соотношениям в рецептах. Исходя из средней величины разовой дозы и рецептуры им была предложена следующая система.

  • Слайд 11

    Новые рецептурные справочники

    Antidotarium Nicolai Salernitani(1140 г.) первый переработанный рецептурный сборник. Включал в свой состав более 100 рецептов. По образцу – последующие антидотарии. Включаются наиболее распространенные и часто применяемые лекарства, даются несколько вариантов ингредиентов, исходя из доступности соответствующих видов сырья. Описания технологии приготовления – неполные, очень приблизительно описание лекарственных форм. Рецептарии – расширен список рецептов, подробно описывается технология и оборудование. Диспенсатории – применялись прежде всего в больницах, отсюда – стремление к максимальной дешевизне сырья и простоте изготовления.

  • Слайд 12

    Выдача рецепта

    «Устный приказ» – до начала XV века: лекарства готовили по устным инструкциям врача, который руководил действиями помощника, (позднее – профессионального аптекаря), или устно давал указание использовать конкретную пропись в том или ином руководстве. Письменный рецепт – сначала в Испании, Италии и Франции, позже – по всей Европе. Применялся при изменении исходной рецептуры или особых требованиях к лекарству.

  • Слайд 13

    Сотрудничество врача и аптекаря

    После начала процесса кодификации врач начал сотрудничать с аптекарем на основе возможности контроля друг за другом. С врача снималась необходимость лично контролировать процесс изготовления лекарства, подбирать лекарственные формы, заботиться о качестве сырья. С аптекаря снималась ответственность за неправильный состав лекарственного средства. Кроме того, кодификация позволила контролировать и стоимость производства лекарства.

  • Слайд 14

    Регламентация аптечного дела

    Регламентация – совокупность норм, правил, стандартов и процедур, ограничивающих и определяющих формы деятельности в обществах с развитым разделением труда. В аптечном деле регламентация прежде всего связана с необходимостью четкого разграничения компетенции между врачами и аптекарями, а также настоятельной необходимостью контроля аптечной деятельности с целью избавления от шарлатанских, нередко опасных снадобий.

  • Слайд 15

    Городские аптеки: начало регламентации

    Специализированные аптечные лавки соперничали, с одной стороны, с массой наводнивших Западную Европу торговцев лекарственными товарами и водками, а также с шарлатанами, торговавших поддельными "териаками", поддельными "корнями мандрагоры" или другими магическими средствами. Поле деятельности купцов-аптекарей значительно расширилось. Они стремились закрепить свой статус специалистов в этой области. Кроме того, необходимо было разграничить сферу ответственности аптекаря и врача.

  • Слайд 16

    Типы аптек

    К середине XII века в Европе существовали следующие типы аптек: Монастырские; Придворные; Госпитальные; Городские. Условия их открытия, функционирования, требования к квалификации работников существенно различались.

  • Слайд 17

    Первые аптекарские статуты

    Первые шаги по регламентации аптечной деятельности осуществлялись на фоне развития городов. Происходил важный процесс формирования правовых отношений, выводимых из под произвола феодалов. Из-за развития нового права и стало происходить упорядочение актов, регламентирующих взаимоотношения фармацевтов и врачей. Первым таким регламентом был так называемый "Арльский статут" или "StatutasivelegesmunicipalesArelensis", изданный городскими властями южнофранцузского города Арля в 1170 г. Он впервые определял обязанности аптекаря и врача, запрещая совмещение этих профессий. Подобные городские постановления до конца XII века были приняты в большинстве крупных торговых городов юга Франции и севера Италии. Они запрещали врачу содержать аптеку и торговать лекарствами, а аптекарю – консультировать больных.

  • Слайд 18

    Государственное регламентирование

    Около 1140 г. появились "Священные Конституции" Королевства Обеих Сицилии - государства, расположенного на территории современной Италии. Они были дополнены императором Фридрихом IIГогенштауфеном в 1231-1244 гг. Применительно к регулированию деятельности аптекарей и врачей эти дополнения стали известны как "Статут Фридриха II". Исполнение статута было обязательно на всей территории Королевства Обеих Сицилии, а потом распространено и на всю территорию Священной Римской империи.

  • Слайд 19

    Статут Фридриха II

    В Статут входил ряд параграфов, прямо относящихся к деятельности аптек. Например: Параграф 47 - "О сиропах и повидлах". Параграф 44 - "О тех, которые хотят совершать искусство лечения", Параграф 45 - "О запрещении лечения врачом без письменных свидетельств профессоров" были включены в статуты уже при короле РожереII в 1140 г., зато Параграф 46 — "О лекарях", регламентирующий и деятельность аптекарей, был среди дополнений Фридриха II к "Конституциям".

  • Слайд 20

    Вот установленные правила "для аптек и аптекарей": Врач не может иметь собственной аптеки, он не может входить в сговор с аптекарями. Врач должен дополнительно присягать, что в случае, если ему станет известно о приготовлении каким-либо аптекарем плохих лекарств, то он обязан донести об этом Императорскому Двору. Никто другой, кроме соответственно образованных и имеющих цесарское разрешение лекарей, не может лечить, тем самым тоже нельзя делать и аптекарям. Аптеки не могут быть везде, но только в особых местах (давался перечень этих городов).

  • Слайд 21

    Аптекари, желающие приготовлять лекарства, обязаны дать присягу, что будут добросовестно приготовлять их "по требованиям искусства и в соответственном к выгоде людей качестве". В каждом районе Королевства назначались 2 доверенных люстратора (viricircumspecti), присягавших и апробированных перед профессорами в Салерно, имена которых должны были быть сообщены Императорскому Двору. В их обязанности входило удостоверяться, что повидла, сиропы и другие лекарства приготовляются по прописям. Только после такого удостоверения лекарства могли быть переданы для продажи.

  • Слайд 22

    Ежели аптекари будут поступать вопреки присяге, то все их движимое имущество подлежит конфискации. Аптекари могут приготавливать лекарства за собственный счет. Означен также однократный заработок аптекаря за препараты, хранимые в аптеке год, и двойной – за средства, хранимые в аптеке дольше. Первая сумма равнялась гонорару врача за дневной визит к больному в границах города. Для аптекаря не было обязательным высшее образование, но специальную подготовку и её профессиональное удостоверение они должны были получать. Аптекари имели защиту закона и ряд привилегий.

  • Слайд 23

    Общегосударственные и городские регламенты

    Государственные регламенты в основном касались общих принципов работы аптеки и не допускали появления наиболее серьёзных нарушений. Для более детальной регламентации существовали городские регламенты, на основе которых создавались документы, лицензирующие аптечную деятельность. Городскими властями заключался договор с аптекарем, который мог быть: Коллективным (с аптекарским цехом); Персональным.

  • Слайд 24

    Городские регламенты

    Основной линией регламентации деятельности аптекарей оставались документы, принимаемые с участием городских властей. Так в Базеле в 1271-1322 гг. аптекари принимали специальную клятву "от имени бургомистра и по повелению Церковного Совета", в которой обязывались соблюдать следующие правила организации аптеки:

  • Слайд 25

    Базельский регламент

    "Тот, кто владеет аптекой в городе Базеле, окрестностях города Базеля должен соблюдать правила организации аптеки, содержать её в чистоте и полном порядке и иметь в своем распоряжении все необходимые для врачевания средства, но готовить их не на глазах больных и посторонних, использовать для приготовления воды, вносимой в лекарственные средства, только серебряную посуду. Владелец аптеки должен готовить лекарственные препараты только своими собственными руками, не перепоручая это никому. Мы пришли к единодушному мнению, что нельзя допускать женщину в аптеку, и аптеку следует закрывать, когда аптекарь отправляется в путешествие, чтобы получить необходимые знания для совершенствования своего искусства. Никогда аптекарь не изготовит в своей аптеке снадобья против здоровья человека. А невостребованные лекарства не хранит, и не передает никому, а уничтожает. Если аптекарь не знает какое лекарство и как приготовить для больного, он должен передать больного другому аптекарю, который знает. Врач и аптекарь должны быть как одно целое и не действовать один против другого. К работе в аптеке допускается только давший клятву, не мыслящий приготовить для кого-либо яд и заручившийся рекомендациями двух граждан города Базеля, которые его хорошо знают и могут поручиться за него".

  • Слайд 26

    Требования к аптекарю и его ответственность

    Таким образом, в XIII-XIV веках были сформулированы общие требования к аптекарю. Он должен: Пройти специальную подготовку; Сдать экзамен и получить лицензию на право работы; Обладать высокими моральными достоинствами; Принести присягу при вступлении в должность; Нести ответственность (материальную) за нарушение регламента.

  • Слайд 27

    Ограничения на профессию

    В результате профессия аптекаря оказалась недоступной для определенных слоев общества. Не обладающих определенным капиталом; Не принадлежащих к религиозному большинству; Не имеющих образования; Приезжих, не имеющих прочных связей в обществе.

  • Слайд 28

    Цеховые организации аптекарей

    Цеховая принадлежность аптекарей была отмечена уже в ХIII-ХIV вв. Однако аптекари в этих цехах были объединены с представителями других ремесленных объединений: красильщиками, гончарами, золотых дел мастерами и т.п. Иногда образовывались и цеховые объединения аптекарей и врачей. Цех защищал своих членов, оказывал им помощь, боролся за привилегии. Но одновременно он накладывал на них ограничения: регулировал ценовую политику, объемы и качество выпускаемой продукции, формировал образовательную политику.

  • Слайд 29

    Обучение аптекарей

    Аптекарь брал себе ученика для обучения практике аптекарской профессии. Отбор учеников был достаточно строг: они должны были иметь спокойный характер, быть проворными в труде, добросовестными и иметь безупречное прошлое. Существовали и возрастные требования: стать учеником можно было по достижении 14 лет, верхним пределом было 17-18 лет в Германии, 22 года в Монпелье, 25 лет в Париже. В аптеке мог обучаться один, в крайнем случае – два ученика.

  • Слайд 30

    Практически все время ученика, кроме перерывов на еду и сна, было занято. Ученик фактически не имел права покидать аптеку, и лишь по воскресеньям и по праздникам вместе с семьей аптекаря посещал церковь. Аптекарскую науку ученик постигал выполняя всю самую трудную работу по приготовлению лекарств. Он размельчал растительное сырье – травы, коренья, кору и древесину, – в мельницах или в ступе, готовил декокты и настои и т.д.

  • Слайд 31

    После определенного, достаточно длительного (от двух до семи лет) обучения ученика допускали к экзамену перед специальной комиссией, состоящей из мастеров аптекарского цеха. При успешной сдаче экзамена он получал звание "Помощник аптекаря". Затем, после прохождения практики со специально оговоренным сроком, он сдавал новый экзамен и получал звание "Мастера" (Magister).

  • Слайд 32

    На первом этапе ученик был должен освоить практические дисциплины: методы хранения и обработки сырья, использование оборудования, изучить рецептурные справочники. Но к изготовлению лекарств его не допускали. Помощник аптекаря учился изготавливать лекарства под наблюдением мастера. Самостоятельная работа ему не разрешалась. Только сдав экзамен, он получал право изготавливать лекарства на продажу.

  • Слайд 33

    Звания мастера было недостаточно для получения права управления аптекой. Здесь в действие вступали установления, призванные контролировать аптечную деятельность. Контроль за ней сохраняли университеты в лице профессоров соответствующих медицинских школ. Экзамен для получения лицензии на управление аптекой мастер-аптекарь вынужден был сдавать перед комиссией, состоящий из таких профессоров. Эта ступень контроля за аптекарской деятельностью мотивировалась тем, что высшие знания в области фармации являются таким же "искусством", как знания медицинские.

  • Слайд 34

    Экзамен назначали на весенне-летний период (от Пасхи до Дня Всех Святых, т.е. с марта-апреля по октябрь), чтобы кандидат мог показать знание растений на практике. Кандидат выполнял также специальную пробную работу по приготовлению конкретных лекарств - простых и составных, от одного до девяти препаратов по назначению комиссии. В ряде случаев требовалась письменная работа. В состав комиссий обычно в университетских городах входили профессор или декан медицинского факультета, тогда как в состав комиссий провинциальных городов входили обычно дипломированный врач, один или два аптекаря и городские чиновники. После успешной сдачи всех экзаменов будущий аптекарь получал диплом и давал торжественную присягу в присутствии местных властей.

  • Слайд 35

    Борьба аптекарей за академические привилегии

    Попытки так или иначе включиться в систему получения "академического" образования, приобщившись таким образом к университетским привилегиям, которые имели характер привилегий сословных и профессиональных, происходили уже в XV-XVI вв. Не в последнюю очередь это было связано с попытками получить особый статус в системе образования, т.к. университетский путь для этого был закрыт. Сначала они носили характер борьбы за получение "магистерской мантии" (талара – от лат. слова talarium– длиннополая одежда) для аптекарей, завершивших свое образование. Эти требования подкреплялись определенными аргументами. Так ученик помимо изучения всего комплекса аптекарского "искусства" – теории и практики, – должен был безупречно владеть латинским языком.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке