Презентация на тему "белорусы"

Презентация: белорусы
Включить эффекты
1 из 20
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "белорусы", включающую в себя 20 слайдов. Скачать файл презентации 2.88 Мб. Большой выбор powerpoint презентаций

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    20
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: белорусы
    Слайд 1

    белорусы

    учитель начальной школы МОУ «Октябрьская СОШ» Устинова Т. В.

  • Слайд 2

    В России проживает более 800 тысяч белорусов. Однако реально, их численность превышает 2 миллиона человек. История переселения белорусов в Россию, особенно в Сибирь, вызывает большой интерес у историков и этнографов. Велика была волна переселенцев из Беларуси в Россию в конце XIX - начале XX века.Белорусы тогда основывали целые поселки и деревни, существующие и поныне. Новосибирская, Иркутская, Амурская области, Хабаровский край, Республика Башкортостан - регионы, в которых больше всего мест компактного проживания белорусов. В Москве (60 тысяч человек) и Санкт-Петербурге (55 тысяч человек).  Именно в деревнях до настоящего времени сохранились традиционные элементы белорусской культуры: оформление домов, изготовление одежды, рецепты приготовления пищи, песни. Подчас в самой Беларуси они уже утеряны, а в России, к счастью, сохранились.

  • Слайд 3

    характер

    Белорусы компромиссные Беларусь находится в самом центре Европы, эта особенность сыграла с белорусами злую шутку во времена средневековья.  Соседние страны часто воевали друг с другом, и в это время Беларусь превращалась для них в «перевалочный пункт». Но вместо того, чтобы воевать с непрошенными гостями, белорусы умудрялись добиться мира малыми жертвами. Спустя столетия все это трансформировалось в национальную черту: белорус способен договориться с кем угодно и о чем угодно. Не зря государственный гимн начинается со слов: «Мы, белорусы — мирные люди».

  • Слайд 4

    Белорусы изобретательны Голь на выдумки хитра! И там, где русский или украинец пройдет мимо, белорус обязательно найдет что-то полезное. Именно белорусы придумали Viber и WorldofTanks, а также догадались, как можно приготовить кисель из картофеля. Белорусы радушные Одна из характерных особенностей белорусов— бесконечная доброта. Белорус накроет вам стол (даже если не имеет денег), всегда поможет за «спасибо» (хотя и не откажется от помощи в ответ) и готов «отдать последнюю рубашку», если очень попросить.

  • Слайд 5

    Белорусы толерантны Не важно, какого цвета ваша кожа, в какого бога вы верите и откуда приехали.  Вас примут таким, какой вы есть. Белоруса студента можно легко встретить в веселой компании с афроамериканцем и азиатом, а церковь, костел и синагога могут мирно стоять на одной площади (как, например, в Гродно). Белорусы трудолюбивы Белорусы — самый трудолюбивый народ в СНГ. Это не удивительно, поскольку с детства у юных белорусов культивируют ответственность и аккуратность к своему делу. Белорусы, в целом, не склонны к лени и желанию получить как можно больше, не прилагая при этом усилий.

  • Слайд 6

    Белорусы религиозны В целом, такое качество, как проявление нетерпимости к вероисповеданию, не свойственно для большинства белорусов. По этой причине не стоит спорить с белорусом о его вере, ведь в силу своего характера они не склонны к фанатичности, и предпочитают не обсуждать чужие религиозные взгляды. Белорусы верны традициям Белорусский народ всегда остается верным высоким нравственным ценностям и добрым традициям. Коляды, Радоница, Купалле, Дожинки и многое другое! Все это уникальные белорусские праздники, которые белорусы пронесли сквозь столетия в 21-й век.

  • Слайд 7

    Национальная одеждаЧто же такого особенного в белорусском национальном костюме? Чем отличается от соседей – русского, украинского, польского костюмов?

    Главным цветом одежды белорусов был белый. Существует легенда, что именно за это они и получили свое название. Этнограф XIX века Павел Шейн писал о белорусах : «…Где соберется люд, там стоит сплошная белая стена». Одежду шили в основном из отбеленного льна.  Это не говорит о том, что белорусы не умели окрашивать ткани. Есть сведения, что еще XVII веке крестьяне красили ткани в синие, фиолетовые и даже пурпурные цвета. Однако, самым любимым цветом оставался белый.

  • Слайд 8

    Женский костюм

    Женские рубахи были длинные и шились изо льна. Их обязательно украшала вышивка. На рубаху надевалась юбка. Юбки могли быть разными: летом – изо льна («летник»), осенью и зимой – из сукна («андарак»), а также особые для взрослых женщин – понева. Поверх юбки надевали фартук, на рубаху – безрукавку. И подпоясывались. Голову обязательно украшал головной убор, который нес информацию о семейном статусе женщины. Дополняли образ бусами, лентами и другими украшениями. Безрукавка была элементом праздничной одежды. Делали ее обязательно на подкладке, и называли «гарсетом». Девушки украшали волосы лентами и венками. Замужние женщины обязаны были прятать волосы. Чаще всего белоруски носили «намитку» или платок. Чтобы надеть намитку, нужно было собрать волосы в пучок на макушке и накрутить их на каркасное кольцо. Затем надевали специальный чепчик, а на него – отбеленное льняное полотно. Длина его была в среднем 4-6 м, а ширина 30-60 см. Свадебную намитку хранили всю жизнь и вновь одевали только на похоронах. Из обуви крестьянки носили лапти или постолы. Постолы – это особые сандалии, которые делали из сырой кожи. Сапоги или башмаки обували только по праздникам. Часто на всю семью это была лишь одна пара. Изготавливали такую обувь у сапожников на заказ, а поэтому стоило это очень дорого.

  • Слайд 9

    Мужской костюм

    Основу мужского костюма также составляла рубаха, которая вышивалась по вороту и внизу. Далее одевались штаны и безрукавка. Из аксессуаров – пояс и головной убор. Штаны на белорусских землях назывались «ноговицами» или «портками». Летние штаны шили изо льна, зимние – из сукна. Кстати, из-за этого зимние ноговицы называли «суконники». Внизу ноговицы, как правило, оборачивали онучами и обували лапти или постолы. Рубахи носили навыпуск. Мужские безрукавки назывались «камизелька». Делали их из сукна. Головных уборов существовало огромное множество. В холодное время года носили «магерку» из валяной шерсти, летом надевали «брыль» - соломенную шляпу с полями. Карманов, как в мужской, так и женской одежде не было. Вместо них использовали небольшие сумки, которые носили через плечо или подвешивали на пояс.Выборобуви был примерно такой же, как и у женщин. Летом – лапти, осенью и весной – постолы, зимой валенки. Дети до 6-7 лет без разницы на пол, девочки и мальчики, носили обычную полотняную рубаху до пят, которая стягивалась поясом на талии. Первые штанишки мальчику одевали в 7-8 лет, первые юбки девочки примеряли в 7-8.

  • Слайд 10

    Традиционное жилище

    Традиционное жилище белорусов – срубная изба из сосновых, реже еловых бревен – хата. Раньше она состояла из трех помещений: собственно хаты (жилой комнаты), сеней и кладовой. В хате находилась печь, от нее по диагонали – красный угол, который считался самым почетным. Там стоял стол, висели иконы, вдоль стен укреплялись неподвижные лавки. 

  • Слайд 11

    Занятия

    Традиционные занятия белорусов — земледелие, животноводство, а также пчеловодство, собирательство. Они выращивали озимую рожь, пшеницу, гречиху, ячмень, горох, лён, просо, коноплю, картофель. Вогородах сажали капусту, свёклу, огурцы, лук, чеснок, редьку, мак, морковь. В  садах — яблони, груши, вишни, сливы, ягодные кустарники (крыжовник, смородину, ежевику, малину и др.). В животноводстве большую роль играло свиноводство. Разводили также крупный рогатый скот. Повсеместно собирали в лесу ягоды, грибы, заготавливали кленовый и берёзовый соки. В реках и озёрах ловили рыбу. Получили развитие промыслы и ремёсла — изготовление рогож и циновок, земледельческих орудий, обработка кож, овчины, мехов, изготовление обуви, мебели, керамической посуды, бочек и домашней утвари из дерева. Особое значение имело изготовление декоративно-прикладных изделий из текстильного сырья и кожи, изделий с народной вышивкой. Отдельные виды промыслов и ремёсел сохранялись постоянно, но многие исчезли. 

  • Слайд 12

    Национальные блюда Белоруссии

    Ну как не попробовать колдуны с мясом?! В древние времена колдуны готовили из теста на основе муки, яиц, лукового сока и соли. Это считается классический рецепт колдунов. В наше время колдуны чаще готовят на основе картофельного теста. Внешне они немного напоминают драники только толще за счет начинки. Она у колдунов может быть самая разная, например, с мясом и грибами.. Драники это самое популярное национальное блюдо Белоруссии. В состав классических драников входили: картошка дранная, то есть потертая на мелкой терке, соль и сало для жарки. Обратите внимание, что муку, лук и яйца изначально не добавляли. В качестве скрепляющего ингредиента, служил крахмал, содержащийся в картофеле. Драники подают горячими в горшочках или на тарелке со сметаной или различными соусами.

  • Слайд 13

    Еще одно древнее блюдо Белоруссии -Драчена. Напоминает омлет. Но, как и множество белорусских блюд не обошлось без сала. Взбиваем яйца, добавляем муку, молоко. Получившуюся смесь вливаем в сковороду с поджаренным салом. После чего сельские хозяйки отправляли блюдо в печь на 15 минут. На стол Драчену подавали с молоком. Национальное белорусское блюдо на основе картофеля. Бульбу натирают на терке, добавляют жареное сало (шкварки), мясо и лук. После чего солят, перчат, для нежности добавляют сметану и отправляют в духовку. Подают картофельную бабку горячей с молоком или сметаной.

  • Слайд 14

    Праздник прихода весны 1 марта (Гуканиевясны)

    В белорусской языческой традиции существует красивый и светлый праздник, посвященный весне - «Гуканневясны». Перевести название можно, как зазывание весны на землю. Весна могла быть и ранней, и поздней. Поздняя весна приносила голод. Поэтому широко бытовали обряды встречи и зазывания весны. Звонкие, радостные песни разносились повсюду. Девушки собирались на самом высоком месте в деревне, расстилали там солому и, севши, пели весенние песни до поздней ночи: Женщины по-своему встречали весну. Они выпекали из теста фигурки птиц, считая, что таким образом они посодействуют их скорому прилету. Парни раскладывали костер, на котором палили разные старые вещи. К девушкам они присоединялись только поздним вечером, когда начинали вместе водить хороводы. Хороводы, по мнению некоторых фольклористов, представляют собой бесконечный круговорот жизни и вечную молодость. Есть также мнения, что форма хоровода напоминает форму светила. Парни делали качели, на которых молодежь каталась парами, стараясь раскачаться как можно выше, чтобы показать свою силу, умение, ловкость. Дети также должны были покачаться на качелях хотя бы один раз, чтобы быть здоровыми и сильными весь год.

  • Слайд 15

    22 марта - Сороки (Саракi)

    Один из весенних праздников, посвященных встрече Дня весеннего солнцестояния, которое было чуть ли не главным событием в жизни наших предков-славян. На Сороки ждали прилета 40 птичьих стай, и для их встречи женщины пекли из теста фигурки жаворонков – «соракжаваранкаў». Мальчики рано утром босые выбегали во двор и пробовали перекинуть через крышу 40 щепок — верили, что будет успешным поиск птичьих гнезд летом. Вечером парни и девушки собирались на танцы, угощались пивом, сваренным специально для этого дня. Девушки исполняли магические обряды, которые должны были содействовать быстрейшему наступлению теплых весенних дней. Название этого дня пришло к нам из языческой традиции, где такое количество темных сил - число сорок - сковывают землю на протяжении всей зимы. Чтобы победить таинственные силы, девушки утром на Сороки разрывали 40 веревочек или разламывали 40 дощечек. Старшие наблюдали за погодой и исполняли различные обряды, направленные на получение хорошего урожая.

  • Слайд 16

    10 мая – Радуница

    Весенний языческий праздник восточных славян, связанный с культом предков. Отмечают в 1-е воскресенье после Пасхи. Радуница - один из древнейших праздников, когда на могилы прадедов приносят вино и еду, устраивают причитания и игрища. Истоки этого праздника находятся в древних представлениях земледельцев о том, что умершие предки, похороненные в земле, связаны с ее богатством и возможностями и могут повлиять на будущий урожай. В этот день, в празднично украшенном доме, хозяйка готовила кушанья для поминания на кладбище. При этом количество блюд должно было быть нечетным. Все складывалось в большой полотняный платок. Утром шли в церковь, где поминали близких, а после обеда отправлялись на кладбище, каждая семья - к своим могилам. Женщины голосили, мужчины развязывали платок и, достав свяченое яйцо, катали его на могиле со словами «Христос воскрес». Затем молча рассаживались вокруг могилы, где хозяйка на белой скатерти выставляла многочисленные кушанья. Торжественная трапеза начиналась с приглашения покойного. Немного еды и водки оставляли для усопших. Остатки кушанья раздавали нищим, и день оканчивался при корчмах с песнями и плясками.

  • Слайд 17

    7 июля - День Ивана Купала

    В ночь с 20 на 21 июня отмечалось Купалье (Купалле, Ян, Иван). Иван Купала является одним из самых почитаемых праздников у , это - истинно языческий праздник в честь летнего солнцестояния. В это время: колосится на полях пшеница, гречка и просо, расцвели лен и картошка, закончился приплод у животных. Поэтому наши предки в эти дни старались отблагодарить Матушку-Природу за хороший урожай, охоту, удой и отел. Люди совершали жертвоприношения и празднованием Ивана-Купалы показывали единение с природой. Еще с утра девушки и женщины с песнями направлялись в поле, на луг с целью сбора купальских трав. Во время сбора пели. На костер сносились старые вещи-символ вечного обновление. Огонь получали трением. Как символ солнца поднимали на счастье зажженное колесо. Важным моментом были прыжки парней и девушек через костер. Также девушки занимались гаданием: опускали венки в реку и, следя за его движением, делали выводы о своей судьбе. Есть легенда о цветке папоротника, на который нисходит огонь Перуна, и ровно в полночь папоротник зацветает на несколько мгновений огненным цветом, в этот момент надо загадать желание и оно сбудется. В эту ночь растения разговаривают между собой, деревья переходят с места на место, а реки светятся волшебным светом.

  • Слайд 18

    21 июля - Зажинки

    Зажинки — один из древнейших земледельческих праздников. В народе считали, что лето перешагнуло знойный возраст. «Если этот день с теплом да со светом — уберешься загодя со жнитвом, а коли будет дождливым — хлеб в снопе прорастет» (погода будет сырой). Традиционно, начало и конец уборки урожая торжественно отмечались и сельской общиной, и в каждой семье. Жатва подводила итог всему многодневному труду крестьянина. К началу жатвы готовились как к большому празднику. Хозяйка мыла дом, хозяин убирал двор, гумно. Стол застилали белой скатертью. Перед началом жатвы каждая хозяйка или хозяин ходили осматривать свои нивы: поспел ли колос, пора ли жать. На зажинки отправлялись или утром до восхода солнца, или в сумерках. Самую первую сжатую жменю колосьев жнея клала не в сноп, а отдельно на поле вместе с хлебом и сыром. Потом начинали жать первый сноп. Он считался именинным. Обычно его зажинала старшая в семье женщина. Его украшали цветами, несли в дом с песнями и ставили в красный угол под иконы. С него же начинают осенью молотьбу, а соломой кормили больную скотину. Зерна первого снопа считались целебными для людей и птиц. Вечером каждая семья устраивала праздничный ужин, на котором обязательно была еда, принесенная с поля. Пели специальные песни.

  • Слайд 19

    Знаменитые люди

    Александр Чижевский Родился в Гродненской области в 1897 году. Признанный ученый, изучавший биологическое воздействие солнца и вселенной, в том числе соотношение солнечной активности с периодами войн в истории человечества. Софья КовалевскаяПервая в мире женщина-профессор математики происходит из шляхетского белорусского рода. Детство провела в имении Палибино Витебской губернии, а в 18 лет вступила в фиктивный брак, чтобы уехать за границу и заниматься наукой. Труды Ковалевской посвящены математическому анализу, механике, астрономии.

  • Слайд 20

    Виталий ЩербоБелорусский спортсмен (спортивная гимнастика). Чемпион XXV Олимпийских игр (1992, Испания). Бронзовый призер XXVI Олимпийских игр (1996, США). 14-кратный чемпион мира, 10-кратный чемпион Европы. Победитель Игр доброй воли (1990, США). Чемпион Универсиад (1993, 1995). Лучший спортсмен мира за 10-летие (1991–2000). Марк ШагалРодился в 1887 году в Витебске. Самый знаменитый уроженец Беларуси, известный во всем мире как классик авангарда в изобразительном искусстве.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке